Клим

- Акулов, Рыбкин, Чуев, Дашков- команда 280. Вопросы есть? Вопросов нет.… Вот так с легкой руки заместителя военкома и решилась моя судьба. Дома отец сказал, что этого следовало ожидать, так как с моим здоровьем в другие войска меня бы не взяли. Через два дня в военкомате я получил направление в автошколу.
- Военные водители – это почетная специальность. На ваши плечи ложится огромная ответственность. Вы должны не только доставить доверенный вам груз в целости и сохранности, но и содержать ваш автомобиль в чистоте и постоянной боевой готовности.
   -Как будто грязная машина не довезет « доверенный вам груз»- подумал я.
Приветственную речь и напутственные слова начальника Автошколы все курсанты выслушали в тишине и с полным пониманием. Инструктором по вождению мне назначили старого седого мужика. Все звали его Клим. Видимо это от фамилии Клименко. Густые прокуренные усы и насупленные брови не обещали ничего хорошего. На меня Клим посмотрел как на пустое место, пробурчал, что- то в усы и пошел к машине. Кое, какой опыт вождения у меня есть, и я был уверен, что сумею понравиться своему инструктору. Все мои иллюзии испарились, как только я открыл двери кабины.
   - Сынок, слушай сюда, а лучше запомни. Блатных на этой машине еще не ездило...
   -…А так же не плавало, не ползало и не летало - подумал я.
   - Терпеть всякие там фокусы типа « рука болит, нога подвернулась»- я не буду. Знаешь первую заповедь курсанта?
   - Первую нет – с надеждой в голосе проблеял я. – Может вторую или третью?
   - Второй или третьей ты не можешь знать, так как их в природе не существует. Есть одна первая, она же - последняя. Если ты сидишь слева и у тебя в руках руль - это еще не значит что ты шофер. Понятно? Ты еще сопля, а я шофер 1 класса…
   -Не шофер, а водитель. – Брякнул я не подумавши и тут же убедился в том, что у  Клима тяжелая рука. Довольно увесистый подзатыльник левой был мне наградой за разговорчивость.
   - Это левой, а правой наверно вообще прибьет.- Мелькнуло у меня в голове.
 К наукам у меня всегда были способности, тем более закрепленным таким способом. Понял я или нет, можно было и не спрашивать. Всем своим видом я изобразил, что урок усвоил в полном объеме, но буду лучше усваивать учение живым, и потому убивать меня не надо…
   -Задача первая. Сегодня учимся запускать двигатель и трогаться с места. При повороте ключа в замке зажигания на приборной доске должны загореться лампочки, а стрелки приборов…
Спокойно монотонный голос инструктора на какое-то время усыпил мою бдительность. Я очень хотел быстрее показать, на что я способен, и видимо что-то пропустил…
 По команде я  завел машину, включил вторую передачу и лихо тронулся с места. Раньше меня уже учили ездить и говорили, что я делаю успехи. Сейчас мне очень хотелось показать Климу  все, что я знаю…
Увернуться от очередной оплеухи и даже выпрыгнуть из-за руля я успел.
   - Что бы я тебя больше не видал, блатота! Cопля...
   - Клим, что ругаешься?- спросил молодой инструктор Саня.
   - Представляешь, только сел за руль, первое занятие, а он уже со второй трогает…
   - Да, непорядок… - улыбаясь, сказал Саня и подмигнул мне. – Но это лучше чем с задней.…  Тут такие орлы были, что любо- дорого.… Чуть гараж не снесли напрочь. Так что ты парень еще, цветочек….
Я думал, что мне дадут другого учителя, но на другой день Клим наорал на меня за то, что ему, «шоферу 1 класса» приходиться ждать какую - то соплю блатную.
Через несколько дней, когда у нас было вождение по городу, я краем глаза заметил, что Клим… спит. Я – курсант, еду по городу, а мой инструктор - надвинул кепку на глаза и преспокойно дрыхнет. От неожиданности и полной свободы я чуть не задавил переходящего дорогу мужика. Машина вильнула, и открывший глаза «шофер первого класса»- погрозил мне пальцем. Не балуй…
          В последнее время мои отношения с Климом наладились и мы  подружились.
Несколько раз  даже заезжали к нему домой. Привозили картошку. Клим где-то договорился и нам  в машину закинули пять мешков. Разгружать пришлось мне. Огромные баулы казалось, весили по тонне. Клим  усмехаясь, курил на скамейке и подбадривал меня. Сгибаясь почти до земли, я тащил мешок, проклиная его здоровый аппетит.
   - Что б ты подавился этой картошкой. Что б ты порезал себе палец, когда будешь ее чистить. Что б она у тебя завтра вся сгнила. Не-е-е-т.… Пусть лучше она у тебя никогда не кончается. Пусть размножается в подвале всеми возможными способами, лишь бы мне не тащить на себе эту тяжесть еще раз…-   Иногда мне казалось, будто Клим читает мои мысли. Вот и сейчас он бросил окурок и сказал: - Так-то лучше. Картошки никогда не бывает много…

