Рецензия. Фильм Семь нянек

Сборник  советских фильмов  я взял из родительской коллекции,  чтобы в очередной раз совершить ностальгическое кинопутешествие во времена своего детства и вспомнить, милые сердцу,  образы знакомых персонажей. Я выбрал фильм «Семь нянек» и через несколько минут просмотра понял, что вижу его впервые.Каким-то чудом, за столько лет, я так и не удосужился его посмотреть!
    Как завороженный посмотрел фильм первый раз. Ещё, более сильное ощущение испытал,  когда  посмотрел его во второй раз. В «растрёпанных чувствах» начал искать в интернете какую-либо дополнительную информацию о фильме.
    В числе скромных данных  про режиссёра и актёров картины «Семь нянек», были и  разные комментарии к фильму. Среди них оказался  отзыв  некоего Бугаги,  который в последних строчках своего комментария написал -«…Соцреализм, ****ь. Насколько помню, Ролан Быков ведь хороший режиссер...И такое подчеркнуто-омерзительно идеологичное говно.
Стоит ли говорить, чем все кончается? Хотя я до конца почему-то не досмотрел - не обижусь, если мне расскажут, как именно пацан исправился и встал на путь истинный.»
     Мне понятно настроение Бугаги, который  задорно и от души ругает фильм, аппелируя к неправдоподобию и лицемерию картины. Тем не менее хочется последовательно возразить автору и попытаться  выполнить его просьбу рассказать, «…как именно пацан исправился и встал на путь истинный»
    Дебютный фильм режиссёра Ролана Быкова «Семь нянек» был снят в 1962 году. Уже, хотя бы поэтому, он  попадает в разряд фильма эпохи соцреализма, со всеми присущими ей  социалистическими шаблонами.  Однако,  очевидно, что с самого начала, режиссёр вплетает в ткань картины  какой-то лёгкий провокационный диссонанс  и , таким образом, бросает вызов законам обычного  киношного «соцреализма». Паралельно в фильме существуют, как-бы, две идеологические  линии. Одна, как и должно, воспевает труд советских  людей и в очередной раз утверждает правильность выбранного  социалистического  пути.  Другая, менее видимая линия, живёт по своим законам, она  активно борется с первой и фильм, кажется, предстаёт совсем в другом свете. Злой , правдивый,и всё же с элементами нереальности происходящего, он постоянно провоцирует на неадекватность оценки и  заставляет  уйти в мир собственных вопросов и сомнений.Фильм интересен своей провокационностью и парадоксальностью, однако финал его как раз соединяет две борющиеся, между между собой линии, в единое целое. И это целое, уравновешивает и примиряет личное с общественным и общественное с личным. Как на уровне идеи, так и на уровне сюжета.
   Фильм начинается кадрами академического интерьера концертного зала филармонии,  «храма искусств», где мы,  среди прочих советских зрителей ,  видим лица  главных героев  картины. Дирижёр взмахивает палочкой, и затаившие дыхание зрители  слушают музыкальную  симфонию, а мы, зрители картины,  наблюдаем фантастическую историю превращения молодого воришки и собственника в сознательного  и честного человека .
   Будто бы пригрывая гамму от ноты «до» до ноты «си»,  рабочие молодёжной  бригады  часового завода по очереди делятся с нами своими откровениями о смысле жизни. «Жить надо для людей…», «жить  надо так, как до тебя ещё никто не жил…», «жить надо просто…» и так далее. Семь нот – семь человек, и семь разных откровений.  Чем  же руководствуется молодёжная бригада сборщиков часов, взяв на себя ответственность за воспитание другого человека? Прежде всего тем, что вся бригада живёт по одному главному принципу - «общественное превыше  личного». Это и есть тот крепкий узел, что сплачивает ребят и то,  благодаря чему, они  и берут на поруки «трудного подростка»  Афанасия Полосухина.
     Подопечный  Полосухин как раз  не считает, что общественное должно быть превыше личного и живёт сообразуясь со своими индивидуальными принципами. Он считает, что жить нужно только для себя. При этом,  он абсолютно уверен в том, что люди, которые стараются жить по другим принципам, лишь умело маскируют свои корыстные мотивы.В этой его уверенности, на мой взгляд и заключён главный конфликт фильма «Семь нянек». Противостояние личного общественному и наоборот.
   Разница  в образе главного  героя «Семи нянек» с большинством образов отрицательных героев  других советских фильмов, заключается в том, что нам нравится этот  очаровательный подлец и  врун, Афанасий Полосухин. Нравится его хваткость, находчивость и изобретательность.  Образ «отрицательного» Полосухина  удивительно дублируется в сюжетах многочисленных телесериалов. Современный сериальный «полосухин» - это уже не заблудившийся в пороках юноша, а уверенный молодой человек, знающий себе цену,  особо не разборчивый в средствах, купающийся в деньгах и девичьих слезах. Чем не образ «обаятельного подлеца»,  героя современности?
    Возникает естественный вопрос – как смогли семь молодых романтиков убедить в своей правоте , куда ещё более молодого и  неисправимого реалиста Полосухина.  Ролан  Быков даёт чёткий ответ - только личным примером и способностью прощать. Пускай поступки ребят кажутся подчёркнуто идеологичными, а проще говоря, утопичными,но они куда лучше и краше поступков, других проходящих персонажей фильма, встретившихся на жизненном пути главного героя.   
  И режиссёр не маскируется «соцреализмом», а уверенно равенчивает эту утопичность . Он «с небес на землю» опрокидывает все надежды молодёжной бригады - воспитать подростка «по своему образу и подобию». Полосухин остаётся подлецом и вруном, а усталые и оскорблённые в своих чувствах «няньки» признаются,  что «не справились». И казалось бы всё- старшие товарищи разводят руками, сверстники смеются над ними, глядя в стенгазету, а Полосухина скоро увезут обратно, в колонию.
В фильме Ролана Анатольевича Быкова «Семь нянек», добро  побеждает зло. Добро рождается в сердцах «золотой бригады». Эти ребята способны прощать зло, а значит, способны  и любить. Они бросаются вслед за человеком, ставшим  им, уже почти сыном. «А  хороший сын или бракованный... На склад не вернёшь, не обменяешь!» «Семь нянек» догоняют Полосухина на перроне и  здесь уже происходит  интересная метаморфоза с этим прожжённым подростком, никогда не знавшего любви  отца и матери.Окружённый любящими людьми, он  не врёт и не притворяется. Он радуется вместе со всеми и слёзы раскаяния градом льются у него из глаз. Рождается человек, способный верить людям и радоваться окружающему миру.
Фильм Ролана Быкова не только про то, как «пацан исправился и встал на путь истинный…», а, в основном, про то,  что нужно человеку для счастья. Оказывается,  не так уж и много - «две руки, голова и сердце».


Рецензии