Импровизации на тему

(из цикла «Манера глядеть»)

Одна девушка смотрела прямо. Где-нибудь сказали бы, что у неё открытый взгляд. Но за это её колотил муж. При мне он кричал на неё и требовал, чтобы та опустила глаза. Окружающие говорили, что она или дурная или с трудом скрывает свои желания. Чем примитивнее общество, тем больше "лимитов" на такие вольности, как открытый взгляд. Там с непривычки к простоте и из-за неуверенности в себе, или из-за злобливого социального контроля женщины не жалуют тебя прелестью незамутненного взгляда, направленного прямо к тебе, без того, чтобы боязливо не оглядываться, не думать, как бы чего не вышло. Их глаза насторожены и напряжены... Но еле уловимая  лукавая улыбка выдаёт дев – пристальный заинтересованный взгляд мужчины даёт им повод предаться самолюбованию.
Вано хорошо знакома эта улыбка. Он частенько заглядывается на девушек. Как-то он сидел в прихожей офиса, стерёг телефоны, секретарша ушла пообедать. В этот момент вошла женщина. От неожиданности у Вано отвисла челюсть, а взгляд остекленел. Эту женщину боялись. Этакая воительница! На экране ТВ Вано видел её в военной форме с автоматом в окружении боевиков из «Мхедриони». Полковник. Она оказалась неожиданно молодой и миловидной, со вкусом  одетой в цивильную одежду. Видимо после аварии, посетительница пользовалась тросточкой, что не скрадывало впечатление от её ладной фигуры. Её суровый взор несколько потеплел, когда она увидела реакцию Вано, а на губах на мгновение отпечаталась знакомая ему улыбка. Провожая гостью к шефу, он подумал: «Все женщины одинаковы!» Недавно мы узнали, что на неё было совершено покушение. Она получила тяжёлое ранение, погиб её сын, находившийся рядом.

Когда директриса прощалась с нами, она неожиданно качнулась. Её секретарша поспешила заметить, что шефиня отходит после болезни. Нам подарили книжки, выпущенные институтом.
Мы вышли в коридор. Гено спросил меня:
- Ты знаешь, почему качнуло нашу хозяйку?
Потом добавил:
- У меня особенность я есть такая - как смерю кого-нибудь глазом, так тот человек обязательно или ногу подвернёт, или споткнётся.
- Тебе это кажется. На самом деле твоё внимание привлекают споткнувшиеся люди. Что касается сегодняшнего, так та дама с ленцой нас принимала, с ленцой и прощалась, вот и не совладала с собой, - урезонил я его.

Симон смотрел по-особенному. Вот одна из острот по этом у поводу:  «Симон глядит как пылесос! Его пытливый взор всасывает зрительную информацию!». Есть определения попроще: «Он смотрит впритык!» Или, грубо выражаясь, «пялится!»  При чём делает это не то тревожно, не то с любопытством. Что здесь было первичным, что вторичным – предмет специального анализа, во всяком случае вас пронизывал тяжёлый и проницательный взор. Сам он говорит, что смотрит так напряженно потому, что боится пропустить и не поздороваться со знакомыми... «Народ обидчивый!» - пояснил он.
Сегодня  Симон рассказал сотрудникам занятную историю, происшедшую с ним днём раньше.
- Иду я по проспекту Руставели после работы. Гляжу старик мимо проходит. Встрепенулся он, подходит ко мне с виноватым видом и говорит: «Добрый день, товарищ генерал!» Я хотел было его разубедить, но он меня хвать за руку и со страхом тараторит, мол, извините, виноват. Пьяненьким был. Как сам заявил, он был из гэбистов на пенсии. Скоро старикан смекнул, что меня по ошибке за своё начальство принял. Начал выпендриваться, даже кулаком стукнул меня в грудь, но понял, что силёнки у него не те. Махнул пьяный гэбист-пенсионер рукой и отстал от меня.
Симон замолк. Видно было, что его одолевает двоякое чувство - он был доволен, что его приняли за генерала, с другой стороны – получил за это тумак.


На углу улицы Бесики собирались меломаны, хиппующая молодёжь. Чепарухин Саша отличался - был выше всех. Его буйная шевелюра и знание предмета работали на его авторитет. Чепарухин мешал молодёжный сленг с англицизмами, и некому было ему возразить. Очаровывало то, как на английском он произносил имена звёзд поп-музыки и названия последних альбомов. Но вот к табунку хиппи подходил старик и Саша замолкал. Пожилой мужчина, с европейской внешностью, с бабочкой, тоже прекрасно знал предмет, более того - прибегал к музыкальной терминологии. Под конец он зазывал в гости Чепарухина послушать пластинки. Парень сильно краснел и отбивался от приглашений...
Однажды я прогуливался с Чепарухиным. Он ткнул меня в бок и кивнул сторону прохожего. Это был тот старик-меломан.
- Обрати внимание, какой у него страшный взгляд, - прошептал мне приятель.
Прохожий смотрел пронзительно, бросал на пешеходов жуткий сканирующий взгляд...
- Он ищет для себя партнёра, у него страсть к мальчикам, - прокомментировал Саша.

