Каллиграф

     Один юноша - назовём его Феодор, обдумывая житьё, все помыслы свои устремлял к овладению мастерством каллиграфии и преуспел в этом кропотливом деле.
     Вначале он освоил бумагу*, научился её выбирать, то есть отличать качество. Он освоил карандаш**, перо*** и кисть****. Освоил разного типа  шрифты: «антиква», «брусковые» с засечками и без оных, рубленные и массу декоративных шрифтов, числом более тысячи. Освоил масштаб и с помощью линейки мог рассчитать точное количество букв в надписи любого размера. Он освоил циркуль, шаблоны, лекала и мог вписать эти надписи в круг, овал, квадрат или звезду. Он освоил сочетание цветов*****, отчего надпись с фоном соединялась в гармонию. Познал законы контраста и мог начертать надпись таким образом, что она казалась объёмной. Феодор начал было осваивать орнамент, но вовремя понял, что он неисчерпаем.
     Всё эти премудрости он вычитал в книгах. Но жизнь устроена так, что истинные мастера не пишут книг о секретах своего мастерства. Они их передают устно или просто показывают ученикам. И Феодор решил найти такого учителя, ибо планы его простирались до самой столицы.
Ему посоветовали обратиться к одному переписчику древних книг, живущему отшельником.
     Феодор пришел к его келье и постучался в дверь.
-   Входи, - прозвучало за дверью.
    Юноша  вошел и увидел, работающего за наклонным столом, переписчика. Келья оказалась просторной и залитой светом, который проникал из окон в потолке. Все стены были испещрены замысловатыми надписями на всех языках мира.
-   Здравствуйте, учитель! – поприветствовал его юноша.
-   Ты действительно хочешь чему-то научиться? – спросил переписчик.
-   Да, учитель.
-   Возьми, подточи, - учитель протянул юноше новый графитовый карандаш. Феодор достал было из кармана свою точилку, но учитель протянул ему перочинный нож.
     Юноша долго возился, наконец, сказал: «Готово» и показал остро отточенный карандаш мастеру.
-    Уходи. Придёшь, когда научишься затачивать шестью движениями.
     Феодор обиделся, но виду не подавая, ушел. Он извел кучу карандашей, пока научился затачивать их чётко.

     Когда через пару недель он опять пришел в келью, мастер сказал:
-   Хорошо, что преодолел обиду. Я знаю, что ты научился затачивать карандаши. Готовить перья и кисти к работе намного легче. Возьми-ка ножницы и бумагу.
     Юноша взял со стеллажа обрезок бумаги, у которого лишь одна сторона была ровная. Выбрал ножницы с острыми длинными концами.
-   Теперь отрежь ровную полоску шириной четыре сантиметра.
    Феодор стал искать глазами линейку, но учитель сказал: «Не доверяй линейке – обманет. Доверяй глазу и внутреннему чутью».
     Пришлось прикинуть на глаз расстояние, и Феодор медленно стал резать. Когда он закончил, учитель указал на ровный край стола. Феодор приложил полоску и увидел, что обрезанный край «гуляет». Тогда он положил всё на место и молча, ушел.
     Три месяца юноша тренировал глаз, изрезал ни один километр бумажных лент, пока движения его стали уверенными. При этом глаз приобрёл точность алмазной огранки.

     Когда он в третий раз пришел к мастеру, тот сказал:
-    Я верю, что твои занятия не прошли даром.
     Он наугад взял полоску и попросил определить ширину. Юноша указал точные миллиметры. Учитель взял вторую, третью – ответы были верны.
Тогда он протянул ему карандаш. Феодор шестью движениями отточил его так, что грифель сходился шестигранной пирамидой к острию. Учитель подал бумагу и попросил нарисовать круг диаметром три сантиметра.
    Юноша неторопливо очертил круг.
-    Проверь шаблоном.
    На стене висели широкие полосы с вырезанными кругами от 3 до 50 мм. Приблизительно совпало.
-   Теперь нарисуй двенадцати сантиметровый круг.
    Когда юноша нарисовал и проверил плоским металлическим кружком, совпадение было хуже.
-    Теперь нарисуй пятидесяти сантиметровый круг.
     Этот круг Феодор проверил циркулем и его круг был похож на велосипедное колесо после столкновения с хорошим забором. Юноша почесал затылок и отправился тренироваться.
     Полгода ушли на тренировки руки и чутья. Он открыл для себя «ручной циркуль»- это, когда зажимают карандаш четырьмя пальцами и, опираясь на большой, накручивают полукружия. Затем Феодор учился рисовать круги и овалы единым росчерком. Потом вписывал в них шрифтовые композиции. Он писал тексты «волнами» из букв одинаковой высоты. Потом писал «волну» буквами разной высоты: постепенно то, увеличивая её, то уменьшая. Волна шла то по верху, то по низу надписи. Наконец он соединил две волны, и получились «биения», пульсация букв.
    
