Медитация Антика

Медитация АНТИКА
O древней философии

Вследствии этого те, кто считал, что все вещи возникли
Лишь из огня и огонь полагали основою мира,
Кажется мне, далеко уклонились от здравого смысла.
Тит Лукреций Kap

Haпиcaнo: 1979.06 – 1979.11, Рига

1. Тема Пути Идей
В нескольких следующих медитациях я попытаюсь нарисовать для Вас, мой читатель, панораму развития человеческих взглядов, представить перед Вами Путь Идей. На предыдущих страницах медитации ВОЗЗРЕНИЯ мы вместе с Вами разобрались в том, как классифицировать, систематизировать людские взгляды и воззрения, как подходить к изучению развития теорий. Изложенная там система применяется на практике здесь, в этих медитациях.
Целью этого цикла медитаций, объединенных названием «Путь Идей», является освещение того, как с течением времени менялись, какими в своих основных чертах были взгляды человечества на мир. Традиция выделяет в этой области взгляды научные, философские, религиозные и поэтические, но я употребляю это традиционное деление лишь при рассуждениях на самых низких ступенях точности, так как не смог найти достаточно четкого критерия для разграничения тех объектов, которые по традиции обозначаются словами «наука», «философия», «религия», «поэтика». В связи с этим возникает вопрос более точного определения темы медитаций, освещающих Путь Идей: нужно ли рассматривать в этом обзоре мифологию древних египтян или современных папуасов, мистику Пифагора и идеи Гегеля, защищающего четыре элемента мира, «Что делать?» Чернышевского и советскую науку пятидесятых годов, нападающую на генетику и кибернетику?
Я мог бы сказать, что меня интересует только Путь Науки, но что такое сочинения Аристотеля – наука или философия? Я мог бы сказать, что буду говорить только о науке и философии, но что такое буддизм – философия или религия, что такое роман Чернышевского – поэтика или философия? Нет четких границ, и я должен по-другому определить тему этих медитаций.
И так я выдвинул несколько критериев для включения воззрений в обзор Пути Идей:
1) Воззрения должны отвечать на главные вопросы мировоззрения:
а) как устроен мир;
б) как узнать о том, как устроен мир;
в) что человеку делать в этом мире.
2) Воззрения должны иметь автора в виде исторического лица с известным науке именем и такого, жизнь и существование которого несомненны. В обзор не включаются воззрения мифических лиц и воззрения, авторы которых неизвестны и которые (воззрения) поэтому рассматриваются обычно как плоды коллективного творчества.
3) В обзоре рассматриваются воззрения:
а) доминирующие в данную эпоху;
б) наиболее прогрессивные (то есть, наиболее близкие к воззрениям современной науки).
Воззрения, впоследствии отвергнутые наукой и не доминирующие в культурных центрах мира (т.е. взгляды, лежащие в стороне от главного Пути Идей, пусть даже доминирующие в отдельных, обычно отсталых странах) в обзор не включаются. Исключение составляют взгляды советской науки и ее источников, которые никогда не доминировали в мире, впоследствии были отвергнуты даже самой советской наукой, но я их включил в обзор, поскольку счел очень показательными для понимания тех баталий, в которых приходится принимать участие и моему перу.

2. Египтяне и семиты
О том, каково было мировоззрение всех народов мира 6000 и более лет назад мы можем судить по многочисленным этнографическим описаниям австралийских аборигенов, африканских негров, индейцев бассейна Амазонки и папуасов Новой Гвинеи. Довольно подробные знания о повадках различных животных и о том, как на них охотиться, и безграничная вера в огромное множество различных духов и в силу колдуна – вот краеугольные камни этого мировоззрения.
Пять тысяч лет назад в двух передовых странах мира – в Двуречье и Египте у шумеров и египтян мы можем наблюдать уже другую картину – появились, с одной стороны, более абстрактные знания, чем о повадках животных (астрономия, зачатки математики, письмо) и, с другой стороны, вместо духов – религия со жреческой кастой и храмами. 4500 лет назад на арену истории выходят семиты, захватившие шумерские земли и ставшие их учениками. К тому времени, когда по свету начинают прокатываться волны арийцев, семиты уже обладают высокой культурой и становятся учителями арийцев. 2700 лет назад арийцы перехватывают лидерство в культурном отношении, центр мировой культуры перемещается из Египта и Вавилонии в Грецию.
Более двух тысяч лет египтяне и семиты обладали знаниями, каких не было ни у одного другого народа, но они не постарались объединить эти знания в систему, обобщить, сделать философской системой. Египтяне знали, как вычислить объем пирамиды (кому это знать, как не им?), знали, что, если у треугольника стороны длиной три, четыре и пять единиц, то угол будет прямым, но должны были прийти греки, чтобы сформулировать теорему Пифагора. Как только греки познали то, что знали к этому времени египтяне и семиты, они стали одну за другой создавать философские системы, а математические факты объединять в общие правила, что кончилось аксиомами Эвклида.
Чем вызван тот странный факт, что, начав познание мира намного раньше, чем греки, египтяне и семиты не пошли по пути обобщения?
Есть и другие различия между греками и народами Востока: религия греков легка и светла, и вообще скоро перестала играть какую-нибудь роль в мировоззрениях образованных греков, в то время, как религии семитов мрачны, величественны, жестоки и полны мистики. Иудаизм, христианство, ислам – у всех у них авторы – семиты. Евреи не сохранились бы как народ, если бы не держались фанатично своей религии. Семиты и египтяне дали миру образец жестокого государства, называемого восточной деспотией, греки же показали примеры демократии. Что все это означает, чем вызвана такая разница во всем облике народов?
Все в мире имеет причину и причину материальную, и эти факты также должны быть объяснены. Весь подход греков (как и вообще арийцев) к жизни более шизоидный, в то время, как подход семитов – эпилептоидный. Ведь это шизоиды увлекаются абстрактными системами, а эпилептоиды – мистикой. Ведь это эпилептоиды правят железной рукой, в то время, как шизоиды рассуждают о справедливости общества. Видимо в генофонде арийцев было больше генов, определяющих шизоидный тип мышления, а у семитов – больше генов, определяющих эпилептоидный тип характера.
Так или иначе, но факт остается фактом – семиты были учителями греков (в первую очередь финикийцы), но наука и философия начинается с греков. Ни одного философского учения, ни одного имени философа или ученого не дошло до нас из более чем двухтысячелетнего культурного лидерства египтян и семитов, лишь имена жестоких царей и фараонов, заставивших своих соплеменников и покоренных рабов воздвигать в свою честь умопомрачительные пирамиды камней и оборудовать фантастически богатые гробницы. Их мировоззрением были религии, которые я здесь рассматривать не буду.

