Отпустите ёжика!

Вот и моё семнадцатое лето началось. Автобус завернул за скалистую сопку, и поверх деревьев внизу я увидела синюю ленту реки. Не выдержала, пересела поближе, чтобы при спуске по крутой грунтовой дороге, быстрее увидеть родное село. Сердце радостно трепетало, душа давно уже обнималась с родными. Как же я на них наброшусь. К бабушке первой, чтобы прижаться посильнее, ощутить её тепло, руки...Я знаю, она будет плакать, улыбаться, а плечи тихонько трястись, выдавая слезы. Ладошками разглажу её лицо, сотру печаль. Я на все лето приехала! На целых три месяца! Я и папа. Бабушка кинеться к печке, и все кастрюльки будут пыхтеть и побулькивать, как будто приехало человек десять. Но мы тоже голодные. Дед зайдет в дом, громко и строго спросит, где внучка. Налечу, а он как сожмет в крепких руках, чтобы косточки захрустели. Молчу. Знаю, дед выдержку проверяет, вдруг запищу. Но я выдерживаю. Да, тут и бабушка сердито машет  на деда кухонным полотенцем, мол, что удумал. Дед бабушку осадит и с серьезным видом ведет меня показывать свое богатство. Полисадник. Там, в сырой тени растет красавец-женьшень. Папа тоже к полисаднику подходит, на женьшень смотрит, запоминает. У панцуя стебелек ровный, гладкий от земли, а там где листья сходяться вроде шишечки небольшой. Дальше стебелек может и с наклоном легким расти, а увенчан он алой шапкой ягод. Ягоды, что свежие капельки крови блестят, по ним в августе корневщики и ориентируются при поиске.
Папа рветься, что-нибудь по хозяйству сделать, помочь, но банька жарко натоплена, воды в ней полные боченки с колодца натасканы. Папа не унимается, и дед придумывает работу - на чердак слазить...
Я же не слушаю никого, бегу босиком в гости к остальной родне, а острые камушки щикотно покалывают мои, не огрубевшие пока, ступни.

Вот и август. Управились с покосами и прополками. Пришло время в тайгу по женьшень ходить. Папа еще ни разу корень не искал, выспрашивает все, тщательнейшим образом в дорогу готовиться. Спички, пару коробков в целофан обмотал, ножичек-складишок, носки, соль - все по списку, как положено. Дядьки мои родные ходят посмеиваются над папиными приготовлениями. А папа не смущается, он в свое время по Камчатке походил, знает, по чем фунт лиха. Рассказывает, как однажды с товарищем застал в пути буран. Куда ни глянь серая стена колючего снега в лицо бьет. Не пройдешь, заплутаешь только. Достали они спальники, накрылись, в снегу ямку сделали и благо спички в целофане были, не отсырели. Запалили свечку, с собой еще пару таблеток сухого газа было. Тем и спаслись. На Камчатке снег по весне мокрый, острый. А после бурана на снегу наст образуется. Утром откопались, все ровное, белое, слепящее и тишина воркуг. Куда идти? Благо вышли они с товарищем на зимовье, где путников по традиции всегда ждут и дрова и еда. Не рискнули через перевал идти...

Дядя Витя вечером с работы зашел. Говорит, готовьтесь, завтра часов в пять утра майнем опять на сопочку корень пугать.

 Эх, от сладкого сна, как отрываться не хочется. Но для меня тайга - это приключение, это сказка, тайна. Бегу к умывальнику, что во дворе, плещу холодной колодезной водой на лицо. Ах! Бодрит! Оглядываюсь на огород - все в утреннем густом тумане. А над сопкой умытыми лучами проблескивает солнце.
Дядя Витя быстро запивает горячим компотом маслянистые блинчики, поторапливает нас. Его старшая дочь, Светланка, с блинчиками не отстает. Я лью на ладонь гвоздичный одеколон от комаров и от души мажу им шею и лицо.
- Инк, на танцы собираешься? - подшучивает дядя Витя.
- Угу, - буркаю я в ответ с крепко зажмуренными глазами. Одеколон пекучий.
-Щас еще кеды надену и курзак за плечи, для женихов.
Блинчики мои от заодиколоненых рук приобретают странный привкус, ничего, не привыкать.

Едем.
За сопкой - сопка, за сопкой - сопка. Дядя Витя хорошо в тайге ориентируется, а я на дядю Витю. Вначале идем цепочкой, это не тайга. Перепрыгиваем через ручейки, руками раздвигаем высокую траву и отклоняем ветки. Близко друг к другу не подойдешь. Зацепиться ветка, оттянется и выхлестнет больно по идущему следом человеку. Не зевай. А я уже паутину на лицо поймала, хотела папу по-хитрому обогнать. Иду, морщусь, липкие ниточки с кожи скатываю. Хорошо еще паука не зацепила. Жирного, с желтым противно раздутым брюшком. Или черного крестоносца - у него белый крест на черной спинке. Брррррр.

А вот и на сопочку начали взбираться. Хорошо рюкзаки легкие, на один день похода. А то бывает смещаешь центр тяжести поближе к плечам и ползешь вверх - а вниз еще веселее спускаться.

Видимо, городская жизнь меня расслабила. Чувствую щеки горят, пот душистый глаза щиплет. Перестаралась с гвоздичкой. А дядя Витя и Светланка вперед скачут. Зубы жму и вверх, не сдамся.

