Оскар Уайльд

Оскар Уайльд.


У Уайльда была сложная судьба, сначало он имел всё: славу, деньги, признание; а потом всё это исчезло и на смену пришли банкротство, насмешки и непонимание общества... Надо быть сильным человеком, с сильным духом, чтобы всё это пережить. Уайльд был таким...


ТВОРЧЕСТВО.
Почти во всех произведениях Оскара Уайльда есть отличительная черты. Например, любовь. В его творчестве у любви синонимом является страдание. Он прописывает ее именно так. Фактически он в своих романах прописал себя ,свою жизнь и столь трагичную любовь к лорду Альфреду Бози Дугласу.
В пьесе 'Вера и нигилисты' Уайльд показывает жертву жизнью ради любви(причем тут своеобразная двойная любовь Веры: к Родине и царю).
В рассказе 'Соловей и Роза' писатель рисует картину такой любви, в которой один отдает всё, а другой(другие) этого не ценит.
В одном из лучших своих романов 'Портрет Дориана Грея' Король Парадоксов показывает, что любовь убивает. Сибила убила себя из-за Дориана.
В пьесе 'Веер леди Уиндермир' Оскар пишет немного иную любовь: любовь матери к своей дочери, которую она бросила в раннем детстве, но во взрослой жизни мать ее спасла и была готова пожертвовать собой; при условии , дочь не знала ,что эта женщина ее мать.
В очень многих произведения великого гения ,любовь граничит с трагедией и жертвами.
Еще одной отличительной чертой произведений Уайльда является то, что он очень чутко и высоко-художествено описывает вещи, при этом не называя их имени. Но описывет так, что читатель поймет, что автор имел ввиду. В его произведениях много перефразов.
В своем последнем произведении 'Баллада Рэдингской тюрьмы' Уайльд писал такую фразу: 'С тех пор как брат убит был братом'... Не сложно догадаться, что тут имеются ввиду библейские братья Каин и Авель.
Писатель этим сказал, что с тех пор как брат убит был братом(с древних времен), на земле пошли преступления.
В сказке 'Великан - эгоист' присутствует мальчик с ранами от гвоздей на ладонях и стопах, который забрал великана в свой прекрасный сад. Уайльд дал понять ,что этим мальчиком был сам Христос, при этом не называя его имени.
Таких примеров можно много подобрать, но перейдем к следующей отличительной черте произведений классика английской литературы.
Оскар, целое имя которого Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд, всегда писал так, что во время чтения его творений ,в мыслях возникают несколько альтернатив конца произведения. Но обычно ни одно из них не является истинным. Неожиданная концовка - вот что отличает его романы.
Произведения Уайльда также отличались душевными метаниями героев. Они всегда вынуждены были вставать перед каким-либо выбором. От этого выбора зависила их жизнь. Писатель реалистично выражал переживания своих героев и всю трагедию выбора...
И опять же, здесь он писал себя. На протяжении всей жизни поэт находился в поисках. В поисках себя, своей сути, наслаждений и новых ощущений... Перед ним ,как и перед его героям вставал вопрос выбора.
Во всех произведениях заложен смысл, который невозможно описать словами, который можно только чувствовать. Уайльду же удавалось писать так, что его слова подталкивали к пониманию этого смысла. И заставляли почувствовать этот заложенный в произведение смысл.
Я думаю, что лучшие произведения это те, после которых читатель пребывает в некой эйфории от прочтенного; после которых он размышляет над окончаем рассказа и пытается сам додумать альтернативы; после которых он задумывается о жизни. Любое произведение, которое производит впечатление на читателя, оставляет след в его разуме, безусловно можно считать произведением лучшим и написанным ненапрасно.
Лично для меня, в произведениях Уайльда есть что-то такое прекрасное, что Я не могу описать словами. Что-то такое, что трогает за душу. Трогательное не так, как бывают банально трогательны сентиментальные истории обычной человеческой любви, а иначе. Будто в душу проникает то чувство, которое хотел передать сам Автор. Оцениваешь произведения так, как ценил их Автор.
Вне всяких сомнений, Оскар Уайльд был гением своего времени. Так определяют его современники. Но Я бы сказала по-другому: Уайльд это гений вне времени...


ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Парафраз пьесы 'Вера и нигилисты'.
Прочитав первую пьесу Уайльда, написанную им в 25лет, у меня осталось много впечатлений. Называется она 'Вера и нигилисты'. Если бы Уайльд не стал столь известным, то его первая пьеса не удостоилась бы особого внимания, т.к. в ней, как говорят критики, чувствуется незрелость Уайльда-драматурга.
Перевод на русский язык просто ужасен, Уайльд не так писал.(Чего только стоит little father the tsar - царь батюшка) хотя переводчик старался донести чисто русскую манеру говорить, ибо действия пьесы разворачиваются в царской России! Только ближе к концу начинаешь узнавать Уайльда-острослова.
В целом, пьеса понравилась. Неожиданная концовка и разумеется трагичная.
Вера видит ,как русские 'верха' сослали ее брата в Сибирь, она обещает отомстить царским и становится известной и опасной нигилисткой.(Пообещав, что никогда не будет любить никого, кроме Родины). У нее есть помощники и среди них Алексей. Нигилисты борятся за свободу, которую царь не хочет давать. Отсюда народные революции, а царь всё не производит никаких реформ, просто потому ,что ему это невыгодно.
Однажды нигилисты узнают, что Алексей это сам цесаревич! Но он их не предает, он любит народ.
В конце концов, нигилисты убивают царя и на престол восходит Алексей. Они думают, что цесаревич - предатель и решают убить и его. Этой участи удостоилась Вера.
Замечу, что на протяжении всей пьесы Вера убивала в себе нежные чувства к Алексею. И тут она сказала, что его не надо убивать, он хороший, но ее кампания напомнили ей про сосланного брата, и ее обещание мстить. Она поддалась.
Когда была жеребьевка и Вера говорила фразу: 'Хоть бы мне, хоть бы мне', у меня возникли мысли, что она захочет его спасти...
Их план был таков: Вера должна была проникнуть в царские палаты и убить кинжалом спящего нового царя. При этом она должна была дать знак остальным нигилистам, что царь убит - кинуть в окно окровавленный кинжал...
Царь Алексей не был их предателем. Он сослал всех врагов народа в места не столь отдаленные. Сам же решил помогать народу и принял корону только из-за этого. Имея власть ,он сможет помогать народу.
Вера проникла в его дом, увидела спящего, замахнула кинжал... В этот момент Алексей проснулся, и сразу начал всё объяснять: как он любит народ и ее и т.д.... Она разумеется ему поверила(ведь он был искренен и говорил правду), она тоже его любила.
В этой пьесе хорошо показаны душевные метания между любовью к человеку, любовью к родине и местью за брата. Вера не могла предать брата, но она не могла убить царя, т.к. его любила.
На улице ждали нигилисты ее и ее сигнала, что царь убит.
Царь объяснил ,что хочет помогать народу, что очень ее любит... Нигилистское сердце Веры растаяло...
Далее банальная сцена признания в любви и самой любви...
Нигилисты были готовы ворваться в царские покои, чтобы спасти Веру, если не будет знака - обагренного, крою царя ,кинжала. А знака всё не было...
Она решила убить себя(и кинуть нож нигилистам), но царь перехватил его. Затем хитрая нигилистка обманула его фразой : 'Кто-то дверь ломает.', Алексей обернулся посмотреть и в это время она вонзила нож себе в сердце...
Царь:
-Вера, Вера! Что ты наделала?
Вера:
-Родину спасла...
Немая сцена
и
Занавес.
Так же, в этой пьесе хорошо и метко показаны принципы руководителей России(тогда Руси). Они жили за счет народа, он на них работал, а они развлекались и жили препиваюче. В общем-то, ничего не меняется... И сейчас всё именно так.