3. Философия греков
Итак, философы и ученые (имеющие имена, труды и учеников) впервые появляются у арийцев-греков. С них мы и начнем.
По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора, «философы» – у Гераклита Эфесского, «философствую» – у Геродота, но философию как науку определил Платон. Слово это содержит два греческих корня, которые означают «люблю» и «мудрость». Философская система – это обобщенное мировоззрение. Такие системы греки начали создавать со столетия 09300 эры ностратов.
То, что произошло у греков, похоже на взрыв после семитской тишины на поле философии. Философы рождались, жили, сочиняли, спорили и умирали один за другим, греческие города буквально кишели от философов всевозможных направлений, одних только основателей школ известно не один десяток. Чрезвычайно трудно навести какой-то порядок в этом бурлящем потоке, даже имея для этого методологию. О большинстве философов мы знаем лишь по рассказам более поздних авторов, многие философы вообще ничего не записывали, ограничиваясь беседами со своими учениками, а если кто и записывал, то от большинства их сочинений остались лишь отдельные цитаты в книгах других авторов. В таких условиях, конечно, очень трудно восстановить полную картину взглядов философа и, тем более, пытаться понять, как он ответил бы на классифицирующий вопрос. В этой медитации я коротко расскажу о 21-ом наиболее знаменитом философе древней Греции из живших в самой Греции и ее многочисленных колониях на протяжении 362 лет. Преимущественно это основатели различных школ. Ниже приведен полный список включенных в мой обзор философов. Они упорядочены по возрасту, т.е. по году рождения. Вот эта «великолепная двадцатка».
1. Фалес ок. 09375 – 09454
2. Анаксимандр ок. 09390 – 09455
3. Анаксимен ок. 09415 – 09473/09477
4. Пифагор ок. 09430 – ок. 09500
5. Ксенофан века 09400 – 09500
6. Гераклит ок. 09460 – 09530
7. Парменид ок. 09460 – ?
8. Анаксагор ок. 09500 – 09573
9. Зенон ок. 09510 – 09571
10. Эмпедокл ок. 09510 – ок. 09570
11. Левкипп век 09500
12. Протагор ок. 09520 – ок. 09590
13. Сократ 09531/09532 – 09602
14. Демокрит ок. 09540 – 09630
15. Антисфен 09565 – 09631
16. Платон 09573/09574 – 09653/09654
17. Диоген ок. 09597 – 09678
18. Аристотель 09617 – 09679
19. Пиррон ок. 09640 – ок. 09730
20. Эпикур 09659/09660 – 09730/09731
21. Зенон ок. 09665 – 09737
В самых-самых общих чертах историю греческой философии можно обрисовать так: самые первые философы задались целью выяснить естественный вопрос: «Как устроен мир?» и, таким образом, центральное место в их учениях заняла онтология, причем эти учения брались умозрительно отвечать на такие вопросы, которые позже полностью перешли в компетенцию науки. Философы совершенно произвольно без всяких на то доказательств объявляли что-нибудь начальными элементами мира и провозглашали свою модель Вселенной.
В таких условиях, естественно, получался разнобой между учениями разных философов, что заставляло сомневаться в ценности и достоверности всех этих учений, и постепенно все яснее встал вопрос: «А как, собственно, можно узнать об устройстве мира?», в философии возвысилась гносеология.
В ходе споров вокруг гносеологического вопроса выделилась группа философов, относящихся скептически к самой возможности что-либо узнать об устройстве мира и поэтому считавших, что об онтологии и гносеологии не стоит говорить, а нужно выяснить вопрос «Как мне вести себя в этом мире, что делать?». В этой группе философов на первое место выдвинулась технология, в частности – этика.
Тем временем те, кто относились оптимистически к познанию устройства мира и поэтому продолжали обсуждать онтологию, пришли к выводу, что первоначала мира не могут быть обыденными вещами типа воды или земли, а должны быть чем-то абстрактным. Но, сделав этот совместный шаг, они распались на два лагеря в зависимости от того, объявлялось ли это абстрактное первоначало материальным или идеальным.
В соответствии с этой общей картиной можно выделить (разумеется, весьма условно) пять больших групп греческих философов:
а) практики – первые философы, которые возвысили онтологию, не задумываясь о гносеологии;
б) диалектики – поставившие под сомнение учения практиков и развязавшие полемику по гносеологии;
в) скептики – возвысившие этику из-за сомнений в достоверности и осмысленности онтологии и гносеологии;
г) идеисты, абстрактными первоначалами объявившие души, идеи, формы;
д) атомисты, абстрактными первоначалами объявившие атомы.
Несколько в стороне от этой схемы стоит Пифагор со своим учением.

4. Практики
Системы первых философов больше походили на мифы, чем на философию: совершенно произвольно, ничем не обосновывая, философ что-то объявлял первопричиной мира и рисовал легенду его происхождения. Так милетский купец Фалес (Thales ок. 09375–09454) утверждал, что все рождается из воды и диск Земли плавает по воде (он побывал в Египте и попал под влияние египетских жрецов, наблюдавших возрождение природы после наводнений Нила (побывал в Египте, – прим. ред. – видимо, Фалес, а не земной диск)). Его ученик Анаксимандр из того же Милета (Anaximandros ок. 09390–09455) в сочинении «О природе» учил, что Земля – это столб, на конце которого живут люди, а первоначало всего – апейрон (неопределенное), из которого все создается. В свою очередь, его ученик Анаксимен (Anaximenes ок. 09415 – 09473/09477) считал первовеществом воздух, который разрежаясь становится огнем, а сгущаясь превращается в воду, землю и камень, и душа – это дуновение воздуха.
Эти три мужа из древнего греческого города Милета на полуострове Малой Азии, жившие в нем в самый период его расцвета, положили начало греческой, европейской и мировой философии. Они были не только (и, наверно, не столько) мудрствующими старцами, сколько учеными-практиками. Так Фалес предсказывал солнечные затмения, Анаксимандр рисовал первые в мире географические карты, создал первые в Греции солнечные часы и астрономические инструменты, Анаксимен впервые стал различать планеты и звезды.
Анаксимандр (и вслед за ним Анаксимен) считал первоначало мира (он называл его «архэ») бесконечным, и учил о бесконечности миров.
Астрономией и математикой занимался и автор понятий бесконечно большого и бесконечно малого в математике, родившийся около 20 лет после Анаксимена уроженец Клазомен в Малой Азии Анаксагор (Anaxagoras ок. 09500–09573), который жил уже рядом с первыми диалектиками и идеистами. В сочинении «О природе» он учил о «семенах вещей» (позже их нзвали гомеомериями), бесчисленных по качеству и количеству. Соединением семен составляется предмет, все семена – это маленькая копия предмета, семена обладают всеми свойствами предмета, эквивалентны ему, и, в свою очередь, состоят из бесконечного числа еще более мелких семян, также эквивалентных целому. Эти частицы – семена – приводит в движение механическая сила, которую Анаксагор назвал noys (ум). В природе господствует необходимость, «судьба» – пустой звук. Солнце по Анаксагору – каменная глыба больше Пелопоннеса, а его затмения объясняются тем, что Луна (тоже каменная глыба) закрывает его от Земли.
Анаксагор был другом Перикла, первым профессиональным преподавателем философии и, работая в Афинах, был родоначальником афинских философов.
Последним крупным и типичным представителем практиков был врач и политический деятель, лидер демократов Эмпедокл (Empedokles ок. 09510 – ок. 09570) из Акраганта (лат. Агригента) в Сицилии. В своей поэме «О природе» он провозгласил вечными и неизменными элементами мира огонь, воздух, воду и землю, которые соединяются и создают вещи силой любви, а разъединяются по причине вражды, уничтожая вещи.
Эмпедокл утверждал, что свет распространяется в пространстве с огромной, но конечной скоростью и что сначала растения, позже животные, возникли самопроизвольно и постепенно. Сначала появились отдельные простые части животных, которые слепо соединялись, порождали всяких чудовищ, но все они погибли, уцелели лишь те, у которых соединенные части случайно оказались подходящими и их соединение полезно.
За 150 лет практики прошли путь от дуалиста Фалеса, считавшего, что все в природе одушевлено, до материалистических учений механициста Анаксагора и эволюциониста Эмпедокла.

5. Диалектики
Первым, поставившим под сомнение способы познания мира, был странствующий поэт и философ Ксенофан Колофонский (Xenophanes, конец века 09400 – начало 09500), который больше всего известен тем, что в своей поэме «О природе», защищая идею бога абстрактного и единого, говорил, что «если бы быки, лошади и львы могли бы рисовать, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же похожими на быков». Первоначалом он объявил землю, из которой все возникло и в которую все обратится, убежденно отстаивал мысль о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости всего сущего, а показания органов чувств о многообразии и изменчивости не считал дающими истинные знания. Ксенофан основал в Элее (южная Италия), куда в конце жизни этого человека занесли его странствия, школу элеатов, которая выдала главных и самых типичных диалектиков.
Виднейший представитель элеатов Парменид (Parmenides род. ок. 09460) из Элеи и родившийся примерно одновременно с ним его главный противник Гераклит Эфесский (Herakleitos Ephesios ок. 09460–09500) были те, кто первыми наводнили философию туманными речами.
Парменид в поэме «О природе» разделил мир на вечный, неподвижный и неизменный мыслимый мир и мир чувственно познаваемый, и рассуждал об этих мирах так, что уже его современники ничего не поняли и решили, что он отрицает чувственный мир, хотя, по мнению современной истории философии, он всего лишь пытался доказать, что для осознания мира мало одной лишь чувственности, которая дает обманчивое впечатление разнообразия и движения. Чувственный мир он считал в духе практиков смесью огня и земли, светлого и темного, теплого и холодного, тонкого и плотного, легкого и тяжелого.
Кумир марксистов Гераклит Эфесский его современниками был прозван «темным», так как те мало что понимали в таинственных выражениях из его сочинения, которое он, как и всякий уважающий себя греческий философ, назвал «О природе»: «В нас всегда одно и то же: жизнь и смерть, бдение и сон, юность и старость. Ибо это, изменившись есть то, и обратно, то, изменившись есть это». Мир Гераклит считал состоящим из огня: «Мир, единственный из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Невозможно дважды войти в одну реку, ибо в следующее мгновение река уже не та, и входящий уже не тот, говорил Гераклит, все течет, все изменяется.
Всякая мысль есть мысль о существующем, поэтому несуществующее нельзя мыслить как несуществующее, значит, небытия нет, значит, ничто не может ни исчезнуть, ни появиться заново, значит, все постоянно – говорил Парменид. Пустота как небытие невозможна, значит пространство заполнено, значит едино, и в нем нет частей, значит, движение невозможно, значит, видимость многообразия и движения – один лишь обман.
И вот между сторонниками движения и сторонниками неизменности разразилось сражение.
В защиту идей Парменида Зенон Элейский (Zenon Eleates ок. 09510–09571) выдвинул знаменитые парадоксы (апории) об Ахиллесе, который не может догнать черепаху, и другие. Зенон основывался на недопустимости противоречий в достоверном мышлении: так как при мышлении множественности, прерывности и движения появляются противоречия, то, следовательно, достоверной является противоположная предпосылка о единстве, непрерывности и неподвижности сущего.
Вот парадокс стрелы: В каждый момент времени летящая стрела находится в определенном месте пространства, т.е. покоится. Для того, чтобы стрела двигалась, она должна в каждый момент времени находиться в определенном месте и вместе с тем не находиться в нем, это противоречиво, следовательно, невозможно.
Попытки преодолеть апории Зенона привели его противников к идее о единстве противоположностей, каковым якобы является движение.
Что касается меня, то я нахожу одинаково ценным приобретением человеческой мысли что апорию стрелы, что единство противоположностей. Больше всего меня удивляет то, как можно на протяжении тысячелетий вести столь бессмысленные споры.
Завершителем группы диалектиков стал основатель движения софистов и школы релятивизма последователь Гераклита Протагор из Абдеры (Protagoras ок. 09520 – ок 09590). Раз все течет и меняется каждый момент, то все существует лишь постольку, поскольку может быть охвачено человеком, обо всем можно сказать как что-то одно, так и противоположное. Протагор ввел в оборот софизмы, первым стал брать плату за обучение философией и прославился выражением, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

