PRO DOMO MEA - 201-600

201
Россия – страна, где всё, даже геройство, вызывает смех.
202
Чего боится русский человек? Есть и пить из малой посуды. Кого боится русский человек? Своих вождей.
203
Дураков в XX веке нет, зато есть честные.
204
Добросовестность на службе у тирании – что может быть ужаснее. Разве у вас не вызывает ужас добросовестный, всегда приходящий вовремя на работу, палач?
205
Тот не честен, кто, сказав правду, не подумает, что он предпочёл бы ложь.
206
Беззащитность – это дань, которую честность платит лжи.
207
Один подлец – явление по своей сущности уникальное, неповторимое, фантастическое. Одному же честному человеку редко кто удивится. Одного подлеца могут осудить, одного честного человека – засмеют.
208
Ложь нельзя уничтожить, ибо есть на земле правда.
209
Утаивание правды – самая мерзкая ложь.
210
Звери обманывают, человек лжёт. Элемент сознательности ясен.
211
В море правды спасёт и соломинка лжи.
212
Приговор: Утопить в море лжи, привязав для надёжности ядро правды к ноге.
213
Правда – благодатная почва для нежных лепестков лжи.
214
Когда тысяча человек говорит одно и то же, то они наверняка лгут.
215
Существует миллион разновидностей истин и правд, но ложь всегда одна.
216
За каждой правдой обязательно идёт ложь, открывая дорогу последующей правде.
217
Нет, я не обокрал себя, нет, я даже не разрешил себя обокрасть. Я совершил более тяжкое преступление против своей юности. Я позволил обмануть себя, когда раздавали счастье. Если с первым можно смириться, если второе можно простить, то третьему нет никакого оправдания. До конца дней своих я буду проклинать то мгновение, когда собственными руками оттолкнул самое прекрасное, самое дорогое и самое незабываемое, что может быть в жизни человека – счастье первой любви. Я попросту лишил себя первого поцелуя. Ничто, ничто в мире уже не заменит мне рук, от которых я отшатнулся, губ, которых я не понял, слов, которых я не захотел слушать. Не задумываясь, спрыгнул я с пьедестала любви, на котором, подобно солнцу, сияло любящее шестнадцатилетнее девичье сердце. Я не заметил слёз, катившихся из лучезарных глаз, я не услышал стон разбитого сердца, похороненный в груди. Неужели для того, чтобы сейчас слышать плач детей за тысячи вёрст и видеть горе на других континентах, я должен был тогда, в ту роковую минуту, оглохнуть и ослепнуть. Только судьба и мой злой рок могли заставить меня променять бесценное сокровище первой любви на дешёвые развлечения и на минутное удовлетворение глупого тщеславия. Жесток мир, дорогая! Почему мы не умираем, почему наше сердце должно обливаться кровью из-за тех ошибок, над которыми мы уже не властны? Справедлив мир, моя любимая! Жесток, но справедлив! Ибо всё-таки я любил и, назло всем чёрным силам ада, был любим. Пусть это была мгновенная вспышка, пусть я не успел осмыслить ту радость, которая выпала на мою долю, всё же я любил и меня любили. Я знаю, что такое любовь, первая любовь; любовь-восхищение, любовь-нежность. Любовь прекрасна и божественна! Это чувство впитало в себя всё самое нежное и благоуханное, волшебное и неземное. Да, первая любовь всегда несчастна, но она настоящая. Это не эрзац необходимости, это не полуфабрикат наших инстинктов и желаний. Это – монолитная глыба счастья, неделимая и оттого такая чудесная. Это чувство не обошло меня стороной! И в моей груди оно оставило ароматы Востока и видения из сказок Шахерезады. Давно это было. Но я вечно буду помнить глаза, не томные от желания, а влажные от слёз счастья, нежные лепестки губ, не молящие о поцелуе, а дарящие его. Вечно в моих ушах чудесной мелодией будут звенеть слова, идущие из самых сокровенных глубин души, а не отрывающиеся с холодных извилин мозга, слова, которые не клянутся в любви, а благодарят за неё. Вечно я буду чувствовать, как рядом  с моим сердцем бьётся бескорыстное сердечко той, которая меня любила.
218
Лгать трудно, поэтому так много приверженцев у лжи; говорить правду легко, поэтому так много дураков.
219
Ложь, в которую веришь, становится правдой.
220