К обеду все вымотались, а женьшеня в глаза не видели. Сели перекусить. Мне-то что. Блинчик закинула и чтобы комаров не кормить, стала вокруг по сопке бегать. Смотрю, шмыгнуло что-то в сторону. Ах, ты. Интересно ж. Падаю на четвереньки и пробираюсь сквозь заросший кустарник. Тише! Вот справа захрустело. Подскакиваю и туда. Ёжик!
- Светланка! Ёжик! Я ёжика поймала! - скидываю куртку-спецовку и набрасываю на колючий клубочек:
- Дед ёжика просил принести, чтобы мышей и змей гонял - радуюсь, рассматриваю колючий колобок. Светланка несет старый ранец, это она вместо рюкзака взяла с собой. Решили к ней ежика положить и хлебушек туда же.
Папа не доволен. Бурчит, что ежика взяли. Но мы не сдаемся. Я картину себе рисую, как ежика молоком в блюдечке угощать будем. Хочеться на его смешную рожицу посмотреть, на глазки-бусенки. На носик, внимательно принюхивающийся ко всему вокруг.

Еще три часа мы безрезультатно прочесываем тайгу. На перевале папа затевает философский разговор:
- Зря вы, девчонки, ежика мучаете. Вот отпустите его, сразу корень найдем! Ну, может и не совсем сразу - предупреждая наши протесты, продолжает папа:
- Но отпустите - найдете!
- Папа, причем тут ёжик?
- А вот ты меня послушай. У меня предчувствие такое. Даже уверенность!
- Ну, расскажи, как мы женьшень найдем? Неужели только отпущу, повезет?
Папа задумчиво смотрит вверх по склону:
- Вначале мы пойдем наверх - выдерживает паузу: - Не найдем там корня...
Мы прыскаем со смеху:
- Зачем же ходить туда?
Папа не обращая на наши смешки внимания, рассуждает дальше:
- Спустимся, значит, вниз, тоже корня не найдём - наш смех становится громче, а папа продолжает:
- Потом опять наверх подниматься будем, вот, тогда и найдем!

Нам весело. Заглядываем по-очереди в ранец с ёжиком. Тот немного освоился, раскрутился, но хлеб не ест. Решаем не отпускать ежика.

Ходим битые два часа. Еще маленько и домой пора будет отправляться, в тайге быстро темнеет. Да и в глазах уже рябит от зелени. Тут еще папа время от времени про ежика и свое предчувствие напоминает. Настойчиво так.
Наконец, и дядю Витю проняло, перед подъемом остановился, на меня и Светланку посмотрел:
- Ну-ка, девчонки, отпустите ежика. Посмотрим, насколько Петрович прав. Найдем корень - хорошо! Не найдем - будет наши рюкзаки до дома нести.
- А мне-то что - пожимает плечами папа:
- Я уверен! Отпускайте ёжика.

Если честно, устала я папины причитания про ежика слушать. Ладно, отпустим. Светланка ранец растегнула, на землю положила. Отошли мы на три шага - ждем, наблюдаем. Ежик минуты две шубуршался в ранце, потом высунул любопытный носик, повел им в стороны. Мы замерли, не двигаемся. А ёжик просунул тонкие потешные лапки и аккуратно вылез из ранца. Идет осторожно, лапки потихонечку переставляет, носиком по верху водит, не торопиться. Дошел до кустика сухого, зашелестел им, сам себя напугал шумом, и вприпрыжку побежал прочь. Хороший ежик. Хоть посмотрели.
- Ну, папа, смотри...таким ежиком жертвуем.

Поднялись мы на лысую вершину сопочки, вздохнули и вниз, чуть левее взяли. Дядя Витя рукой махнул, мол, теперь в сторону и вверх. Пошли. Я взглядом по кустикам зеленым, траве сухой, листьям прошлогодним, по стволам и валежинам прыгаю, в кусты заглядываю. Мелькнет красное - бегу, с досады цветки срываю - не дразните. Иногда рябчик какой вспорхнет мимо меня. В траве что мелькнет - не смотрю даже. Правее Светланкин платок белеет, левее папина тужурка зеленая. Дядя Витя за Светланкой, дальше.

- Панцуй!!! - звонко кричит Светланка.
- Шима панцуй!!?! - мгновенно откликаюсь я.
- Танхейза! - орет в ответ сестра. На три листика, значит. Не большой, не слишком маленький. Бегу на крик. Посмотреть. Следом бежит папа, глаза сияют, прав оказался.
Запаливаем сухие веточки и закидываем их зелеными листьями, для дыма. Это от комаров. Предстоит кропотливая работа по откапыванию корня. В нем не только сам корень ценен, но и его многочисленные  разветвления, тонкие белые прожилки бывает забираются глубоко в землю, среди скалин и других корней.

В семь вечера мы добираемся домой. Папа всю дорогу нахваливает свою интуицию, а я все вспоминаю ежика. Его забавные ушки и внимательные глазки. Для него наша встреча тоже была приключением, которое благодаря папе благополучно закончилось.


Рецензии
Понимаю, жалко было отпускать ежика.Но если бы тогда подумали, не колебались бы. Пусти его во двор или в сарай, все равно уйдет. А в доме все ночи не даст спать. Надо иногда старших лучше слушать, чем свои желания.

Евгения Сулаева   10.05.2010 10:31     Заявить о нарушении
Спасибо Евгения. Извини за столь долгий отзыв, редко бываю в интернете.

Тепла тебе и счастья!!!

Инга Соколова   08.06.2010 02:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.