6. История диалектики
Ортодоксальная философия, как и мое мировоззрение, является эволюционистической, т.е. считает, что все вещи в мире изменяются, развиваются. Учение о развитии в ортодоксальной философии называется диалектикой.
Пожалуй, здесь будет уместным сделать небольшое отступление для выяснения истории употребления того слова, которое уже я использовал в двух смыслах (учение, противоположное механицизму и отрицающее абсолютную причинность, и течение в древнегреческой философии, характеризующееся спорами вокруг движения), а марксисты употребляют еще и в третьем смысле.
Слово «диалектика» происходит от древнегреческого «диалегомай», что означало «вести спор, полемику». Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского, который полагал, что истина выявляется в споре путем раскрытия противоречий.
Но собственно слово «диалектика» появляется в греческом языке, видимо, вместе с софистами (sophistes – в переводе «мудрецы»), которые примерно в 09550–09650 годах в городах Греции сначала платно преподавали свое искусство, а потом и вовсе брались за деньги опровергать или доказывать любое утверждение.
Борьбу с софистами возглавил уроженец Афин Сократ (Sokrates 09531/09532 – 09602), положивший начало плеяде греческих классических философов. Примерно в 09594 году 20-лентний Афинский юноша Платон (Platon 09573/09574 – 09653/09654) познакомился с 63-летним Сократом и стал одним из самых восторженных его учеников. Около 09614 года 40-летний Платон в Афинах основал свою школу, участники которой беседуя разгуливали в садах, названных в честь мифологического героя Академа (Akademos), откуда школа получила название Академии. В 09634 году в Академию пришел уроженец Стагира во Фракии, сын придворного врача македонских царей 17-летний Аристотель (Aristoteles 09617–09679).
Эти три самые знаменитые греческие философы сделали диалектику бессмертной. Принятая на вооружении Сократом, ищущим истину в атмосфере споров и вечных противоречий, она перешла к Платону и дальше к Аристотелю, и была определена ими как искание истины при помощи вопросов и ответов (Платон) и учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости (Аристотель).
Никому не удавалось и вряд ли кому-нибудь удастся побить рекорд Аристотеля – его идеи безраздельно держали в своей власти весь мир две тысячи лет. Они перенесли идею и слово «диалектика» к немецким философам.
В 1770 году 46-летний профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант (Kant 1724–1804), до того построивший много выдающихся систем «четкого» типа, стал излагать взгляды, в которых явно чувствуется разочарование в возможностях познания мира (вещей в себе) человеческим разумом. Непротиворечиво лишь научное знание, научны лишь знания, основанные на чувственном опыте, но так как высшие понятия (бог, мир, душа, свобода) не основаны на чувственном опыте, то разум при их постижении неминуемо запутывается в противоречиях. Кант воспользовался словом «диалектика», ассоциирующимся со спорами и противоречиями и обозначил им разоблачение иллюзий разума, желающего постичь абсолютное знание, абсолютную цельность. Это был мостик от греческого понимания слова «диалектика» к тому, которое мы знаем из марксизма.
36-летний Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Hegel 1770–1831) в 1806 году в сочинении «Феноменология духа», а потом в 1812–1816 гг. в сочинении «Наука логики» и в 1821 году в сочинении «Философия права», сделавшем его официальным прусским государственным философом, объявил торжествующим законом бытия то, что у Канта было результатом разочарования: запутывание в противоречиях он объявил законом развития (игра и борьба противоречий), исчезновение ясности, наплывающий туман он назвал законом тождества противоположностей, колебания разума, запутавшегося в противоречиях, он провозгласил законом отрицания отрицания.
В то время, когда на арену уже выходили эволюционистические учения (Дарвин-дед, Гете, Ламарк) Гегель начисто отрицал эволюцию в природе, считая развитие во времени привилегией лишь духа, в то время, когда химия уже разбила вдребезги теорию четырех элементов (вода, воздух, земля, огонь), Гегель продолжал ее отстаивать. По сравнению с современными ему учениями французских и английских философов, система Гегеля была темной и отсталой. Как и тысячи других учений, лежащих в стороне от основного пути развития человеческих воззрений, она не заслужила бы нашего внимания, если бы именно из недр этого темного учения не вышел бы марксизм.
Начиная примерно с 1844 года, 26-летний внук раввина и сын перешедшего в протестантизм еврейского адвоката Генриха Маркса Карл Маркс (Marx 1818–1883) и 24-летний сын немецкого текстильного фабриканта Фридрих Энгельс (Engels 1820–1895) в многочисленных статьях начали излагать то учение, которое впоследствии получило название марксизма. Выросшие в стране, где гегельянство было официальной государственной философией подобно тому, как марксизм является официальной государственной философией в той стране, где вырос я, они в молодости были гегельянцами, но вскоре убедились в несоответствии гегельянства современному им уровню знаний, подобно тому, как я в молодости был марксистом, но скоро убедился в несоответствии марксизма современному мне уровню человеческих знаний.
Они отбросили идеализм Гегеля и стали на позиции материалистического дуализма, но взяли у Гегеля то, что считали ценным – диалектику, теорию развития. В то время еще торжествовала теория катастроф, но в воздухе уже носились идеи эволюции, Маркс и Энгельс это чувствовали и приспособили к описанию эволюции природы наиболее близкую им и лучше знакомую теорию развития гегелевской абсолютной идеи, взяв неизмененными даже ее категории, понятия, законы.
Потом с марксизмом случилось то же самое, что произошло с учением величайшего философа древности – Аристотеля – и что, видимо, случается вообще со всеми учениями, снискавшими себе много поклонников: они превращаются в схоластику, религию, где ничего, ни одного пункта нельзя изменить, где verba magistri является последним, абсолютным, окончательным и неопровержимым аргументом, так, что какой-нибудь новый Бэкон вынужден топтать ногами сочинения ни в чем не повинного великого мыслителя прошлого.
Более ста лет ортодоксальная философия не позволяла ничего менять в учении марксизма и картину, созданную в середине прошлого века на основе даже по тем временам отсталой философии Гегеля, перенесла через 130 лет колоссального прогресса науки. Так получилось то причудливое явление, которое мы сейчас можем наблюдать в диалектике марксистов, когда эклектически смешаны великие идеи эволюционизма, победившие в мире скорее вопреки Гегелю, чем благодаря ему, с туманными изречениями идеалистического философа.
Я надеюсь, что это краткое отступление поможет читателю лучше понять, почему
а) греки называли диалектикой искусство вести спор;
б) марксисты называют диалектикой учение о развитии;
в) я в одном месте назвал диалектикой (вслед за Гегелем) учение, противоположное механицизму,
г) а в другом – философию туманных споров.