Вор, сидящий в тюрьме, более нравственен, чем министр, управляющий убыточной отраслью. Ибо первый получил по заслугам за конкретный результат, а второй – продолжает получать не по заслугам за безрезультатность своей деятельности. Ибо нерентабельность – это то же воровство, только в более крупных размерах.
221
Единогласными люди могут быть только в желании жить и знать правду. Стопроцентное одобрение в чём-либо другом – стопроцентная ложь.
222
Лживая книга всегда работает против своего автора. Так что Союз советских писателей выступает не против А.И. Солженицына, а за него.
223
Если бы не ложь, в которую мы верим, человечество давно покончило бы с фактом своего существования на нашей грешной земле.
224
Ложь спасает нас от правды – это положительная сторона зла; правда толкает нас на ложь – это отрицательная сторона добродетели.
225
Ложь ради красного словца – самая опасная ложь.
226
Любая ложь на русском языке превращается в правду.
227
Лжецы – самый недоверчивый народ.
228
Мы на своей земле пленники. И государство наше – Золотая орда.
229
Мастер, талант, гений не имеют отечества. Руководитель, политик, идеолог – всегда национальны.
230
Демократия – это когда частности выше целого. В тирании же целое всегда выше частностей.
231
Если не находят виновных, то виновата система.
232
Время слов закончилось. Началось время дел – эпоха лжи.
233
Обратная сторона собственной совести – это чужое страдание.
234
Новое борется, старое уничтожает.
235
Ужасная ложь! Уже никакая правда не исправит положения.
236
Исказить образ Великой Октябрьской социалистической революции, существующий в народной памяти и о которой так искренне беспокоится В. Миллер (см. «Огонёк», №36, стр.6, 1989г.), в настоящее время невозможно. Более того, образ революции искажён за 70 лет настолько, что любая попытка добавить хоть что-то, пусть даже лживое и ошибочное, к этой теме вызовет уже противоположную реакцию. Ложь может стать правдой, а ошибка – истиной. Количество неизбежно перейдёт в новое противоположное качество.
Ложь имеет некоторую критическую массу, достигнув которой, она аннигилирует, превращаясь в свою противоположность. Ложь – категория физическая, состоящая из множества отдельных, умышленно или случайно искажённых, фактов. Вот почему возможно её накопление и мгновенный, на определённом уровне, переход в новое качество.
Правда же, хоть и является грамматическим синонимом лжи, как нравственный императив не является её противоположностью. Правда не есть сумма истинных фактов. Правда – это наше отношение к этим фактам. Поэтому правда не имеет критической массы и, пользуясь физической метафорой, весит всегда одинаково, будь то отдельный атом или вся масса безбрежного мироздания.
Поэтому я не прошу уважаемого мной товарища Мюллера сказать мне правду. Его задача значительно проще: найти и обнародовать истинные факты. Только честная и правдивая информация завоюет когорты новых сторонников перестройки, верящих не в обещания, а в нравственные нетленные законы, являющиеся несокрушимым фундаментом честной мысли.
237
Гражданская война – следствие, хотя и не обязательное, любой революции. Право гражданской войны столь же неоспоримо, как и право любой революции.
238
Что является побочными результатами Октябрьской революции? В их существовании может сомневаться разве что слепой. Вопрос должен ставиться так: явились ли побочные результаты Октября положительными или отрицательными для будущего человечества?
239
ЦК КПСС, Политбюро в своей основе – сборище прохвостов, готовящих светлое будущее всему человечеству.
240
Русский народ обладает многими благородными чувствами, кроме, разве, чувства самосохранения.
241
Единственное, что большевизм дал человечеству, его истории – это мартиролог сознательных преступлений и преступных ошибок.
242
Земля наша – это шагреневая кожа.
243
Мы делаем столько ошибок, как будто мы идём в авангарде, а не плетёмся в хвосте исторического и экономического прогресса.
244
Только вор боится конкуренции. Честному человеку, любящему труд и уважающему законы, вся Вселенная – лишь крохотная часть бесконечного поля его деятельности.
Всё в природе имеет предел. Именно поэтому нет более непримиримых врагов, чем два вора, ибо там, где есть конец и начало, там есть больше и меньше. Философия же любого вора – украсть как можно больше.
