Позвольте мне выпустить корни в мир 5

Урсула Нойманн



Перевод книги "Позвольте мне
выпустить корни
в мир"


О  душевных потребностях
наших самых маленьких детей



Глава "Моя первая и последняя
 «борьба за власть» с ребенком
младенческого возраста"

Вы уже читали о первой борьбе «за власть» матери с ее дочерью Кати, об этом  говорилось в главе «Первая встреча матери и ребенка». Спустя некоторое время, мать сообщила о счастье и ее гордости за младенца. Она прислушалась к своей интуиции и посвятила себя полностью потребности грудного ребенка. Она кормила грудью свою девочку Кати, почти 5 месяцев, а именно через 3 часа, и не могла выспаться, потому что девочка часто просыпалась.

В ее сообщении «о борьбе за власть» было написано: «Я была полностью  расстроена, мои нервы сдали, я решила перестать кормить ребенка грудью и  перейти на искусственное питание (на бутылочку)». Она подготовила бутылочку и «ласково» сказала грудному ребенку: «Так, моя дорогая Кати, с сегодняшнего дня будет хорошая бутылочка!» Сначала маленькая дочь охотно позволила ввести себе в рот пластиковую соску, однако заметила, очень скоро, что там оказалось что-то чужое, и стала сильно защищаться руками против этого. Она отворачивала голову и показывала совершенно ясно своими размахивающими руками, что она не готова пить «новую еду (новое детское питание)».
«Однако на этот раз, я была абсолютно убеждена, что я должна ее  действительно «победить». Поэтому все повторялось с начало: бутылка, приступ крика,  ее оборона. Очень скоро результат был на  обоих лицах; в слезах затопленная дочь и покрытая потом мать. «Я чувствовал себя страшно беспомощной и одновременно возник во мне вопрос: что ты делаешь с твоим младенцем? Ты держала ее тысячу раз у твоей груди и не навязывала ей никакой соски. А теперь Кати должна вдруг  воспринимать твою бутылку?»
Я слышала об этой «борьбе за власть» впервые в групповой беседе. У меня осталось в воспоминании, насколько собственное потрясение чувств матери, вдруг, разоблачало эту  женщину, она поняла, что именно она поступает с ее ребенком неправильно. Она поняла, что должно раздражать ребенка в доверии к матери: «Мне стало вдруг очень ясно, что к борьбе за власть участвуют всегда 2-а человека; я учла только мое желание, и не учла желания Кати».
Прежде чем я начну описывать другие конфликты чувств, я хочу рассказать, как все продолжалось в этой семье:
«Я приобщила Кати к моей новой стратегии постепенно. Я регулярно подготавливала бутылочку с питанием, давала ей (в начале) только немного от этого нового питания и позволяла ей сосать следом мою грудь, если она искала ее. Этот переход, от одного к другому, постепенно склонялся в пользу бутылочного питания сам по себе. Уже через 2 недели она сосала бутылку, как будто бы она никогда не получала что-то иное. Я смогла понять, что я имею большое терпение:  оно может крепнуть и давать новые силы в созревании ребенка. Я, как мать «привила» Кати не только новый вкус к  питанию, я сделала свой первый шаг к физической близости ее телу во время питания. Я поняла, что и благие намерения  могут наколдовать провал в успехе».
С 6-и месяцев Кати ела ложкой из стаканчика, расстояния между трапезами (едой) можно было увеличивать. Первые ночи были для меня беспокойными, я постоянно заходила и смотрела, все ли в ее комнате было в порядке. Тогда я тоже успокоилась и привыкла к новому распорядку, наконец, настало время, когда я могла  снова наслаждаться сном».
Сотрясение чувств этой матери привело к успешному способу обращения с ее младенцем. Оно привело к новой точке зрения и изменило ее мышление. Душа и тело являются единым целым. Можно ли представить это единство, единства сердца и головы? Можно ли такой союз выразить в чувствовании (в интуиции) и мышлении нагляднее чем в словах? Душу и(от)  тело нельзя разделять.
Дефицит сна в такой ситуации ощущают много молодых матерей. И у этой матери не может не замечаться, что она попала в «сочувствующую» фазу жизни и ей не хватала сна. И, все же, мы можем ее спросить: обращалась ли она к своей интуиции, в вопросе – как всегда удовлетворить потребности ребенка? И должна ли была она всегда отвергать,  в этой связи, свое типичное желания? Вероятно, она играла уже давно с мыслью «сократить требования маленького ребенка», но имел ли ребенок, тем не менее «доминирующее положение»?