7. Скептики
Самыми крупными философами Древней Греции (если величие измерять тем влиянием, которое они оказали на следующие два тысячелетия) были троица Сократ, Платон и Аристотель, образующие цепочку учителей и учеников.
Первым из них был Сократ. В истории греческой философии даже утвердилось деление на «до Сократа» и «после Сократа». Он первым перенес центр тяжести философии из онтологии и гносеологии в этику и, весьма низко оценивая познавательное значение органов чувств (знать можно то, что во власти человека, а во власти человека не мир, а лишь он сам, поэтому «познавай самого себя»), считал философию учением о том, как нужно жить. Сам он славился незаурядной выдержкой и спокойствием, и смерть его была достойна его учения: по приговору суда демократов, обвинившего его в развращении молодежи и почитании нового божества он сам выпил яд. Говорят, что накануне смерти он попросил привести учителя игре на арфе и удивленной страже пояснил: «Когда же я еще научусь играть на арфе, если не сегодня?». Имя его жены Ксантиппы на тысячелетия вошло в лексику цивилизованного мира как синоним сварливой женщины, а самому Сократу приписывают крылатое выражение: «Женишься ты или не женишься, все равно пожалеешь об этом!».
Учение Сократа было продолжено не в одной, а в целой группе, так называемых сократических школ.
Ученик Сократа, незаконнорожденный Антисфен из Афин (Antisthenes 09565–09631) после смерти Сократа открыл свою школу, которая позже от названия холма в Афинах, где Антисфен занимался с учениками (Kyn;sarges – Киносарг), получила название киники (отсюда латинское циники). Он учил, что истинные теоретические знания человеку недоступны, цель жизни – спокойствие, достигаемое отрешением от всего, что делает человека зависимым: имущества, наслаждения, условностей, социальных влияний, норм морали, и приближением к естественному, примитивному состоянию.
Киники довели учение Сократа до крайности, аскетизма, отказа от цивилизации. Так ученик Антисфена Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus ок.09597 – 09678) жил в бочке, объявив культуру насилием над человеком, себя с гордостью именовал словами традиционного проклятия «без общины, без дома, без отечества», называл себя гражданином мира (отсюда термин «космополит»), а когда его посетил сам царь Александр Македонский и спросил, что бы хотел от него Диоген, тот ответил: «Отойди, не загораживай мне солнце!». Другой ученик Сократа – Платон – назвал Диогена Сократом, сошедшим с ума. Насмехаясь над всеми условностями и нормами, киник Кратет свою «брачную ночь» провел на городской площади.
Киники принципиально не создавали онтологических учений, и единственным теоретическим наследием их было отрицание Антисфеном реальности общего, чем он стал предшественником средневековых номиналистов.
Через девять лет после смерти Антисфена и когда Диогену было 43 года в Элиде родился основатель школы скептицизма Пиррон (Pyrrhon ок. 09640 – ок. 09730), человек, который после кинической проповеди животного образа жизни и скандалов Диогена и Кратета вернул сократовскую линию в более спокойное русло. Он задал три вопроса:
а) какова природа вещей?
б) как мы должны к ним относиться?
в) что должно проистекать для нас из этого отношения?
И отвечал:
а) совершенно невозможно ничего знать ни о каких вещах, т.к. нет никаких критериев истинности ни чувственного познания, ни мышления, одна истина доказывается другой, что ведет либо к порочному кругу, либо к произвольному принятию недоказанных аксиом; нормы морали, религии различны у разных народов, различные теории опровергают друг друга;
б) поэтому философ должен вообще воздержаться от какого бы то ни было суждения о чем бы то ни было;
в) следовательно, нужно пребывать в полной независимости от окружающего, невозмутимости, бесчувственности (апатии), что и есть счастье, к которому стремится философ.
Самым молодым в нашем списке великолепной греческой двадцатки числится уроженец Китиона на острове Кипр, ученик киника Кратеса и платоновской Академии, основатель школы стоицизма (от греческого stoya – портик, галерея с колоннадой) Зенон (Zenon ок.09665 – 09737), в 09693 году в 28-летнем возрасте открывший свою школу в Афинах. Вслед за киниками он призывал жить сообразно природе, вслед за Сократом возвышал этику, основанную на разуме, вслед за Гераклитом клал в основу мира огонь. В его мире господствовала железная необходимость (фатум), судьба вела мудреца, который шел с ней в согласии, и тащила того, кто ей сопртивлялся.

8. Идеисты
Уроженец острова Самос Пифагор (Pythagoras ок. 09430 – ок. 09500) был старше всех греческих философов, кроме троицы из Милеты, и лишь потому, что я не знал, куда его приткнуть, я заговорил о нем так поздно рядом с идеистами, с которыми он перекликается своим идеализмом. Пифагор похож на Будду – его последователи считали его полубогом, он так окутан легендами, что уже не установить, что выдумка, а что истина, а про его учение невозможно сказать – философия это, наука или религия. На 40-м году жизни (около 09470 года) он перебрался в город Кротон на юге Италии, где и основал свою школу в виде замкнутого, тайного общества. Основой всего существующего он считал число и проповедовал переселение душ. Разговоры его последователей о мистике чисел повинны в том, что открытие таинственного равенства суммы квадратов катетов квадрату гипотенузы приписали ему (вряд ли справедливо) и назвали теоремой Пифагора. Говорят также, что он первым ввел доказательства в геометрии и первым стал говорить о четных и нечетных, простых и составных, фигурных и совершенных числах.
Во времена господства идей практиков, объявлявших первоэлементами мира обыденные вещи типа земли и воды, Пифагор объявил основой мира столь абстрактную вещь, как число. Спустя почти 150 лет ученик Сократа Платон, ставший классиком идеалистов, объявил основой абстрактные понятия вообще. Истинно существует лишь общее, лишь идея, лишь вид (например, стола, а частные столы – это всего лишь эта идея, вид, «эйдос», воспринятый материей, и это что-то оторванное от основного состояния идеи и поэтому скорее небытие, чем бытие идеи стола). В конце жизни Платон сблизился с идеями Пифагора и переработал свое учение в духе пифагореизма.
Свои сочинения Платон писал в виде диалогов, одним из главных действующих лиц в которых обычно был Сократ. В диалогах «Тимей» и «Критий» Платон рассказал услышанную им в Египте историю погибшего 10 тысяч лет назад огромного острова Атлантида, чем положил начало бесконечным поискам Атлантиды и спорам вокруг нее.
Ученик Платона Аристотель произнес слова, ставшие потом крылатыми (обычно употребляемые в латинском переводе): Amicus Plato, sed magis amica veritas (Платон друг, но истина больший друг) и обрушил на учение Платона свою критику. Он уделил материи большую роль, чем Платон, признав ее самостоятельным, хоть и пассивным началом, принимающим ту или иную форму, которая существует сама по себе и является переработанным «эйдосом» Платона.
17-летним юношей Аристотель ушел в Афины учиться в Академии Платона из родного Стагира, где его отец был придворным медиком македонских царей, а в возрасте 41 года он уже как прославившийся философ был приглашен македонским царем Филиппом воспитывать его 13-летнего сына Александра, будущего Александра Великого Македонского.
Через семь лет 20-летний Александр стал царем, еще через год он начал поход на громадную Персидскую державу, в следующем году наголову разбил превосходящие армии персов, еще через два года занял Египет и, наконец, в 29-летнем возрасте дошел до Индии. Вслед за армиями Александра на восток двинулись сотни тысяч греков, в Египте, Персии, Средней Азии они основывали города и колонии, там звучал греческий язык, стали жить и работать греческие философы и ученые.
Близость к самому могущественному из когда-либо живших греческих царей, несомненно, способствовала укреплению авторитета Аристотеля. Кроме того, Александр был первым из великих завоевателей (другим через две тысячи лет стал Наполеон), который свои огромные армии поставил на службу не только завоеваниям и разрушениям, но и науке. По приказу Александра из всех отрядов армий, прошедших невиданные до тех пор просторы, к Аристотелю стекались всевозможные сведения, образцы животных и растений.
В конце концов Аристотель собрал, описал и обобщил все, что греки знали к тому времени и стал самым прославленным, самым великим, непревзойденным греческим философом, идеи которого две тысячи лет держали в своей власти мировую мысль, которые имели столетиями такой фантастический авторитет, какой никогда не имел никакой другой философ, такой авторитет, что даже вполне разумные люди всегда отступали перед magister dixit («учитель говорил») и считали verba magistri («слова учителя») последним, окончательным, победоносным и неоспоримым аргументом.