Только труд творческий не имеет предела. Вот почему честному труженику не надо сказочных богатств, так как именно в своём труде он находит то, что не в силах вместить ни одна сокровищница. Труд для него несёт награду в себе самом. А плоды труда ему нужны постольку, поскольку аромат нужен розе и изящество лилии.
245
Ложь застилает глаза, правда – слепит.
246
Из центра пустыни лжи ещё никто не выходил живым, и ещё ни одна живая душа не достигала пика вершины правды.
247
Все стремятся к полной независимости, чтобы свободно лгать.
248
Когда люди лгут, они стараются поучать друг друга или рассказывают о своих несчастьях.
249
Ложь сильна тем, что она не гнушается и правдой.
250
У лжи есть всего один недостаток: она не доверяет честным людям.
251
Разве может существовать историческая ложь? Ложь – это всегда настоящее.
252
Если настоящее боится разоблачить прошлых лжецов, то это значит, что это настоящее боится раскрытия своего собственного обмана.
253
Если держат под замком старую ложь, то, несомненно, кому-то выгодно сохранить методы этой лжи на будущее.
254
Чем хороша ложь, так это тем, что она разнообразна по форме, хотя и однообразна по существу.
255
Боже, какие слова! Я не слышал ещё таких прекрасных слов. Но, о Боже, какая это ужасная ложь! Никто меня ещё так не обманывал.
256
Там, где ложь – обычное дело, правде мало кто верит.
257
Лгу, лгу, лгу и всё во имя того дня, когда без страха можно будет сказать правду.
258
Пока только ложь обладает необходимыми гарантиями свободы.
259
Лгите, но только не ошибайтесь, только, ради Бога, не ошибайтесь!
260
Политика с позиции лжи.
261
Лживая красота была заменена красивой ложью.
262
Ничто не стоит так дорого, как ложь.
263
Диалектика лжи заключается в том, что, развиваясь параллельно с обществом, она неизбежно видоизменяется, принимая всё более утончённые формы.
264
Перед человечеством стоит дилемма: или не лгать вообще, или не мешать попыткам разоблачения лжи. Так как первое невозможно, остаётся только второе.
265
Нет людей лживей, чем фанатики.
266
Неестественность чувств – самое страшное пугало в саду литературы и искусства.
267
Добродетель только тогда добродетель, когда она естественно сочетается со справедливостью.
268
Свет – неотъемлемое свойство тьмы.
269
Тьма существует, свет же мы видим.
270
Только при существовании тьмы возможен свет, но не наоборот.
271
Добро из корысти не есть зло.
272
Добро – это своеобразный паразит. Оно питается соками дерева зла.
273
Делать добро куда легче, чем бороться со злом.
274
Народы любят добро и добродетель в людях низких, но они просто обожают эти качества в своих правителях.
275
Добродетель? Нет ничего проще. Это то, чего не хочешь делать.
276
Жизнь не стоит того, чтобы заниматься самообманом.
277
Утаивание правды – самая мерзкая ложь.
278
Если бы все были умными, то это было бы весьма глупо.
279
Нет ничего глупей, чем мудрость без силы.
280
У умного человека есть один недостаток: он всё хочет уметь и всё хочет знать.
281
Пока есть дураки, будут и умные.
282
На любом древе мудрости есть червивые плоды.
283
Мудрость – это чистое сердце и разочарование в людях.
284
Чтобы быть умным, надо, прежде всего, быть честным. Бесчестный человек никогда не признается в собственной глупости. На это способен только честный.
285
Добро забывается, зло – никогда.
286
В наш жестокий век опасно, да и бесполезно, быть добрым.
287
Слабость добра в том, что оно не выдаёт никаких гарантий.
288
Я всем прощу, но только отомстив.
289
Если решили миловать, то бросьте прощение, как кость бросают собаке, но дарить не думайте, иначе – и врагов потеряете.
290
Тот, кто не умеет прощать, не знает что такое страдание.
291
Может ненависть и сильнее любви, но это ещё не значит, что мы не должны прощать.
292
О высоких материях нельзя думать ежедневно, но и забывать о них нельзя ни на минуту.
293
Не стоило бы жить человеку, если бы он не мог думать возвышенно о простых, а часто – и о низменных вещах.
294
Для возвышенных натур не существует ни финансовых пропастей, ни липких и вязких болот будничных интересов, ни бескрайних морей горя и страданий. Бездны их не пугают, грязь к ним не пристаёт, расстояния для них не существуют.