«На этот раз я хотел непременно победить», так выглядело написанное ею  сообщение. Святые уши вытянут их этой фразы – более аффективное  стремление к осуществлению, чем сама эта короткая фраза – настолько разноображенным является наш язык! Наши слова (фразы) могут наибольшим образом указывать на психические (душевные) конфликты. Не только эта мать, все родители находятся во взаимном учебном процессе с их детьми, и периодически  оказываются у границ, где сталкиваются власть и бессилие. Эти пограничные ситуации представляют значительный эмоциональный Вызов.
Этой женщине удалось не позволить себя захватить врасплох от ее проекта – применить свою власть, например, физическую или психическую силу. Ее совесть поспособствовало тому, чтобы посмотреть и воспринять, как она обходится в настоящий момент с ее ребенком. Ее чувства приобрели новую связь с ребенком, они несут в себе силы познания; ребенка стоит принимать всерьез. Только там начинается новое понимание, где открывается собственное, эмоциональное, встречное качество. Мать уже давно полюбила ее младенца, и можно предполагать, что эта неожиданная борьба за власть не стала травмой для души ребенка.
Матери, госпоже К., «облегчить себе жизнь» изменением приема пищи ребенка, далось не легко. Решения по поводу важных вопросов у большинства взрослых лежат долгое время между, ДА и НЕТ. Детские эмоции всегда зависят от родительского  поведения. Такие решения не под силу младенцу, а также маленькому ребенку. У них мы знакомимся «с первобытным инстинктом» чувств и учимся тому, что можно изменять это природное состояние с помощью ласки, ношения ребенка на руках, а так же с помощью пения и отвлечения внимания ребенка. Мы сознательно или несознательно  влияем на детские чувства.  Насколько велико это влияние, в таком  чувствительном, грудном возрасте мы покажем Вам в сообщениях  2-х младенцев, которые наблюдались 1 год (в главе «Как реагируют матери  на потребности, причитание и крики (плач) детей?»). Значительное внутреннее эволюционное развитие младенца приобрело название – «опыт чувств ребенка» и кажется мне достойным внимания: Оно развивает первую компетенцию внутри себя.
Я предполагаю, что внутреннее состояние души госпожи К. было против изменения приема пищи ребенка. Ее душа надеялась, что она «лаской» и своими «уловками» победит  младенца. Почему ей надо льстить малышу? Потому что госпожа К. не ставила себе вопрос: «Что я будет делать, если я не выиграет эту борьбу?» Никакая мать не может и не должна предвидеть ощущения чувств ребенка. Проблематично это станет только тогда, когда чувства ребенка преднамеренно/или непреднамеренно не замечаются. Тогда, мост к ребенку ведет не к взаимодействию, а к превосходству или унижению и соответствующему поведению.
Сильнейшим образом был виден «протестующий младенец», он был против внезапного изменения, а также против «чужой» матери. Сама госпожа К. сразу все не поняла, она продолжала борьбу, до тех пор пока ее душа и тело не просигнализировало ей, что таким образом не может все продолжаться дальше.
Девочка – Кати не была в действительности против изменения. Однако она была раздражена той манерой, которой требовали от нее этого изменения. Продвижение вперед и воспитание могут существовать только в согласованности во взаимном учебном процессе и вести к удовлетворяемым результатам. Власть не имеет стоимости – по меньшей мере, власть в воспитании не должна быть в повседневности воспитательных будней. Власть порождает глубокие страхи в детях, которые имеют также отрицательные действия, если ребенок пытается вытеснить эти страхи. Таким образом, цельное (целостное) развитие ребенка может блокироваться. 
Вероятно, это будет казаться преувеличенным, если мы будем продвигаться маленькими шагами, и всматриваться в наше нутро души и одновременно понимать, что там твориться. Немного приоткрыть доступ в ландшафте душ грудного ребенка, является, однако, главной целью этой маленькой книги. Тот, кто не ведет себя «как  взрослый» в обращении с ребенком, тот не попадает в центр сердца ребенка.  Тот промахивается и смущает его самочувствие. Здесь я говорю о тех чувствах, которые необходимо создавать, восстанавливать и учиться ценить, именно они составляют первое представление системы мира маленького человека. Этот впечатляющий  пример «провалившейся» борьбы за власть, возможно, может поспособствовать тому, чтобы не обращались с чувствами как с пасынками.            


«Посмотри на меня, мама!»

