Когда дети маленькие 14

Урсула Нойманн


Книга "Когда дети маленькие, дай им корни,          
когда они вырастут, дай им крылья"


(Книга для родителей)

Глава "О сегодняшнем детском саде"

ЭТОТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД хотелось бы сделать для того, чтобы побудить к размышлению о вопросе, гарантированного места детского сада для каждого заинтересованного лица, а именно каждого ребенка при его индивидуальном требовании. Как заголовок уже намекает, здесь речь идет уже о широком спектре возможностей и забот, о детях конкретно. Речь пойдет о детском саде и вместе с тем, о трехлетних и шестилетних детях, об их родителях и их воспитателях. Воспитатели, в лице мужчин здесь также не должны забываться потому, что в этой специальности преобладают женщины. Однако, именно в этой связи, я по-прежнему буду обращаться в своем тексте к  «воспитательницам».
Если идти по следам общественных дискуссий, которые включают в себя  обсуждения о расширенных часах работы детских садов, то необходимо   воспитательниц и работников детских садов озаботить педагогическими заданиями и их соответствующей защитой от рисков, которые преследуют матерей. Конечно, я укорачиваю вместе с тем комплексную проблематичность. Тем не менее, не может игнорироваться, сегодняшняя политическая ситуация, среди прочих указаний на законодательные мероприятия, которые приводят к неблагоприятной атмосфере и к противоположности педагогического климата, которые просто необходимы ребенку и воспитывающему взрослому.
При политических решениях имеют преимущества экономические интересы. Можно, ли изменить эту традицию? Кто отвечает сегодня за ревальвацию маленьких детей, а это значит за большее количество средств для этой, все еще слишком мало замеченной возрастной группы? Будут ли обсуждаться ее интересы в будущем, также в политических комитетах? Играют ли они какую-то роль до того, пока не рассыпались все кубики? Кто будет формулировать их интересы? Надо ли это перекладывать на плечи матерей? Надо ли и дальше матерям стараться передавать свой жизненный опыт детям? Или должны это делать педагоги с профессиональным опытом? Мне кажется нам необходимы срочно, педагоги как практики  для внедрения повседневного опыта. Они нужны не только тогда, когда возникают проблемы в подростковом возрасте и возникают осложнения у молодежи. Незаслуженно, педагогика стоит на втором месте за возросшими психологическими сведениями. Принимают ли политики  всерьез вопрос, почему сегодня все чаще и раньше наблюдаются детские нарушения (отклонения)? Статистически, сегодня можно подтвердить то, что у многих наших учеников первого класса явно выражена, не сосредоточенность и беспокойство. И  поэтому, они не готовы воспринимать новые функции. Вопрос остается открытым, какая служба должна охватывать таких детей и какие мероприятия нужны этим малолетним детям? Специализация на маленьких детях не проходит без теневых сторон. Мне известны дети не полных семей, с которыми   работали 5 педагогических работников ежедневно, и в конце недели по 3 эксперта на протяжении всех длинных будней их детского сада. Какая роль приходится здесь вообще на мать в кругу этих 9 личностей? Играет ли она первую или последнюю роль? Никто из детей не сможет ответить нам на этот вопрос. Достаточно ли, если мы указываем при ранних нарушениях у детей на общественные (условия) и недоработки?  Общественные условия указывают на внешние условия. Можем ли  мы позволить себе не называть внутренние и предварительные условия по имени?
Теперь – никакой читатель не будет сомневаться в том, что «кто-то  не один может ответить на все эти вопросы». На это мы и не рассчитывали здесь. Здесь вам необходимо понять, что существует гораздо большее, чем стимулы и чем мосты понимания в решении наступивших напряжений между политиками и педагогами. Так же как в Баварии приветствуется «открытый детский сад», так же я призываю всех участников воспитания быть открытыми в вопросах воспитания. И это не только родители ответственны за то, «что они хотят передать своим детям». Также, в этом ответственны поколения правительственных ответственных лиц, они должны всерьез воспринимать   вопросы воспитания молодежи. Я не могу понять до сегодняшнего дня, почему вопросы  «воспитание и образование» ни являются сегодня одним из самых больших горшков в денежных средствах государства.
В вопросах воспитания не исключены напряжения. Обмениваться опытом – это необходимо, это может быстро привести к демократическим путям и узаконенным компромиссам. Могли ли мы когда-то представить, что мы можем обмениваться  индивидуальными организационными и политическими представлениями о педагогике в общественности, а также в маленьких, специальных группах? Внутренняя специфика  всех участников предполагает такие отраслевые обсуждения для выработки соответствующих, других позиции. А слушать можно научиться только тогда, когда ты  в этом искусстве много упражнялся.         
