Позвольте мне выпустить корни в мир 4

Урсула Нойманн



Перевод книги "Позвольте мне
выпустить корни
в мир"


О  душевных потребностях
наших самых маленьких детей

Глава "О компетенции грудного ребенка

Сегодня новые исследования позволяют узнать, что  именно могут воспринимать грудные дети. При этом экспериментальные показания представляются так, что поведение грудного ребенка расценивается как ответ.


• Может ли грудной ребенок различить два лица?7
Речь пойдет о различиях 2-х лиц, которые показывают в картинах. Трех месячному грудному ребенку показывают радом 2 лица и замеряют промежуток его фиксирующего внимания глазами. Отчетливо заметно, что ребенок отдает предпочтение одному лицу, к примеру, лицу его матери. Из этого сделаны выводы: грудной ребенок может различать два лица.


• Может ли грудной ребенок различить 2 фильма?
«На начала эксперимента грудному ребенку позволяют сосать соску. Сосание соски прекращается, когда начинают показывать фильм. По истечению  определенного времени, активность сосания соски снижается, и наконец, исчезает полностью. Если познакомить ребенка с новым фильмом, то сосущая активность снова возобновляется и возрастает. Вследствие этого сделаны выводы, что грудной ребенок замечает различие между двумя фильмами».


• Как долго можно привлекать внимания грудного ребенка?
4-х месячному грудному ребенку показывали многоцветные мелькающие огни. Его первоначальный интерес к мелькающим огням очень быстро терялся. Совсем по-другому ведут себя грудные дети, когда им показывают мигающие огни, при поворачивании их голову на 30 градусов в определенном направлении. Как только дети замечали, что загорание огней зависит от движения их головы, то они начинали это делать чаще. Очевидно, уже в раннем возрасте пробуждается влечение  к человеческим действиям, хотеть что-то делать, хотеть быть «автором». И мы можем сказать; «они хотят иметь успех». 


• Имеет ли грудной ребенок ожидания?
Грудному ребенку показывают «невероятное событие», а именно лицо женщины, которая изображена с закрытым ртом; звук ее голоса, тем не менее,   прибывал не изо рта, а со стороны. Уже на первом месяце жизни, грудные дети очень удивились этому. Отсюда можно было заключить, что они уже знают, что рот и звук соответствуют друг другу. Реакции удивления разные: «чаще всего дети изменяют выражения лица, они проявляют беспокойство, возбуждение определяется изменением частоты пульса». Я хочу подчеркнуть, что различия, которые приводят к беспокойству ребенка как в этом эксперименте, могут «загружать» также ребенка психически: состояние чувств грудных детей при этом всегда отчетливо отрицательное.


• Грудные дети могут  больше чем только видеть и слышать.
5-и месячным детям показывают в один раз 2 фильма; один за другим. В одном фильме они видели машину, которая приближалась к ним. В другом фильме машина удалялась. Исследователи с середины фильма подключали шум приближающего и удаляющего мотора машины.  Фильм, где машина приближалась, и шум мотора усиливался дети смотрели дольше. Когда машина удалялась и шум становился все тиши и тише, и наконец, вообще исчезал, дети переставали его смотреть. Этим поведением грудные дети показали, что они имеют чувство для соответствия того, что гармонирует. Могли бы Вы догадаться до того, что грудные дети имеют эти удивительные способности? Определенно эти немногие эксперименты уже показывают, как младенец может воспринимать внешний мир, и позволяет нам увидеть его индивидуальную реакцию. Эти эксперименты показали, что его интерес и любопытство намного шире, чем это было известно раньше. Теперь будет фатальной ошибкой, если Вы считаете Вашего грудного ребенка «вполне компетентным» и позволяете ему самому выбрать свой исследовательский материал. Слова «вполне компетентным» в этом месте Вас могут легко соблазнить, чтобы Вы обращались  с младенцем, как с «маленьким взрослым». Поэтому надо не забывать, что за «питание» тела, духа и души отвечают мать и отец. И тут надо проявить все же, осторожность! Реклама делает все возможным, предлагая «игровой корм», в качестве разных сложных игрушек для грудного ребенка, к которому он не может подступиться  своими маленькими пальцами, и не может понять его смысл. Вы должны сами понять, что привлекает Вашего ребенка и на что он реагирует. Ребенок не хочет информироваться, он хочет все новое  ощупывать сам, и иметь возможность все самому исследовать.    