Уайльд писал поразительно правильно и со смыслом, еще одним примером может служить сказка 'Счастливый принц'.
Так пишут только те люди, кто познали истину...
Принц жил счастливо, не видел страданий. Потом кончилась его жизнь и стал он статуей. Видел всё: и печали и радости. Ему было из-за трудно из-за того, что люди страдают... Потом прилетела птичка, они подружились. Статуя Принца просила птичку взять драгоценные камни и золото с него(статуя была золотой с камнями) и раздать нуждающимся. Они помогали людям... Птица не пережила холодной зимы, а от статуи осталось лишь оловянное сердечко.
И когда Бог сказал Ангелу принести самое ценное что было в том городе, то Ангел принес мертвую птицу и оловянное сердце Принца. Тогда Бог сказал, что пение птицы всегда будет в его божественном саду, а Принц будет всегда счастлив.
Истина - надо творить добро ,чтобы было хорошее место на Небе. Банально, но это так. Быть может истина проста...


СТИХИ.
Стихи Уайльда на английском языке восхитительны. Сначало достаточно необычно и не привычно читать Уайльда-поэта, ведь прославился он больше своей прозой со смыслом, и парадоксальными афоризмами.
Когда читаешь английскую поэзию, то открывается совсем другой язык - поэтический, а не тот на котором говорят англичани... Зачастую прекрасные литературные приемы: эпитеты и метафоры, теряются в ходе перевода.
Из 'Баллады Рэдингской тюрьмы':
"Ведь каждый, кто на свете жил,
 Любимых убивал,
 Один - жестокостью, другой -
 Отравою похвал,
 Коварным поцелуем - трус,
 А смелый - наповал."
В оригинале на английском языке:
"And all men kill the thing they love,
By all let this be heard,
Some do it with a bitter look,
Some with a flattering word,
The coward does it with a kiss,
The brave man with a sword!"
Я думаю, это правдивые слова. Зачастую в жизни бывает, что люди сами губят то, что любят... От большой любви...
Из этого же произведения есть строки с глубочайшим смыслом:
'Ah! happy they whose hearts can break
And peace of pardon win!
How else may man make straight his plan
And cleanse his soul from Sin?
How else but through a broken heart
May Lord Christ enter in?'
Такое мог написать только тот человек, который понял истину и Бога.
Действительно, только в разбитые сердца, может проникнуть Бог. Сердце может стать разбитым от разных причин, но все они имеют общую черту - страдание. Только в страдание человек осознает себя и Бога. Только пройдя сквозь трудные жизненные ситуации, человек может придти к вере... Разумеется, это не служит общим правилом; везде и всегда бывают свои исключения.
Уайльд написал 'Балладу Рэдингской тюрьмы' после выхода из тюрьмы. То есть предполагаю, что там он понял Жизнь. Этот же вывод может сделать, прочитав его откровения в 'Тюремной исповеди', которую он писал в виде письма Лорду Альфреду Бози Дугласу, находясь в тюрьме.


ПИСЬМА УАЙЛЬДА. ЛЮБОВЬ К БОЗИ.