9. Атомисты
Аристотель, разумеется, не виновен в том, что 2300 лет тому назад не смог правильно предугадать дальнейший путь науки, в том, что не все оказалось верным в его представлениях, и в том, что был своими тупыми эпигонами так превознесен, что новой науке пришлось вести ожесточенную войну против его идей. После этой борьбы и победы новой науки имя Аристотеля оказалось несколько скомпрометированным, и сегодняшний человек не очень охотно соглашается признать Аристотеля самым великим греческим философом.
Тем временем у греков существовали учения, которые никогда не смогли окончательно восторжествовать среди них, которые были почти полностью (почти, но все же не совсем) забыты позже, когда всюду господствовал Аристотель, и которые потом возродились вместе с новой наукой, учения, перед которыми современный читатель пораженный застывает, увидев в них предвосхищение современной научной картины мира, предугадание того, чего ждали и не дождались от Аристотеля. Эти учения были – греческий атомизм.
Основателем его был Левкипп (Leukippos век 09500), о жизни которого известно очень мало, т.к. он почти полностью исчез в тени своего выдающегося ученика. Основой мира он объявил элементы, которые различаются между собой по форме, но все непрерывны и неделимы (atomoi). Атомы вечно движутся в пустоте.
Примерно десять лет после того, как умер Гераклит Темный, кумир диалектиков, и когда Сократу было десять лет, во Фракии, в городе Абдере, где учил Левкипп, родился Демокрит (Demokritos ок. 09540 – ок. 09630). Если Гераклит принадлежал к шизоидам туманным, то Демокрит – к чеканным, и если Гераклита современники прозвали Темным, то все современники Демокрита восхваляют простоту, ясность и красоту его сочинений (не дошедших до нас). Он прославил учение о неделимых частицах материи (атомах по-гречески, индивидуумах – по-латински).
Примерно тридцать лет после смерти Демокрита на острове Самос родился Эпикур (Ep;kuros 09659/09660 – 09730/09731), который повзрослел в то время, когда умер Аристотель. Эпикур сначала считал себя последователем Демокрита, позже подчеркивал свою самостоятельность. В 09695 году в 34-летнем возрасте он основал в Афинах свою школу в специально приобретенном для этой цели саду, откуда школа получила название «Сад Эпикура».
По Эпикуру истинная природа человека заключается в ощущениях, а не в уме, поэтому цель жизни – удовольствия, которые достигаются отсутствием страданий, а страдания происходят от страсти и страха, поэтому нужно избавиться от страсти аскетическим самоограничением и от страха (особенно страха смерти) – познанием истинной природы вещей. Боги по Эпикуру не вмешиваются в земные дела, пребывают в пространстве между многочисленными мирами в состоянии того блаженного спокойствия, к какому должен стремиться философ.
Свою этику Эпикур обосновывал физикой Демокрита, в которую внес изменения, заменив демокритовский вихрь атомов их падением и допустив, в отличие от Демокрита, произвольные отклонения от пути атомов, откуда и появляется свободная воля человека. С точки зрения механистического материализма (в том числе моего) это был шаг назад. Эпикур не признавал шаровидной Земли, идея которой к тому времени уже утвердилась среди большинства греков, его атомы падали «вниз», и непосредственной причиной ввода clinamen – спонтанных отклонений, было стремление избежать вывода о параллельном падении, подобно каплям дождя, и о таком мире, где ничего не происходило бы, хотя в более общем смысле Эпикур старался избежать абсолютной необходимости в мире.
Юношеская докторская диссертация Карла Маркса называлась «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», и в ней он, конечно, защищал Эпикура. Я же могу только полностью согласиться с физиком Лесажом века 1700, который говорит про свою механистическую картину мира, основанную на механике Ньютона: «Я не прибавил к атомам никакого нового определения. Наоборот, я ограничился тем, что снял с их движения произвольное ограничение (почти совершенный параллелизм), посредством коего Эпикур изуродовал атом Демокрита (однородность во всех направлениях)» (цит. по «Лукреций. О природе вещей». Часть 2. Изд. АН 1947, с.32).
Не атомизм Эпикура, а атомизм Демокрита был наивысшим достижением греческой философской мысли, но, кроме вопроса об абсолютной причинности в мире, они совпадают.
Работы Демокрита не сохранлись, от работ Эпикура остались лишь отдельные фрагменты. Картину мира, какая она представлялась Демокриту, я обрисую по поэме Лукреция.

10. Поэма Лукреция
Два с половиной столетия после Эпикура и почти 400 лет после Демокрита один из представителей римских эпикурианцев Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus, столетие 09900, достоверные биографические сведения отсутствуют) написал поэму «О природе вещей» (De rerum natura), где изложил свои атомистические воззрения, восходящие к Эпикуру и Демокриту. Это гениальнейшее сочинение, единственная из работ древних атомистов, дошедшая до нас полностью через средневековое мракобесие, несмотря на свой атеизм, было распространено в Риме, благодаря Цицерону, что свидетельствует о его великодушии, т.к. Цицерон был противником эпикурианцев. Поэма явно не закончена; согласно легенде Лукреций покончил жизнь самоубийством в приступе безумия, вызванного «любовным напитком». Античные портреты Лукреция изображают типичного астеника (физический тип шизоидов); во всей поэме отчетливо виден почерк глубокого шизоида из «кристаллически ясных».
Поэма Лукреция великолепна, неповторима, гениальна. Остается только пораженному развести руками, удивляясь тому, сколь многого может достигнуть человек, лишенный научных экспериментов и орудующий одним лишь разумом, но разумом четким, ясным, точным, здравым. Если поэму Лукреция перевести на современный язык, мы увидим чуть ли не всю классическую физику. Там и природа огня, ветра, волн, и теория света конечной скорости, и многое другое. И все это изложено в великолепных стихах!
Лукреций говорит, что мир состоит из материальных неделимых частиц – «вещей начал», «все из которых творит, умножает, питает природа, и на которые все после гибели вновь разлагает», «что существуют такие тела, что и прочны и вечны: это вещей семена и начала в учении нашем, то, из чего получился весь мир, существующий ныне».
Лукреций разъясняет природу огня: «Дело же, думаю, в том, что тела существуют, которых встречи, движения, строй, положения их и фигуры могут огонь порождать, а меняя порядок, меняют также природу, и нет ни с огнем у них сходства, ни с вещью» и «так не признать ли скорей, что тела есть с такою природой, что, породивши огонь как-нибудь, точно так же способны, – при удаленьи из них немногих, с прибавкой немногих, коль изменился их строй и движение, – воздух составить, и что таким же путем все одно из другого выходит?». Разве это не великолепное предвосхищение той битвы, которую выиграл Лавуазье на восемнадцать столетий позже!
В учении Лукреция и материализм: «Всю, самое по себе составляют природу две вещи: это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство, где пребывают они и где двигаться могут различно»; здесь и механицизм: «За основание тут мы берем положенье такое: из ничего не творится ничто по божественной воле»; здесь и эволюционизм: «Первоначало вещей, разумеется, вовсе невольно все остроумно в таком разместилися стройном порядке и о движеньях своих не условились раньше, конечно, но многократно свои положения в мире меняя, от бесконечных времен постоянным толчкам подвергаясь, всякие виды пройдя сочетаний и разных движений, в расположенья они, наконец, попадают из коих вся совокупность вещей получилась в теперешнем виде».
Великолепная, восхитительная картина мира, созданная с поразительной ясностью и четкостью глубокими шизоидами Демокритом и Лукрецием, высшее достижение античной философской мысли! Галилей и Лавуазье, Ньютон и Больцман, Майкельсон и Бор – десятки, сотни, тысячи лучших умов человечества на протяжении многих столетий будут делать фундаментальные открытия, которые можно расценивать как уточнения и пополнения той картины мира, которую 400 лет до Христа создал грек из «кристаллически ясных» и в бесподобных стихах описал блестящий поэт эпохи Суллы и Цезаря.

11. Философия других народов
Вторым народом после греков, занявшимся философией, были китайцы. Они опоздали к созданию философии всего на 75 лет: столько было Фалесу, когда в далеком Китае в семье мелкого чиновника родился Конфуций (Кун-цзы 09450–09522) – первый и самый великий китайский философ. Его философия состояла в основном из этики, учения о том, как жить благородно, влияние его на Китай можно сравнить разве что с влиянием Аристотеля на Европу. Даже в наши дни маоисты на полном серьезе (на какой только они способны) ведут борьбу против Конфуция.
Оппозицию Конфуцию составил родившийся в год его смерти Мо-цзы (Мо-ди 09522 – 09620), основатель школы моистов, который первым в Китае коснулся гносеологии – опять лет на 70 позже, чем этот вопрос подняли греки в лице Ксенофана.
Современник Конфуция Лао-цзы (века 09400 – 09500) создал учение о естественном пути вещей Дао, откуда название учения «даосизм». Спустя двести лет, в школе даосизма оформилось высшее достижение китайской философии – китайский атомизм (100–150 лет после Левкиппа и Демокрита, одновременно с Эпикуром). Основателем его был Чжуан-цзы (века 09600 – 09700), признававший неумолимый естественный закон Дао и утверждавший, что «собирается ци (атомы) – возникает жизнь, рассеивается ци – наступает смерть» и что от мельчайших органических существ в воде произошли животные, а от последних – люди.
Философия в Китае зародилась позже и не достигла греческих высот. Ни в какой другой древней стране вообще не было той философии, которая меня интересует, т.е. учений, основанных мыслителями с достоверными датами жизни. Индия, куда докатилась волна арийцев, кишела такими учениями, как джайнизм, буддизм, йога, санкхья, однако они с самого начала были не то философией не то религией, а в дальнейшем окончательно становились религиями, их легендарные основатели Джина, Будда, Патанджали и Капила жили (если вообще действительно жили) в основном в веке 09400 – в эпоху от Фалеса до Гераклита.
Ничего не дал для философии и Великий Рим. Римляне завоевали Грецию и стали учениками греков. Нельзя сказать, чтобы они испытывали варварское презрение к культуре покоренных греков, нет, наоборот, они скрупулезно и почтительно учились. Учились – но не создавали ничего своего. Вы всюду можете увидеть статуи с надписью «римская копия греческого оригинала», но, кроме нескольких императорских голов, не увидите творений римских ваятелей. То же самое царило и в философии. Римляне прилежно изучали греков, следовали их учениям – и не дали ни одного своего философа. Они были жестокими воинами, они создали законы, которые легли в основу всего законодательства Европы, они построили дороги и акведук, но, не знаю, где тому причина, но они ничего не сделали для искусства и философии.
Лишь один Тит Лукреций Кар сверкает на философском небе Рима, да и тот светит от чужого огня.
Правда, справедливости ради надо сказать, что к тому времени, когда римляне стали осваивать культуру греков, сами греки тоже уже прекратили создавать что-либо новое, их философия, а потом и наука, превратилась в сплошную компиляцию, постоянное повторение и пережевывание уже сделанного, и могло показаться, что все, что можно придумать, уже придумано, если бы две тысячи лет спустя цивилизация не предприняла бы новый стремительный рывок вперед.
В древнем мире греки остались не превзойденными.

