Позвольте мне выпустить корни в мир 3

Урсула Нойманн

Перевод книги "Позвольте мне
выпустить корни
в мир"

О  душевных потребностях
наших самых маленьких детей


Глава «Янина была [только 7 дней] спокойной»

Через 7 дней молодая мать с ее маленькой дочерью вернулась домой. В клинике Янина – была «послушным младенцем», дома она показала себя с другой стороны: «Она  кричало 4 недели напролет. Иногда по 3 часа подряд. Особенно ночью, ее  было очень трудно накормить. Она сосала грудь совсем немного и тут же засыпала. Мать сама заботилась о домашнем хозяйстве, о муже и ее малышке, которую она классифицировала, очевидно, с самого начала как «послушным младенцем» и «не требующей ухода».
Эта женщина определенно не знала, что новорожденный ребенок спит четыре  пятых части дня, в свои первых дни жизни. И только 14 минут своей жизни в день новорожденный ребенок бодрствует. Заметное изменение в поведении ребенка наступает в конце второго месяца. Это «продолжительное время сна» взаимосвязано с биологическим процессом созревания, а не с «характером» ребенка.
Мать мучила себя 4 недели вопросами «своей виновности» и причин: почему мой ребенок спит так много? Что я должна изменить? Что делают медсестра клиники лучше, чем я – мать? Являюсь ли я плохой матерью? Может быть мой ребенок болен? Был ли он обследован в клинике? В таком раздвоении чувств развивается много  вопросов и обвинений.
Ощущение вины, в этом случае, не может привести к правильному решению. Каким способом мать может получить помощь, для того, чтобы снять свое внутреннее напряжение? Некоторым женщинам очень сложно «отложить» свое домашнее хозяйство на некоторое время, на «второе место». Они не могут решить вопрос: Должен ли супруг действительно в «это время»(в первые дни появления ребенка в доме), как и прежде, получать свою еду во время? Никакой грудной ребенок не может ощущать себя как личность. В любом случае, важно знать, что никакой грудной ребенок не признает себя,  а также его мать – личностью. Поэтому крики не являются никаким протестом против матери, как личности, это может быть также сигналом потребности к физическому контакту тела ребенка.
Продолжительные крики ребенка, без сомнения, переносить очень тяжело. И если мать не видит никакого выхода и никакой помощи, то остается только одно – искать для себя и ребенка помощь. Эта мать позволила обратиться за помощью и встретила при этом опытного, восприимчивого педиатра, который очень быстро понял, что мать и ребенок еще «не чувствуют друг друга». Именно в такой ситуации необходима помощь матери для того, чтобы помочь ей «выстроить мост» к ее младенцу. Педиатр назначил им стационарное нахождение в больнице, как «лечение» для матери и ребенка. Страх о больном ребенке был снят с плеч матери, она получила возможность – посвятить  себя полностью ребенку. Через одну неделю они вернулись домой.
«С тех пор все шло хорошо. Сон и кормлению получались отлично. Янина стала очень дисциплинированным младенцем, примером для воспитательных книг. Госпитализация пошла нам обоим  на пользу – я могла концентрироваться только на ребенке. Сегодня (через 2 года) я могу сказать, что это было правильное решение. Неделя в больнице дала нам возможность хорошо познакомиться друг с другом. Без педиатра, пожалуй, я не решила бы эту проблему», вспоминала молодая женщина.
Теперь я опишу Вам этот же случай, но с другой стороны.  На мой взгляд, это был «счастливый старт», потому что мать сама искала помощь, спустя 5 недель после  пребывания из клиники. То, что женщины делают ошибки, когда впервые становиться матерью, и не знают с самого начала, что приносит пользу их ребенку, и что соответствует их здоровому развитию это вполне нормально. Также нормальным является то, что заранее невозможно определить, как мать перенесет психические нагрузки, связанные с рождением ребенка. И именно это произвело на меня большое впечатление. Как может молодая мать почувствовать свою ответственность по отношению к ребенку и не ошибиться? Она должна понять, что ведение (от слова вести) домашнего хозяйства с младенцем, по меньшей мере, в начале его рождения это совсем другое, чем ведение домашнего хозяйство без младенца. Уметь делать различия между «существенным» и «не существенным» (важным и не важным) является чертой зрелости взрослого человека, принадлежащей к его способностям, которые снова и снова необходимо упражнять (тренировать).
Что произошло в клиники между «окруженной заботой» матерью и ее несчастным младенцем? Они вместе были переведены в защитную зону клиники. Можно ли предположить, что не только напряженное тело матери, но и ее тревожные  чувства пришли в равновесие? Да, именно это произошло в клинике. И молодые матери нуждаются во внимании и заботе окружающих. Клиника стала «защитной средой», «поддерживающей средой» для несчастной пары – «матери и младенца». Матери тоже  нуждаются во внимание и обеспечении; посещение клиники (в этой ситуации) происходит весьма редко, но в нашем случае оно очень удачно, врач была знакомая этой матери.
В моем «крупномасштабном описании» я вижу ту мать, которая хотела  снова «заботиться» о ее дочери и вкладывала в нее всю свою энергию. Грудной ребенок увидел перед собой «совершенно другую мать» в клинике, которая была снова спокойна и кормила  ее грудью. Мать и грудь являются, в первое время рождения ребенка, неразделимы друг от друга. Мать увидела в клинике «свой результат» и насладилась им всем сердцам.
То, что грудные дети воспринимают внутреннее состояние матери и отцовские  чувства, многие родителей не могут этого представить и понять. Я же  в этом – не сомневаюсь. То, что тело Янины смогло расслабиться и грудной ребенок стал утолять свой голод и сон физической близостью матери, которая приняла ее всей своей душой и телом, мне тоже понятно.