Незаметно подошла пора экзаменов. Декабрь в том году выдался морозный и всю свеклу с полей не успели вывезти. Так  и стояли горы смерзшегося урожая на колхозных полях.
 Председатель договорился с руководством автошколы об оказании помощи в уборке и нас направили в колхоз. По программе подготовки у нас было вождение с грузом, так что начальство решило убить сразу двух зайцев. Курсанты пройдут подготовку согласно учебного плана и начальство в накладе не останется. С председателем колхоза выгодно дружить. В те времена  в сельском хозяйстве за уборочную или посевную можно было отовариться дефицитом, которого в обыкновенном магазине не купишь никогда. Распределение товаров шло через председателя, так что сами понимаете…
Забыл сказать, что начинал я учиться вождению на ГАЗ-53, а где - то через месяц Клим пригнал ЗИЛ - 130. Во дворе автошколы собрались все. Нельзя сказать, что вся техника в школе была старая, но новая машина это всегда праздник. Из-за еще не просевших рессор, машина казалась выше остальных. Она блестела новой краской и пахла новой кожей. На сияющего Клима больно было смотреть. Все поздравляли его и конечно завидовали. Поздравляли и меня. Мне еще жали руки, но я уже мысленно представлял себе, как все это великолепие придется протягивать и смазывать. Несколько дней мы готовили машину. За это время Клим раздал столько оплеух и подзатыльников, что моя голова поправилась на несколько размеров. Не так держишь ключ - получи по затылку, разлил масло - пожалуйте на раздачу. Казалось, это не кончится никогда, но ворота в бокс открылись, и я  вздохнул полной грудью. После темного гаража белый свет двора автошколы показался мне ослепительным. Все мучения позади – машина готова.
Новую технику всегда жалко. Жалко, « мою ласточку», было и Климу.
   - Это моя лебединая песня.- Говорил он вздыхая: - Больше мне новую не дадут. Грузить полную машину я не дам, половины хватит. Там такие спецы на погрузке, грузят столько, что борта трещат…
Утром на дороге замерзли лужи. Я выскочил из автобуса и побежал, благо до автошколы было недалеко. Пару раз, поскользнувшись, проверил «пятой точкой» асфальт на прочность. Дорожное покрытие испытание выдержало. Прихрамывая и отчаянно матерясь, я добрался до курилки. Не смотря на то, что я пришел на полчаса раньше,  Клим уже ждал.
   - Дурдом, какой- то! На дороге гололед, а они ехать заставляют! Свеклу уже и так поморозили. Чего торопиться, а завтра может и потеплеет…
   - Из мороженой свеклы сахар слаще.- Сказал я.
   -Много ты понимаешь, академик! В носе у тебя еще не кругло! И ничего не слаще…
   - При воздействии низких температур на структуру клетчатки сахарной свеклы и образовании кристаллов от процесса замораживания, в опытном образце можно заметить слияния молекул сахарозы и фруктозы, что, несомненно, может привести к повышенной сахароотдаче опытного образца. Это в свою очередь повысит значение сахарной свеклы в процессе сахародобычи и поставит ее значительно выше сахарного тростника.… Ехать все равно надо. Клим, заводить что ли? ...
Глупое выражение лица моего инструктора стало причиной хохота.… Произнося заумные речи я преследовал цель поиздеваться над Климом, и если мне это удавалось, я был счастлив… 
По дороге на колхозное поле, пустую машину несколько раз занесло. Клим, сидевший за рулем, тихо ругался. Асфальт действительно был скользким.
   - Ничего, Иваныч, груженую машину не будет так сильно таскать.- Сказал я.- Потихоньку доедем.
  - Много ты понимаешь. Кто ты есть такой? Ты пока что ученик сопливый. Я тебя выучу, научу ездить, и только потом ты сможешь рот раскрывать. А пока что молчи, в твоих советах никто не нуждается.…      У меня от обиды дыхание перехватило, на языке чертенята плясали ответить что- нибудь, но, внезапно занывший затылок напомнил  про «умение Клима убеждать», и я вовремя опомнился. По мне, уж лучше быть « учеником сопливым », но здоровым, чем « умной блатотой», но со стойкой головной болью.