295
Я могу простить всё, но только неблагодарность для меня не имеет прощения.
296
Неблагодарность – порок всех пороков.
297
Всё забывается, но неблагодарность не забывается никогда.
298
Нет ничего глупей новых традиций.
299
Такую уж надо иметь большую силу воли, чтобы, как говорил Ю.А. Гагарин, «подчиняться существующим традициям»? Подчинение традициям не требует от человека абсолютно никакой воли. Нарушение же самой незначительной традиции – вот вопрос воли или же, в крайнем случае, невежества, которое, как и в случае с человеческими законами, не избавляет от последствий, часто непоправимых.
300
Созидание – это инстинкт, разрушение – проявление неправильно понятой независимости.
301
В конце концов, человечество научится делать такие прочные вещи, которые само уже будет не в состоянии разрушить.
302
Строителями нового могут быть только разрушители старого.
303
Люди, в сердцах которых не горело пламя разрушения, не могут быть созидателями.
304
Когда борются благоразумие и верность, то побеждает всегда благоразумие.
305
Благоразумие нельзя заменить ничем.
306
И разум имеет критическую массу. Его нельзя уплотнять до бесконечности. Обязательно наступит момент, когда произойдёт чудовищный взрыв, который принесёт либо безумие, либо неизбежную гибель.
307
Голос разума? Неужели уже найдено средство бороться с нравственной глухотой.
308
Надо иногда иметь очень умную голову, чтобы поступить как дурак.
309
Только мозг человека мог прийти к выводу, что он несовершенен.
310
Утверждение профессора Н.А. Рубакина о том, что «стремление проникнуть в глубину своей специальности выводит человека за пределы её» правильно в своей основе, но заставляет опасаться за саму формулировку. Ведь совершенно естественно, и вряд ли кто-либо будет оспаривать утверждение, что чем глубже (или выше) опускается (или поднимается) человек, тем дальше он от поверхности, а, следовательно, от начальной точки своего «путешествия». И чем больше тот разрыв, чем больше тот промежуток, на который удалось оторваться человеку от поверхности океана знаний, тем его кругозор обширней, тем глубже его мировоззрение, тем он гениальней. Евгений Евтушенко в своей поэме «Братская ГЭС» очень правильно подметил, что «гениальность – выси с глубью связь».
Глубина знаний, их обширность и осмысленность выводят человека не за пределы специальности, как утверждает профессор Н.А. Рубакин, а к чему-то другому, более высокому и менее простому. Когда человек знает много, он уже не узкий специалист, он уже не работает по специальности – он трудится, он дерзает, он борется. Разве можно сказать, что специальность Льва Толстого – писатель-романист, исходя из того факта, что он писал романы? Нет, ни в коей мере! Способности не определяют специальность. Человек может очень хорошо владеть своей специальностью только до какого-то определённого уровня, перешагнув через который, он теряет узкое и тесное звание специалиста.
И ещё в чём я не согласен с уважаемым мною профессором, так это со словом «стремление». Неужели одно только стремление познать великие тайны, не будем говорить природы, а всего лишь своей специальности, может вывести человека за пределы чистого созерцания действительности.
Но пойдём дальше и, чтобы избежать голословных утверждений, которыми никого не убедишь, обратимся к помощи примера и логики. Пример необходим. Пример – это подтверждение закона, факта, пример – это точка в конце предложения, всё решающая и исключающая все сомнения. Пример имеет силу эксперимента в точных науках.
Известно, что всё на Земле, да и во всей вселенной, взаимосвязано, что нет в мироздании ни одного атома, который бы существовал сам по себе, не завися и, в то же время, не влияя, на окружающие его тела. Это – закон диалектики. Та же закономерность, только ещё более тесная, наблюдается и в мире наших мыслей и чувств, проявлением которой и является наше стремление к накоплению знаний. Знание – единственный наш посредник между окружающей нас природой и нашими чувствами. Только благодаря этому универсальному посреднику человек в состоянии познать действительность. Но вся действительность, т.е. весь материальный мир, бесконечен, необозрим и, что самое прекрасное, не может быть охвачен никакой, даже самой сложной системой человеческих институтов, не говоря уже об отдельном человеческом индивидууме. Поэтому парадокс, что чем больше человек знает, тем он знает меньше, более чем справедлив.
