Скоро придёт пароход... Эфиопский дневник 29

Прошла душная беспокойная ночь. В госпиталь ехал молча. Решил посмотреть, что же делается в операционных. Убедился, что там всё без изменений! 

Медицинский директор пошёл в свой кабинет. Он быстро вернулся,  и вот мы опять с ним – лицом к лицу.  С приветливой улыбкой он начал:
- «Доктор! Сообщили, что в Массаву идёт пароход…   Везут раненых… Наши операционные к работе не готовы! Вот номер телефона командующего военно-морской базы! Идёмте в кабинет!  Скажите ему, что наш госпиталь не может принять раненых! У нас  ведь ремонт! Пусть их отвезут в другой госпиталь…»

Момент настал, и  я ответил:
- «Идёмте!» Медицинский директор открыл дверь кабинета, пропустил меня вперёд. Взял ключик и снял замочек, запирающий диск телефонного аппарата. Массава в зоне военных действий, и, оказывается,  телефоны на замке -  звонить можно  только с разрешения медицинского директора.  Ключ - у него…
 
- «Звоните!» - сказал я, - «А мне остаётся только подтвердить Вашему командующему, что  вопреки всем правилам  и без моего согласия  затеяли ремонт сразу всех операционных.  Это блокировало хирургическую работу… Игнорируете мои просьбы  о налаживании работы… Давайте! Звоните!» Медицинский директор снова установил замочек на диск телефона, повернулся ко мне.

Я повторил ему :
– «Звонить - Ваша обязанность!  Вы – медицинский директор! И скажите, что хирург ( то есть я) - готов оказывать помощь! Ремонт немедленно прекратите и наладьте операционные!   Не блокируйте работу хирургии…»

Лицо медицинского директора посерело (так бледнеют темнокожие люди), выразило растерянность… Он оглянулся по сторонам – на персонал, окружавший нас.

- «Я - не блокирую! Всё сделаю быстро! Операционные будут готовы через  2 часа!»
- «Прикажите, чтобы персонал выполнял все мои распоряжения немедленно!»
- «Матрона! Скажите всё персоналу!» - обернулся он к старшей медицинской сестре, которая тут же пошла выполнять распоряжения.  Он, как ни в чём ни бывало – стал теперь усердно помогать мне,  суетливо давая распоряжения.  Звонить никуда уже и не собирался… Вероятно, наконец понял,  что мешал работать и зашёл слишком далеко!

Я тоже,  как ни в чём ни бывало, продолжил свою работу и в душе  ликовал… Наконец все вопросы решёны – и по сути без конфликта… В хирургическом отделении во всю кипела работа – сёстры, санитарки собирали мусор, мыли полы, стены, операционные столы, шкафы.  Это радовало мне душу… Всё нормально!

Спросил  матрону:
- «Когда могут привезти раненых?»  Она ответила:
- « Сообщу сразу, как только будет информация!» Дело пошло… Сказал ей:
- «Надо, чтобы перевязочные  сёстры вынесли сюда, на площадку под первым этажом – свои столики со всем необходимым для перевязок!» И это тут же было выполнено…

Буквально через пару часов обе операционные были готовы к работе. Снова появился медицинский директор,  сказал:
- «Сейчас привезут раненых! Звонило командование…»
- «Хорошо! Успели подготовиться во время!» - в тон ему ответил я. И вышел из хирургического отделения на площадку под центральный портик здания, чтобы встретить раненых  сразу при выгрузке с машин.

Там уже собрались медицинские сёстры с перевязочными столиками («тролли»), заполненными биксами (металлическими коробками)  со стерильным материалом для перевязок, бутылками с растворами для обработки ран, инструментами, шинами для  фиксаций переломов костей… Пачкой лежали истории болезни для оформления поступающих…

Мы действительно подготовились во время. Вот в воротах госпиталя показался громадный армейский грузовик на высоченных широких скатах – вездеход, развернулся во дворе и стал задом подъезжать к приёмному отделению.

Откинули задний борт и стали на носилках опускать на землю, заносить на площадку под здание с десяток раненых. Руки, ноги забинтованы, фиксированы шинами. Невероятно сильный запах крови, пороха,  пота, пыли… Стоны, возгласы… От всего этого становится тяжело на душе…  Попытаюсь понять – какие ранения у каждого из них…Всё моё внимание приковано к этой машине… 

Но,  подняв голову, оглянулся по сторонам и мне – профессиональному хирургу - стало не по себе  – ещё  несколько грузовиков подъезжали задом, пятясь, как показалось – прямо на меня… А в ворота  госпиталя продолжали въезжать и въезжать всё новые и новые грузовики…


Рецензии
Гавриил, характер у Вас, ой, какой боевой, как у настоящего военного хирурга!
Восхищаюсь Вами! Знал Минздрав СССР, кого посылал в Эфиопию!

Людмила Береснева   05.06.2010 21:32     Заявить о нарушении
Я всегда был гражданским человеком, и в армии не служил... А работать с армией - пришлось... Дело в том, что Советский Союз не вмешивался в эфиопские события... Но эфиопам нужна была помощь хирургов - вот, видимо, и послали гражданского хирурга, как лицо нейтральное... Моя хирургическая работа там была обычным исполнением служебных обязанностей... Минздрав знал, чем я занимался "дома" - общий хирург высшей категории, летал много лет по Санитарной Авиации в районы (на тяжёлые случаи), выполнял экстренную и плановую хирургическую помощь, в том числе: хирургия живота, груди, травматология, онкология и много другого - кроме "пересадки органов". Потому и послали...Узкие хирурги в Эфиопии - не были нужны... Говорили - езжай один, иначе - посылать целую бригаду: травматолога, уролога, сосудистого, абдоминального, торокального, нейрохирурга и ещё неизвестно кого?! Ведь травмы, заболевания настолько разнообразны... Несколько десятков больных, раненых - и все разные! Для меня всё это была обычная "текучка...", конечно - достаточно сложная!
С улыбкой, Гавриил

Гавриил Иваниченко   05.06.2010 23:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.