Не помню когда, но в тот год Земля и Луна приблизились друг к другу максимально. Ночью меня и моего брата разбудила мама. Она взяла нас на руки (меня на правую, брата на левую) и вышла на балкон. Мы, в белых ночных сорочках, спросонья, с открытыми от изумления ртами, смотрели на планету, которая зависла над нашим городком. Она как бы не замечала нас, не издавала ни звука, и не было светилом, потому что не светило... Горы, кратеры как неровности на лице человека, который смотрит впритык, но тебя не видит. Какое одиночество ощущаешь, когда на тебя смотрят пристально пустыми глазами. Она просто висела в воздухе. Я ждал момента, когда планета торжественно повернется вокруг своей оси и направится медленно вдаль. Но ничего такого не происходило.

То был юноша-книжник, полу гений-полусумасшедший из провинции, у него руки атласные и нежные, сдержанная улыбка, сдержанная из-за того, что люди с астенической конституцией, склонны к кариесу зубов, который уродует улыбку. Насилуя её, он невольно придавал больше света своему взору, отчего его глаза завораживали - как взгляд гомосексуалиста, шпиона или шизофреника. Его изощрённый ум и фантазия делали его чутким и умелым любовником, он преподавал девам уроки любви. Дочке хозяйки дома - у себя в комнатушке, на старом диване, студенткам в университете, где-нибудь в рискованном месте, где только экстремальный секс... Туповатые и злокозненные обыватели только сплетничали о нём, говорили гадости, а он воровал у них их дев...

... созерцаешь бездны ... блаженные минуты счастья как страшная боль ... "нельзя, нельзя смотреть так ... просто", "что зенки вылупила - дура что ли. А вы, узнаю, кто обидит эту малахольную, ноги обломаю! Вороти глаза, вороти глаза, больно мне!" - кричал он чудной незнакомке... чем больше счастья, тем больше боли...
Или,
на мне как-то остановился взгляд прекрасных голубых глаз. Они смотрели просто. Я подумал, что нельзя так вот просто и прекрасно смотреть на просто прохожего. Какая расточительность. "Не надо так!" - была реакция... полная тревоги за создание, чьи глаза так излучали.

Спасибо Сломанная Веточка! Твой взгляд как невольное прикосновение веточки (лёгкий порыв ветра виноват), оно упругое и скромное. Так бывает, кто-то слегка заденет тебя в переполненном транспорте, оглядываешься, а на тебя смотрит исподлобья, не скрывая ясных глаз, какая-нибудь скромница и говорит тебе почему-то: "Спасибо!" Столько энергетики в этом "Спасибо". Точно - оно не от сломанной, а молодой веточки, скинувшей только только с себя бремя снежного наноса, и выпрямившейся.


Взгляд как дуновение,
что колышет лёгкую тунику.
Сияние глаз как омовение,
Придавая прелесть лику,
Соития сладость предвкушает.

Взор как шёлка прикосновение,
Как обещание, как томление
Огонь и сила в нём играют...
Извивы тела, страсть, желанье
Порыв и радость обладания...

Как редки минуты счастья,
мельком украденные у времени.
Взгляд красивых глаз, сколько в них внимания,
как свет сквозь толщу бытности суетной,
будто приоткрылась дверь внезапно...
и закрылась,
Пахнул оттуда ветерок,
в моей душе вместился он и затих,
Осталась только нега от мига промигнувшего.

Хрусталик к хрусталику
Вот она - гладь стекла.
Не замутнена даль и ясность взора видна
Через эту гладь стекла,
Что от хрусталика к хрусталику,
которые - плачущего ангела слёзы...


Воспарив стремительно, потом застыв в выси,
Остекленным взором она вбирает в себя вселенную.
Лёгкий ветер теребит оперение птицы,
Дуновением своим он освежает мир,
делая его прозрачным для созерцания мудрого Орлицы.
Парению нет конца, но вот выслежена жертва
Парение срывается в стремительный полёт-падение...

Орлица хранит полёт,
Зависнув над мирозданием,
Взгляд остановился, смотрит вдаль...
Но вот сложились крылья
и в стремительном падении
глаза чернеют как тени ада,
Клекочет клюв и когти рвут лепоту рая...
Но вот опять парение, как в нирване
Глаза спокойны...
Внизу рай продолжается.


Рецензии
Я очень рада встретить Ваше творчество здесь - я Вас читала раньше. В Ваших строках характеры Грузии. Хорошо.

Александрина Кругленко   21.05.2009 23:54     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание. Буду рад, если укажите, где Вы читали мои рассказы. Польстите авторскому самолюбию. Всех благ!

Гурам Сванидзе   22.05.2009 09:00   Заявить о нарушении
Боже мой! Да сколько угодно! Когда ещё не знала ничего о существовании Прозы.Ру. И "Русский переплёт", И Самиздат, и ещё много. У Вас, чаще всего, грустные рассказы.
Я вообще слежу за грузинской (увы, только русскоязычной!) литературой. И очень внимательно - за жизнью Грузии.

Александрина Кругленко   26.05.2009 12:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.