Небо

Небо…


  Небо… Все на него смотрят, все ожидают чего-то от него, но только некоторые понимают, что небо это бесконечность, которая нам видна и ощутима. Всегда люди хотели прикоснуться к небу, все когда-нибудь летали во сне. Небо…
  Эта история про летный шлем, на котором была незатейливая надпись  синей краской: «Небо…».
Ее звали Джудит,  она стояла у камина и держала на руках своего трехмесячного сына Александра. Она рассказывала ему о подвигах всей семьи, центром которой три  месяца назад  стал он. Это было время, когда люди давно уже покорили космос, жили на Марсе и строили планы на другие вселенные. Вернемся к Джудит, которая раскрывала перед Александром  генеалогические подробности их рода. Она рассказывала долго и много, но особое место среди всех предметов, которые были дороги в этой семье, занимал обычный летный шлем времен Второй Мировой  войны. Такие шлемы были на вооружении ВВС США того времени. Этот шлем почти ничем не отличался от всех остальных летных шлемов той эпохи, однако было нечто, что делало его неповторимым. Первое  было то, что носил его  прадед, который был настоящим героем, а второе -это была маленькая надпись синей краской на передней части шлема: «Небо…»  . С самого детства, когда Александр  заходил в гостиную  комнату , он непременно смотрел именно на эту надпись. Иногда  он часами смотрел на дедушкин шлем и не мог отвести  взгляда от него. Были случаи, когда у него начинали слезиться глаза из-за того, что он слишком долго не моргал. Одно Александр знал точно: когда он будет способен выбирать, то непременно выберет профессию летчика-истребителя.
    Шли голы, мальчик постепенно превращался в подростка, затем в юношу и мужчину. Александр был достойным внуком своего деда, потому что он всегда ставил на  первый план честь и достоинство, а потом уже достаток и благополучие. Еще  подростком   он начал заниматься спортом. Александр развивался во всех направлениях гармонично, и особую роль в его развитии сыграли три фактора: любовь, в которой он рос, пример его деда и незыблемая вера в Бога.
Он рос, постепенно кто-то из его семьи уходил, кто-то рождался, но у него была четкая уверенность в том, что он будет летчиком-истребителем, как его дед, и будет самым лучшим.
Его окружало множество привлекательных девушек, которые проявляли к нему откровенный интерес,  но Александр относился к ним абсолютно спокойно: никто не мог упрекнуть его в звездной болезни. Александр был спокойным и взрывным, добрым и жестоким, нежным и грубым; порой он сам не знал, почему он такой. Часто ночами сон уходил прочь, а в голове огромными буквами на всех языках был только один вопрос: «Почему я это именно я, а не кто-то другой?..». Множество философских и богословских вопросов беспокоили его постоянно, потому что в отличие от своих сверстников он много думал и многое понимал после тяжелых и мучительных раздумий о смысле и назначении всего.
Даже когда он влюбился  в четырнадцать лет, то он полюбил не девушку, а образ, который сам придумал. Признание в любви тоже было необычным - он написал сонет:
Люблю тебя – о ландыш несравненный
Мечтаю дни и ночи о тебе…
Хочу любя тебя быть погребенным,
И жить любя хочу я на земле
Твой облик, словно дивное виденье      
Средь суеты и мелочи деньской
Ласкает взор мой каждое мгновенье         
Чаруя думы нежной красотой
Приди ко мне, о милое создание
Заката солнца, отблеска волны
Хочу поверить в старое приданье,
Что есть любовь и в эти злые дни
 Ведь я умру, умру, как гаснут свечи
В порыве ветра, ночью или днём…
Мне будет легче, да, мне будет легче,
Остыть навеки, хладным стать огнем…

Естественно, его, мягко говоря, не поняли.  А чего он ждал от девочки четырнадцати лет? Когда она сказала ему, что нужно подождать несколько лет, а только потом заводить серьезные отношения, Александр как будто очнулся ото сна. На самом деле он хотел просто знать, что у него есть человек, к которому можно всегда прийти и поговорить,  и тот будет на его стороне. Вокруг была одна похоть и грязь, грязь в умах, а это самое страшное. И когда в восемнадцать лет она позвонила ему,  чтобы пригласить встретить вместе Новый год у нее дома наедине, Александр отказался и только вздохнул с сожалением. Через два месяца она вышла замуж…
Одновременно вокруг него крутилось около десяти девушек, он мимоходом занимал первые места на музыкальных фестивалях, он играл на гитаре, побеждал на спортивных соревнованиях, - но все это было не тем, чего ему хотелось по-настоящему. Постоянно перед глазами, где бы он не находился, был только один предмет. Это был предмет из его далекого детства – летный шлем с незатейливой надписью синей краской: «Небо…».