Есть выражение, которое гласит: «Человек должен знать многое о немногом и немногое о многом, только тогда он может считать себя в какой-то мере образованным». Да, границы знаний бесконечны или же их попросту не существует. Нет границ, или они совершенно стёрты, и между отдельными областями знаний. Это и понятно. Разве могут быть резкие границы между тысячами областей приложения знаний человеческим гением, если знание есть всего лишь суть следствие, которое вызвано лишь единой причиной – материальным строением мира. И пусть этот материальный мир, окружающий нас, проявляет себя в миллиардах всевозможнейших явлений, смысл их остаётся один.
Итак, человек заинтересовался какой-то определённой областью знаний. Пусть это будет экономика. Он, естественно, обращается за поддержкой и подтверждениями своих гипотез к книгам, начиная с самых популярных и поверхностных. Но мало помалу его уровень знаний возрастает, он начинает логически мыслить, он начинает думать, мечтать, строя свои мечты на основе, которую он почерпнул из массы прочитанных книг. Затем он начинает, по мере возрастания трудностей, критиковать, анализировать и разбирать то, что он прочёл и то, что его окружает. Это второй этап проникновения в глубь знаний, но есть ещё и третий – основной. Вот этот третий этап и соприкасается, выйдя за свои классические рамки, с целой системой знаний из других областей. Что же это за таинственный третий этап, перешагнув который, человек становится гением? Этот третий этап – отрицание, несогласие, борьба, уничтожение. Но это не просто уничтожение, а возрождение старого на более высоком уровне.
Очень часто новое не вписывается в рамки старого, ещё чаще гения не признают его современники, но результат предрешён. В конечном счёте, гений становится победителем. Вся власть, как над телами, так и над умами у него в руках. Его система знаний, его школа становится господствующей, а, значит, она становится справедливой и нерушимой. Вчерашний специалист вышел за пределы своей специальности. Он стал политиком, философом, судьёй. Он оказывает решающее влияние на все области науки и техники, культуры и искусства. Он непрерывно и постоянно повышает свой запас знаний. Ибо всё имеет свой предел, но только не жажда знаний.
311
Не противиться ударам судьбы – первое, не побеждать силы самой жизни – второе, не вечно оплакивать умерших, погибших, но вечно помнить о них – третье. Вот смысл жизни.
312
Только не думая о смысле жизни, ты сможешь понять её смысл.
313
Смысл жизни – как можно дальше отдалить смерть.
314
Смысл жизни? Было бы о чём вспомнить, о чём пожалеть!
315
Подробности лжи так же важны, как и подробности правды.
316
Сокрытие подробностей – вот первейшая черта любой тирании.
317
Оправдательный приговор без обнародования подробностей несправедлив, обвинительный же – ещё и жесток.
318
Любовь – это ответ на все вопросы, которые существовали когда-то, существуют ныне, и будут существовать впредь.
319
Вкусы – следствие таланта, таланты – следствие характера.
320
Мужчина любит только ту женщину, которая любит себя для него.
321
Здание семейного счастья лишь в том случае незыблемо, если оно покоится на фундаменте из денег, в стенах взаимопонимания и под крышей любви.
322
Мы хорошо видим, когда нас разлюбили, но нам этого мало. Мы желаем, чтобы нас обязательно ударили хлыстом отказа по сердцу.
323
Эталон прекрасного появился вместе с человеком и умрёт вместе с ним.
324
Красота – это концентрированное выражение стоимости.
325
Красота бесконечна, уродство же всегда одно.
326
Всё красивое имеет пользу, кроме красивых слов. Красивые слова вредны. Хотя бы потому, что ради них русский человек не пожалеет и родного отца.
327
К чему мне ваше восхищенье
И славы высохшей венец?
Они, как позднее прозренье
Несут трагический конец.

