Meditations 2
Плэйры, мобильные телефоны, компьютерные игры – всё это вехи полифонического бытия.
Человек проживает сразу несколько жизней. Проживая несколько жизней, мы не можем найти себя в этом потоке. Мы растворяемся в других, как другие растворяются в нас.
***
Пламя языческих костров, мерцающие тени, человеческие жертвы, дикая пляска огня.
Потом – светильники с маслом, старинные фрески, иконы, религия. Христианство.
Свечи… Подсвечники, гусиные перья.
Ужасный тошнотворный керосин – жёлтый.
Лампочка и…
Ужас - лампы дневного света, неон, мониторы, жидкие кристаллы.
Современный глаз не приемлет полутонов и рембрандтовской таинственности, солнечных игр Вермеера. Предмет натурален. Цвета и свет стали прямолинейны. Минимум непонятного. Каждый уголок, каждая прожилка, каждый пиксель как на ладони – вот что такое современный свет.
Живой огонь мы променяли на мёртвый. Хотя, может статься, это новая веха в освоении ОГНЯ? И не есть ли магическое свечение монитора – сияние свечи и чистого листа, слитые воедино? Может быть, от электричества до Солнца не так уж далеко?
***
Сэмпл (от англ. – «простой»). В музыкальных или графических, текстовых программах сэмплами именуются своего рода шаблоны, часто используемые в работе, некие простейшие элементы, из которых конструируется целое.
Появление сэмплов обусловлено оптимизацией процесса создания, например, музыкального полотна (незачем каждый раз отдельно записывать, скажем, крик ворона, гудок автомобиля, удар по малому барабану или звук колокола – они имеются в любой библиотеке сэмплов).
Та же картина в графических редакторах (стандартный набор автофигур: квадраты, треугольники, круги на любой вкус!). Их то и использует творческое сознание пользователя (простите за тавтологию).
Удобнее всего мышление сэмплами рассмотреть на примере работы ди-джея. В последние годы ди-джей становится подлинным творцом, создавая композиции на базе готовых песен, используя сэмплы, наложение ритмов, смешивая звуки, шумы, ноты, мысли как краски на палитре.
Одна из главных обработок звука, используемая в современной музыке называется «сэмплер». Она позволяет записать звуковой фрагмент (как правило, небольшой по времени – несколько секунд или минут) и зациклить его, то есть воспроизводить бесконечно вновь и вновь, вновь и вновь, вновь и вновь, вновь, вно, но, о, вновь, вновь и вновь, вновь и вновь. Примерно так.
***
Мир закольцован. Всё движется по кругу – так иногда кажется. Повторяя небольшую музыкальную фразу или несколько слов в стихотворной строке – проигрываем жизнь. Эти кольца соотносимы. Огромные и совсем маленькие. Я каждый день варю кофе – примерно в одно и то же время. Примерно раз в неделю я хожу в библиотеку. Раз в месяц бываю у родственников. Всё это – перечисление моих колец.
Любой предмет закольцован (не только своими видимыми границами, а своей взаимосвязью с остальными). Так же и мысли. Человеку свойственны кольца и ритмы. Их разрыв практически невозможен. Он ведёт к гибели. Однако в наших силах превратить кольцо в спираль.
Один из прекраснейших образов современного мира – диск. Компакт-диск. CD. Пластинка. Жёсткий диск.
Круг. Сразу вспоминается Древний Египет, солярная символика, Бог Ра. Граммофонные, патефонные, пластинки на 33 оборота - на них был записан только звук. Вибрации. Но это уже было предчувствие многослойных DVD-носителей. DVD-диск представляет собой настоящую галактику – несколько спиралей, расположенных слоями, одна над другой.
Кроме того, современный диск зеркален, он переливается буквально всеми цветами радуги. Бриллиант. Новый драгоценный камень.
Хотя, если трактовать его прагматично, он не что иное как сосуд, бутылка, ёмкость, наконец, тара для информации. Что такое информация? Длиннейшие списки, каталоги, номера и таблицы. Ошибкой было бы думать, что вся соль в этой бессмыслице, в этих мегабайтах и гегабайтах чего угодно – музыки, книг, картинок.
Кажется, сейчас наступает время кувшина, время формы. Так сияй же, безумный бриллиант: CD, CD-R, CD-RW, DVD. В этих названиях звучит сейчас новая музыка!
***
Вчера вечером читал Я. Друскина: о мгновении и смерти, о прикосновении. Ночью я проснулся и на миг мне показалось, что было прикосновение. Или был миг? Была секунда какого-то абсолюта. То. Отрезок включил в себя всё. Хотя я не люблю этот символ: две точки, соединённые чертой.
Я слушал Баха, когда ехал в библиотеку. И, странное дело, мелодии кончались в такт трамвайным остановкам и станциям метро. Из многоголосия рождается единый голос. Вот я и написал это.
Здесь и сейчас. Своего рода ось. Ощущение гигантского жернова, колеса созвездий. Центр – в тебе самом. Но, одновременно с этим и вокруг. В мире. Весь мир – медленно поворачивающийся точильный камень. Колесо.
Чем заниматься, если не поиском центра мира? Ось Земли. Пуп Земли. Если есть чёткое ощущение центра, то это – очень творческое состояние, если центр размыт – созерцательность. Ещё о состояниях: вращение, раскачивание, падение, взлёт, движение в воде, воздухе, под землёй, в огне.
Друскин прав: «сейчас» расслаивается. Это луковица. Есть моменты быта и моменты житейской логики или иррациональные переживания присутствия. Быт пересекается с иррациональным. Вчера я слушал хоральные прелюдии Баха на своём плэйре, а сегодня утром он воспроизвёл дикий механический крик и смолк. И это всё как-то связано. Кружение мира вокруг меня. Вращение диска. Головокружение. И мой путь вокруг мира, вокруг Земли. Постоянно кажется, что не хватает какого-то одного фрагмента, чтобы увидеть целиком ВСЁ.
Замедления и ускорения. Музыка: растворение во времени. Сейчас. Пульсация личности, души. Периоды выхода вовне и сжатие, в-себя-смотрение и одиночество.
Окружающее – не чёрная дыра, оно не затягивает, оно открыто нам. Весь обозримый мир светится изнутри. Это свет смысла. Это Бог.
***
Так же, как есть эволюция освещения, эволюция ламп, есть эволюция приспособлений для письма. Начать можно с глиняных табличек и палочек, с бересты или папируса. Нет, сначала, всё же, была рука или палец. В Китае до сих пор существует живопись пальцем. Европа её сейчас только открывает. Кроме того – перья, карандаши, авторучки, «несовершенная» печатная машинка, и вот – новый образ – клавиатура (компьютер, мобильный телефон). Клавиатура – это слияние пальцев с текстом, с буквами. Хотя, быть может, вовсе не важно, чем писать? Хлебников писал веткой вербы.
Ещё замечу о телефонах и телевизорах. Теле- с греческого переводится как «цель». То есть, целезвук и целезрение. На-чём-то-сосредоточение. Человек хотел общаться и получил телефон. Человек хотел видеть и получил новый глаз – телевизор. У меня не повернётся язык назвать его третьим.
Знаменитый русский литературоцентризм быстро сменяется телецентризмом.
2004 г.
Свидетельство о публикации №209010400044