«Сегодня Аннемари узнала меня! Ее внезапно-появившаяся улыбка на ее лице было ответом на мое любезное приветствие, внутри ребенка что-то созрело». Своей  радостью молодая мать хотела тотчас поделится со своим мужем по телефону и рассказать ему об этом «скачке» в развитии ребенка.
Мне известно много матерей, которые замечают каждое изменения в улыбки их детей с какой-то интуитивной надежностью. На профессиональном языке эта улыбка означает «социальный контакт» или также «улыбка ответа». Быть «социальным» - означает относиться к обществу, означает быть связанным с жизнью и отношениями  людей в обществе. Слово «социальный» – означает принадлежность к человеческому бытию (ощущать себя человеком). Переход от «улыбки рефлекса» к «социальной улыбке» не происходит самостоятельно, как например, биологически запрограммированное физическое развитие. Время, когда появится это изменение в улыбке  впервые, находится в большой связи с ранним жизненным опытом ребенка, а также с тем, что он принесет с собой для созерцания мира. Никто не появляется на белый свет такой чистый, как белый лист (бумаги).
Аннемари исполнилось почти 2 месяца, когда мать заметила социальную улыбку. Для этого ребенку понадобилось 60 дней и 60 ночей непрерывного опыты с матерью и благоприятного его ощущения на  собственном теле. В это время девочка восприняла тональность, и громкость голоса матери, ее температуру тела и ее запах. Во время кормления грудью  она имела шанс успокаивать не только ее голод, но и интенсивно рассматривать лицо матери. Кого не радует социальная улыбка его ребенка? В матери это может разбудить более интенсивное отношение чувства к ребенку, которое способствует уменьшению давления будней, которое выражается в постоянном повторении действий; замена пеленок, стирка, одевания, кормления, успокоения ребенка, а также ношения его руках.
То, до чего матери давно дошли интуитивно, сегодня это подтверждают  в  современном исследовании грудного ребенка экспериментами и наблюдениями. Сегодня возраст – 2 месяца, называют «эволюционным скачком», а также этот возраст называют «почти вторым рождением». Слово «эволюционный скачок» конечно,  звучит  в этом месте преувеличено. Но все-таки – счастливая мать взяла это слово сама в рот по собственному желанию. После 2-х месяцев происходит «второе рождение» ребенка. Нам всем уже знакомо предложение: «Ребенок очень меняется, значит изменился к его преимуществу». Это предложение появляется у нас на губах, когда мы открываем кое-что новое, неожиданное в ребенке. Это предложение предназначено  для нового, для социального пробуждения и обозначается одним словом «скачок» и означает «второе рождение». Глаза исследователей воспринимают другие размеры (видят значительные изменения).
Новым является «и изменения в контакте с матерью», а также у младенца установилась новая форма контакта с другими людьми. Ребенок смотрит другими глазами  в мир. Свойственная от природы потребность к контакту и принадлежности к обществу – у ребенка становится заметной. Сущность неповторимой, маленькой личности проявляется все больше и больше. И родители все больше и больше хотят знать, что именно заложено в этом маленьком человеке.
После проявления социальной улыбки младенец изучает руками и глазами содержания пространства вокруг него, он интересуется неизвестными вещами, его интересует все новое, в новом мире. «Никакая фаза жизни ребенка не интересна так проявлением социального поведения, как время между вторым и шестым жизненным месяцем», читаем мы у исследователя грудных детей Даниэля Штерн10.
Если за грудным ребенком ухаживает один человек, то есть, его референтное лицо постоянно, то он узнает (воспринимает) это лицо с третьего месяца, а также  узнает окрестность, в которой он постоянно находится. Таким образом, создается возможность что-то изучать на основе приобретения опыта.
Аннемари собирает в своем окружении опыт; в стабильность, в утешении, в ласковом обращении с матерью. В полной тишине, на невидимой дороге  действительности, ее первый образ матери заполняется чувствами защиты и надежности.