Младенец и мать
имеют много языков

В начале жизни, биография человека начинается с крика, он может расцениваться как «первоначальный язык» человека. Первый крик младенца воспринимается как символ «на заявку» о своем пребывании в этот мир. Этот крик дает радость многим женщинам и мужчинам, он сообщает им,  что они стали родители.  Вначале был крик. На языке грудного ребенка крик говорит: «Я существую – никто не может не услышать меня и не увидеть!» Через несколько недель он превращается в сигнал: Я хочу есть, у меня болит  живот, я имею неприятное чувство, я чувствую изолированность.
Как правило, молодые матери принимают  крик новорожденного ребенка,  как нормальное явление. Это особенно не беспокоит их, они не говорят об этом, они доверяют своему чутью. В таком случае они берут ребенка на руки, играют с ним или качают его туда-сюда. Матери самостоятельно «разговаривают» со своей интуицией и полагают, что ее младенец понимает ее язык. Многие молодые матери в состоянии почувствовать также внутреннее состояние своего беспомощного ребенка. Они чувствуют свою душевную (моральную) ответственность за ребенка. Это как раз то, о чем писал Сигмун Фройд уже добрых 100 лет. Он впервые произнес это слово «мораль». «Развивающаяся беспомощность человека – это первоисточник всех моральных мотивов». (1895)
Многие матери чувствуют себя очень напряженно, в результате крика ребенка, в это время возникают следующие вопросы: Что ждет меня (что сейчас произойдет)? Будет ли ребенок долго кричать? Выдержу ли я все это? Хорошее эмоциональное  самочувствие матерей содействует физическому и психическому состоянию грудного ребенка. Это не является неожиданностью, что все матери подходят по-разному к своему новому  заданию. Задание – по физическому уходу за ребенком всегда включено в соответствующий ландшафт чувств. Эмоциональное выражение чувств матери, в первые годы жизни ребенка, особенно сложные, поэтому молодые матери должны получать достаточную  подкрепляющую помощь в это время8.
Если мы рассмотрим под лупой отношения между матерью и ее кричащим грудным ребенком, то мы увидим: Если матери удается успокоить ее младенца, то такое удавшееся взаимодействие приносит пользу матери и ребенку. Мать испытывает удовлетворенность: От этой удовлетворенности исходят положительные чувства, и они переносятся на грудного ребенка. Я напомню здесь «о маленьком упрямце», который лежал и расслабленно спал в спасающих руках своего отца. Оба – мать и грудной ребенок – испытывали в одно и то же время маленькое счастье. Счастье возникло в гармонии, изоляция между матерью и ребенком была преодолена. Моя интерпретация может звенеть магически; однако, под «лупой» рассматривается счастье, которое мы стремимся иметь не в одиночку.
Само собой разумеется, что язык телодвижения маленького ребенка выражается не только криком. Вы будете приятно удивлены его выражающей жизнерадостности в момент вашего приближения и его возрастающей активности движения в его лежачем положении. Такое поведение грудного ребенка приведет вас в восторг. Вы будете с оцепенением смотреть на Вашего спящего грудного ребенка; он продемонстрирует  Вам, сколько умиротворения (удовлетворения) в нем. Вероятно, Вы будете слушать с гордостью его первые звуки «ля-ля» и удивляться, как он начинает играть со звуками и выводить свои первые «мелодии». И если Вы будете с удовольствие принимать лепет и невнятное бормотание ребенка, то Вы будете удивлены, как часто ребенок прибегает к мысли «поговорить с Вами» и как этот разговор на него хорошо действует. Маленькому ребенку приятно быть с Вами в контакте на одной плоскости.
И Вы как мать владеете не только одним языком. Конечно, Вы обращаетесь к Вашему ребенку с Вашими словами, даже если Вы знаете, что он не понимает содержание этих слов. Лицо и голос матери невероятно важны для ребенка. Ваш голос знаком ему, он – Ваша часть; Ваше лицо и голос - это сильный индикатор (возбуждение) для Вашего ребенка. Вы разговариваете тихим (спокойным) или громким голосом, с нежным или грубым физическим обращением, в хорошем или плохом настроении. И это совсем не далеко, до того момента, когда Вы станете  наблюдать, как очаровано ребенок смотрит на Ваше лицо и слушает Ваш голос. Язык –   крика нагоняет страх на маленького ребенка, и этот страх может выразиться в его собственном  крике.
Я хотела бы побудить Вас к тому, чтобы Вы сопровождали поведение младенца также словами. Это все станет более возможным от месяца к месяцу. Разговаривайте с ним о том, что Вы собираетесь с ним сейчас делать, что находится (можно видеть) в   его комнате, в квартире. Говорите ему: «Ты хорошо спал, твои глаза говорят мне  об этом». «Теперь ты голодный, нам надо принести молоко для твоего животика». «Большие часы делают БИМ и БАМ, БИМ и БАМ».
Когда Вы будете смотреть на младенца с открытым ртом, Ваш малыш станет  подражать Вам, и откроет свой рот. Уже примерно к 14 дням, младенец способен для имитации лица, это подтверждается тем, что он рожден с этой «компетентностью».  Это полезно знать, что мать и младенец обладают самой большой природной гармоничностью: Мать представляет мир, а младенец рождается как «дитя природы». Мать является первым проводником ребенка в его неизвестный внешний мир.

