Мы не бомжи, бомжи немы

А что мы, собственно, знаем о бомжах? Какие-то бессвязные легенды, полудетские сказки-страшилки про заросших подвальных дядечек – вот основа наших знаний о целом классе людей, живущих среди нас и… под нами. Короткие встречи возле мусорных баков также не дают о них ровным счетом никакой информации. Выход один – внедриться в их среду как Володя Шарапов в банду «Чёрная кошка»!

Первая встреча

Первая встреча с бомжами произошла достаточно давно – в подростковом возрасте. Ох, и лихими мы были детишками – когда для наших бесчеловечных экспериментов здания школы стало не хватать, мы спустились в подвалы. Спустя годы нас обозвали бы диггерами, но в те времена мы потянули лишь на малолетних правонарушителей. Хотя из правонарушений нам можно было вписать лишь небольшую коллекцию навесных замков, собранную нами с помощью владельцев подвальных каморок. И да простят они нас…
Во время очередных «путешествий за древними святынями» мы и наткнулись на «братьев наших нижних» – бомжей. Свеча трепетала в руках моего друга, освещая сырые и порядком загаженные закоулки, я нёс какую-то дубину (в целях личной безопасности), а связки ключей на наших боках звякали при каждом шаге. И вот мы услышали голоса за поворотом. Мы достаточно хорошо были подкованы нашими родителями на предмет нехороших дядечек, которые сидят в подвалах. По их рассказам выходило, что если мы повернем за угол и встретимся с обладателями сиплых голосов, то нас вскоре начнут выбрасывать частями из разных подвальных окон. Нам этого ужасно не хотелось. Поэтому мы задули свечу и стали медленно пятиться назад. И тут, в тишине, мы услышали, что сиплые голоса говорят вовсе нестрашное – обсуждают, где бы взять хлеба.
Мы были не то чтобы добрые – любопытные. Поэтому мы вышли на белый свет, купили батон в ближайшем магазине и снова спустились вниз. Друг смело шагнул за поворот (я за ним) и протянул бомжам батон. Один из бомжей встал и протянул руку к моему другу. Я зажмурился, ожидая услышать: «Ха-ха-ха, хлеб теперь есть, а колбаса сама пришла!» Причем голос я представлял как у Фантомаса или как у робота Вертера. Но на деле вышло не так – бомж взял батон и рассыпался в каких-то робких, даже и не подходящих для взрослого мужика благодарностях…