Родители и воспитатели (воспитательницы) (детских садов) имеют очень часто разные  и противоречивые педагогические мнения. И это не может быть иначе. Родители отвечают за личное содержание ребенка, и их желания выражаются в их житейских требованиях. Они часто имеют только одного ребенка. Если воспитатели (воспитательницы) в группе имеют, примерно 25 детей, то они не могут ежедневно отдавать предпочтение одному ребенку, именно таким образом, выходит на свет ее групповая, педагогическая работа. Это является полной  противоположностью хорошего сотрудничества между воспитателями и родителями, и, является основанием для взаимных упреков, потому что именно это говорит явно о «правильном» или «ошибочном» воспитании. И только тогда, когда   противоречие спокойно воспринимаются, тогда можно говорить и ожидать  конструктивные изменения.
Я вспоминаю один «вечер для родителей» на эту тему, он посвящался работе одной женщине. Она предлагала свои услуги матерям, по профессии она была производственный мастер. Она принимала от 5 до 6 детей в первой половину дня и учила их живописи, в течение 14-и дней. Она выдержала это сотрудничество 2 года. Естественно, легко писать, что противоречия неизбежные и должны взаимно восприниматься, чтобы конструктивное сотрудничество было возможным. И в этом месте сразу необходимо добавить, что это самая тяжелая задача – отказаться от своих  специфических мыслей. Здесь, это означает пересмотреть самокритично все то, что ты считаешь  «правильным» в воспитательных программах, пересмотреть самокритично и по-новому. То, что сегодня можно прочитать, и соответственно услышать о задачах воспитателей, не обосновывают в моем понимании эмоциональные границы  между индивидуальным и организационным воспитанием, и, выходит за данное описание профессии воспитателей (воспитательниц). Это должно решаться очень осторожно, какую форму родительской работы необходимо требовать от молодых воспитателей.
Как довести это до разных мнений родителей и воспитателей, несмотря на то, что это уже было упомянуто; Родители, в большинстве случаев, воспитывают только одного или двух детей, а воспитатели сталкиваются ежедневно с 25-ю и более. Женщина, которая родила ребенка, ссылается на ее материнство и чувствует себя узаконенной для ее воспитательных методов. Она обсуждает проблемы воспитания ребенка в пределах ее семьи, или с друзьями. Она решает сама, что важно в воспитании.  Воспитатели проходят пятилетний путь образования и получают в конце своей учебы свидетельство, которое гарантирует, что они изучали воспитательные принципы и критерии оценки, соответствующего учебного заведения, и, гарантируют их проводить в своей трудовой жизни.
Часто, в этой связи, воспитатели отказываются   от представлений «семьи ребенка». Таким образом, ребенок становится членом общественной, профессиональной группы воспитателей. Семья тоже преследует образовательные и воспитательные цели. Именно в этой связи, они исходят из разных ориентаций, и  поэтому напряжения  и противоречия заранее запрограммированы.
И если мы хотим успеха, с двух сторон, то родители и воспитатели должны лучше взаимодействовать, вместо того, чтобы требовать друг от друга, соответствующих, непосредственных результатов. Позвольте привести здесь маленький пример, для того, чтобы показать, как это нужно все понимать.
Шестилетняя девочка неожиданно «наделала» в детском саду в штанишки. Она не могла попасть в туалет, потому что другой ребенок в это время находился там и закрыл дверь с другой стороны. Воспитательнице такие «несчастные ситуации», конечно, знакомы. Она снабдила ребенка сухими штанишками и утешила ее, вытирая ей, ее слезы. Когда мать, в конце дня, узнает об этом, она реагирует на это событие очень возбуждено, называет дочку перед всей группой «младенцем», которому необходимы еще  пеленке, вопреки ее возрасту. Вероятно, она испытала неудачу ее ребенка, как собственный воспитательный проигрыш? Что бы то ни было, но ее мотивы не могут быть положительными для такого возбужденного поведения, и они идут полностью в противоположность поведению профессиональной воспитательницы. Это было бы не чутко, из этого маленького инцидента делать такие выводы, это событие ребенок сам пережил очень болезненно. Нам было бы слишком легко жить, если бы мы могли все представлять в собственной интерпретации. Разную реакцию – матери и «замены матери (воспитательницы)» ребенок может воспринять по-своему. Важно здесь, прежде всего, указать на непредвиденную реакцию ребенка, если он испытывает очень разную реакцию. В действительности, родная мать не является «злой матерью». Но она  реагирует совсем по-другому в этой истории со своим ребенком, чем воспитательница.