     Познав все эти ухищрения, освоив их, как фокусник осваивает азы манипуляции вниманием зрителей, Феодор опять пришел к учителю.
    Тот не стал муссировать каллиграфические приёмы, а сразу перешел к вершинам мастерства. Он поставил перед юношей стакан с тридцатью перьевыми ручками различной конфигурации и назначения. Поставил флакон с китайской тушью и положил лист настоящего ватмана******. Потом он взял наугад три ручки. Обмакнул их в тушь и резким движением забрызгал чистый лист.
-   Теперь пиши, - учитель поставил перед Феодором библейский готический текст, - но так, чтобы помарок не осталось.
     Юноша задумался: так вот для чего учитель оттачивал его глаз. Теперь он видел, какой шрифт, какой толщины и высоты буквы должны лечь на бумагу, чтобы покрыть все брызги, чтобы увязать буквы в непрерывную вязь каллиграфического письма. Его глаза связались с рукой невидимой цепочкой чутья. Он уверенно справился с заданием.
     Взглянув на законченную работу, учитель сказал:
-   Можешь отправляться в столицу, там нужны такие мастера, как ты, - и, прикрепив надпись юноши на одну из стен, добавил. – Придёт время и с помощью умных машин многие смогут повторить письмо так же красиво, как ты. Но каллиграфы будут нужны всегда, и кто-то из них всегда будет первым.
    Прежде чем продолжить прерванную работу, мастер дал Феодору свою большую кисть и попросил оставить автограф. Юноша размашисто написал на бумаге «Феодор Угрин». В конце почему-то его рука с кистью дрогнула. Он хотел подправить, но учитель отвел его руку:
-   Настоящий мастер не исправляет написанное. Он выбирает лучшее, остальное – черновики недостойные внимания – безжалостно предаёт огню.
   Феодор сделал ещё несколько автографов. Учитель выбрал один:
-   Вот этот знак, я надеюсь увидеть в будущих учебниках каллиграфии, - произнёс он, сжигая все остальные варианты письма.
-   Спасибо, учитель, - только и смог вымолвить Феодор.


• * В настоящее время выпускается около 300 сортов бумаги и картона.
• ** Имеется 17 типов графитовых карандашей и более 120 оттенков цветных.
• *** Имеется 6 типов остроконечных перьев и 6 типов ширококонечных с прямым и косым срезом, два типа супертонких пера и 10 видов плакатных перьев.
• **** кисти различают по материалу: щетина (28 типов круглых и плоских), синтетика (также 28 типов), колонок и белка (16 типов круглых и овальных),
• ***** Цвета различают, как три основных: красный, желтый, синий. Из смешения их делаются три остальных: зелёный (синий+желтый); оранж (красный+желтый); фиолет (красный+синий). Цвета могут быть дополнительными, нейтрализуя друг друга при смешивании они преобразуются в серый (в идеале – белый). Это такие пары цветов: красный – зелёный, синий – оранж, желтый – фиолет. Если их не смешивать, то эти пары являются контрастными цветами по отношении друг к другу. Чтобы пятно цвета было заметно, оно должно быть контрастно с фоном. Чем насыщеннее цвет, тем сильнее контраст. Белый цвет – это оптическое смешение дополнительной пары цветов. Черный цвет – это отсутствие света. В природе не существует чистых вышеперечисленных цветов. Даже в радуге цвета плавно переходят один в другой. Так появляется «голубой» - промежуточный цвет между синим и зелёным, и масса других цветов. Хорошо натренированный глаз способен уловить до 1500000 цветовых оттенков. Это ли не пример шлифования мастерства.
Есть закон гармонии цветов: если все градации цветов радуги расположить по кругу и вписать в него равносторонний треугольник, то вершины его укажут на три цветовых оттенка находящихся в гармонии друг с другом. Гармоничны также сочетания оттенков одного цвета.
• ****** Английский бумажный фабрикант Дж. Ватман-старший в 1770 году изобрёл бумагу, которая носит его имя.


Рецензии
Дядя Вадя! Познавательно и очень поучительно! Чтобы овладеть мастерством в любом деле - учиться надо, а иногда и очень долго учиться. На это хватает не всех и начинают пенять на всякую-всячину. С уважением.

Дмитрий Тартаковский   26.04.2009 16:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий, за отклик.

Дядя Вадя   27.04.2009 11:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.