И не вернуть уж прежней боли ;
Простой и ясной и больной.
И не сыграть уж прежней роли
На сцене старой, небольшой.

И все те радости простые
Сложней миров и тёмных дел,
А славы громкой часовые
Ведут вас вечно на расстрел.

Им ваши муки – наслажденье,
Им ваши радости – обман.
И неудачи, и стремленья –
Фантом, ошибки, дань богам.

Богам жестоким, бессердечным,
Скорей чертям, а не богам;
И гаснут быстро в церкви свечи,
Всё ближе дьявольский бедлам.

В огнях, проклятьях и стенаньях
Неверных дел напрасный плач.
Здесь славы прошлое сиянье –
Ваш самый праведный палач.

Он милосердней много света,
И пытки ласковее сна –
Ведь все вопросы без ответа
Сгорают в пламени дотла.

И все пути назад закрыты
Горами высохших цветов,
И все скрижали здесь размыты
Дождями зла, потоком слов.
328
Луну прекрасную я вижу
В пушистой стае облаков,
Она холодным светом лижет
Ночной таинственный покров.

Она, как спящая принцесса,
Влечёт нас фосфорным теплом,
И на опушке в дебрях леса
Стоит её уснувший дом.

Найти желанную светлицу,
Обнять мечты холодный свет
Душа моя давно стремится,
Но в терем тот тропинок нет.
329
Судьба меня лишила
Весёлых вечеров,
Друзья мне изменили
Без всяких лишних слов.

Давно в своей я келье
Не слышу голосов.
В туман ушло веселье
И даже нет врагов.

Я словно тот отшельник,
Но только средь людей,
Я словно старый мельник
Без мельницы своей.
330
К красоте равнодушна только красота.
331
Красота – отправная точка всего доброго и полезного, всего злого и ужасного.
332
Ужасна сила красоты. На какие только преступления не отважится человек ради удовлетворения жажды прекрасного.
333
Не хотел бы я встретиться с идеальной красотой.
334
Смысл прекрасного всегда забывается, остаётся только прекрасное. Нельзя наслаждаться любимой картиной по памяти. Никакая память не в состоянии запечатлеть и воспроизвести ни одного мазка кисти гениального художника.
335
Это красиво, несмотря на то, что грешит против истины и здравого смысла.
336
Как мне быть самим собой?
Как забыть о страхе?
Как рискованной игрой
Избежать расплаты?

Может женщину обнять
Самую чужую?
Может рану развязать
Самую больную?

Может подлость сотворить,
Только поподлее?
Может слабого избить,
Только посильнее?

А не то – к чему обман? –
И себя в придачу
По губам и по щекам
И себе же – сдачи.

А потом, гордясь судьбой,
И не смев простить,
На дуэль себя с собой
Вызвать и …убить.