Что касается групп, с 25-ю детьми, то здесь надо сделать пояснение, этого не  должно быть. Это высокое число в группах не должно быть, по педагогическим причинам. Маленькие дети нуждаются в близости воспитательницы, они соприкасаются с ее телом, ее душой. Она видит их с аффектом и противоречиями, с упрямством и непредсказуемыми поступками. Поэтому нельзя вообще исключать, что воспитательница может быть (иногда) у границ ее возможностей, которые заключаются в ее беспомощности и разочаровании внутри себя. Хорошо, если воспитательницы могут слушать здесь свой «внутренний голос»! Я рекомендую группу, величиной максимум 20 детей, так как неизбежно интенсифицировать личный контакт между воспитательницей и отдельным ребенком. В листинге персонального требования для баварских дошкольных учреждений зафиксировано, в школьном протоколе № 3 от 1971, что группы детей должны к 1988 году, до 20 детей. Почему «в сытые времена» не дошло до этого сокращения?
Для того, чтобы понять значительную эмоциональную нагрузку взрослых с маленькими детьми, здесь еще необходимо добавить специальную информацию. Речь идет, в первые годы жизни маленького человека о том, что его необходимо приучить жить в коллективе, чтобы ребенок мог принимать участие в жизни группу и мог  хорошо себя чувствовать. Человек не рождается с «укрощенным» свойствами. Свойства, человек приобретает физическими и биохимическими воздействиями. И они должны быть также осознаны физиологические. Конечно, они развиваются также,  с другой стороны, субъективно и зависят от личного участия человека. Мы чувствуем наши страхи, нашу досаду, а также нашу радость и наше воодушевление. Кто серьезно и обоснованно может сказать, как можно влиять на физиологическое участие маленького человека? По хорошей причине существуют такие определения, как   «примериться» и «выдержать» они обозначают педагогическую добродетель.
Необходимо ввести в обязанности  и предоставлять всем детям место в  детский  сад. Снова и снова подчеркивать требования к родителям и приучать к активности детей, не позволять попадать в забвении, что «воспитание может удаваться только частным образом». Дети должны чувствовать, что к ним относятся «как к личности». Они нуждаются во внимании, если «они должны» развить в себе «социальные способности». Ядро детского сада должно оставаться педагогическим, если мы не хотим «скатиться» до мерок «требований» и «отсутствия душевности». Не достаточно рассматривать воспитание, только «действиями в помещениях». Человек - это действующее и говорящее живое существо. Мы упускаем существенную помощь для личного развития детей, потому что не остается времени, чтобы ребенок разговаривал с взрослыми. Язык, на котором обращаются к ребенку и язык, на котором говорит  ребенок является его расширением всемирного понимания, и поэтому является, в высшей степени, педагогическим делом. Обычная претензия «на место в детском саду», может быть формальным исполнением родительского долга, если мы не научимся уважать детство, как самостоятельную жизненную ступеньку маленького человека. Это необходимая работа нам еще не удалась. Зигмунд Фред резюмировал это в коротком предложении, на что именно необходимо направить наше внимание. Он сказал: «Ребенок - это отец мужчины». На педагогическом языке это означает в переводе: «Принимайте всерьез маленьких детей. Они нуждаются в вашей защите и  сопровождении». Дайте им возможность открывать мир их способом. Дети встречают  ежедневно много нового и нуждаются в большом количестве вашего времени, чтобы понять мир,  научиться ориентироваться и жить в нем без осложнений. Они нуждаются в подтверждении собственных сил, и это подтверждение гарантируется  только вашими стимулами, вашим терпением, вашим доверием и вашими границами. Растущая самоуверенность ребенка, является фундаментом его взрослой жизни.
По моим наблюдениям, особенно  тяжело «понимать маленьких детей» удается  мужчинам. В политике же преобладают мужчины. Возможно, именно в этой связи,  нет взаимопонимания По-вопросу воспитания детей, а также заниженной оценке воспитателей в ранней жизненной ступени детей? Как можно позволить оценивать, значимость педагогических профессий с увеличением возраста детей?
Как можно сокращать воспитателей, преподавателей и советы по исследованиям детских проблем и ставить их в соответствующую финансовую зависимость распределения по категориям. Почему мужчины очень редко выбирают эту  специальность - воспитателя, зависит не только в плохой оплате. Я предполагаю, что перспектива беспомощности, отсутствие видимых успехов и больших сложностей – это все не радует и не  умещается в мужских сердцах. Здесь нет взаимосвязи между мужчиной и женщиной, здесь функционирует только различие. До сегодняшнего дня не удачно решен вопрос о «признание равноценности мужчины и женщины» и это является темой, которая тянется столетиями. Признание детей нельзя отделять от этого  вопроса.
Мое сердце млеет от удовольствия, когда я наблюдаю, как естественно отцы помогают своим маленьким детям, защищают их и успокаивают, если детей настигает неудача. То, что женщины предоставляют им эту возможность, дает нам основания, что в семьях им доверяют эти задания, и это позволяет мне надеяться, что некоторому ребенку удастся ускорить «равноценность мужчины и женщины», по меньшей мере, в семейной области.