Новая цивилизация

Вторая встреча состоялась уже в юношеском возрасте. Мы любили собираться большими компаниями и обсуждать глобальные проблемы – почему китайцы размножаются как кролики, почему «девятка» лучше чем «девяносто девятая» и многое, многое другое. И вот разговор неожиданно зашёл о бомжах. И оказалось, что никто толком ничего о них не знает. Кроме маминых рассказов о страшных подвальных дядечках.
Мы с тем самым другом, с которым энное количество лет назад занимались диггерством, переглянулись. И решили, что друзей надо просветить в этом вопросе.
Вскоре нами была организована экспедиция в ближайший подвал, где (по рассказам старожилов) обитала целая цивилизация бомжей. Запасшись фонариками и свечами, мы стали спускаться по пыльной лестнице в таинственную мглу. Вскоре мгла наполнилась светом и нашими голосами. Поеживаясь от ощущения близости чужой цивилизации, мы пошли в хитросплетении труб прямо в логово бомжей…
Не очень боялись только бывалые диггеры – мы с другом. Остальные наши товарищи всё еще были во власти стереотипа. Вскоре мы пришли – наш путь твердо и непоколебимо преградил подвешенный к трубе полог из мешковины. Смело откинув его, мы двинулись дальше. Что ждало нас за пологом?
А ничего особо страшного нас и не ждало. Ввиду дневного времени хозяева отсутствовали. И мы имели отличную возможность осмотреть их быт и орудия труда. Перед нами, как в краеведческом музее, предстали самые настоящие экспонаты. С трудом верилось, что в нескольких метрах от обычной жизни люди живут вот так…
У них действительно была настоящая цивилизация. На теплых, горизонтально идущих трубах были организованы лежаки – сперва несколько слоев картона или фанеры, а на них тряпьё. Был рабочий стол – на нём был светильник с жестяным абажуром (чтобы свет не выбивался, куда не надо), инструменты. За эти столом можно было что-то подлатать, прибить подмётку к ботинку, а то и починить найденный на мусорке будильник. Была даже тумбочка, а платяным шкафом служил сундук.
И всюду, буквально всюду лежали всяческие редчайшие вещи – вышедшие из строя патефоны, старые рации, сломанные часы. И всё это было произведено какими-то явно не массовыми производителями. Однако наши бомжи были со вкусом.
Далее мы увидели ещё два предмета интерьера, которые нас буквально убили наповал. За углом у бомжей были… горячий душ и сушилка для одежды! Душ действительно был горячий – мы проверили – из трубы сочилась горячая вода, а внизу был постелен резиновый коврик. Неподалеку на горизонтальной трубе были развешены деревянные вешалки для одежды. От ближней вертикальной трубы дохнуло нешуточным жаром.
Откуда взялось такое скопление труб в обычном подвале обычной пятиэтажки? Как выяснилось позднее, этот подвал был чем-то вроде «распределительной коробки» тепловой системы целого квартала. Вот и скопились бездомные ребята возле тепла.
Хозяев этой «цивилизации» мы не стали дожидаться – не очень-то и хотелось. Встретиться нам предстояло немного позднее.

Стоять на месте, шухер, милиция!

У нас был один товарищ весьма авантюрного склада характера. Он-то и предложил нам вывести бомжей на белый свет, да поспрашивать сурово. Будто бы мы из Особого Отдела. По контролю за численностью и рождаемостью бомжей.
На том и порешили. Так была подготовлена вторая экспедиция в лоно древней цивилизации. На этот раз мы действовали сурово. Отодвинули полог и ослепили всех, кто за ним был, лучами карманных фонариков. После чего властными голосами предложили пройти наверх.
Последней выходила дама. Я галантно подал ей руку на крутой металлической лестнице. Не знаю, каким составом она обработала свои ладони –  руки я не мог отмыть три дня.
Они были очень симпатичные. На вопросы, кто они такие и почему бомжуют, отвечали крайне невнятно. По рассказам одного выходило, что он и вовсе имеет свою квартиру в Солнечном. Наверное, в подвале ему показалось теплее.
Этот бомж запомнился и понравился всем – на нём, помимо прочего, было сразу две пары очков. «А это, чтобы лучше видеть тебя, внучка!» - вспоминались почему-то слова из сказки.
«Проверки» нам понравились – мы стали проводить их регулярно. Так мы отслеживали ротацию бомжей. Они то исчезали, то появлялись, то пили десять дней подряд без закуски, а то и варили суп из подвернувшейся дворняжки. Та самая «ароматнорукая» бомжиха пыталась даже угостить меня ливерной колбасой. Я вежливо отказался.
Появлялись новые типажи – художник из Таганрога, строитель из Челябинска, парнишка из деревни, косящий от военкомата. Неизменным оставался лишь Витя – тот самый, в двойных очках.
Однажды нам пришлось сурово вмешаться – когда бомжи решили не на шутку плотно поужинать. Породистой овчаркой с ошейником. Мы и вовсе-то этого корейского увлечения не разделяли, а уж тут и подавно наши взгляды разошлись. Собаку пришлось отнять.