И пускай летит к чертям
Всё, что я любил,
Что растратил по частям
И кого простил.
337
Как часто физическая гармония сочетается с моральным уродством.
338
Красота не знает жалости, ей чужда снисходительность. Бойтесь красоты. Красоты тела, красоты души, красоты ума.
339
Всё движется – и ничего не проходит.
340
Движение любой массы есть движение авангарда и арьергарда.
341
Движение без сопротивления есть падение. Общественный прогресс без оппозиции – регресс.
342
Симулирует бездеятельность.
343
Человеческая жизнь так обидно ничтожна, но факт её существования во Вселенной переоценить невозможно.
344
Жизнь жестоко наказывает тех, кто не хочет считаться с её законами, со всем её разнообразием, стараясь не сам подделаться под них, а наоборот – стремится законы жизни подчинить своим прихотям и желаниям, которые часто идут вразрез с требованиями самой жизни.
345
Жизнь постигается не умом, а временем.
346
Настоящая жизнь – жизнь, созданная самим собой.
347
Какова жизнь, такова и философия.
348
Стоит ли вообще жить, если жить умеренно?
349
Всё в человеческой жизни имеет свои ограничения и рамки. Иначе нельзя. Ведь надо же из них выходить.
350
Через смерть и войны – к жизни!
351
Человек не устаёт любить, человек устаёт жить.
352
Любить жизнь – не главное. Главное – как понимать любовь к жизни.
353
Желания движут нашу жизнь, таланты ускоряют это движение к намеченной цели, случай тормоз в этом движении, невежество делает его невозможным.
354
Бесконечное чередование правды и лжи и есть жизнь.
355
Человек покупает право на жизнь; природа продаёт ему это право.
356
Жизнь загадка только потому, что прекрасна.
357
Жизнь можно сделать богатой, но не безгрешной.
358
Жизнь как факт глупа, но как рассуждение, как мысль она прекрасна и величественна.
359
Что такое наша жизнь?  Это наши обязанности и это прекрасно и ужасно одновременно.
360
Жизнь состоит из бесконечного ряда пустяков.
361
Жизнь – это крайности и исключения. Золотой середины не существует.
362
Трагедия жизни состоит в том, что мы не замечаем, как время течёт между нашими пальцами, и спохватываемся только тогда, когда его уже нет.
363
Мы всегда не успеваем жить.
364
Вы хотите жить дольше? Это в ваших силах. Прекратите заниматься всем интересным и интересующим вас, всем полезным, всем посторонним и я гарантирую вам долгую жизнь.
365
Это не мерзость. Это – действительность.
366
Реальное – страшно, эфемерное – зловеще.
367
Смысл факта зависит от мировоззрения анализирующего этот факт человека.
368
Любое стремление беспринципно.
369
Надо помнить одно: любые стремления – тщетны.
370
Идеалы меняются, стремления же к их достижению – никогда.
371
Родительский эгоизм никогда не прощает эгоизма любви.
372
Ничто так не влияет на детей, как властолюбие отцов.
373
В законах не может быть частных случаев и исключений.
374
Соблюдение правил можно требовать только от людей умных и мыслящих, соблюдение же законов должно требовать и от дураков.
375
Людей нравственных и воспитанных закон, как бы справедлив и необходим он ни был, всегда оскорбляет. Только мораль и этикет, традиции и обычаи имеют для них решающее значение. Люди грубые и невежественные подчиняются только необходимости и силе закона, над моралью, нравственностью и правилами поведения они только смеются.
376
Если человек нарушил закон, то он или революционер, или женщина, или преступник. До революционера закон ещё не дорос, женщина – наоборот, она стоит гораздо ниже закона, преступник же нарушает закон, не думая, правилен он или нет. В 99% он даже согласен с уголовным кодексом.
377
Ошибка идёт за ошибкой,
Страданиям есть ли предел?
Как жаль, что печальной улыбкой
Я слёз удержать не сумел.

На сердце кровавая рана;
Которая? Трудно сказать.
Вся жизнь моя – страшная драма,
Конца у неё не видать.

Конец у неё потерялся
В безбрежной пугающей мгле,
Один я нас свете остался,
Один на гудящей земле.

