Эволюционный смысл христианского символа

Крест - совершенно удивительный по лаконизму и глубине содержания
символ человеческой судьбы.
Мы сейчас не будем касаться его жертвенного смысла,
а остановимся только на двух и единственных его составляющих:
вертикали и горизонтали.
 
Вертикаль - символ духовного развития человека как личности (всеобщий труд, по Марксу),
 горизонталь - символ взаимодействия человека с другими людьми (совместный труд, по Марксу).
Вертикаль развития великого человека бывает настолько высока, 
что горизонталь взаимодействия у него возникает только с потомками,
которые рано или поздно до него дорастают.
Современники же как бы ходят у его подножья, не видя вершины.
Но и для обычного человека  уровень его горизонтали взаимодействия с другими людьми
 всегда определяется вертикалью его развития. 
Развивающийся человек как бы поднимает вертикалью своего развития
уровень горизонтали своего взаимодействия с другими,
что приводит к  подъему общего уровня жизни.

Принципиальное отличие эволюционной идеологии развития от ре-волюционных идеологий насилия
в том, что эволюционная идеология развития это идеология вертикали развития,
а любая идеология насилия это всегда идеология горизонтали взаимодействия,
причем взаимодействия на крайне низком уровне:
уровень образования тоталитарных фюреров (вождей в переводе с немецкого)
слишком хорошо известен.

Цель любой идеологии насилия всегда
- насильственное  переустройство общества по горизонтали,
при  котором    в е р т и к а л ь   р а з в и т и я   п р о с т о   с р е з а е т с я.

Вот только один из бесчисленных  примеров  такого  « с р е з а н и я » - Зигмунд Фрейд.
 “Фрейда называют и ученым, и провидцем, и основоположником нового направления в науке.
 С его именем связывают понятие бессознательного в психике человека.
Его теория обогатила многие области современных знаний.
В 1938 году, после вторжения нацистов в Австрию, Фрейд стал узником гетто.
Его лишили паспорта, конфисковали имущество, библиотеку.
Международное психоаналитическое общество пыталось вызволить Фрейда.
Фашисты потребовали выкуп.  Одна из пациенток Фрейда, принцесса Мария Бонапарт,
 заплатила  100 тысяч шиллингов за его освобождение.
Семья Фрейда переехала в Лондон, а четыре его сестры погибли в газовых камерах.”
(З.Фрейд. “Избранное” М. ВТИ. 1990)...
А Мандельштам?... А Вавилов?...

Так не пора ли, наконец, перейти от горизонтали такого  взаимодействия
к вертикали развития? Риторический вопрос...


Рецензии