А. Максимов. Так было... 27. Новый адрес

Анатолий Максимов. Так было... Книга вторая. Франция. Часть I.  27. Новый адрес


Новый адрес

В дальнем углу казарменного двора стояли грузовики, готовые к отъезду. Мне указали на один из них и сказали: "Садись, разберемся потом".

Мы переехали Гаронну, объехали город Бордо справа и двинулись вдоль морского берега. Отъехали от города километров десять, свернули с дороги и выехали на длинную-длинную аллею, с высокими тополями с каждой стороны, в конце которой стоял замок "Шато дэ Руйяк" – длинное трехэтажное здание с пристройками на каждом конце. Одна из пристроек была отведена под кухню и столовую, а другая – под ремонтную мастерскую.

Только я вышел из машины, как ко мне подошел офицер-партиец и приказал после размещения по комнатам явиться в канцелярию.

Ханс Нюштед, начальник нашего "обоза", в мирное время был мясником и колбасником в Гамбурге.
– Ты должен пойти в управление города, – наставляла его жена, – и сказать, что мы можем поставлять наши колбасы в партийные и военные ведомства. Таким образом мы создадим связи, которые помогут тебе подниматься по партийной лестнице.

Оно так и вышло на практике, только Ханс не знал, что он был обязан своим продвижением не столько качеству своих колбас, сколько "всесторонним связям" своей жены. Продвижение по партийной линии дошло до того, что Хансу дали чин штурмфюрера и назначили начальником одной из многочисленных автотранспортных колонн организации Шпеера, находившихся в непосредственном подчинении Военно-воздушным силам. Итак, штурмфюрер Ханс Нюштед стал моим начальником.

Я явился. Начальник потребовал мои водительские права и сказал, что в колонне будет только одна легковая машина – его! О том, как я попал в эту часть, он не расспрашивал. Да и я не рассказывал!

На третий день нашего пребывания в замке Ханс Нюштед сказал мне, что завтра прибудет машина и отвезет меня в "Суляк-сюр-мер", небольшой курортный городок, где мне покажут размещение строительных площадок для будущих бункеров атлантического побережья.
– Цель твоей поездки заключается в том, чтобы точно знать места нашей будущей работы. Колонна последует за тобой через две недели.

И я уехал "в командировку". Через две недели колонна прибыла в неполном составе и разместилась в местечке "Вандай-Монталивэ", в восьми километрах от Атлантического океана.


Аркадий

Не успели мы устроиться на новом месте, как передо мной выросла фигура человека чуть выше среднего роста, с черными вьющимися волосами и со сросшимися черными пушистыми бровями. Я его знал по Болгарии. Будучи подростками, мы вместе играли в футбол. Его мама была русской по происхождению, а отец – итальянец, который в один прекрасный момент бросил семью и исчез неизвестно куда. Аркадий учился в итальянском колледже, в котором обращали особое внимание на изучение иностранных языков, что оказалось крупным козырем в руках Аркадия. Это приблизительно все, что я знал об этом человеке. Добавлю только, что мы никогда не дружили и что я не видел его с наших юношеских лет.

– Здравствуй, Аркадий! – сказал я. – Ты откуда и каким образом попал в нашу часть?
– Здравствуй! Как живешь? – спросил Аркадий, но на мой вопрос не ответил.

Особенной радости от встречи с Аркадием я не испытал – скорее был равнодушен к его появлению. Тем более, что в моей памяти сохранилось воспоминание о том, как он скупал у сверстников стеклянные шарики, которые были в то время в моде, и перепродавал их юным коллекционерам. Он и мне предлагал заняться "выгодным" промыслом, но такой промысел меня нисколько не привлекал и, конечно, ни в каких его комбинациях я не участвовал. Приехав в часть позже других, он сразу же завоевал расположение начальника и завел интриги против фельдфебеля нашей автоколонны с целью занять его место. Добившись своего, он начал интриговать против самого начальника – Аркадию очень хотелось занять его место!

"Но, все ж таки, чтобы начать "борьбу" с немцем-партийцем, надо было иметь какую-то протекцию. А может быть, он стал фольксдойче?" – рассуждал я про себя.
Как бы там ни было, но начальник колонны перехватил инициативу и пригрозил Аркадию передать дело в высшую инстанцию. На угрозу Аркадий ответил требованием поехать в отпуск, на что моментально получил согласие начальника.

На разгрузочную станцию, недалеко от нашего расположения, начали приходить эшелоны с прошлогодним запасом картошки для лагерей иностранных рабочих. Всю эту неделю мы развозили картошку по этим лагерям. Картошки было так много, что начальники лагерей отказывались ее принимать – негде было складировать. "Везите куда хотите, но только не ко мне, а я вам подпишу отгрузочную ведомость", – говорили они. Первым, кто нашел выход из положения, оказался Аркадий: он начал продавать картошку крестьянам за половину ее рыночной цены!

– Эх, вы! – говорил мне Аркадий. – Здесь золото валяется на дорогах, а вы баранку крутите!

У Аркадия завелись деньги. Он начал бывать в гостях в крестьянских семьях и рассказывать, что у его отчима, в окрестностях Софии, есть завод по обработке мехов. Попутно говорил, что вскоре уедет в отпуск на недолгий срок и вернется. Как бы невзначай добавлял, что "мех на плече" согревает тело и душу любой женщины и что мех не обязательно является достоянием "дам высшего общества"! После разговоров о мехах пошли осторожные намеки на то, что шуба шубой, "а вот если бы эту шубу да на плечи законной жене"...

В крестьянских домах начали принимать Аркадия "как будущего".
– Все это отлично, – говорил Аркадий, – но моей маме было бы приятно получить что-нибудь от будущей...
И в карман Аркадия начали падать не только золотые колечки и цепочки, но и деньги на дорогу "туда и обратно". Умел говорить Аркадий!

Потом мне рассказывали, что ко мне, окровавленному после дорожного происшествия, подошел Аркадий и снял с моей руки часы – подарок Галлиполийского общества по случаю окончания гимназии. Затем вынул из моего чемоданчика отрез английского сукна, который я хранил для дома, говоря, что эти вещи мне больше не понадобятся и что он их передаст моим родителям.

Рассказывали также, что в один прекрасный день соседний фермер заехал за Аркадием и отвез его на ближайший вокзал. Говорили, что Аркадий, положив свои чемоданы в машину (их было несколько!), уехал, не проронив ни одного слова!

Много позже, уже после войны, до меня дошли слухи, что Аркадий так разбогател на итальянском теневом рынке, что за ним начали "охотиться",  – ему пришлось спасаться бегством. Переходя албанскую границу, он был опознан и схвачен итальянскими партизанами. Ходила молва, что он там же и погиб, как говорили в те времена – "без суда и без адвоката"...


Продолжение следует.


Рецензии