4- Оберег - Эмилия Викулова

Это случилось в бухарестском автобусе в давние «добрые времена». Тогда еще пенсионеры не имели льготного проезда, а контролёрам надо было выполнять план. Легко представить переполненный автобус в час пик после работы: усталость и злость.  На улице – мокрая грязь в начале декабря – дело обычное. Погода словно подыгрывала общему настроению. А тут еще как в Преддверье ада – голос контролёра:

 - Билеты на контроль!

У большинства были проездные. Армия контролеров охотилась в основном на приезжих, транзитных, стариков и гостей столицы. Экономически их работа не оправдывала даже зарплат, но политика государства заключалась в том, что при социализме не может быть безработицы, а есть тунеядцы и жулики, которых надо  наказывать.

- Так, это не билет, уважаемый, не видно ни номера, ни серии, ни перфораций - удивленно разглядывала замусоленный, скрученный  грязной трубочкой билетик,- советую заплатить штраф сейчас – двадцать пять лей, за высылку на дом сумма в пять раз больше.

- Но послушайте, я не «заяц»! Это – билет!  Просто я от нечего делать крутил его в руке, ну сами видите! Так уж получилось, забылся и испортил билет, но я прокомпостировал его, честное слово,- защищался пассажир.

- Меня это не касается. То, что вы мне представили, может называться чем угодно, но только не билетом. Все, чем я могу Вам помочь – платите на месте, иначе – разберемся на конечной остановке, - решительно закончила сотрудница автопарка.

Контролёрша нашла свою жертву и теперь уже ничто и никто не мог вырвать несчастного из ее власти.
Через пару минут, пробивая путь животом,  к местам пенсионеров и инвалидов, прибыла  на помощь вторая контролёрша, без улова, а потому еще более воинственно настроенная.

- Да поймите, нет у меня с собой ничего, пенсия только послезавтра, - отчаянно объяснял пожилой человек с лицом печальным и глубоко несчастным.

Было очевидно, что судьба не баловала его и в молодости, а сейчас, просто издевалась над ним. Жесткий комок подкатил к горлу. Представила ли я себя на его месте или мою старенькую мать в далёком Симферополе – не помню, я просто протянула контролёру двадцатипятилеевую купюру, чтобы прекратить издевательство над стариком. Та, молча, выписав квитанцию, протянула ему, ошарашено взглянув в мою сторону.

- Прошу Вас, скажите свой адрес, сударыня! Я вышлю Вам долг! Даже не представляете, как я Вам благодарен!- не менее удивленно обратился пострадавший ко мне, доставая из внутреннего кармана шариковую ручку.

Уговорить принять этот маленький дар не удалось. Он уверил меня, что уже мой отклик на его несчастье является для него подарком. На следующей остановке я вышла, и по дороге в дом ежедневные проблемы вытеснили из памяти только что произошедшее. Надо было думать о наступающих зимних праздниках.
В канун Нового 1985 Года пришел красивый конверт. Имя адресата не было знакомо, но адресовано мне. В конверте – красивая открытка, внутри которой лежала купюра в двадцать пять лей и слегка коряво-старческим почерком старательно выведены строчки стихов. В переводе с румынского смысл таков:

«В этом темном царстве вдруг за столько лет
Посетил меня луч солнца, веры доброй свет.
Поселил мне в душу новые мечты
И тем светлым лучиком  оказались Вы
Пожелать Вам счастья на многие года,
Оставайтесь той же, что были всегда.
Да пусть будет полон счастьем у Вас дом,
Я за Вас у Бога попрошу о том».

Конверт со всем содержимым я долго хранила. Мне казалось, что он содержит неоценимый позитив, какую-то волшебную силу или оберег. Покидая Румынию, я не взяла его с собой, не подумала, что он мог бы стать семейной реликвией. Я просто продолжаю быть собой и тем маленьким лучиком света, когда вокруг темно.


Рецензии