Удается ли воспитателям в групповом воспитании детей познать индивидуальность  «внутреннего мира ребенка»? С этим «внутренним миром ребенка» развивается его ранний, эмоциональный жизненный опыт, который дает и означает первую основу познания этого мира, а также его влияния. В непоследовательности педагогического  воспитания часто теряется этот «внутренний мир ребенка». Воспитатели встречаются сразу с 2-я детьми. Видимый ребенок, например, гневается и действует возбужденно на окружающих детей, невидимый «внутренний мир ребенка» говорит совсем о другом, но он вызывает также эмоции воспитателя и они могут также возбуждаться и сердится. «Я так часто бушую и быстро завожусь, хотя я вовсе не хочу этого. Мой громкий голос, по праву,  пугает меня». Этими словами воспитатели освободились от своей «внутренней совести» и пустили на «самотек» внутренний мир ребенка. И именно на это, я хотела бы обратить ваше внимание. К необходимой реформе воспитателей я предлагаю – давать им возможность, разобраться со своими внутренними силами. При этом я думаю, о видении личных бесед, которые необходимы всем - во время образования воспитателей. Потому что, они отличаются от социальных педагогов. Тот, кто общается ежедневно с 25-ю детьми и от 15 до 20 матерей, нуждается также в притоке сил и подкреплении собственного сердца. 