12. Начало науки
Греческие философы, особенно практики, были и учеными, их «любовь к мудрости» не ограничивалась туманными разглагольствованиями. Я уже писал, что Фалес предсказывал солнечные затмения, ввел в обращение циркуль, Анаксимандр наблюдал за животными и изобрел географические и астрономические карты, Пифагор помимо того, что своими размышлениями о мистике чисел создал их теорию, через своих учеников еще и утвердил представление о Земле как о шаре, с обсуждением апорий Зенона связана постановка и попытка решить знаменитые задачи о квадратуре круга, удвоении куба и трисекции угла, врач Эмпедокл предложил теорию развития человеческого эмбриона, атомисты создали картину мира, которая поразительно мало отличается от современной, а Аристотель сделал грандиозное обобщение всех наук от философии до музыки.
В эпоху господства греческих философов можно назвать лишь двух мужей, которые не были философами, но были мудрецами, основоположниками двух современных наук.
Свой капитальный труд, условно названный «Историей», посвятил важнейшим для греков греко-персидским войнам много путешествовавший уроженец Галикарнас на Малой Азии, современник Зенона Элейского, Эмпедокла и Протагора – Геродот (Herodotos между 09510/09520 – ок. 09575), и этот труд настолько обстоятелен и содержит так много больших отступлений по истории и этнографии разных народов, достоверность приводимых фактов настолько велика, что он уже в древности по полному праву был прозван отцом истории.
Современник Сократа, Демокрита и Антисфена – Гиппократ (Hippokrates 09541 – 09624 или 09645), человек, которого принято называть отцом медицины, родился на острове Кос и принадлежал по преданию к 17-му поколнению врачей в своем роду. Он освободил медицину от колдовства, отрицая божественные и сверхъестественные причины болезни, объявил, что лечить надо не болезнь, а больного с его индивидуальными особенностями, по этим особенностям разделил людей в области психики на четыре группы и считал, что эти особенности формируются под влиянием окружающей среды. Ему приписывают сочинение врачебной «клятвы Гиппократа», которую он, видимо, списал у египтян.
Но настоящий взлет греческой науки начинается тогда, когда их философия пошла на убыль, перестала создавать новые школы и семь веков топталась на месте, выдавая лишь мелкие бурления в стенах платоновской Академии, аристотелевского Ликея, скептицизма, стоицизма и эпикуреизма, когда лучшие умы греков ушли из философии в «чистую науку».

13. Вершина греческой науки
В 09669–09670 годах Александр Македонский основал в завоеванном Египте город, который назвал своим именем Александрией и который с 09696 года стал столицей Египта, одного из государств, на которые раскололась огромная империя Александра после его смерти, и в котором правил Птолемей, один из полководцев Александра, и его потомки. В этом городе ученик Аристотеля Деметрий Фалерский предложил царям Птолемеям построить мусейон (храм муз), в котором на полном содержании царей жили и работали бы лучшие ученые, философы и поэты тех времен. Цари согласились и Александрийский мусейон навеки прославил имя нового греческого города в Египте.
В веке 09700 в нем работал отец геометрии да и, пожалуй, всей математики, великий Эвклид (Eukleides, точные даты рождения и смерти неизвестны, примерно 09670–09725). В тихих стенах храма муз Эвклид написал сочинение, которое более двух тысяч лет считалось непревзойденным образцом логической строгости и математической точности, несомненным примером для подражания. Это были «Начала» геометрии. В них впервые с ослепительной яркостью и неуклонной последовательностью был применен тот подход к изложению теории, который до сих пор считается наиболее точным и строгим и называется аксиоматическим методом.
Когда Эвклиду было лет 40, а последнему философу из «великолепной двадцатки» – Зенону из Китиона уже 50, в Сиракузах на Сицилии, как полагают, в семье астронома Фидия, родился первый в мире физик в полном смысле этого слова, первый в мире по-настоящему великий ученый – представитель точных естественных наук – отец механики (по части статики, не рассматривающей движение), великий Архимед (Archimedes 09714–09789). Он был также и математиком, вычислял площади эллипсов, поверхности конуса, объемы различных тел и сегментов, но его математические труды люди по-настоящему поняли и оценили лишь спустя две тысячи лет, лишь после изобретения дифференциального и интегрального исчисления. Зато как механик и изобретатель различных машин он прославился уже при жизни. По преданию сиракузский царь Гиерон II, заподозрив своих мастеров в обмане, поручил Архимеду определить процентное отношение золота и серебра в его короне, не разрушая ее. Архимед интенсивно размышлял над задачей и, когда погружался в ванну, его осенила мысль и он, забыв обо всем, голым побежал из бани домой с криком «эврика» (нашел). С тех пор этот сюжет бесчисленное количество раз обыгрывался по разным поводам, и всякое научное открытие ассоциируется со словом «эврика».
Те принципы, которые Архимед положил в основу решения задачи Гиерона, увековечили его имя в законе Архимеда, ныне известном каждому школьнику. Он изучал законы распределения сил при рычагах, и ему приписывают гордые слова: «Дайте мне опору, и я подниму Землю!». Он ценил тонкий юмор, и в письмах, в которых излагал свои гениальные открытия, добавлял по несколько заведомо ложных предложений, заставляя читателя думать самостоятельно. В основном он жил в Сиракузах, но посетил также Египет, где в молодости учился, а потом работал в Александрийском мусейоне. Согласно преданию, он был убит грубым римским солдатом, вряд ли умеющим читать, за то, что попросил того отойти от своих чертежей. Смерть эту можно считать символической для всей греческой науки (не дай бог – для всего человечества).
Положив начало математике и физике, греки взялись за астрономию.
Первую гелиоцентрическую систему построил Аристарх Самосский (Aristarchos Samios века 09600–09700), современник последних философов. По его мнению неподвижное Солнце находилось в центре неподвижной сферы звезд, а Земля внутри этого шара двигалась по кругу вокруг Солнца. За это он был выгнан из Афин и забыт, тем самым уже тогда начались гонения, через две тысячи лет заставившие Галилея в церкви Maria Sopra Minerva на коленях произнести слово «отказываюсь!».
Современник Архимеда, заведующий Александрийской библиотекой, уроженец Кирены Эратосфен (Eratosthenes ок. 09725 – 09807) дал способ нахождения простых чисел (решето Эратосфена) и первым с потрясающей для тех времен точностью определил радиус земного шара (6.311 км) и длину меридиана (252.000 стадий или 39.690 км против действительной длины 40.007 км; ошибка 0,8%). Правда, греки ему не поверили, и вплоть до путешествий Магеллана в мире царило мнение, что радиус Земли примерно в полтора раза меньше, что в свое время стало причиной оптимизма Колумба, надеявшегося легко достигнуть Индию в западном направлении.
Как недостаточно обоснованную гипотезу гелиоцентрическую систему отверг и уроженец Никея Гиппарх (Hipparchos ок. 09810/09820 – 09876), который правильно оценил расстояние от Земли до Луны, составил огромный каталог звезд, разделив их на шесть величин, открыл прецессию и впервые в мире ввел географические координаты – широту и долготу.