Волк в овечьей шкуре

Наш любимый Витя стал путаться в «показаниях». Он то называл себя разными именами, то снимал очки, то одевал лишь одну пару. Зачем он это делал, одному богу было известно. Ведь мы не требовали от него документов, не выгоняли его из подвала.
Самое интересное заключалось в том, что мы вообще никак не представлялись. Просто говорили сурово: «На выход, граждане!» И они шли, как покорные овечки.
А нам было любопытно. И нравилась эта своеобразная игра. Часто мы беседовали с ними на предмет «как плохо бомжевать, надо что-то делать»
И вот наш товарищ стал заигрываться. В Ежова, что ли решил поиграть. Он ежедневно напирал на бедного Витю, требуя от него правды и только правды. Он снимал с него очки, долго и внимательно смотрел в его окосевшие глаза, выискивая там истину. Но «истина где-то рядом», как гласит эпиграф известного телесериала. Поэтому мы решили подшутить над нашим «следователем».
Я отыскал в шкафу старинный полушубок, вывернул его наизнанку (чтобы был страшней), одел замечательный шерстяной «петушок» с надписью «Спорт» и откопал треснувшие очки в роговой оправе. Гримировали меня всем скопом. Лицо намазали сажей, шапочку надели криво, а ворот подняли. Да еще и посоветовали голову в плечи вжимать. «Уж больно у тебя морда сытая», - сказали друзья.
И я пошел в подвал. Страшненько было одному идти. Но ничего – бомжи приняли меня легко. Меня не узнали – предложили место на лежанке, расспросили кто я и откуда. У меня даже легенда была – будто я из деревни, а здесь на заработках, жилья пока не нашёл.
И что удивительно – регулярного Вити не было! И так и нужно было по плану. А план был в следующем – прикинуться Витей, спрятаться в его обычном месте (за трубой) и ждать «следователя» вместе с ребятами. А когда тот пристанет с расспросами, тряхнуть его за грудки, да послать подальше громовым басом. Так оно и получилось бы, да друг узнал моё лицо даже в темноте под слоем сажи. Чем был шокирован не меньше, чем предполагаемым хватанием за шиворот.
Вот так и получилось, что те, кто в рассказах добропорядочных граждан предстает социально опасным элементом, частенько сам нуждается в защите. А уж об агрессии и говорить не приходится.
Вскоре наше любопытство подостыло и мы оставили людей без определенного места жительства в покое. Да оно и к лучшему – мы поняли, что пропагандой от них ничего не добьешься – это целая идеология, образ жизни. Дело даже не в том, что им некуда податься, просто так легче, так свободнее, так никому и ничего не должен.
Бомжи были и будут всегда – от египетских пирамид до современных небоскребов. И всегда будут находиться те, кто будет пытаться их изменить.


Рецензии
Здравствуйте Александр!
Рассказ странный, тема бомжей не раскрыта, да и Ваше отношение к ним тоже. Все поверхностно. А ведь за каждым бомжом стоит долгий и не простой путь схождения в, точнее уход от цивилизации и комфорта. Отказ от заботы за собой и бегство от действительности. К сожалению в нашей стране это явление набирает обороты. Система распределения благ - государство, совершенно не заботится о таких людях, точнее сказать выстроила себя таким образом, чтобы бомжей становилось больше. Людей увольняют с работы, бандиты отбирают у них квартиры, работники социальных служб не обращают на них внимания, мы проходим мимо. Бог попускает это ради того, чтобы мы проявили милосердие, но наше сердце окаменело настолько, что кроме чувства омерзения, на лицах людей не увидишь больше ни чего. В Москве это особенно ощущается зимой, когда в поисках тепла они идут в метро. Вонь шествует за сотни метров перед ними. Люди раступаются и разбегаются в разные стороны.
Одним словом тема очень актуальная, серьезная, а рассказ слабый и невыразительный.
С уважением,
Дмитрий

Дмитрий Брехов   11.01.2013 09:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте!

Это не рассказ, это статья для местной газеты, написанная в самом начале творческого пути. Отсюда и специфика и недостатки.

Для ознакомления с моим творчеством рекомендую:

http://www.proza.ru/2007/07/04-228
http://www.proza.ru/2008/03/16/27
http://www.proza.ru/2008/03/16/25

С уважением,

Александр Сорокин Российский   11.01.2013 17:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.