      
Как реагируют матери
на потребности
и крики (плач) детей?


Здесь я сообщу о 2 матерях, которые наблюдались целый год с одновозрастными младенцами в домашних условиях одним из психологов9. В этой связи станет Вам ясно и наглядно, что означает для ребенка поведение матери и важность раннего  гармоничного взаимодействия с младенцами. Затем я еще раз «вернусь» к крику маленького ребенка.
Вы познакомитесь с девочками Сери и Донной, которые имеют «похожий темперамент» и как говорится «не требуют ухода».  Задача психолога заключалась в  том, чтобы постоянно наблюдать несколько часов подряд  поведение обеих матерей,  в тот момент, когда их маленькие дети испытывают отрицательные эмоции, такие как печаль, досада, расстройство, и, выражают свое беспокойство слезами и криком.
Мать Сери реагировала мгновенно на самые маленькие истоки раздражения ребенка, утешала ребенка своей физической близостью, поднимала ребенка, носила ее на своих руках или кормила ее грудью и маленькая дочка быстро успокаивалась. Даже самого маленького волнение ребенка являлось достаточным, чтобы мать появилась к утешительному физическому контакту. Этот немедленный и обширный физический контакт почти всегда успокаивал маленькую дочь. Таким образом, поведение матери в течение годового, наблюдательного времени оставалось довольно постоянным.
Совсем другое поведение показала мать Донны. Она реагировала тоже на печаль ее маленького ребенка, однако, всегда замедленно. Ее младенец прокладывал себе несколько секунд, и даже минут, сам себе дорогу, и только спустя некоторое время появлялась мать. То есть ребенок был со своими собственными чувствами, некоторое время наедине.  Мать сперва смотрела, как ее младенец справлялся со своими чувствами, и вмешивалась только тогда, когда печаль ребенка не исчезала или увеличивалась. Боязливый и сердитый плач ребенка продолжался относительно долго. Если плач становился интенсивнее, то мать также активно включалась: она пыталась успокоить младенца игрушкой и применяла так же успокоительный физический контакт. Поведение этой матери оставалось, в течение года, тоже постоянным. 
Вы познакомились здесь с 2-я противоположными способами обслуживания детей. Обе матери были внимательны и благосклонно к своим детям и обе выбрали осознанно определенную стратегию; их воздействия на психическое развитие детей можно было хорошо наблюдать.
После первого года жизни  оба ребенка имели очень разный внутренний уровень развития; вначале я расскажу о Донне.
На четвертом жизненном месяце ее крик становился реже, но он был совершено другой. Теперь, когда она кричала, было отчетливо заметно изменение ее голоса, он звучал как явное указание матери, он выражал  сигнал непременного появления матери – срочно. Она научилась жестко выражать свои отрицательные эмоции, она была в состоянии регулировать их самостоятельно, она научилась требовать удовлетворения своих неприятных чувств. В свои первые 12 месяцев она приобрела для себя жизненно важные способности – справляться с неприятными для нее чувствами. Можно предполагать, что замедляющее и одновременно –   гарантирующее  появление матери способствовала тому, чтобы в ребенке развилось это соответствующее поведение (соответствующая реакция). Донна научилась протягивать свои собственные щупальца для того, чтобы получить удовлетворения в своих проблемах. Она начала с этого, для того чтобы развиться как личность и выяснить эмоциональный мост к матери.