Можно ли освободиться от личной нагрузки и связывать правовые претензией с местом в детском саду?







Послесловие: Письмо 
Кьяре-Франциске


В СВОЕМ ПОСЛЕСЛОВИИ я обращаюсь лично к маленькому ребенку. Его мать дала  согласие для этого обращения. Этот ребенок, как многие другие дети, начал свою жизнь без гарантированного брака или партнерства между матерью и отцом. Своим письмом к этому ребенку я хотела бы показать (указать) на наши измененные семейные формы в обществе. Многие дети растут сегодня только с матерью и соответственно, только с отцом. Еще до школьного возраста, дети испытывают «развод»  между их родителями. Некоторые дети получают второго отца, соответственно вторую мать, сводного брата или сестру. Тем не менее, эти дети не защищены от того, что теперь все останется «навсегда» между взрослыми.

Сегодня дети живут, в большинстве случаях, в «неоформленных» и «в ненадежных» отношениях. В этой связи они нуждаются «в подкреплении своих собственных сил» для своего личного самоуважения, которое развивается и петляет в непрерывном движении  благодаря матери и отцу, а также не выстроилось у них в детстве, и период их созревания. Детский сад, как учреждение, может частично восполнять это «питание для души». В настоящее время нам необходимы новые социальные способы обращения и взаимодействия друг с другом. Именно это решает сегодня, можем ли мы превратиться (развиться) в общество, любящее детей. Каждый читатель должен сам для себя решить вопрос – хочет ли он (и как) способствовать такому обществу, любящему детей.


Дорогая Кьяра-Франциска!   

