Взятка

               
               
      Никогда в жизни Андреев не давал взяток. Этому препятствовали его высокие принципы и невысокая зарплата. Но дело, о котором он хлопотал, никак не двигалось с места, и ему посоветовали: «Надо дать».
      - Кому? – спросил Андреев.
      - Сергееву, - ответили ему. – Он у руля. От него всё зависит.
      - Ох, братцы, - закручинился Андреев, - не сумею я  этого сделать. Взятка – ведь это уголовно наказуемое деяние.
      - Какая взятка! – замахали на него руками. – Слово это забудь. Сергеев взяток не берёт. А вот подарок, так сказать, презент, примет охотно.
      Перед Андреевым во весь свой гигантский рост встала проблема подарка. Из популярных брошюр он знал, что к свадьбе можно подарить сервиз, к новоселью – гардины, что подарить к взятке, или вместо неё, оставалось неразрешимой загадкой.
      Андреев пустился по магазинам.
      В подарочном отделе универмага в глаза ему бросился деревянный резной орёл с широкораскинутыми крыльями и загнутым хищным клювом. Орёл парил над землёй. Орёл высматривал добычу. Орёл кусался. Ценой, которой была окольцована его правая лапа. Очертя голову, Андреев кинулся от орла наутёк, пока не упёрся в магазин «Головные уборы».
      - Шляпа! – сказал, остановившись, Андреев. – Шляпа – это то, что нужно. Она мне и по карману, и преподнести её можно абсолютно конспиративно – в коробке «Киевский торт».
      Но в магазине Андреева ждало полнейшее разочарование. Хороших шляп не было. Не было и плохих. А два-три болтавшихся на гвозде скособоченных экземпляра походили больше на инвентарь для смахивания пыли, чем на благородную деталь туалета.
      - Что же купить? – задумался Андреев, и на ум ему пришло чьё-то не столько мудрое, сколько древнее изречение: «Дари и желай другому то, чего желаешь себе».
      - А чего я желаю себе? – опять задумался Андреев, и лицо его расплылось в конфузливой улыбке: себе он давно желал комплект тёплого нижнего белья с начёсом.
      Дальнейший обход городской торговой сети не дал Андрееву ничего нового: предметы, попадавшиеся ему на глаза и пригодные для подарка, были забракованы им по разным причинам: авторучка – мелко, фужеры – неактуально, прибор для бритья – банально.
      Бесплодные поиски Андреева кончились тем, что он, наконец, решился: на приём к Сергееву отправился без подарка, но с конвертом в кармане.
      Сергеев молча выслушал его, строго поднял глаза, и Андреев прочитал в его взгляде категорическое, безапелляционное «нет».
      Левая рука Андреева невольно опустилась в карман за конвертом.
      Увидев конверт, Сергеев несколько оживился и красный сигнал «нет» в его глазах сменился на жёлтый «может быть».
      Андреев чуть осмелел и положил руку с конвертом на стол.
      - Что это там у вас? – кивнул на конверт Сергеев.
      - Письмо от мамы, - растерявшись, соврал Сергеев. – У меня старенькая мама. В Воронеже.
      - Мама – это чудесно, - с грустинкой протянул Сергеев и жёлтый свет в его глазах уступил место зелёному: «да».
      Он вынул из канцелярского стаканчика ручку, написал на заявлении Андреева «Разрешаю» и весело произнёс:
      - Вот и всё. Ваш вопрос решён.
      Андреев взял заявление, прочитал долгожданную резолюцию, и им овладело сумеречное состояние, именуемое в буддийской религии нирваной. Безмолвный и пришибленный, он сидел перед Сергеевым, сжимал в левой потной  руке конверт, в правой, вибрирующей, своё заявление, и не знал, что же делать дальше.
      Сергеев понял его состояние и решил ему немножко помочь.
      - Что это у вас там изображено? – показал он на рисунок, украшавший конверт.
      - Санаторий «Ласточка», - заглянув в кулак, прочитал Андреев подпись под рисунком.
      - А-а, «Ласточка», - обрадовался Сергеев. – Мне там подлечили язву.
      - Вы желудочник? – посочувствовал Андреев.
      - Да, - погрустнел Сергеев.
      - А я сердечник, - пожаловался Андреев.
      Воцарилась скорбная пауза.
      - Ну, так я пойду, - поднялся с места Андреев.
      - Посидите ещё, - заволновался Сергеев и опять перевёл взгляд на конверт с рисунком. – Жаль, у меня не сохранилась фотография санатория. Он мне дорог как память. Мне там подлечили язву.
      - Так я могу вам его подарить, - догадался наконец Андреев и протянул Сергееву конверт.
      - Во-во, подарите, - подхватил Сергеев и быстро смахнул конверт в ящик стола.
      - Всего хорошего, - стал прощаться Андреев.
      - И вам того же, - улыбнулся Сергеев.
      - Не болейте больше язвой.
      - А вы передавайте привет маме.
      - Передам, - пообещал Андреев и вышел из кабинета.
      Сергеев тут же открыл ящик стола,  извлёк конверт и заглянул внутрь. Там он увидел исписанный листок бумаги, недоумённо развернул его и прочитал:
      «Тысячу извинений, но вины моей в этом нет. Перед тем, как идти к Вам на приём, я проконсультировался со знающими Вас людьми и получил информацию, что Вы любите получать подарки, причём на мелочи не размениваетесь. Я обошёл весь город в поисках достойного Вас подарка, но, честное слово, ничего подходящего не нашёл. Тогда – вторая тысяча извинений - я купил этот конверт и хотел положить туда элементарную взятку. Но вспомнил, что взяток Вы не берёте. И правильно делаете. Вообразите, что Вы вскрыли этот конверт, увидели в нём деньги, а через минуту в комнату вошли сотрудники правоохранительных органов. Представляете, что было бы? Но я спас Вас от этого позора. Я вложил в конверт лишь это письмо. Пусть теперь в Ваш кабинет входит кто угодно, это Вам ничем не грозит. Я не дал Вам переступить границу закона и сохранил за Вами честное имя. Так что, - третья тысяча извинений, - прошу простить мне этот маленький розыгрыш и давайте вспоминать его, как увертюру к драме, которая, к счастью, не состоялась.
      А благодарность за сделанное Вы всё-таки заслужили. Вот она: большое Вам спасибо.
      Ваш, теперь уже, надеюсь, незабываемый
                Д. Андреев".
 
      


Рецензии