Ранний мир грудного ребенка является его мать, отец и те личностью, которые окружают его. Аннемари разрабатывает в себе что-то вроде модели, в ожидающихся реакциях матери в себя; она запоминает все, что испытывает на себе.
Скоро, очень скоро младенец станет способным устанавливать своим взглядом взаимный контакт с матерью. С этого момента начинается захватывающая фаза, которая способствует большому взаимодействию. Во взаимном всматривании друг в друга мать и ребенок знакомятся все больше и больше. В диалоге – взгляда и мимики младенец учится сам регулировать себя, он сам решает как долго или как коротко он смотрит на мать или на другого человека. Мать и ребенок знакомятся интенсивным контактом взгляда. Младенец отворачивает голову, когда напряжение для него станет слишком большим. Игра «смотри, смотри» известна во всех странах мира. Если мать смотрит в глаза младенцу и говорит ему радостно и утвердительно, что он самый любимейший младенец на свете, то младенец принимает это, как объяснение в любви. Ребенок радостно смотрит в глаза матери и выражает свой восторг всем своим  телом: он размахивает руками и барахтается ногами. Мать и ребенок радуются взаимному общению (контакту). Эти контакты с матерью являются смыслом жизни ребенка.
Слово «контакт» для  ребенка означает «взгляд в глаза». Очевидно, глаза имеют  особую значимость у грудного ребенка, они представляют всего человека. Глазами можно выражать радость и страх. Я умышленно назвала эту главу такими словами, потому что этими словами можно выразить самое большое жизненное желание ребенка. «Посмотри на меня мама!», означает; мне нужен твой взгляд, мне нужны твои глаза, чтобы мне узнать, на что мне надеяться.
Мне знакомы также матери, которые не чувствуют никакой внутренней радости от взаимного контакта с взглядом ребенка, они не воспринимают его как символ  внутренней связи. «Как может не нравиться, рассматриваться собственным младенцем?» Сколько обиды и горя несет в себе женщина, если она принимает каждый поворот головы ее ребенка как обиду, как унижение?
Кстати, узнала ли Аннемари в самом деле ее мать – в возрасте 2-х месяцев? Без сомнения, Аннемари узнала свою мать по ее физическому ощущению. Это была мать Аннемари и никто другой из окружающих ее людей. Уже давно, до рождения – плод впитывает своими органами обоняния мать, он может слышать ее и воспринимать ее запах.
Не каждый взрослый может что-то понять (осознано себе представить), если говорится о «жизненном опыте» младенца. «Какой жизненный опыт может быть у грудного ребенка к началу его рождения?» Можете ли Вы предполагать, что в этом вопросе выражается что-то, вроде неосведомленности по отношению к молодой жизни, минимальная оценка маленького человека по сравнению к стоимости взрослого?
Часто не осознанная или осознанная оборона, по отношению к грудному ребенку может иметь много причин. Я хочу рассмотреть здесь одну из причин: грудной ребенок требует взрослого человека  полностью. Не из «злости», или «своих каприз», а потому, что он родился как совершенно достойное внимания живое существо. Постоянное «требование о помощи» делает взрослого человека беспомощным, они чувствуют себя «совсем маленькими» или «использованными». Некоторые взрослые чувствуют себя бессильными – без сил, и в этот момент чувства «ответственности» и «беспомощности» могут  запутаться и привести к значительным драмам чувств. Грудной ребенок требует взрослого человека полностью. Крохотный ребенок задает «большую» загадку, решения которой не возможно найти ни в одной книге.
Посвятить себя полностью потребностям несозревшего человека – это требует заботливое внутреннее согласие матери, к новой жизни. И это согласие звучит снова и снова в качестве ДА к нуждающемуся и достойному любви грудному ребенку по-новому, несмотря на то, что матери и отцы имеют плохие и очень возбужденные дни, в которых они и сами чувствуют неблагоприятное ощущение по отношению к их ребенку. Если  основа взаимного общения гарантирована, то грудной ребенок может переработать много разочарований.       