Это письмо ты, пожалуй, сможешь понять, только к 10 годам. А я, как раз нахожусь на этапе – систематизирования моих мыслей для этой книги. При этом я вспоминаю о тебе и поэтому, я посвящу тебе эти последние строки. Тогда читатели узнают кое-что о тебе, как «о грудном ребенке».
Ты родилась несколько месяцев назад. Таким образам, ты оказалась самым младшим ребенком в моем семейном и дружественном кругу. Когда я смотрю на тебя, то мое старое сердце охватывает теплом. Как долго я смогу сопровождать твой жизненный путь, нельзя заранее предвидеть. Поэтому я хочу рассказывать тебе, как ты родилась и как я видела тебя в твой первый месяц жизни. 
Тебе было 3 дня, когда я увидела тебя к первый раз. Ты была весом – 8 фунтов и  длиной 55 сантиметров, когда появилась на белый свет. Мне надо было тебя осмотреть. Твои большие, сине-коричневые глаза я сразу запомнила. И тогда я подумала, что ты – еще такая маленькая личность, которой нужно будет научиться ориентироваться в этом пестром мире.
Ты сосешь усердно грудь твоей матери. Потому что ты настойчиво заявляешь о твоем голоде громким криком, твое лицо, при этом, краснеет и выглядит недовольным. Как только наступает сытость, покраснение лица снова убавляется. Ты отчетливо даешь понять, когда ты соглашаешься с миром. Ты чувствуешь себя «как в раю». Стоит тебе только закричать, и уже течет теплое молоко твоей матери тебе в рот. Ты даже и не понимаешь, что оно идет от твоей матери. Если бы ты могла говорить, то ты бы пожалуй сказала: «Смотрите, я могу колдовать. Я хочу быть в этом светлом, прекрасном мире».
Ты, конечно, знаешь, что ты была и созрела в животе матери и там было темно. Уже в течение твоих первых дней ты научилась водить глазами, научилась немного оглядываться и при этом поворачивать свою голову. Выглядело все так, как будто ты начинала осознавать формы и цвета в твоем окружении. Уже через 3, или 4 недели ты останавливала твои глаза  значительно дольше на незнакомых  предметах и лицах, которые смотрели на тебя. При этом твое лицо принимало умное и сконцентрированное выражение. Иногда проскальзывала улыбка, затем она снова исчезала и твое маленькое лицо снова становилось серьезным. Я хочу знать,  что происходит в тебе.
Когда тебе исполнилось три месяца, ты была уже совсем другой, ты могла настойчиво смотреть твоими большими глазами в глаза других людей. И наконец, наступил такой момент, когда ты научилась не только осознано смотреть, но и улыбаться в ответ. Эта новая, отвечающая улыбка – хороший знак твоего внутреннего развития. Теперь ты в состоянии – строить отношение с другими людьми, даже если ты до конца не понимаешь, кто эти люди. Теперь, ты счастлива не только тогда, когда  ты сыта, тебе тепло и ты защищена. Ты воспринимаешь твой окружающий мир, как новое счастье на этой земле. С этого момента ты попадаешь в зависимость  привлекающих и окружающих тебя вещей. Подвижность игрушки над твоей кроваткой,  колокольчик с золотым ободком и синей лентой сделали для тебя это возможным. Мягкими движениями мы отклоняли колокольчик и приводили его в колебание. Этот звук очень нравился тебе, ты одновременно могла видеть и слышать его.
Особенно тебе нравились 4-е пестрые утки. Они были выстроены в ряд на одной,  пестрой веревочке и могли прикрепляться к маленькой кроватки, к детской коляске и всюду там, где ты могла лежать. Твоими нежными, маленькими пальцами ты дотрагивалась и ощущала их. Ты прикасалась к деревянным шарикам, которые могли привести в движение уток. Ты очень старалась, наверное, потому, что ты была уверенна, что ты владеешь силой, которая может привести все в движение.
Ты быстро поняла, что от пестрой древесины нельзя «насытится», ее можно только сосать. Движение твоих рук ко рту, стало все важнее и важнее для тебе. Ты открыла для себя соску, мою длинную цепочку, когда она попадает тебе на глаза, узнаешь собаку и кошку, которые живут в помещениях твоей бабушки.
Теперь ты находишься в жизненной ступени, о которой ты больше никогда не вспомнишь. Я называю это «время», в котором все еще имеет очень большой смысл. Ты позволяешь привлекать тебя ко всему новому. Все, к чему ты прикасаешься, производит на тебя большое впечатление. Ты определяешь сама, как долго интересуют тебя новые вещи. Ты засыпаешь не очень быстро, но мы всегда слышим по твоему голосу, когда ты хочешь спать. Твои веки закрываются, снова открываются, и снова закрываются и остаются закрытым, когда мы гладим твою головку или кладем наши руки на твою маленькую ручку. Эта соединяющая близость к твоему телу расслабляет  тебя и тогда ты погружаешься в сон. На четвертом месяце жизни ты начала играть с твоими звуками в гортани. Чаще всего мы слышим «агу» и «ага», а между ними часто звучит звонкое, длинное ликование, которое я не могу описать словами. Этим радостным ликованием (смехом) ты открыла еще одну новую сторону жизни в себе, а именно твой голос. Тебе очень нравиться играть со своим голосом. Ты слушаешь   внимательно, когда я рассказываю тебе о небе, его облаках и их цветах. А если я говорю: «Где маленькая Кьяра» и поворачиваю мою голову направо и налево, то ты реагируешь на ритм этого слова и пытаешься имитировать мои движение головы. Твое двойное имя Кьяра-Франциска нравится мне. Твоя мать выбрала тебе первое имя -  Кьяра. Это итальянское слово, оно обозначает женское имя - Клара. Я думаю, она подарила тебе это имя потому, что у нее был отец – итальянского происхождения. Она не знает его имени до сегодняшнего дня и поэтому не может с ним познакомиться. К сожалению, есть много детей, которые не знают и не могут видеть  своих отцов, а также с ними говорить. Твой папа подарил тебе второе имя Франциска. Когда-нибудь он расскажет тебе, почему он выбрал для тебя это имя. Ты, вероятно,   будешь жить в двух, различных местах проживания твоих родителей. Тебе, как и другим детям, будет тяжело понять все это. Даже если ты привыкнешь к тому, что ты не виновата в том, что отец не живет вместе с вами, то многое другое останется тебе не сэкономленным. Иногда ты все равно будешь чувствовать себя  несчастной потому, что на твоей стороне  нет отца. Может быть, у тебя будет отчим. Слово «отчим» звучит не красиво. Но я хочу тебе сказать, что звучание слова вовсе не важно. Важно, чтобы первый или  второй отец научились любить ребенка.
Я хочу закончить это письмо с обращением к тебе, которое будет помогать тебе  всю жизнь. Тебе понадобиться время, прежде чем ты сможешь понять его очень хорошо. Потрать на себя это время! Вероятно, мама может помочь тебе при этом. Мое пожелание звучит так: Принимай всерьез каждый день своей жизни, а это значит, принимай всерьез радость жизни.
Как ты себя чувствуешь, когда ты радуешься? Можешь ли ты радоваться так же, как все другие люди? Радость может позволить тебе почувствовать, как это прекрасно быть живым. Если ты ищешь, то ты найдешь снова и снова то – новое, что может дарить тебе радость. И это принесет пользу людям, которыми ты окружена. И ты должна будешь снова и снова искать твою радость, так как радость не залетает на посадку как птица.
Я обращаюсь к тебе с тем именем, которое дала мне твоя мать и ее рано умерший брат Флориан, когда они были еще маленькими детьми. Для вашей семьи я всегда 

Урсула 

Следующая глава" Примечание" и рекомендуемая литература


Рецензии