Счастливая, счастливая пора!

по произведению Толстого "Детство"

Детство – самая счастливая пора! Тот, у кого в душе живет детство, не имеет никаких проблем, никаких забот!
У героя повести «Детство» Николеньки Иртеньева не было никаких забот. Он играл в безобидные детские игры, возможно, даже был первым шалуном в доме. Доказательством всему тому служит отношение Николеньки к Сереже:
«Я почувствовал к нему непреодолимое влечение. Видеть его было достаточно для моего счастия»; «...когда мне случалось провести дня три или четыре, невидав его, я начинал скучать, и мне становилось грустно до слез».
Николенька считал его благородным, хотя Сережа был совсем не таким хорошим, каким казался на первый взгляд:
«Володя и старший Ивин нагнули Иленьке голову и поставили ее на лексиконы: я и Сережа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему панталоны до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища».
«В эту минуту я не совсем был убежден, что все это было смешно и весело».
«Я не сообразил того, что бедняжка плачет не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины все согласились ненавидеть и гнать его».
Эти слова еще раз доказывают, что Сережа оказывал на остальных ребят очень сильное влияние, на столько сильное, что они не заметили его жестокости и считали правильным то, что говорил и делал Сережа, несмотря на то, как он это делал!
А то, что люди раскаиваются только после того, как все сделают и, может быть, это повлечет за собой смерть или неизгладимую рану, доказывают слова раскаивания уже взрослого Николеньки:
«Я решительно не могу объяснить себе жестокость своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы выкинуть за забор, или курицу, которую несет повар для супа? Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом. Они произвели единственные черные пятна на страницах моих детских воспоминаний».
И это говорит нам взрослый Толстой, который был когда-то этим маленьким Николенькой? Да, но теперь он вырос и стал лучше понимать те ошибки, которые совершил в детстве! И с каждым годом этих ошибок все меньше и меньше!
Детство – беззаботная пора детских игр и забав и порой мы, люди, живущие на самой из прекраснейших и, возможно, на единственной «живой» из всех планет Вселенной, жалеем о том, что детство кончилось! Возможно, так и есть, но детство не умрет на страницах книги, в душе у радостного человека, который никогда о нем не забывает. Подумайте, прежде чем отказаться от детства: его никто не пришлет посылкой по почте из Англии, никто не вернет его нам, если вдруг мы решим, что слишком рано отказались от него и бросили его на пыльной дороге, чтобы оно искало себе нового хозяина и чтобы каждый прохожий смог плюнуть ему в глаза! Грязное, чужое, черное, брошенное неизвестно кем и неизвестно где, оно никому не надо! А если бы Вы были на его месте?


Рецензии