Безумно интересно читать письма исторических личностей.(Цветаева и Пастернак. Царица Александра. А.С. Пушкин, Китс, Гоголь...)
Письма показывают человеческуюю сторону гениев.
Я думаю невозможно понять всю глубину творчества того или иного писателя, не зная его биографию со всеми подробностями. Только узнав человека в поэте можно понять его произведения и какие жизненные ситуации  подтолкнули к их написанию.
Это делает их более земными и реальными. В заметках Уайльда собраны письма из Оксфорда, где он учился и кончаются Парижем, где кончилась и его жизнь...
Он был гениален и в письмах, даже там он писал афоризмами и умными вещами. Впрочем, как он говорил сам: 'Гениальности всегда сопутствовали странные извращения страстей и желаний', и это действительно так. Он любил мальчиков и даже тюрьма не повлияла на его 'любовь'. Как Уайльд писал в своем письме своему другу Робби(с которым судя по всему его связывала не только дружба ,но и более близкие отношения) :'Патриот брошенный в тюрьму за любовь к Родине, продолжает любить Родину. Поэт наказанный за любовь к юношам, продолжает любить юношей.'
Его любовью был Лорд Альфред Дуглас, Оскар нежно называл его Бози.
Они познакомились, когда Бози было 21год, а Уайльду 37лет...
Уайльд писал: 'Изменить образ жизни, значило бы признать ураническую любовь недостойной. А я считаю ее достойной - достойнее всех других форм любви'.
Уайльд называл себя грешником и писал ,что 'Перепробовал все наслаждения'...
Он любил Бози и мальчиков, при этом имел детей и жену.
Когда Констанс(жена) ушла в мир иной, Уайльд был немыслимо огорчен, он писал, что 'Если бы мы только встретились. Если бы поцеловались... Поздно.'
Констанс, судя по всему, не разрешала ему видеться с потомками.(Разве что, он больше никогда не будет встречаться с Дугласом). Что стало с детьми, после того как умерла жена Уайльда? Они отправились на воспитание к родственникам Констанс, которые тем более не позволили бы ему видеться с сыновьями.
Что касается творчества, то оно бесподобно так же, как бесподобен его творец. Истинно, Уайльд был гением. Несмотря на его 'неправильную жизнь' с точки зрения общеста, он творил прекрасные произведения, которые заставляют задуматься о жизни и разных ее аспектах. В произведениях он правильно мыслил, он писал про добро. И меткой дерзостью(которая как ни странно не обижает никого) указывал на отрицательные черты людей. Он не боялся мнения общества, ему было всё равно кто и что подумает - похвально. Именно так надо жить. Надо жить своей жизнью и не обращать внимания на общество, мнения людей и стереотипы... Надо жить так, как хочется и делать то, что хочется и кажется правильным, главное чтобы это не приносило вред другим людям и самому человеку... Иначе жизнь не в жизнь...
Не зря Уайльда называют Королем Парадоксов, Принцем Эпатажа. В нем сочелось несочетаемое. Произведения ангела и жизнь человека, перепробовавшего все наслаждения.
После тюрьмы Уайльд понял, что Истина есть Сострадание.
Он прощал Бози много раз и любил его до конца своей жизни, несмотря на то, что фактически именно Альфред погубил его и его жизнь. Из-за "безнравственного поведения" Оскар был отправлен в тюрьму на 2года. Но тюрьма не убила в нем воображения(воображением Уайльд называл дДушу, Суть человека, Дух), гения и благородства. Тюрьма стала для писателя ступенью духовного развития; именно там он переосмыслил свою жизнь.
Оскар Уайльд был безусловно гений. И не имеет значения, что он любил мужчин. Главное, что он познал Любовь, пусть она была столь роковой. Иначе он бы не понял Истину.
Что касается Бози... Он был ошеломлен кончиной Уайльда.
Как ни странно, Бози прожил еще долго-долго и по жизни его метало из одной стороны в другую. Он женился, завел детей(которые впрочем плохо кончили), всячески отрицал свою связь с великим писателем и шел против нетрадиционных ориентаций.
Позже он начал писать свои биографии... Они отличались особым разнообразием. Биографии были не отражением прожитой жизни, а отражением мировоззрения настоящей.
После тюрьмы, в которой Бози отсидел какое-то время за политические деяния, в биографиях начали проскальзывать моменты истины. Альфред Дуглас оказался в таком же положении, как и Уайльд. В тюрьме он отчасти пересмотрел свою жизнь и понял всё то, что писал и говорил ему Уайльд. Он понял, что единственным человеком, которого он любил и который любил его - был именно Уайльд.
В последние годы своей жизни Бози охотно рассказывал о тех годах жизни с писателем. Он признал правду о своих отношениях.
На протяжении всей жизни Бози, его преследовала тень Уайльда. Он писал стихи, но история его запомнила как фатального любовника великого поэта.
Пожалуй, между ними действитвительно была любовь...

Уайльд был выдающимся человеком, воплощенной гениальностью в плоти и крови... За свою гениальность он заплатил роковой судьбой...


Рецензии