14. Закат греков
При жизни Гиппарха в 09853–09855 годах собственно Греция попала под власть Рима (лишь Афины остались якобы свободным городом, но фактически их положение ничем на отличалось от положения остальных городов). Спустя столетие римское владычество дошло и до греческого Египта. Вместе с экономическим и политическим могуществом греков в небытие уходила и их наука. Еще только обобщающие, но не основополагающие труды выдавали греки из римских провинций.
Завершителем всех античных достижений механики и математики был Герон Александрийский (Heronus Alexandrinus – вероятно век 10.000). В школе теперь изучают формулу Герона для определения площади треугольника по трем сторонам, а в области механики он, кроме написания теоретических трудов, построил много всяких механизмов и машин, в том числе такие, которые приводились в действие водяным паром. Это дало основание историку физики Марио Льоцци  утверждать, что греки фактически обладали достаточными знаниями для того, чтобы начать промышленную революцию, используя на самом деле уже изобретенную ими паровую машину. К сожалению греки почему-то были далеки от мысли начать широкое практическое применение своих изобретений, тратили свои знания на изготовление игрушек и безделушек, и самое практичное, на что они оказались способными, это автоматическое открытие дверей храма при зажжении жертвенника на удивление суеверной толпы. Трудно даже представить себе, каким выглядел бы сегодня мир, если бы греки начали промышленную революцию на две или полторы тысячи лет раньше, чем она в действительности произошла.
Все накопленные к тому времени астрономические и географические знания обобщил Клавдий Птоломей (Ptolemaios ? – ок. 10168), деятельность которого проходила в Александрии, но который вряд ли был наследником тех царей Птолемеев, последний из которых (Клеопатра) правил в Александрии двести лет до него. Он написал книгу по астрономии (известна по арабскому названию как «Альмагест»), в которой привел настолько обширные и точные астрономические сведения, что полторы тысячи лет она была основным руководством для мореплавателей, и заслужила такой авторитет, что была канонизирована католической церквью и, поскольку Птолемей придерживался геоцентрической системы, то в конце концов науке пришлось от этого страдать, хотя Птолемей, разумеется, здесь не виновен.
Все созданное греками, неимоверные ценности античной науки, философии и литературы хранились в созданной при Александрийском мусейоне библиотеке, в которой было от 100 до 700 тысяч рукописных книг (печатать тогда не умели).
В 0391 году христианские фанатики уничтожили языческий храм Сераписа и вместе с ним находящуюся там часть Александрийской библиотеки. В 0609 году 39-летнему Мухаммеду на горе Хира явился архангел Гавриил, которого Мухаммед знал из знакомства с иудаизмом и христианством, и прочитал ему книгу, хранящуюся под престолом у единственного действительного бога Аллаха. Хадидж – жена Мухаммеда – одобрила его устремления (поддержка жен всегда была важной предпосылкой успеха мужей), и через 23 года Мухаммед умер, успев обратить арабов в свою веру, а еще через год после его смерти – в 0633 году – арабы начали свои завоевания, в 0642 году войска халифа Омара взяли город Александрию и, как говорит предание, отдали огню всю оставшуюся Александрийскую библиотеку. 900 лет после их сочинения горели труды Аристотеля, Эвклида и Архимеда. Полным ходом наступало средневековье.

15. Всплеск цивилизации
В веке 09400 греки создали молодую и незрелую философию Фалеса и Пифагора, в веке 09500 – философскую классику Сократа и Демокрита, в веке 09600 – вершины философии, у Аристотеля граничащей с наукой, а в веке 09700 философия погибла, превратившись в «чистую науку» Эвклида и Архимеда. В веке 09800 первая волна варваров – римлян – прокатилась по греческим землям. Под римским владычеством греки шесть веков топтались на месте, повторяя и шлифуя достигнутое.
Спустя семьсот лет после Архимеда волны варваров, преимущественно арийцев, разгромили охваченный развратом Рим, который все же успел провозгласить государственной религией одну из сект иудаизма. Европа на тысячелетие погрузилась во мрак варварства и христианства.
Это была уже вторая волна варваров, и на Западе она окончательно погасила огонек, уже и так слабо тлевший после первой волны. На Востоке, в Египте огонек протлел еще двести лет, пока его не погасили войска халифа Омара. И для Египта это была уже вторая волна варваров, и Египет больше никогда не возродился как страна передовой культуры.
Еще восточнее, в Персии и Средней Азии, где лет восемьсот не исчезал язык греков, увлеченных Александром на Восток (первые 300–400 лет греки занимали привилегированное положение в этих странах), волне арабов не предшествовала волна римлян. Случайно ли то, что именно там огонек греческой культуры никогда не погас совсем, а спустя несколько столетий начал загораться все сильней, так что (о, ирония судьбы!), Европа начала не только учиться у арабоязычных персов, но и знакомилась с сочинениями греков на арабском языке? Но то уже другой рассказ, рассказ о пробуждении Европы, о ее Ренессансе.
А сейчас, в заключении этого краткого обзора античной философии и науки, мне хочется задуматься о роли греков в античной культуре. Мы видели, что, кроме греков, только китайцы смогли создать ту философию, которая рассматривается в этом обзоре – философию, созданную определенными историческими лицами, имеющими имена, даты жизни, книги и учеников. И то философия китайцев была более поздней и более слабой. Античная наука же – это исключительно греки. Ни в Китае, ни в Индии, ни в Аравии, ни в Иудее, ни в Америке, ни в Германии и ни в России – нигде в мире в то время не было известных науке ученых, создающих, пишущих научные труды, тем более таких, которых можно было бы поставить рядом с Эвклидом, Архимедом или Эратосфеном. Все окружающие греков народы не только не могли с ними состязаться, но и оказались неспособными обучиться как следует у них, чтобы перехватить и понести дальше эстафету культуры. Это в одинаковой степени относится как к арийцам, так и к семитам. Их нашествия означали постепенную гибель культуры.
Но эти же народы, погубившие греческую науку, через две тысячи лет создали такую культуру, перед которой достижения греков теряются в тени. Значит эти народы не были «низшей расой», греки лишь на две тысячи лет их опередили? Почему же греки смогли на две тысячи лет опередить другие, даже родственные им народы? Случайность ли их резкий взлет? Почему эти соседние народы не смогли учиться у греков? Почему наступило средневековье ? Почему история не могла обойтись без этого темного периода? Средневековье – случайность или необходимость?
Вопрос остается открытым. Все в мире имеет причину, и причину материальную. Сам я склонен думать, что не средневековье было случайностью, а случайным и «преждевременным» был всплеск греков – своеобразная флюктуация, создавшая высокую концентрацию в одном месте шизоидных генов.
Яркое, ослепительное впечатление от греческой философии и науки совсем мало сглаживает знание того факта, что и у других народов, видимо, были мудрецы, но эти народы не обладали достаточно высокой культурой, чтобы сохранить биографические сведения о них. Удивительно, но о греках классического периода (Сократ, Платон, Аристотель и т.д.) мы знаем гораздо больше, чем о более поздних (Герон, Птолемей), потому, видимо, что эти более поздние описали классических, а самих их описывать уже было некому. Так и, наверное, вообще все маленькие всплески культуры, не продолжавшиеся достаточно долго, чтобы их как следует описать, должны были затеряться во тьме истории. Но это не противоречит предыдущему: всплеск греков был уникальным, бесподобным и по длительности, и по масштабам.