Поле, русское поле…  Собранную свеклу складывали в огромные бурты. Вывозить на заготовочные пункты не торопились. Сначала техники не хватало, потом пошел дождь, затем мороз. Живописные ледяные горы стояли в поле как напоминание о хорошем урожае, и как укор российской бесхозяйственности…  Тракторист обрадовался нам как старая дева долгожданной возможности выйти замуж.
  - Мужики, да я вам сейчас нагружу от души. Еще машины будут, а то у меня солярка кончается? Вчера целый день без работы простоял. Трактор у меня старый, но поработает еще. Масло есть, а то у меня гидравлика течет? Да откуда масло, это же у вас не самосвал…-    
Интересный мужик. Сам вопросы задает, сам на них отвечает.
   - Ты не спеши грузить.- Сказал Клим. – Давай посидим, покурим. Даже маленькую работу надо начинать с большого перекура… Тебя как зовут?
   - Степан. - Доставая из протянутой моим инструктором пачки сигарету, ответил чумазый тракторист. Надо сказать слово « чумазый» не совсем подходило нашему новому знакомому. Чумазым можно назвать человека, немножко испачкавшего себе лицо. Наш же был просто грязным. Казалось, будто его целиком пропустили через трактор. Засунули в топливный бак, а вытащили в выхлопную трубу.  «Тракторист» одним словом.
   - Вот что, Степа, от души грузить не надо. Машина новая, с грузом еще не ходила, пожалеть надо.
   - Мне что, я могу вообще не грузить. Свеклу жалко, пропадает столько добра,-  по-детски огорчился он, вытирая нос грязной рукой, но тут, же спохватился: - Если каждый с недогрузом пойдет, то я тут до конца зимы проторчу! У меня солярка кончается!!!…
   - Степ, а ты мыться не пробовал?- с ехидством произнес я.- Говорят, что если горячей водой да еще с мылом…
   - Так - то с мылом, да еще «горячей»…  - мечтательно начал тракторист, но опомнившись заорал.- Где я тебе в поле горячую воду возьму! Я здесь всю зиму торчать, не намерен! Я вам, что пингвин северный! Понаехали тут, умные какие!!!  Не надо им полную грузить!!! Да я вам сейчас так нагружу, что у вас даже в карманах свекла будет!!! С мылом ему мыться надо!!! У меня солярка кончается!!! Вали отсюда, блатота умная…-
   Где- то я это слово уже слышал. Они с Климом, что в одной школе учились?    Спросить у них не получилось, так как к крику механизатора присоединился рев моего инструктора:
   - Не встревай, когда старшие беседуют!!! Тебе слова не давали еще, иди отсюда, гуляй себе, блатота умная!!!- …
Нет, они не только в одной школе, но и в одном классе «букварь курили». Тут даже спрашивать не надо. Пока я пинал носком ботинка заледеневшую свеклу, мои гонители договорились между собой. Два ковша замерзшего груза аккуратно легли в кузов, а в карман промасленной фуфайки перекочевала едва начатая пачка сигарет. Все были довольны. Клим со Степой пожали друг-другу руки. Целоваться, правда, не стали, чем сильно меня расстроили. Интересно было бы посмотреть. Я уже почти представил себе эту картину, но…
   - Какого профкома ты там торчишь? Господи, что за наказанье на мою голову? То он лезет, куда его не просят, то когда нужен - не дозовешься. Поехали уже, горе мое! ... 
Дожидаться второго приглашения было бы глупо. « Горе мое », стараясь не споткнуться, побежало к машине. Когда до подножки оставалось всего ничего, я все-таки запнулся и полетел на землю. Больше всех моему сближению с землицей – матушкой обрадовался Степан. Он заржал как необъезженный мустанг. Всегда весело, когда падает кто-то другой. Упавшему, чаще всего не до смеха…
          