Однажды наступил момент, когда Александр понял, что другого пути нет. Он взял документы, немного денег и поехал поступать в летную школу. Дома осталась только записка, состоящая из одного слова, написанного синим карандашом: «Небо…».
Шли годы, Александр уже давно «жил в небе». Он служил летчиком - истребителем. Ему поручили командование эскадрильей, он сам уже преподавал там же, где учился сам.
Обычным будничным днем  все каналы телевидения и радио вдруг заговорили об одном и том же. Тема была интересна всем, у кого еще оставалось какое-то количество мозгов и здравого смысла в голове. Все говорили о необъяснимом феномене – черная дыра. Причем она двигалась. Раньше тоже видели черные дыры, но они были статичны, и в них исчезали только приблизившиеся объекты. Теперь все было иначе. Это черная дыра не просто двигалась, она поглощала планеты, галактики, и траектория ее движения была такова, что в скором будущем она могла оказаться около солнечной системы и Земли.
В экстренном порядке был организован целый институт по изучению этой черной дыры, в котором работали лучшие умы планеты. Спустя год, собрав множество фактов и информационных свидетельств ученые поразили мировую общественность больше, чем когда обнаружили ее.
Свой доклад о странном явлении  руководитель института начал с общей теории черных дыр.
- Черная дыра, это область в пространстве, возникшая в результате полного гравитационного коллапса вещества, в которой гравитационное притяжение так велико, что ни вещество, ни свет, ни другие носители информации не могут ее покинуть. Поэтому внутренняя часть черной дыры причинно не связана с остальной Вселенной; происходящие внутри черной дыры физические процессы не могут влиять на процессы вне нее. Черная дыра окружена поверхностью со свойством однонаправленной мембраны: вещество и излучение свободно падает сквозь нее в черную дыру, но оттуда ничто не может выйти. Эту поверхность называют «горизонтом событий». Поскольку до сих пор имеются лишь косвенные указания на существование черных дыр на расстояниях в тысячи световых лет от Земли, наше дальнейшее изложение основывается главным образом на теоретических результатах. – Профессор поверх очков взглянул на напряженные лица слушателей, и, переведя дух, продолжил:
- Черные дыры, предсказанные общей теорией относительности (теорией гравитации, предложенной Эйнштейном в 1915) и другими, более современными теориями тяготения, были математически обоснованы Р.Оппенгеймером и Х.Снайдером в 1939. Но свойства пространства и времени в окрестности этих объектов оказались столь необычными, что астрономы и физики в течение 25 лет не относились к ним серьезно. Однако астрономические открытия в середине 1960-х годов заставили взглянуть на черные дыры как на возможную физическую реальность. Их открытие и изучение может принципиально изменить наши представления о пространстве и времени.
Современная теория звездной эволюции и наши знания о звездном населении Галактики указывают, что среди 100 млрд. ее звезд должно быть порядка 100 млн. черных дыр, образовавшихся при коллапсе самых массивных звезд. К тому же черные дыры очень большой массы могут находиться в ядрах крупных галактик, в том числе и нашей.
Для стороннего наблюдателя структура черной дыры выглядит чрезвычайно простой. В процессе коллапса звезды в черную дыру за малую долю секунды (по часам удаленного наблюдателя) все ее внешние особенности, связанные с неоднородностью исходной звезды, излучаются в виде гравитационных и электромагнитных волн. Образовавшаяся стационарная черная дыра «забывает» всю информацию об исходной звезде, кроме трех величин: полной массы, момента импульса (связанного с вращением) и электрического заряда. Изучая черную дыру, уже невозможно узнать, состояла ли исходная звезда из вещества или антивещества, имела ли она форму сигары или блина и т.п. В реальных астрофизических условиях заряженная черная дыра будет притягивать к себе из межзвездной среды частицы противоположного знака, и ее заряд быстро станет нулевым. Оставшийся стационарный объект либо будет невращающейся «шварцшильдовой черной дырой», которая характеризуется только массой, либо вращающейся «керровской черной дырой», которая характеризуется массой и моментом импульса. Единственность указанных выше типов стационарных черных дыр была доказана в рамках общей теории относительности В.Израэлем, Б.Картером, С.Хокингом и Д.Робинсоном. Черная дыра всегда готова поглотить вещество или излучение, увеличив этим свою массу. Ее взаимодействие с окружающим миром определяется простым принципом Хокинга: площадь горизонта событий черной дыры никогда не уменьшается, если не учитывать квантового рождения частиц.