16. Первенство идей
Гомеомерии Анаксагора двигались под действием механической силы. Можно ли Анаксагора считать основоположником механицизма? Животные Эмпедокла были результатом естественного отбора из множества всевозможных чудовищ. Можно ли Эмпедокла считать основоположником дарвинизма? Аристарх Самосский поместил в центре вселенной Солнце. Нужно ли его почитать вместо Коперника? Герон описал паровой котел, открывающий двери храма. Справедливо ли мир почитает Уатта?
Никто не был в одной реке дважды, ибо в следующее мгновение уже и река не та, и сам он не тот, все течет, все изменяется, нет ничего постоянного – говорил Гераклит Эфесский. Можно ли его считать основоположником эволюционизма?
У греков было огромное множество философов, и все они что-то говорили, и если один грек говорил «да», то другой говорил «нет», и было ясно, что один из них прав, но выяснить кто именно прав, стало возможно только через две тысячи лет. Так, если Гераклиту ответить, что река течет, но остается рекой, входящий стареет, но остается самим собой, то не было абсолютно никаких причин отдать предпочтение мнению Гераклита.
Не важно, кто первым высказал какую-то мысль, важно, кто сказал это так, что услышал весь мир, и все разумно мыслящие люди поняли: да, это действительно верно! Может быть за сто лет до Ньютона какой-нибудь Нотьюн сказал своей жене, что Земля притягивает яблоко так же, как и Луну, но что от этого толку? Все равно мир справедливо почитает и будет почитать Ньютона как автора закона всемирного тяготения.
В 1680 году 33-летний француз Дени Папен (Papin 1647 – 1714/1712) изобрел паровой котел, который практически ничего не мог делать, в 1705 году уроженец Дартмута в Англии 42-летний кузнец Томас Ньюкомен (Newcomen 1663–1729) построил паровой насос, который в 1712 году после улучшения начал качать воду, а спустя 51 год в 1763 году уроженец нынешнего Свердловска, 38-летний Иван Иванович Ползунов разработал проект и вскоре построил универсальный паровой двигатель, о котором мир не узнал. Поэтому человечество почитает изобретателем парового двигателя уроженца Шотландии Джеймса Уатта (Watt 1736 – 1819), который в том же 1763 году в 27-летнем возрасте пришел к идее двигателя, в 1765 году построил экспериментальную машину, в 1768 году – большую машину, в 1769 году получил английский патент, последние улучшения в свою машину внес в 1784 году и совершил ею промышленную революцию.
В 1895 году 36-летний преподаватель физики в офицерском училище, уроженец нынешней Свердловской области Александр Степанович Попов (1859–1906) построил радиопередатчик и приемник, о котором доложил 7 мая на заседании Русского физико-химического общества, а в то же время не имеющий систематического образования уроженец Болоньи 21-летний сын землевладельца Гульельмо Маркони (Marconi 1874–1937) в имении своего отца построил идентичную аппаратуру, держал это в секрете, в 1896 году уехал в Англию, где предложил свое изобретение почтовому ведомству и Адмиралитету, в июле 1897 года получил английский патент, в том же году организовал компанию Marconi Ко, занялся производством и продажей радиоаппаратуры и в 1909 году получил Нобелевскую премию. В 1901 году аппаратура Попова достигла дальности связи 150 км, а Маркони в том же году осуществил связь через Атлантический океан. Аппаратурой Попова были снабжены несколько русских военных кораблей, радиоприемники Маркони вошли в каждый дом, поэтому мир считает, что радио ему дал Маркони.
Словом, не важно, кто первым высказал идею или сделал изобретение, важно, кто убедил мир в правильности своей идеи, дал миру свое изобретение.
Если, исходя из таких соображений, подойти к вопросу: где начала тех философских течений, к которым я принадлежу – материализма, механицизма и эволюционизма, и которые, естественно, меня больше всего интересуют, то при всем моем уважении, любви и почтении к грекам, я вынужден сказать: истоки этих учений не лежат в Древней Греции.
Греки и вообще античные и средневековые авторы высказали очень много догадок, но эти мысли терялись в хаосе всевозможных утверждений, они не дали доказательств, не смогли убедить мир в своей правоте, и поэтому их нельзя считать основоположниками ни эволюционизма, ни материализма, ни механицизма. После них в мире продолжали царить религии, и прошли еще тысячи лет, прежде чем по программе, провозглашенной Фрэнсисом Бэконом, руками и умами Галилея и Ньютона, Лайеля и Дарвина, Дальтона и Лавуазье механицизм, эволюционизм и материализм начали свое торжественное шествие.
Об этом в следующих медитациях.

17. Список античных мыслителей
Приложение. Список античных мыслителей:
1. Фалес ок. 09375 – 09454
2. Анаксимандр ок. 09390 – 09455
3. Анаксимен ок. 09415 – 09473/09477
4. Пифагор ок. 09430 – ок. 09500
5. Конфуций 09450 – 09522
6. Ксенофан века 09400 – 09500
7. Лао-цзы века 09400 – 09500
8. Гераклит ок. 09460 – 09530
9. Парменид ок. 09460 – ?
10. Анаксагор ок. 09500 – 09573
11. Зенон ок. 09510 – 09571
12. Эмпедокл ок. 09510 – ок. 09570
13. Геродот между 09510/09520 – ок. 09575
14. Левкипп век 09500
15. Протагор ок. 09520 – ок. 09590
16. Мо-цзы 09522 – 09620
17. Сократ 09531/09532 – 09602
18. Демокрит ок. 09540 – ок. 09630
19. Гиппократ 09541 – 09624/09645
20. Антисфен 09565 – 09631
21. Платон 09573/09574 – 09653/09654
22. Диоген ок. 09597 – 09678
23. Аристотель 09617 – 09679
24. Пиррон ок. 09640 – ок. 09730
25. Эпикур 09659/09660 – 09730/09731
26. Чжуан-цзы века 09600 – 09700
27. Зенон ок. 09665 – 09737
28. Аристарх века 09600 – 09700
29. Эвклид ок. 09670 – ок. 09725
30. Архимед 09714 – 09789
31. Эратосфен ок. 09725 – 09807
32. Гиппарх 09810/09820 – 09876
33. Тит Лукреций Кар век 09900
34. Герон век 10000
35. Птолемей ? – 10168


*** Конец фрагмента, полная книга в
http://vekordija.narod.ru/R-VIEWS.PDF или в http://vekordija.blogspot.com/2008/07/i.html


Рецензии
Здравствуйте!
Безусловно, вклад потомков сынов Ноя в развитие человечества - огромен. Но, вот только у меня возник вопрос,- Вы считаете шумеро -аккадское царство - семитическим. А если обратиться к Библии, к - Бытию, то там четко обозначено, что Аккад - вотчина Хама. Точно так же, как и Ханаан.

15 От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет,
16 Иевусей, Аморей, Гергесей,
17 Евей, Аркей, Синей,
18 Арвадей, Цемарей и Химарей

"19 И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Садому, Гаморре, Адме и Цевоиму до Лаши. "

А ведь все эти племена являются составляющей частью еврейского народа. Шумеры и вовсе - арии. Правда, каким-то образом, Авраам оказался из рода Симова. Но, он объединил вокруг себя не симитические, а хамитские племена. Стало быть, в народе этом, на самом деле, семитической крови было не так уж и много? Ибо Семиты, согласно той же Библии,

" 22 Сыны Сима: Елам, Асур, Арфаксад, Луд, Арам. Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной.

То есть, совсем не там, где формировался еврейский этнос. Кто же такие семиты? Как они выглядели? К какой расе их правильней отнести? Если на земле три основные расы, а у Ноя было всего три сына. Выходит, - монголоиды?

С уважением - Лейла

Лейла Сабзали   15.01.2010 15:42     Заявить о нарушении
Хотя, арамеи, конечно, семиты. Но вот, эламиты это - парсы. И позже на территориях некогда Элама жили те, кого позже причислили к тюркам.


Лейла Сабзали   15.01.2010 15:47   Заявить о нарушении
Я теперь редко бываю на этом сайте, поэтому извините, что поздно увидел Ваш комментарий. Лейла! А чего это Вы всё это спрашиваете у меня, и еще по поводу моей старой Медитации АНТИКА? Медитация об истоках философии, главным образом греческой. Я не специалист по этногенезу семитов. Но даже то, что я, не будучи специалистом, по этому вопросу знаю, для исчерпывающего изложения потребовало бы очень много места и времени. (Начиная с общей теории этногенеза и эволюции народов вообще). Что же касается Библии, то Вы, надеюсь, прочли (специально там поставленное!) объявление в моей авторской странице, что я атеист. Стало быть, для меня Библия не откровение истины, а сборник древнееврейских легенд. Поэтому берем сначала научные данные, а потом (если интересно) смотрим, насколько правильно (или неправильно) древние евреи представляли окружающий их мир. По научным данным семиты возникли как скотоводческое население Северной Африки (Сахара тогда еще не была пустыней). Около пяти тысяч лет назад они двинулись в Переднюю Азию, Аравию (которая тоже тогда еще не была пустыней) и далее в Двуречье (юг которого населяли шумеры со своей самой передовой по тем временам цивилизацией). Шумеры не были ариями, как Вы это пишете. По чертам лица они, правда, были очень похожи на ариев (европейцев) и были, видимо, какими-то их родственниками, но они были не светловолосы, как арии, а черноволосы, и говорили они не на на языке со склонениями (как в индоевропейских), а на аглютинативном (как тюркские - где главная роль принадлежит комбинированию морфем). Прародиной шумеров была Аравия ("Остров Дильмун" и т.д.), тогда еще не семитская. Семиты уничтожили шумеров (как в Аравии, так и в Двуречье), т.е. отняли у них "жизненное пространство", заставили сократиться в численности, а остатки ассимилировали. С тех пор Двуречье (Вавилония и т.д.) были семитскими; шумерский язык был мертвым, и использовался только как культовый и научный (подобно латыни в средневековой Европе). Деление человечества на три "большие расы" весьма условно. Но в рамках этого деления семиты принадлежат к европоидной расе (называемой также "Кавказской" и другими именами). Если хотите продолжить этот разговор, задавайте уточняющие вопросы. А пока что я кончаю. Спасибо Вам за интерес.

Валдис Эгле   21.01.2010 16:31   Заявить о нарушении