     - Не дергай руль, спокойней. Тормозами на спуске в гололед лучше вообще не пользоваться, а то мигом окажешься на встречной, а грузовик на встречной, да еще груженный, это тебе, брат, не фунт изюма. Тормози двигателем, для этого включи пониженную передачу. Молодец парень, из тебя может выйти неплохой шофер…
Похвала, да еще от Клима, это дорого стоит. Стремительный рост от «умной блатоты» до «неплохого шофера»  вскружит голову любому. Моя голова не была исключением. Наконец- то заметили мои способности.- Ликовал я.- Вы меня только похвалите, да я вам, да я для вас…
    - Куда, куда ты едешь?!! Сопля зеленая, куда ты рулишь?!! Ты что смерти моей хочешь, там же метров десять лететь!!! Ты что, ишак слепой, обочины не видишь!!! -  Воспользовавшись вторыми педалями, Клим остановил машину. – Пошел к «бени матери» из машины!!!  Он еще долго матерился и нервно курил в кабине. Мое же падение до «сопли зеленой» казалось мне оглушительным. Я, сидя на стылой земле, представлял себе, как надо мной будет смеяться вся школа, и решил, что водителем мне не быть никогда.
    - Распустил перья, павлин несчастный.- Ругал я себя. – Хорошо водить машину учатся годами, а ты замастерился уже. Похвалили его, размечтался, нос задрал так, что дорогу не видать. Вот сейчас Клим уедет без тебя и будет прав. На кой ему в машине слепой ишак. Ну сам может еще и не уедет, возьмет с собой, не оставит замерзать, но за рулем мне не сидеть больше. Тут и к «бабушке» ходить не надо…
    - Ты это… не сидел бы на земле… холодная земля то… не обижайся на меня, дурака старого… не сдержался я… дорога она, брат ты мой, внимания требует. Ты еще неопытный, вот и получилось так…-
    Клим сидел рядом со мной и что-то говорил, говорил….   Он гладил меня по голове и утешал, как мог.  Я практически не слушал, но от этой теплоты и заботы что-то зашевелилось во мне, комком подкатило к горлу и теплыми солеными ручьями потекло из глаз. Я плакал от того, что не смог в свое время разглядеть в этом старом и строгом инструкторе человека доброго и душевного. Под маской, которую он был вынужден носить, чтобы курсанты не садились на шею, билось огромное сердце. Сердце человека, не имеющего в силу обстоятельств, детей, и от того любящее всех пацанов автошколы как родных - своих собственных…

      А права я все-таки получил.


               


Рецензии
Интересный рассказ получился. Успехов в творчестве. Дерзайте.

Галина Польняк   17.06.2010 11:53     Заявить о нарушении
Спасибо,Галина! Для меня очень важно ваше участие.Я начинающий литератор и только пробую писать. Благодарю за отзыв!

Валерий Халанский   21.06.2010 02:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.