В аудитории можно было услышать тишину, и от этого всем стало как-то жудко.
Оказалось, что в движении «Черной мамбы», так окрестили черную дыру, существует определенная последовательность, и дело в том, на анализ и расшифровку данной последовательности уйдут годы. У Земли их нет... Подводя черту своего доклада, руководитель института черной дыры заявил: «Мы ничего не знаем точно, кроме того, что она жива…».
Экстренно был созван Всемирный совет лидеров государств, который вынес решение о том, что необходимо установить контакт с «Черной мамбой» и передать ей положительную информацию о Земле. Казалось, вот оно, решение, но возникла новая проблема – на Земле не существовало такого источника энергии, с помощью  которого можно было бы передать информацию на такое расстояние. Был только один выход. Послать корабль в один конец, и передать информацию о планете с помощью людей, владеющих телепатической связью,- в то время это было обычным делом. Люди, потому что каждый прибор имел немалый вес, а в космосе каждый грамм на счету.
Был вечер, около семи часов. Александр возвращался домой. Подойдя к своему дому в военном городке, он увидел письмо, торчащее из почтового ящика. В письме говорилось, что он должен быть завтра в восемь утра на командном пункте. «Надо, значит, буду», -  подумал он.
Когда ему сообщили, что от него требуется, он невольно сел на стул, в горле пересохло, закружилась голова, мысли перемешались. Вновь перед глазами возникла  надпись из детства: «Небо…». Ему нужно было спасти мир ценой своей жизни, а этого так не хотелось делать. Александр сжал зубы и молча подписал согласие. Это была экспедиция в никуда. Три астронавта должны были приблизиься к «Черной мамбе» и попытаться объяснить, что планета Земля еще имеет право на жизнь, что есть еще добро и честность, что люди хороши по своей природе. Они долго тренировались, проходили множество различных тестов. И вот, этот день настал. С собой у них было только топливо и немного еды, и еще им разрешили взять с собой по одной веши. Кто-то взял фотоальбом, запись голосов родных, а Александр всегда знал, что ему дорога только одна вещь на этой Земле – летный шлем, и надпись синей краской: «Небо…».  Дело в том, что шлем весил слишком много, и пришлось срезать то место, на котором была надпись: «Небо…». Александр с гордостью наклеил ее на свой суперсовременный, но безликий и чужой шлем астронавта… Они летели восемь лет…
Они неделями молчали, потому что   малейший раздражитель мог вызвать агрессию. Трое мужчин восемь лет в одном помещении… Они мечтали увидеть хоть что-нибудь, кроме ледяного космоса и опостылевших лиц.
Вдруг один из них нарушил тишину, и воскликнул: «Черная мамба!». Все прильнули к иллюминаторам. Это было ужасающее зрелище. Это было нечто поглощающее Вселенную, нечто невообразимо красивое, страшное  и, в то же время, вызывающее восхищение. Несколько минут они были в оцепенении, но потом вспомнили, что их цель - передать информацию о Земле. Каждый начал свой диалог с черной дырой. Вдруг они почувствовали ужасное облегчение, им стало невообразимо хорошо и спокойно. Создавалось впечатление, что не они передают положительную информацию, а им самим внушают что-то прекрасное, чистое, возвышенное, что-то, от чего им так не хотелось отказываться.