Сери не изменяла ее крика и поведения (причитаний). Она сохраняла первоначальный способ самовыражения и научилась полагаться на немедленную помощь. Всегда одинаковая, положительная и немедленная реакция матери, не изменили поведение дочери в течение года, в это время произошло только  физическое изменение грудного ребенка. Мать не дала возможность маленькому ребенку познакомиться с ее  внутренними импульсами, которые соответствуют отрицательной  ситуации. Выглядело все так, как будто Сери кричала не от нужды, а по рефлексу, ожидая ежеминутную и  объемную реакцию матери и ее утешения. Если же Сери чувствовала себя действительно плохо, а мать не подходила, то она быстро умолкала. У нее не хватала характера, она сдавалась в «пассивной беспомощности». В ней не возникало никакого внутреннего, нарастающего сопротивления, которое бы двигало ее  против неприятных чувств. И до сих пор остается открытым вопрос, почему она сдавалась, почему ее внутренний «мотор» не заводился (не начинал работать). 
Здесь возникает вопрос: как Сери относится к матери? Грудной ребенок может  действовать, он – не только реагирующее, живое существо.
Очевидно, мать, с ее всегда одинаковой, срочной и обширной реакцией на кричащего младенца, удовлетворяла ее капризы и она ощущала успех. То, что ребенок ощущал внутри себя в это время, конечно, нельзя наблюдать снаружи. Каждый грудной ребенок влияет активно на свое развитие. Многим читателям известно, что наше поведение всегда соответствует нашему бессознательному внутреннему участию. И в этом ничего не изменится; никто из нас не является всегда «госпожой» или «господином» в собственном доме. Мать вошла в роль «защитника» не по доброй воли. Не вошла ли она в эту роль потому, что она не может видеть, ни одно мгновение своего несчастного ребенка?
Годовое наблюдение показало в итоге значительное различие психического- и умственного развитии обоих младенцев. Каждая мать, как первоначальное референтное лицо, взаимодействует осознанно или неосознанно с ее грудным ребенком и оказывает влияние на его структуру характера. Переживание и какое-то определенное поведение не свойственны от природы, они развиваются как ответы на соответствующее влияние снаружи. Само собой разумеется, «ответы» грудного ребенка всегда действуют с его внутренним ощущением, с его неповторимостью. Если мы хотим расширить знания в  понимании чувств грудного ребенка, его влияния на общее развитие и связи с его внутренний миром, то мы должны признать «ранние нарушения». Эти нарушения, встречаются в первом году жизни, и их можно описать как недостаток необходимых эмоций в отношениях.
По глубоким причинам первый год жизни ребенка расценивается как «вторая беременность». Созревающий ребенок растет, как в первые 9-ть месяцев беременности,  он приобретает физический вид. Первый год жизни ребенка расценивается как «вторая беременность». Во время «второй беременности», в первые 12-ть месяцев ребенок идет по новому миру, и здесь речь идет о созревании социальных способностей,  способностей к контакту с людьми, а также с противоречиями мира.
Мы легко склоняемся к тому, что переносим социальное развитие ребенка на  время детского сада: но к тому времени ребенок уже давно имеет свое социальное программирование, благодаря самому близкому окружению (матери и отца) (первому референтному лицу), а также его братьям и сестрам. Это не значит, конечно, что трехлетние дети не могли нигде больше чему-то научиться и приобрести  от других людей социальный опыт.
Воспитание не является детской игрой. Если мы слову «воспитание» дадим смысловую нагрузку и превратим его в слово «влияние», то оно начинается в первый  день жизни ребенка. Новорожденное дите появляется в мир с жизненными потребностями и стремится своими способами добиваться всего того, что ему жизненно необходимо для его немедленного успокоения. Его языком являются крик (ребенок плачет) и причитание. Каким другим способом младенец может бороться за свою жизнь и выживание? Его возрастающие потребности к насыщению и прежний  опыт (в животе матери) быть всегда сытым, обласканным и всегда утешенным делает его любопытным к «волшебной груди» кормящей матери и он начинает фиксировать  ее своими глазами и улыбаться, его мимика выражает: «Я не один, рядом со мной есть кто-то, для кого я очень важен». 