«Два упрямца»

В этом третьем эскизе Вы прочтете о драматичном прохождении процесса «объединения матери и ребенка» и жизненном начале; вы узнаете о большой ширине  человеческих чувств. Я преднамеренно взяла этот пример молодой матери, а названия главы выбрала она  сама.    

«Рождение ребенка началось. Схватки наступили неожиданно, из-за удара (ушиба). Таким образом, все шло очень быстро. Когда я шла в больницу я не могла еще представить, что мой ребенок уже сейчас появляться на белый свет. Для меня беременность еще не закончилась.
Вскорости, мой сын – Янник появился в этом мире. Правильнее сказать; он был вынужден появиться в этом мире. Его рождение продолжалось 18 часов. Через 17 часов акушерка сказала мне:  «Хорошо напрягись». Я не хотела этого делать, и думала «они меня  разыгрывают», они только хотят, чтобы «я была занята». Когда он, вдруг, появился на белый свет, то его положили мне на руки и я увидела – какой он удивительно красивый … Через 2 дня мы убежали из больницы. «Когда он появился, я поняла, что он удивительно-красивый …». Персонал больницы не оставляли меня в покое. Они думали, что я нуждаюсь в болеутоляющих средствах, только потому, что я немного плакала. А я всего лишь хотела домой, я просто хотела быстрее познакомиться с моим ребенком.
Два дня мы были дома. И тогда, Янник стал таким желтым, что мы должны были снова появиться в детской поликлинике. Его положили под лампу в инкубатор, к нему были подсоединены разные провода. Я находила это все «ужасным». Мой ребенок представлялся мне как экспонат в стеклянном футляре, в музее. Естественно, я могла его брать во время кормления, но я хотел иметь его всегда. Я хотела чувствовать все его тело, и его поддерживать, чтобы этот «чужой мир» не сделал ему ничего плохого. Я имела такое чувство, что я сойду с ума. Однажды мой муж взял малыша из этого инкубатора, поменял  ему пеленки и я увидела, как он задел пеленкой за его пупок, я испугалась и подумала; сейчас мой малыш истечет кровью. Я закричала на моего мужа, но он сделал все правильно. Он крепко взял меня в руки и держал меня, до тех пор пока я не убедилась, что «все нормально». Это «играли мои нервы».
Мы снова и снова путешествовали между поликлиникой и нашим домом. Ребенок нуждался в постоянном контроле. «Через 3 недели все будет хорошо» – думала я. Но Янник начал отрыгивать питание. Он имел проблемы с «проходом» в желудок (пилороспазм), тот был слишком узок. Я кормила его грудью, он отрыгивал (он плевал все назад), я кормил его снова, он снова отрыгивал и кричал. Я думала  <о Боже, он меня высосет всю!> И больше не было ничего важнее, в эти пятнадцать минут. Вообще не оставалось больше времени и места для чего-нибудь другого, более важного. Ребенок казался мне  монстром с большими, прожорливыми глазами. Я не могла «успокоить» его голод. А также его голод, к моей физической близости – я вообще не воспринимала его в серьез. Мы «показывали» друг другу свою силу (мы боролись)! «Вместе с тем, я всегда хотел для него всего самого наилучшего …» И наконец, я сдалась – он получил бутылочку с искусственным питанием – и все стало лучше. Больше он не страдал так сильно. Но я, я страдала все больше и больше. Я, еще во время беременности решила – кормить его грудью полгода. Я хотел дать ему, все самое лучшее, но я не сумела этого сделать.
Как-то стало все по другому – все наоборот. По идее – я должна быть вся для него, а вместе с тем, мне не хотелось его видеть. Я искала «убежище» от него... Он  чувствовал, как я к нему отношусь. Я позволяла ему кричать, но это доводило меня до безумия, потому что я изводила себя упреками. К этому я была непривычна. Если я хотела пить кофе, то я пила кофе. Если я хотел закупаться, то я шла закупаться. Если я хотела гулять, то через 2 минуты я выходила из дома. Если я уставала, то я шла спать. Если я была голодна, то я делала себе еду …  Однажды, мой муж несколько дней не был дома, я была очень усталой. Он вернулся домой, я сунула в руку ему кричащий комок. Я вышла и села на балкон, закрыв дверь чтобы  больше не слышать крик моего ребенка. Но там ничего не было слышно. Я вернулась обратно. Янник лежал радостно в руках отца. Тогда мне стало ясно, что я должна что-то изменить. Я сказала об этом моему мужу. Я рассказала ему, что я злюсь на нашего младенца и я боюсь сама себя в этой ситуации. Я сказала ему, что я чувствую себя бесконечно одинокой. Он был разочарован. Он  ответил, что он находит это еще относительно нормальным, так как это вполне естественно, сразу после рождения ребенка.
Меня это совсем не успокоило. Я пошла к врачу, и рассказало все ему. Он заверил меня, что в этом нет ничего особенного (удивительного), и сказал, что мне нужна помощь.  Именно это и было для меня очень важно – услышать, что у других тоже бывают такие проблемы. Таким образом, я снова поверила в себя. Но нормально – так просто нельзя было изменить ситуацию, в которой обрушился мой мир. 
Моя мать, с которой я долго говорила, сказала мне тогда очень полезные слова, которые помогли мне больше всего. Она сказала: «Когда появляется ребенок, нужно «служить» жизни». А именно этого я не понимала (в этом была причина моего хаоса). Служить!!! Я этого, (до сих пор) никогда еще не делала, и не хотела делать».

