Задний ум

               
               
      Чего у нас не отнять – пусть никто даже и не пытается – это хорошо поставленный, испытанный годами и делами, тщательно замаскированный задний ум. Именно в нём заключается вся наша мощь, наша неувядаемая сила.
      Тот, кто придумал этот удачный термин, видимо, хорошо знал, что человеческий ум имеет много оттенков и определений: глубокий, тонкий, острый, аналитический, гибкий, или наоборот – ленивый, поверхностный, инертный, но все эти характеристики бледнеют и меркнут перед одной, универсальной,  всеохватывающей – задний ум.
      Очевидно, что существование заднего ума предполагает наличие ума переднего, следует различать эти две разновидности, чётко представлять себе: сей индивид – обладатель хоть махонького, но переднего ума, а вот тут мы имеем дело с могучим, грандиозным, но всё же задним умом.
      Надо, правда, договориться вначале о системе координат, сориентироваться, что считать передом, что задом. Одесса, например, предложила такую, точно выверенную формулировку: там, где галстук – там перёд – для мужчин, и там, где брошка – для женщин. Хотя, следует заметить, что эмансипация с одной стороны, а феминизация с другой, сделали своё чёрное дело: брошка может украшать мускулистую грудь современного мужчины, а галстук являться деталью имиджа современной деловой женщины, несгибаемой бизнес-леди.
      Заманчивым выглядит предложение известного классика сатирического жанра провести разграничительную линию между задним умом и передним с помощью краткого, но ёмкого изречения: «до того». Всё, что по эту сторону, «до того» - это ещё ум передний, а уже «после того» - территория ума заднего.
      В седую старину хорошо себя зарекомендовавшим, популярным народным способом выявления лицевой и оборотной стороны ума служила методика, воплощённая в дошедшем до нас афоризме: «Без пол-литра не разберёшься». Этот, особо точный и проверенный метод, применялся тогда, когда ничто другое уже не помогало, вопрос заходил в тупик.
      Но все эти инструкции, рекомендации и наставления страдают некоторой расплывчатостью, в основе своей они интуитивны и абстрактны. Гораздо надёжнее определять наличие заднего ума по таким признакам и приметам, которые можно пощупать, «поосязать», сфотографировать, зафиксировать и передать в назидание потомкам. Лучше всего о присутствии такого ума  свидетельствуют следы, отпечатки и опечатки. Да, да. Точно также, как оставляют следы пришельцы внеземных цивилизаций, ум тоже оставляет следы и «опечатки» пальцев, по их дактилоскопии легко прочитывается передним он был или задним.   
      Вот торчит стометровая труба завода- гиганта. Сам завод не построили из-за отсутствия сырья, но трубу воздвигнуть успели. Стройку начинали с трубы.
И стоит она как достойный памятник выдающемуся заднему уму. А что? Задний ум тоже может быть незаурядным. Разве тот, кто давал «добро» БАМУ, кто пытался развернуть северные реки вспять, кто на протяжении многих лет проталкивал Великую Реформу русского языка, насильно пытаясь переучить население слово «заяц» писать как «заец», - по-своему не гениален? Рядовой, примитивный, с ограниченным кругозором дурак до всего этого не додумается. Тут нужен дурак-мудрец, дурак-титан, дурак - заднего ума палата.
      Отличительная особенность заднего ума, его основной показатель – абсолютная уверенность в себе, в правильности принятого решения. Взвешивать, мучиться, колебаться, -всё это признаки ума переднего, задний – не ведает сомнений. И ещё – он всегда вышагивает на полкорпуса впереди переднего, всегда обгоняет его и заслоняет. Передний ум – тот ведь нерасторопный, вечно что-то прикидывает, сомневается – может так лучше, а может этак, заднему – море по колено, он фанеру к столбу прибил, написал на ней «Вперёд к…», взял кайло в руки – и пошёл, и пошёл. Это потом, когда уже дело сделано, он остановится, вытрет пот с чела и оглянется: ну-ка, чего я там наворотил?
      А наворочено нами немало. Результат, как говорится, «на лице». Мы в авангардной группе сзади по основным показателям, определяющим жизненный уровень человека. Бедные мы, бедные, битые-перебитые. И хотя задний ум придумал себе в утешение поговорку «За битого двух небитых дают», а по нынешнему курсу, в условиях галопирующей инфляции, кризисов и спадов, за битого можно взять трёх или четырёх небитых, богаче мы что-то не становимся. Правда, и небитых уже почти не осталось. Менять практически не на что.
      Разве что слабым лучом света в конце туннеля или хотя бы его проблеском может служить для нас французское изречение, звучащее в русском переводе примерно так:«Чтобы что-то как следует понять, надо ужаснуться».
      Мы оглянулись. Мы ужаснулись. Может что-то начали понимать?


Рецензии
Замечательно! Спасибо за доставленное
удовольствие. ИСКРЕННЕ

Евгений Ханкин   20.08.2014 15:31     Заявить о нарушении
Ой, Евгений, большое спасибо за столь лестный отзыв.
А что тут скажешь.
Ваш

Леонид Фульштинский   25.08.2014 10:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.