Почему кричат (плачут) младенцы?

Детские крики имеют смысл. Они сообщают о неизбежной необходимости и апеллируют к появлению матери или отца. Когда родители появляются, тогда они могут утешить и успокоить ребенка и одновременно дать ему почувствовать, что они находятся где-то близко, когда они нужны ему. А на это у ребенка есть не одна причина! Я называю Вам несколько возможных причин: ощущения боли от голода, боль в животе, неприятное чувство при мокрых пеленках и недостаточной температуре тела, чувства одиночества в помещениях быта, слишком много чужих людей, яркий свет и громкий шум.
«Иногда я злюсь, так как мой младенец не дает мне никакого покоя!» Агрессивное настроение этой матери не является осуждающим; потому что, я уверена, что она не причинит своему младенцу действительно что-то плохое «по ее  плохому настроению». Для младенца достаточно ее плохого настроения или голоса, для того, чтобы он продолжал кричать, содержания ее настроения остается для него тайной.
На вопрос «Сколько времени требует Ваш младенец для того, чтобы успокоится?» Нередко появляются следующие ответы: «Я не очень терпеливая, мой муж делает это гораздо лучше, он умеет утешать». То, что отцы – лучшие утешители, чем матери, об этом мы узнаем сегодня все чаще и чаще. И это определенно находится в связи с тем, что образ отца изменился в нашем обществе. Сегодня это не является отсутствием «мужских черт», если отцы показывают свои мягкие стороны в общественности.
Я наблюдаю, еще сегодня причины для продолжительных криков, а также наличия причин нарушения сна у грудных детей, даже если мы знаем уже продолжительное время, что ребенок «вдыхает» от первого жизненного дня атмосферу своего окружения. Вместе с этим мы оставляем нетронутой «домашнюю атмосферу», которая явно выражается в отношения между матерью и отцом. Не идет ли здесь речь  об отношениях и сотрудничестве супружеских пар, или натянутом и нарушенном  союзе?
Грудные дети чувствуют мать и отца по их отношению, поведению, голосу и речи. Не многим взрослым удается сохранять равномерный распорядок дня для их  младенца, что касается его еды, сна,  бодрствования и игр. Это превращается в детскую  иллюзию – уметь разряжать натянутую домашнюю атмосферу. Поэтому я еще раз  подчеркивают важность «домашней атмосферы» и обращаю особое внимание на то, что именно она очень сильно влияет на грудного ребенка.  Сегодня «домашняя атмосфера» для исследователей намного значительней, чем она была до сих пор.
Крик ребенка появляется примерно 4 000 раз в первые два года жизни. Это число не должно пугать Вас: 4 000 раз разделить дважды  на 365 дня. В итоге, с  округлением это число равно 5. Это (среднее) число «детских сигналов (беспокойств)»  проявляющих в крике, но оно определяется так же соответствующим состоянием организма. Матери и отцы должны держать число 5 в своей памяти (должны помнить число 5)!
В начале, крики новорожденного ребенка воспринимаются вполне естественно; «мы к этому привыкнем», успокаивают себя родители. Но, со временем, вероятность учащения крика возрастает, и продолжительность его иногда достигает более чем 2 часа. А это ужасно много. Тогда, «этого больше не выдержать!» В этом случае, даже терпеливые матери проявляют свое нетерпение, досаду, а также сопротивление. Тот, кто не может достигнуть никакого успеха, вопреки многим стараниям, тот перекатывает свою досаду – не осознанно – на младенца и думает: Мой младенец хочет, вероятно, посердить, меня? Он меня не любит! 
Затем мысли идут дальше: «Не крик ребенка ужасен – ужасен сам ребенок, он  злой, у него плохой характер». Семья родни тоже попадает под вопрос, чтобы укрепить  свое собственное подозрение. «Правильно, моя свекровь тоже часто сердится, а мой младенец унаследовал ее нос». А решающие вопросы иногда вовсе не появляются: Например, как я могу освободиться от моих отрицательных чувств? Как мне научиться утешать ребенка?
Я вспоминаю о молодой матери, которая с рождением ребенка почувствовала   себя как «неудачница». Ей не удавалось укоротить (сократить) время крика ребенка: «Оно  становилось длиннее и длиннее, а не короче». К своему поощрению она наклеила  рукописный листок над столом, где она пеленала ребенка, с предложением: «То, что появилось,  снова исчезнет!» После того, как я услышала эти слова, я задала ей вопрос: «Приклеила ли она к этой записки свою фотографию и фотографию достойного любви младенца?» Она ответила: «Я могу наклеить много хороших фотографий».
Мой вопрос понравился ей – и она дополнила свой листок фотографиями своего ребенка. Конечно, «такие  листки с фотографиями» не имеют никаких волшебных сил. Мне понравилось само-подбадривание этой матери и мне хотелось утвердить ее веру «в счастливый день с малышом» с моим вопросом.
Эта мать нашла (полезный) выход и определила для себя дорогу. Она поняла, что причину надо искать именно в ней самой. Она задумалась над тем, что ей надо что-то изменить для того, чтобы помочь себе и ее ребенку. Тот, кто собирается изменять ребенка (или своего партнера) при любых обстоятельствах, легко попадает в засаду,  из которой сложно выбраться без помощи.
Никакая дорога не пройдет мимо этого: раннее обеспечение ребенка связано  всегда с моральной обязанностью человека, а  также с чувствами: Общение, сочувствие, сопереживание, утешение, воодушевление и выдержка в обращении с младенцем не падает просто с неба. Обеспечение (снабжение) ребенка требует всегда нового, внутреннего согласия. Как каждое новое задание, гарантированное обеспечение ребенка является не только учебным процессом, эта работа должна стимулироваться снова и снова по-новому. Будьте сознательны, Ваш жаждущий жизни, грудной ребенок поможет Вам при этом, но он хочет иметь Вас всегда вблизи себя.