В этом месте я – автор книги, хочу попытаться пойти по следу, при помощи высказывания этой  женщины и ее совету молодой  матери, во время ее растерянности  от отчаяния, самопрезрения и потери надежды. Тот, кому знакомы свои чувства, тот может научиться с ними обходиться. Само собой разумеется, что это очень ограниченная психологическая интерпретация и я не представляю здесь никакого диагноза. Для меня очень важно, что молодая женщина поняла это все сама, и, я уважаю ее за ее открытость и честность. Я разделяю это мнение, но хочу осветить несколько вопросов этой молодой матери, где подчеркивается в ее сообщениях взгляд в противоречивый ландшафт чувств человека. Чувства человека изменчивы, одна волна настигает другую, волны чувств перегоняют друг друга и передвигаются как волны рек от одного берега к другому. Они не являются чем-то неподвижным, неизменяемым. Тот, кто понимает свои чувства, тот имеет шанс научиться обходиться с ними. Освобождение от страха начинается там, где допускается изменение и надежда к выживанию, а оно происходит внутри человека.

«Для меня беременность еще не закончилась». В этом предложении звучат специфические вопросы, которые относятся именно сюда, и именно к женщине: Хотела ли я беременности? Хотела ли я ее в это время? Могу ли я разделить мое внутреннее состояние чувств с моим мужем, с другим человеком? Боюсь ли я изменений в этом периоде моей жизни, боюсь ли я быть привязанной? Что это значит для моего мужа, если я не смогу принять беременность, как само собой разумеющуюся вещь (как, само собой разумеется)?
«Я чувствовало, что я схожу с ума». Для меня звучат здесь следующие вопросы: Каким способом я могу освободиться от внутренних сомнений? Кто отвечает за это? Почему мой ум, мой интеллект не помогает мне? Почему теперь, когда мой ребенок рожден, я чувствую себя одинокой? Почему я чувствую себя беспомощной по отношению к младенцу? Почему у меня нет желания «к близости с ребенком», к тому наилучшему для ребенка, чего я так хотела?
Многих читателей поразит то, что я (автор книги) рассматриваю эти выражения молодой матери, в качестве возможного высказывания здоровой личности. Заплутавшиеся люди в психиатрическом смысле считаются вполне нормальными. Молодая женщина  воспринимает очень чувствительно все то, что «она не делает своему ребенку ничего  хорошего». И по ее причине ребенок страдает. Но она не перекладывает  ответственность на младенца, она не обвиняет в этом какие-то обстоятельства. И после всего этого она «заставляет» себя погрузиться в глубину своих чувств, как целой личности с телом и душой. Она хочет понять, что представляет она сама, как личность.
«Янник лежал радостно в руках отца. Тогда мне стало ясно, что я должна что-то изменить». Это предложение расширяет наши предположения. Оно радует,  потому что оно вселяет в нас надежду, как внезапно появившаяся перед ней дорога. Это открытие возникло в ней как последовательность неудачного опыта с ее младенцем. Собственными глазами молодая мать увидела молниеносное превращение «кричащего комка» (кричащего свертка) в  ласкового, грудного ребенка. Ребенок показал ей, что ему нужна элементарная физическая близость и ласка его маленькому телу. Убедительнее и нельзя показать то, что ребенок рождается на белый свет с удивительным восприятием окружающего (чувствительными антеннами) и с таким восприятием рождается только ребенок человека – грудной ребенок чувствует свое окружение (чувствует атмосферу окружающей его среды).
Четвертое и последнее предложение сообщает нам – какую дорогу выбрала для себя молодая женщина. В длинных беседах с собственной матерью она услышала то, что стало для нее самым полезным: «Когда появляется ребенок, нужно «служить» жизни».
Слово «служить», означает «уметь заступаться за других». Слово «служить», каким-то образом, выпало из богатого лексикона молодой женщины. Она не хотела иметь ничего общего со «служением» и не имела никакого предварительного опыта, она не понимала «своим нутром» что означало это слово. Я хотел бы поверить в то, что это слово стало для нее самым полезным во всем предложении, оно дало ей новый толчок  в ее внутреннем мире, который определил ее дальнейшую личную жизнь. Это говорит о том, что молодая женщина, в наше время, представляла свою жизнь только в роли – «брать и получать», она привыкла заботиться только о себе самой, она привыкла быть в центре внимания как индивидуум. Теперь же все выглядит таким образом, что она  должна расстаться с этими детским, призрачным представлением и должна научиться идти и рисковать по дороге жизни. Тот, кто чувствует внутреннюю связанность со своим ребенком, тот заступается за него.  Я считаю ее вполне способной, к новым  шагам в жизни. Я предполагаю, что она способна воспринимать окружающий мир по-новому. Я уверена, что она сможет полюбить своего ребенка. Ее чувствительность поспособствует расцвету любви к ее ребенку, даже при всем том, что каждый день она делает лишние повороты. Неожиданная радость в жизни, и, ее заразительная энергия преодолеет кризис жизни  молодой матери. Мой опыт говорит мне о том, что капитуляция, может быть также началом чего-то нового.  У человека во время капитуляции созревает новое решение – внутреннее решение, которое выводит его из удручающего состояния.       