Об играх младенца

Если Вы слово «игрушка», примете великодушно и признаете его, то Вы признаете и интерес ребенка к мобильности первой игрушки. Со второго жизненного месяца младенец проявляет возрастающий интерес к чему-то качающемуся, например, пестрому подвешенному кольцу, которое нерегулярно колеблется туда-сюда и бросает в некоторые часы также тень на стену. Очевидно привлекающая игрушка в контексте, насыщает не только живот, а заложенную потребность при кормлении грудью – рассматривать предметы и знакомиться с ними. Физиологическая и эволюционная дорога  развития приводит к новому «опыту с миром», ведет к удивлению при активном общении с новым «игровым кормом», который насыщает чувства и мышление.
Заложенный, физический стимул развивается из-за потребности познания   внешнего мира и нуждается в удобоваримом материале. Не каждая игрушка должна пищать, делать треск или вспыхивать, наоборот: сенсациям нет места в детской  комнате. Младенец должен иметь возможность, не повреждаясь, изучать все сам с помощью его пальцев и его рта, он должен делать собственные исследовательские шаги. «Перенасыщение» приводит к параличу и не дает никакой прибыли. Многие  родители точно чувствуют, когда их ребенок скучает, когда он нуждается в стимулах и проявляет голод на новую игрушку. Меньше игрушек дают больше пользы. В собственной деятельности, при одновременном участии заботящегося взрослого, ребенок познает самого себя(собственный интерес), он  познает потребности своей души и свои движущие силы. Он должен все осмотреть и испытывать свои собственные силы.
Игра младенца не имеет ничего общего с правилами, с прибылями и уж конечно, с производительностью. Младенец нуждается при его играх в маме и папе; он нуждается в людях, которые могут радоваться с ним в веселой игре взаимодействия и также воспринимать ее. Родители знают точно, что приносит пользу их младенцу, а что нет.
Во всем мире имеются разнообразные игры, в которых существуют слова: «Смотри, смотри», строятся гримасы, чем-то покрывается лицо, и снова открывается, вызывая легкое щекотание. В детских играх участвует легкое прикосновение родителей носом  к ребенку. А кому не знакома эта «летная, ужасная игра», при которой родители поднимают своего отпрыска высоко над собой в воздухе, качают из одной стороны в другую и видят на лице ребенка присутствия ликования и неприятного чувства страха. Перегибы в этой «приятой – ужасной» игре могут быть незначительными, и они могут  выражаться младенцем его мимикой, движениями и его звуками, если удовольствие  превращается в боязливое мероприятие.
В непосредственной игре взаимодействия младенец знакомится с новыми чувствами, он делает первый опыт с его равновесием и силой тяжести. Такие игры способствуют тому, чтобы в ребенке создалась умственная картина о себе самом в  новом мире; мир будет ему представляться еще долгое время таинственным и непрозрачным. Игры способствуют созреванию эмоций. Младенец не может побуждать родителей, по собственному желанию, к совместным играм. Некоторые матери не переносят физической близости с телом ребенка и не оценивают этого благотворного  взаимодействия. Стихийное взаимодействие взрослого(старого)  и молодого(малого)  - это взаимное, специфическое обогащение; оно пропадает, если барьер в детских  играх, между ними, не  превосходиться (ломается).
Есть взрослые, которые опьяняются «волшебной силой». Я вспоминаю об отце, который сообщал мне возбужденно, что именно он ставил своего маленького сына, много лет тому назад, снова и снова на землю. Он делал это сам, так как когда-то, в детстве, он не мог преодолеть свой собственный страх перед землей. В этот момент он был не только отцом, но и маленьким ребенком, который испытал из-за этого много страха и стыда. Отец сделал, в совместной жизни с его ребенком, самый счастливый шаг своей жизни: он освободился от своего страха. Он полностью сконцентрировался на ребенке; именно этому он должен был научить его. Иначе он и не мог поступить, это было бы не по-отцовски.
Это принадлежит к нормальным противоречиям, в отношениях родителей и очень маленькими детьми, что в матери или отце (когда они становятся родителями) непроизвольно всплывают ранние ощущения их детства. Именно в этот момент они сравнивают себя с их собственными детьми, и переживают вместе с ними все события. Вместе с тем, различия между взрослым и малым, как между поколениями может также неосознанно расплыться. В этом случае, родители ведут себя как конкуренты, как соперники по отношению к маленькому ребенку, и, одновременно приведено в действие гарантированное, доминирующее положение как взрослого. Рассматривая эту ситуацию с психологической точки зрения, можно сказать, что встретились два ребенка: Один чувствует себе «загнанным в тупик» от избытка чувств, чувствует себя притесненным, а другой (настоящий), маленький ребенок – совсем, ничего не может понять (не ориентируется), раздражается и начинает плакать. Я привожу эту информацию, так как нередко молодые матери рассказывали мне, что их «накрывало страхом» оттого, что они не справляются со своими (агрессивными) чувствами, когда возникает «острая ситуация» в отношениях с ребенком: «Чувства руководят мной, а не я ими». Но этому можно всегда научиться, если очень захотеть.
Кто готов, как Взрослый, учиться и обогащаться опытом вместе с его детьми, тот подготовлен лучше всего к рискованной задаче воспитания детей. Кто упускает момент размышления над своим внутренним миром и его отражением, блокирует себе дорогу к новым зрелым ступеням; развитие человека не прекращается в жизни.
Заканчивая эту главу я остановлюсь на детском стихотворении, которое своей необычностью побуждает магическое мышление ребенка с самого начала. Что такое «Вирле-вурле», однажды спросил меня 2-х летний малыш. Расскажи еще раз про  «Вирле-вурле».
Что такое «Вирле-вурле»?
Может это шум в печи?
Если это не волчонок,
не зайчонок, не лисенок,
что же это может быть?

Продолжение в главе "О связи матери с ребенком


Рецензии