Интересный анекдот: Наконец затих крик трехмесячного, грудного ребенка во время прогулки на сельской улице. Мать 3 детей предоставила в распоряжение свою старую, использованную, детскую коляску на рессорах, которая мягко пружинила. Новая коляска, применяемая (до сих пор) для ребенка не имела этой возможности. На новых, детских колясках эта потребность детей больше не учитывается. Крик ребенка больше не возникал.  Обеспокоенные родители «сняли камень со своего сердца».
При 25-и инспектированных детских колясках в супермаркете невозможно было найти  ни одну коляску на рессорах, которая могла бы пружинить. Является ли пренебрежение детской потребности в одной связки с модой? 


Кормление связано с коммуникацией

Будни с младенцем проходят во многих маленьких действиях; это те маленькие моменты  взаимодействия (взаимного общения), которые побуждают (толкают) ребенка к внутреннему развитию. Грудной ребенок чувствует, что приносит ему пользу, а что нет. Своим действием (поведением) мать всегда возбуждает всего грудного ребенка, он чувствует всем своим телом, что не приносит ему пользу, а что действует на него хорошо.
Кормление грудного ребенка очень изменилось в последние 5-ть, 6-ть десятилетий. До этих пор, предлагаемый 4-х часовой календарный план очень ценился, и считался идеальным, исходя из наблюдений, что «средний младенец» просыпается через каждые 4 часа. Исходя из теории: Соблюдение точного календарного плана с первого дня могло бы выстроить уверенную основу для характера ребенка. Тогда возник вопрос: Какие чувства будет иметь тот ребенок, если он не относится к «среднему младенцу?» Природой предусмотрено удовлетворять потребности инстинкта для того, чтобы быстро успокоится. Тем не менее, в противоположность животному человек должен сперва научиться – управлять своей движущей силой, и этот учебный процесс начинается в детской комнате, там где сталкиваются природа и культура.
С кормлением «по мере надобности» мы приблизились очень хорошо к кормящим грудью детям.
Я думаю, что большинство матерей, сегодня и без теории, чувствуют приближающую потребность питания своего младенца как желательную и нормальную потребность к успокоению и пополнению жизненных сил. Одновременно они наблюдают, что эти потребности проявляются в разные промежутки времени днем и ночью. Многие матери предпочитают соответствующий «собственный график питания» своего младенца и доверяют ему. Они предполагают, что  после  тысячекратного «насыщения» ребенка и их помощи матери смогут увеличить промежутки времени между питанием.
Здесь я хочу заметить, что многие матери сами, с детства или юности, имеют «нарушения режима питания» и не потеряли эту психосоматическую необычность до сегодняшнего дня. В большинстве случаев они притеснены внутри себя вопросами; не дают ли они своему младенцу «слишком много» или «слишком мало» питания, что сделает ребенка «обжорой», или заставит его «голодать». Этот наполовину сознательный и наполовину бессознательный страх ведет матерей легко в постоянный «контроль» и эта эмоциональная ненадежность распространяется на младенца. Тот, кто постоянно контролирует себя и других, не удовлетворяется собой. В таких случаях я назначаю (рекомендую) терапевтическую помощь.