  Что чувствует младенец
при рождении

То, что интенсивный (или медленный) переход – от мягкого, подогревающего вокруг ощутимого гнезда, в другой – светлый и неограниченный мир не идет само по себе, а происходит со стрессом и неприятным ощущением для тела ребенка, сегодня многие матери и детские специалисты не подвергнут больше сомнению. Современные исследователи могут подтвердить физические ощущения у еще не рожденных детей. Мы познакомимся с очень ранними формами выражения страха у эмбрионов.
Мы спросили у нескольких матерей: «Что могут ощущать младенцы при родах?» И женщины ответили нам на наш вопрос.
«Если я имею сильные боли, то мой ребенок тоже ощущает боль. Так было уже во время беременности». – «Кто кричит, тот в беде. Как мой ребенок не должен беспокоиться, если у него нет никакого, непосредственного контакта со мной?» – «Я не думала о моем ребенке, я  только думала: «О Господи, позволь ему появиться в мир здоровым,  все остальное я сделаю сама». – «Если я ощущаю страх, то мой ребенок тоже ощущает страх». – «Я слышу еще сегодня, как мой ребенок кричал. Я тогда уже понимала, что его крик необходим  ему для выживания. Когда мне его положили на живот, его сердце билось так сильно – очевидно это очень разволновало (обеспокоило) его». – «Мой младенец должен был без меня пройти  этот жесткий туннель. Конечно, для этого нужна была большая энергия – свое первое препятствие он преодолел».
Каждая мать несет за ребенка личную ответственность, иначе и не может быть.  Разные исследования подтверждают, что  мы люди – неповторимые. И это касается, не только  новорожденного ребенка, это касается всех людей и всю жизнь. Все матери имеют, само собой разумеется, разные чувства к своему ребенку и они зависят от личных взаимосвязей с ребенком. В течение девяти месяцев, растущий ребенок становится частью ее самой. Не напрашивается ли здесь, вывод, что чувства грудного ребенка растут так же, как чувства матери?
Что чувствует младенец на самом деле при его рождении, на этот вопрос наука не может ответить до сегодняшнего дня. Никакой младенец не позволяет себя  спросить об этом, после его рождения. Я думаю, что это останется его тайной, а также   тайной для его матери и отца. Для меня лично, эта тайна в начале жизни – является символом всей жизни. Рождение – является большой жизненной тайной (Любое рождение является большим секретом жизни). Мы способствует тайному процессу становления и деятельности человека, независимо от нас самих. Автоматически мы способствуем изменению жизни и изменяем  свою собственную жизнь. Здесь тайна останется тайной, несмотря на то, что мы ждем разъяснений от научных исследователей. Наряду с открытиями всегда будут возникать вопросы. 
И все-таки наука не бросает нас на произвол судьбы, если мы спрашиваем: что изменяется в период рождения у ребенка? С рождением пропадает невесомость, ее место занимает сила тяжести. Тяжелеет голова, движения становятся намного медленней.
Райская жизнь с непрерывно текущим источником питания, с потерей пуповины, прекращается. Младенец должен идти на собственные поиски корма, и находит с помощью матери быстро грудной сосок. Собственно говоря, грудной ребенок чувствует и находит все при помощи знакомого ему запаха околоплодных вод.
