Праздник

Недавно на стол мне легла книжечка  «Сохраняя веру», изданная в Литве скромным тиражом. Ее автор Иван Селюгин бесхитростно, простым языком рассказал о том, как был построен  храм во имя Успения Пресвятой Богородицы в Шяуляй в 1994 году.
    Прочитал я ее с большим интересом.
    Староверческий историк ХV111 столетия Иван Филлипов оставил мудрое высказывание: «Вещи и дела, аще не написанные бывают, тьмою покрываются и гробу беспамятства предаются, а написанные яко одушевленные...». В меру сил и способностей Иван Селюгин и старался оградить от «гроба беспамятства» труды и заботы единоверцев, издревле проживающих в Литве.
     Ценность небольшой по объему книги И. Селюгина заключается не только в любопытных сведениях о жизни старообрядцев Северной Литвы. На мой взгляд, его записки о труде прихожан на постройке храма отразили явление в наше время редкое, святое, о чем бы мне хотелось сказать несколько слов.
     В древней Руси, преимущественно в северных ее областях, в большой чистоте хранивших дух нации, существовал обычай: всем миром, в короткий срок (иной раз за сутки, иногда двое-трое и т. д.) возвести целый храм – от первого камня до освящения и службы. Столь единодушный порыв, фантастический рабочий подъем оказывался возможным в экстремальной ситуации: когда всем грозило или уже надвигалось какое-нибудь страшное естественное зло (голод, чума, холера). Бывали случаи, когда такой короткий священный аврал подвигало благодарение за только что свершившееся избавление от нашествия врагов. Такие храмы русский народ называл «обыденные».
    Чтобы построить церковь в Шяуляй на месте развалин  в бывшем городке советских военнослужащих, потребовалось тридцать дней слиянного с творчеством в добре и красоте труда. «Спаянные великим чувством и заданием, люди имели как бы одно сердце и душу», - читаю в рабочем дневнике Ивана Селюгина о самой первой и самой трудной толоке на храме. Невольно вспомнилось: «Жить вкупе есть и добро и красно, этично и эстетично; а труд вкупе и в деле Божием еще выше, еще величавее, еще прекраснее. Это и будет верховным благом, когда труд станет делом всех живущих без всяких исключений...» (Н.Ф. Федоров. «Философия общего дела» том 1, стр 707).
     Благодаря такому «труду вкупе и в деле Божием» общине удалось преодолеть немало трудностей, успешно завершить начатое дело за короткий срок.
     И наступил день – когда перед взорами русских людей вдруг предстал озаренный лучами осеннего солнца храм, увенчанный куполом и звонницей.
     «Было в этом что-то чудесное, и это чудесное порождала радость и чувство братства у всех, кто присутствовал на возведении купола», - читаем мы в рабочем дневнике И. Селюгина о завершающем моменте строительства, когда мощным краном «Кото» была поднята ввысь, а затем установлена на кровле церкви освященная глава.
     Действительно, праздник! Наводящий на мысль о «чудесном», что трудно передать обычными словами. Дело-то какое огромное, и вдруг, оказывается, можно его осуществить, если все вместе. И вырастала у прихожан вера в себя, в силу единодушной общности. И  - радость. Ведь какая красота, высшая, священная, осуществилась.
    ...Смотрю на храм из мира, потрясаемого войнами, кризисами, бурею страстей, и успокаиваются мысли, приходит в сердце утешение: какие бы ветры не дули над землей, духовность не стареет. Как не стареет вера в Христа. Эта та самая закваска, которую женщина положила в три меры муки, и тесто взошло.


Рецензии