Если мы несколько точнее рассмотрим акт кормления ребенка, то мы заметим: Что при питании грудью или бутылочкой обычно взгляд грудного ребенка находится примерно на расстоянии 20 сантиметров от матери. Если ребенок не сонный в ее руках, то он смотрит не на все ее лицо: эксперименты отчетливо показали, что ребенок  смотрит на лоб и на глаза, итак, часть лица матери. Точно на этом расстоянии может видеть новорожденный уже замеченный объект (объектом здесь мы называем  предмет или человека).
Современные исследования грудного ребенка смогли подтвердить, что уже при рождении зрение вступает в действие, включается, так называемая визуально-моторная  система. Новорожденное дитя может не только смотреть, оно оснащено также рефлексами, которые позволяют ему следовать за объектом взглядом и фиксировать его.
Я присоединюсь к нескольким следующим результатам современного исследования. При этом речь пойдет не о «теории», а о повседневных наблюдениях, которые могут заметить матери у своих младенцев. Вероятно, некоторые из Вас будут очень удивлены тем, как все тонко согласовано природой в физическом теле крохотного человека для коммуникации, подготавливая его к социальному контакту.
Грудной ребенок может без предварительного опыта следовать глазами и головой за подвижным объектом и не упускать его из виду. Не только рот, но и глаза ребенка при кормлении играют большую роль. Глаза рассматривают материнское лицо в приятно-удовлетворенном состоянии организма, боль голода минует. Удовлетворение на лице ребенка, после кормления, нельзя не заметить.
Во время кормления грудью приятное ощущения в теле связывается с лицом матери. Его глаза открывают ему первый путь к другому человеку и вместе с тем к коммуникации. Коммуникация означает связь – быть в связи с другим. Человеческое лицо становится, вместе с тем, исходным пунктом для очень ранних опытов взаимодействия. Лицо матери осуществляет первый опыт взаимодействия. Оно происходи еще задолго до того, как ребенок познает лицо, как часть человеческого тела. Мир вокруг ребенка открывается ему очень медленно, для того чтобы он смог понять его.
Этот мир открывается ему постепенно, как отдельная частица (картины) Пуццли. Каждую частицу мира ребенок покоряет, и она становится ему понятной. Ребенок напрягается познавая мир, как при головоломке, складывая частицы Пуццли. Он снова и снова рассматривает каждую частицу, сравнивает и соединяет ее с другими, чтобы узнать целое. Только ребенок человека может видеть свою  мать, при кормлении, собственными глазами. То, что детеныши зверей находят свою мать и ее соски грудей, это объясняется ее специфическим запахом.
Восприятие контекста о грудном ребенке в этой эпохе развиваются постепенно: акцент чувств ранних переживаний ребенка, однако очевиден и он большого значения. По биологическим причинам ранний опыт чувств имеет продолжительное влияние.

Продолжение в главе "Моя первая и последняя «борьба за власть» с ребенком младенческого возраста"


Рецензии