По мере приближения это чувство увеличивалось. Вдруг они оказались в кромешной мгле, такой темноты нет даже в космосе, они это знали, но ужаса не было, было только спокойствие и ощущение завершенного дела, порядка и удовлетворения. Они пожали друг другу руки и попрощались. Вдруг засиял свет. Им казалось, что засветили миллионы солнц, мысли мелькали, но одна была ярче остальных: «Вот она смерть, а совсем ведь не страшно…» Они потеряли сознание.  Когда Александр открыл глаза, он лежал на прекрасной лужайке, вокруг гуляли люди, звери, дул легкий летний ветерок. Он пытался разглядеть людей, но не мог. Они были прекрасны, все в сияющих одеждах, и на нем была такая же одежда, и никогда раньше одежда не сидела так удобно, как эта. Александр видел, но не мог себе ничего объяснить или описать. Рядом были его друзья: один гладил льва, другой играл с орлом. Мысли перепутались, Александр был в ступоре, его логика не могла этого понять, но сердце говорило, что это дом, к которому он шел всю жизнь. Счастье переполняло его, он плакал навзрыд, слезы застилали глаза. И вдруг какой-то голос спросил его: «Зачем ты прилетел?». Он не успел еще сформулировать мысль, как голос заговорил снова: «Я понимаю, но разве тебе здесь не нравится, оставайся и живи вечно с такими же чистыми и порядочными существами, как ты». Александру словно вырвали сердце, ему так хотелось остаться, его душа страдала и мучилась, но он сказал: «Я не могу бросить Землю, там же люди!». «Я знаю, - ответил голос, - но они уже забыли тебя, они заняты своими делами, и дела их злы». Александр превозмогая себя закричал: «Я не могу бросить их, они на меня надеятся». Через мгновение он открыл глаза и увидел себя летящим на своем корабле в полном одиночестве. Внутренний голос сказал: «Твои друзья сделали свой выбор». Корабль был как новый, топлива было вдоволь, в иллюминаторе показалась Луна.
Краем глаза Александр взглянул на электронный календарь, по которому, с момента вылета прошло всего четыре года, но это его уже не удивляло.
Когда корабль совершил посадку, все очень удивились, так как это не входило в планы правительства. В конце концов, выслушав его доклад, комиссия сделала вывод, что Александр сошел с ума, и в таком состоянии убил своих подчиненных, выбросил в открытый космос, и вернулся на землю. «Типичный случай помешательсва на почве психических перегрузок» - говорили психологи. Так Александр попал в лечебницу для умалишенных военных. Шли годы, ему кололи разные препараты, от которых ему снились кошмары; он стал заторможенно двигаться, и сам уже стал думать о том, что он убил своих друзей. Он даже представлял, как он это делает. Александр попал в ад, ужаснее всего было то, что он считал, себя убийцей. Александр страдал, потому что потерял реальность, перед его глазами всплывали образы зверей, голоса, кровавые картины убийства его друзей, врачи, полеты на истребителях. Постепенно он начал сходить с ума по-настоящему.
А в это время в мире началась паника. «Черная мамба» приблизилась к Солнечной системе, и оставалось несколько месяцев до ее уничтожения. Начался хаос, всеобщая безнаказанность, люди превратились в голодных зверей, которые убивали, насиловали, воровали и при этом не чувствовали за собой никакой вины. Из-за этого в больницах прекратился привоз лекарств и Александру перестали их давать потому, что их просто не было. Он постепенно начал приходить в себя. В памяти всплыло все, но зла на людей не было: он понимал, как трудно поверить в то, о чем он рассказал тогда. Он вдруг начал понимать смысл этой черной дыры, которая на самом деле никогда и не была черной дырой. То, что приближалось к Земле, было абсолютным добром, которое не борется со злом, оно просто существует. Как свет, который не борется с тьмою, он просто светит.
В один прекрасный день Александр вдруг почувствовал покой, он был доволен и удовлетворен, любовь возрождалась в нем, а в голове возник вопрос: «Что на Земле дорого тебе?». Непроизвольно возник образ детства, когда Александр часами слушал рассказы о подвигах прадедушки и смотрел на его летный шлем с незатейливой надписью синей краской: «Небо…». Внезапно все окутала мгла, но страха не было, он был спокоен. Земля затихла. Потом засиял свет, как будто засветили миллионы солнц, но глаза этот свет не обжигал…
Когда Александр открыл глаза, он лежал на той самой лужайке, вокруг гуляли люди в прекрасных сияющих одеждах, любовь переполняла его сердце, нежность обитала в воздухе, уважение было во взглядах. Он медленно поднялся и обернулся. К  нему бежали его друзья и кричали: «Почему ты так долго?». Они обнимали его и плакали от счастья. Голос сказал ему: «Посмотри вниз». Под ногами лежал летный шлем времен Второй Мировой  войны с надписью синей краской: «Небо…». Голос продолжил: «Ты дорог мне, а это все, что осталось в память о Земле; помни, что одна маленькая нехорошая мысль может уничтожить планету и даже галактику».


Рецензии