Тема любви

   Тема любви всегда интересовала и волновала людей… Литература буквально переполнена любовными произведениями…
 
    Лично я в своих литературных упражнениях всегда избегал этой темы. Мне казалось, да и сейчас так думаю, что тема любви слишком интимна и деликатна, чтобы о ней мог говорить любой, не рискуя скатиться в банальность.
   И всё-таки я рискну рассказать об одной любви, чтобы в тысячный раз подтвердить всемогущество этого человеческого фактора, влияющего на судьбы людей…
 
    Мой отец – Алексей – родился в Москве 1 апреля 1915 года.
Он был старшим сыном в семье, глава которой (мой дед) рано умер, оставив семерых детей. Не удивительно, что в свои пятнадцать лет Алексей уже работал на заводе, помогая матери содержать семью. А семья жила в кошмарных условиях: крошечная комната в коммуналке-клоповнике  на Малой Полянке… (см. рассказ «Бабушка Катя»)
 
   Я успел застать эту комнатку и помню её!  Родители возили меня туда в гости к бабушке. В те годы там же жили  две её дочери, которые вернулись с войны. Позже бабушку арестовали и посадили, а одна из моих тёток продолжала жить в этой комнатке до начала шестидесятых…

    Но зачем об этом? Наверное для того, чтобы показать, в каких условиях рос и жил Алексей… Возможно и дальше продолжал бы так жить… Однако данный рассказик как раз о влиянии любви на судьбу отдельного человека, конкретно – моего отца…

   О первой любви моего отца я узнавал по капельке в течение  всей жизни… Мы дружили с отцом, и он  время от времени делился со мной крошечными осколками той картины, что можно назвать его первой любовью.
   Должен сказать, что отдельные моменты этой коллизии даже сохранились в моей детской памяти, когда отец со мной ездил в гости к тёте Тане…

   Собственно из этих осколков и собралась следующая мозаика-картинка.
 
   Рабочий подросток Алёша каким-то образом познакомился с девушкой Таней. А вот каким образом мог рабочий подросток познакомиться с девушкой, которая была дочерью знаменитого НН - чуть ли не самого главного дирижёра Большого Театра? Этого я не знаю, отец не рассказывал, а я не спросил.. Могу ошибаться и в звании знаменитого отца Тани. Ясно одно – НН был одной из главных персон в первом театре нашей страны.

   Итак, между молодыми людьми завязался роман, хотя Татьяна была старше Алексея года на два…
Татьяне нравилось верховодить в этой странной полулюбви… С одной стороны она – потомственная интеллигентка, приобщённая ко многим ипостасям искусства… С другой - чистый, как белый лист, парень, по уши влюблённый, преданно следующий за девушкой и готовый делать всё, что она только скажет.
   Они часто гуляли по Москве, совершали пешие и велосипедные прогулки за город… Парень тихо млел от самой возможности быть рядом с любимой, а она открывала для него Блока и Есенина, она поправляла его неправильную речь, она рассказывала ему истории создания храмов, архитектурных памятников, картинных галерей…
Вскоре она пригласила его на свой день рождения.
Алексей долго готовился к посещению дома любимой девушки: отутюжил рубашку, надраил сапоги, купил на Даниловском рынке кулёк карамели и букет ромашек…
   Так он впервые вошёл в её дом и познакомился с её родителями.
Вспоминая об этом дне, отец говорил, что в какой-то мере этот день стал и его новым денём рождения…
   Теперь представьте: начало тридцатых годов… В хорошей (отдельной!) квартире заслуженного работника искусств на день рождения его дочери собрались гости. Это друзья НН –  музыканты, художники, писатели… Причём они – настоящая интеллектуальная элита, а не примитивный «бомонд»…
   Паренька в рубашке и в начищенных сапогах принимают также естественно, как милорда в смокинге… Ни одной снисходительной улыбки, ни одного двусмысленного слова или взгляда…
Далее «самая фишка»… Вечер продолжается… гости играют в музыкальные «фанты»: выигравший назначает произведение, а проигравший садится за рояль и выполняет заказ. Один за другим исполняются Бах, Бетховен, Лист…
   Мой будущий папа по наивности тоже принял участие в розыгрыше фантов и… дважды выиграл у главного дирижёра…
И заказал ему сыграть… «страдания» (Кто теперь помнит деревенские припевки: «Ойё-ёй, страдаю я, у меня страдания…»).  По второму фанту Алёша заказал песню «Бежал бродяга…»
    И Танин отец самым серьёзным образом и на самом высоком уровне исполнил этот заказ… а гости с удовольствием подпевали… Именно тогда в доме у Татьяны Алексея прозвали «Бродягой». С тех пор, встречая его, радостно здоровались: «О, наш Бродяга пришёл!», а вспоминая о нём говорили: «Как там наш Бродяга?»… При этом ни капли насмешки, ни капли пренебрежения…
Конечно, не в этот день Алёша до конца осознал, что такое истинная интеллигентность. Но, наверное, именно этот день стал для него началом новой жизни.
   Любовь к Татьяне, впечатления от знакомства с её родителями совершили переворот в сознании рабочего парня. Он окончил школу рабочей молодёжи (тогда – ФЗУ). Он серьёзно занялся своим самовоспитанием, образованием и т.п. Потом поступил в институт, много читал, учился понимать серьёзную музыку… Он хотел стать вровень со своей любимой… (И достиг этого, и пошёл дальше… В литературе много подобных примеров, вспомните Мартина Идена…)

   Роман, начавшийся в 1930 году, длился шесть лет.
Жизнь не сказка. Любовь не всегда приводит к свадьбе. Таня не стала женой Алексея. Она была более практичной, вернее прагматичной в этом вопросе…
В 1936 году двадцатитрёхлетняя Татьяна вышла замуж за сорокалетнего серьёзного преуспевающего мужчину. Алексей перестал встречаться с Таней. Они не виделись после этого 10 лет.   

     Крошечный эпизод, рассказанный мне отцом.
  В самом конце 1944 года он проездом на фронт был в Москве. И он рискнул пойти в Большой Театр и попросить администратора передать записку дирижёру НН. В записке отец просил помочь получить билет на оперу…
Записку папа подписал: «Если помните - Бродяга»
И знаменитый НН помог, и сам провёл старшего лейтенанта в ложу…   

   В 1946 году Алексей с Татьяной случайно встретились. Стали перезваниваться. Порой (очень редко) ходили в гости друг к другу. Однако их незримая духовная связь сохранялась долгие годы. Даже в предсмертной записке отец просил меня позвонить Татьяне, сообщить о его смерти и сказать, что он всю жизнь был благодарен ей за то, что он стал тем – кем стал.
А стал он действительно хорошим человеком.

  Как тут не вспомнить шуточную песню:
  «Вот что делает с людЯми любовь!»


Рецензии
Виктор, добрый день!
Прекрасный рассказ о двух прекрасных влюблённых. Утверждают, что любовь творит чудеса, рассказ как раз об этом. Любовь, возникшая между рабочим парнем Алексеем и девушкой из семьи потомственных интеллигентов Таней, была чистой, светлой и созидающей. Из простого рабочего парня она сотворила высокообразованного человека, вставшего вровень с интеллигенткой Таней. Разве это не сотворение чуда! Вот такой любви, чистой, светлой, творящей чудеса, я пожелал бы всем влюблённым.

Рассказ очень понравился, ставлю ему 5+.

С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   06.12.2021 12:03     Заявить о нарушении
Очень приятно получить такую оценку от Вас!

Виктор Свиридов   06.12.2021 12:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.