При входе в новый мир внезапное падение температуры равномерного тепла с 37° на 21-24° неизбежно. Ребенок чувствует эту перемену. Уже через 3 дня грудной ребенок может регулировать свою температуру тела сам; без равномерной температуры его органы не могут функционировать.
Развиваясь в темноте тела матери, для глаз младенца  чужд яркий и резкий свет. Во время беременности, шумы снаружи, воспринимались ребенком приглушено. Так как уши нельзя закрывать как глаза, то грудной ребенок вынужден призывать к помощи во время ощущения громких шумов.
И в конце я скажу, что самое важное при рождении – это выживание ребенка. «Мой младенец должен научиться дышать», этим предложением одна из матерей указала на его выживание (существование). Отныне новорожденное дитя должно снабжать себя активно кислородом. С первым, сильным криком запускается в ход жизненно необходимая перестановка его кровообращения. Его крик имеет физиологическую причину. Его можно объяснять также как сигнал помощи грудному ребенку. Природа требует большой, физической производительности к приспособлению  человека. Он теряет свою защищенность от постоянно подогревающей утробе  матери. Вместе с тем, он вживается в тотальное изменение социальной ситуации. Теперь он самостоятельный и без гнезда. В матке матери ребенок ощущал границы, как только он начинал двигаться. Его первый мир был защищенным, спасающим миром. Этот мир  был осязаемым, ощутимым, в дословном смысле «понятным». Новый мир не имеет границ, он «непонятен», он не ощутим.
Но в неограниченном мире, как всегда в центре его мать, она находится в его распоряжении, и, как обычно, (как правило), он должен быть здесь,(рядом с матерью). Это его место! Обеспечить это место ребенку – это физический и психический(моральный) долг каждой матери; тем более, когда брак или партнерство не гарантировано в некоторой степени. Каждая мать учится материнству в сосуществовании с ребенком. С появлением ребенка будни очень изменяются. Вынашивания беременности – это совсем другое, чем повседневная забота и обеспечение подрастающего ребенка. Растить ребенка – означает день и ночь учиться чему-то новому, означает – «много испробовать», уделять много времени, означает – потратить много сил на еще «не развернутого младенца», чтобы довести его до соответствия детских потребностей и восприятия материнских требований. Никакой всадник не учится верховой езде без лошади. Никакая мать не научится без младенца материнским обязанностям. Тот, кто придерживается другого мнения, тот не понимает назначение этого учебного процесса; он выражается в гибкости.
Сегодня стало очень модно говорить о корнях, в которых нуждаются дети в начале жизни. Прекрасная картина: Рисуют на картине дерево и его корни,  дающие основания здоровому дереву. «Маленькое дерево может расти и развиваться только тогда, когда имеет хорошие и сильнее корни, которыми оно зафиксировано в грунте и принимаются питательные вещества. Когда  маленькому дереву удается глубоко распространить свои удовлетворяющие и разветвляющие корни, тогда, позже, оно сможет устоять перед ветром и погодой, оно сможет выдержать даже шторм»6.      



Продолжение в главе "О компетенции грудного ребенка"


Рецензии