Маленький сюжет к большому роману

***

Мой отец не любил рассказывать про свою жизнь. Может, ему было трудно вспоминать о прожитом, или стеснялся быть сентиментальным, но я довольно долго почти ничего не знал о его жизни. Впрочем, в силу юношеского эгоизма, я не сильно-то и стремился что-либо узнать. Лишь иногда, по праздникам, приняв изрядную долю спиртного, отец начинал что-то рассказывать. Но рассказы были обрывочны, при этом из глаз его лились слезы, и поэтому воспринимались мной как пьяный бред не совсем уравновешенного человека. Молодость эгоистична - мне казалось тогда, что ничего подобного никогда не будет со мной, и поэтому я почти не обращал внимания на эти рассказы. Единственное, что я знал об отце ко времени вступления во взрослую жизнь, то, что родился он в Орловской области и во время войны восстанавливал Сталинградский тракторный завод. Это все, что я о нем знал к двадцати годам своей жизни. Впрочем, если спросить моих детей о моей жизни, врят ли они расскажут обо мне больше.

Жизнь пролетает быстро, наступил момент, когда и я наконец задумался о прожитых годах. Я впервые задумался кто я, кто мои родители, откуда пошли мои корни. К сожалению, это понимание приходит иногда слишком поздно. Ушла из жизни моя бабушка, Евдокия Васильевна, и я к стыду своему, вдруг понял, что я почти ничего про нее не знаю. Отдельные обрывки воспоминаний не складываются в полную картину ее жизни, а спросить о ней уже некого.

Нет в живых моей матери, и к своему непомерному стыду, я понимаю, что знаю о ней еще меньше чем о бабушке. Постоянно занятая на работе или по дому, она почти никогда ничего о себе не рассказывала. Лишь однажды, вспоминая свои детские годы, она рассказала, как в голодные тридцатые годы, они с матерью ходили по деревням с холщовой сумкой на плечах, и просили хоть кусок хлеба, чтобы выжить.

Так получилось, что об остальных родственниках я знаю еще меньше. Лишь однажды отец разговорился, и рассказал мне о своей жизни.  К счастью  это произошло, когда я уже вполне сознательно проявлял интерес ко всему, что связано с нашей семьей. Это произошло случайно,  мы тогда с отцом копали грядку под картошку, а так как работа это довольно монотонная, у нас невольно завязался разговор, и я впервые прямо спросил у него о его жизни. Я к тому времени уже научился слушать, и почти не перебивал его, лишь изредка задавал вопросы по заинтересовавшим меня моментам.

Так я впервые узнал, что отец родился в небольшой деревушке на западе Орловской области. Отец оказался не плохим рассказчиком, и через некоторое время мне уже казалось, что это не он, а я иду за девять километров в школу, засунув за пояс книги и тетрадки. Мне представлялось, что это не ему, а мне вышел волк на дорогу и мы долго стояли, глядя в глаза друг другу, пока волк не ушел.
Мне казалось, что это не отец, а я работал в колхозе, помогая взрослым. Трудное время голода коснулось и его семьи, но они пережили его легче, чем моя мать.
Потом отец стал рассказывать о войне, о том, как он, пятнадцатилетний пацан, помогал перегонять скот за Волгу, как их бомбили и расстреливали фашистские самолеты. В неполных семнадцать лет его призвали в армию, посадили в эшелон и повезли в фронту, но по пути эшелон повернули и направили в Сталинград, который только освободили наши войска. На передовую они так и не попали, перед ними поставили другую задачу - восстанавливать город. Его часть восстанавливала Сталинградский тракторный завод, представлявший к тому времени сплошные руины, хаотические нагромождения битого кирпича, рваного искореженного металла и не разорвавшихся мин и снарядов. Через два года работ от их строительного батальона в живых осталось не более взвода - кто-то погиб подорвавшись на не разорвавшихся снарядах, кого-то придавило обвалившейся стеной, а кто-то сорвался вниз при разборе завалов. Из этого ада отец вышел с сильнейшей контузией, которая долгие годы напоминала ему о себе страшными головными болями.

После освобождения Орловской области, отца отпустили в отпуск, чтобы найти своих родных и близких. На перекладных, чуть не замерзнув по дороге, когда пришлось более семидесяти километров проехать в лютый мороз, держась за поручни вагона попутного поезда, он добрался до родной деревни. От деревни осталось лишь пепелище, но в соседней деревне удалось повстречать родных, которые чудом пережили оккупацию.

После войны судьба побросала его по стране в поисках лучшей доли. В Клину отец повстречал мою мать. Оттуда, по приглашению сестры и брата, молодые перебрались в Крым, но, помыкавшись там без жилья и работы, они вернулись в Клин. Там у них родился первенец, но опять не заладилось с жильем, и они вновь поехали по стране, пока судьба не занесла их на родину моей матери в небольшой Подмосковный город. Жилья и здесь не было, но на первое время их приютили друзья, которые приехали раньше. И хоть сами они жили тесно, но выделили моим родителям угол в своей комнате. Город строился, ему нужны были строители, а отец со своей рабочей специальностью плотника и столяра пришелся как нельзя кстати. Вскоре у них была уже своя комната, в которой и родился ваш покорный слуга. Спустя пару лет, отцу повезло - ему предложили строить дома, с условием, что в одном из них он получит квартиру.
Из воспоминаний детства у меня осталась в глазах картина, как бабушка, которая к тому времени перебралась к нам, везет меня на санках по сугробам к дому, который строит отец. Остался в памяти запах дерева от свеженастеленных полов, и отец, сидящий наверху на лесах, и что-то делающий на потолке. В этом доме прошло мое детство и юность, и о нем остались мои светлые воспоминания...

Время за работой пролетело не заметно. Грядка была докопана, и отец закончил свои воспоминания. Я был поражен той историей, которую я услышал. Тогда же у меня впервые появилась мысль, что как же мало мы знаем своих родителей. К сожалению, мне больше не удалось разговорить своего отца, он все время отнекивался, да и повода посидеть, и вот так поговорить по душам больше не представилось. Прогрессирующий склероз сделал свое дело, и закрыл для меня путь к его воспоминаниям навсегда. Остались только фотографии в семейном альбоме, на которых изображены мой отец и моя мать, мои родные и близкие, молодые и веселые не смотря на испытания, которые выпали на их долю. Все те, кого помню и люблю...


Рецензии
На прозе таких сюжетов - море разливаное...
И все они о непростой жизни наших родных и знакомых.
А ваша история это ещё одна глава очень большого романа о судьбе страны и её народа.
У меня на стр "Солдатская мечта" и "Нелитер. повеств....". Будет желание -почитайте.
Правильно! что помните и любите своих.
С огромным уважением!

Светлана Рассказова   25.04.2012 16:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.