Надежды, мечты, восхищенье
Оставили сердце и ум,
Я плачу под гнётом сомнений,
Склоняюсь под тяжестью дум.

А жизнь стороною несётся,
Всё мчится в неведомый путь,
Откуда никто не вернётся,
Куда никому не взглянуть.

Напрасно я жил и трудился,
Напрасен мой жизненный сон,
Который мне явью приснился,
А правдой остался лишь стон.
378
Исполнительность, основанная только на страхе перед наказанием – это принуждение. Исполнительность, в основе которой лежит поощрение – заинтересованность. Исполнительность просто так – глупость, безумство.
379
Дело не в чувствах, а в их понимании. Любое чувство, несмотря на разнообразие своих проявлений, всегда остаётся неизменным.
380
Никакая, даже самая сознательная, дисциплина не принесёт вам в жизни столько пользы, сколько принесёт усидчивость. Дисциплина учит нас верить в разум и опыт незнакомых нам людей. Усидчивость же – это самодисциплина, это вера в себя, в свои силы, возможности, это вера в свою исключительность и неповторимость.
381
Нет ничего приятней идеализировать чувства, как нет ничего пошлей – их материализировать.
383
Когда мы, трусостью теснимы,
Бежим и прячемся в углах –
Добро иль зло? Мертвы иль живы?
Ответить трудно впопыхах.

Когда мы любим беззаветно
Чужую мать чужих детей,
Когда все взгляды безответны –
Добро иль зло? Что здесь ясней?

Когда война внезапно грянет
И чёрным вихрем заметёт…
И здесь не видно страшной грани
Добра и зла. Кто их найдёт?

И так повсюду, где мы живы!
Добро и зло в одном луче.
Здесь всходят солнечные нивы,
Там пепелища на песке.
384
Чувства могут привести к бессмысленным делам. Но, запомните! Никакое чувство не может быть бессмысленным.
385.
Ничто так долго не сохраняется, как чувства.
386
Чувство может пройти, измениться, но не исчезнуть.
387
Умы всегда воюют, чувства всегда договариваются.
388
У нас имеются чувства прекрасные и не столь прекрасные. Так вот, голова нам дана для того, чтобы сдерживать далеко не восхитительные чувства, или же, что почти одно и то же, не давать высказываться нашим поэтическим настроениям. В итоге всё сводится к одному: не давайте воли чувствам, независимо от того, что это за чувства и по какому поводу они проявляются.
389
Дышите, мыслите, дерзайте,
Слоится горя снежный ком,
На бой с неправдою вставайте,
На бой с ужаснейшим врагом.

Он здесь, он там, они вокруг
Смеются нагло и казнят,
Они ласкают ложью слух
И беззаботно ночью спят.

Дышите, мыслите, дерзайте,
Утрите слёзы кулаком,
На бой с неправдою вставайте,
На бой с ужаснейшим врагом.

Забудьте жалость и прощенье,
Долой сюсюканье и плач.
Какое может быть сомненье,
Когда ваш враг друзей палач!

Дышите, мыслите, дерзайте,
Сожмите крепче в пальцах лом,
На бой с неправдою вставайте,
Сильней взмахните топором!

Я слышу пенье «Марсельезы»,
Раскатов слышу гулкий гром.
Последний час настал ваш, Крезы,
Народ не шутит топором.
390
Что более возвышенно? Дела миллионов человек или чувство одного?
391
У вас всегда хватает силы воли, чтобы не дать воли чувствам.
392
Убить в себе чувство порой трудней, чем убить себя.
393
Наши чувства – это наши ошибки, часто горькие, но часто и прекрасные.
394
Можно обмениваться мыслями и чувствами, но если обмен мыслями ведёт к знанию и опыту, то обмен чувствами никуда, кроме разврата и греха, не заведёт.
395
У золота есть одна особенность. Оно взрывается, соприкоснувшись с бедностью. Аннигиляция? Может быть.
396
Деньги делают детей взрослыми.
397
Деньги – это основа и результат всего того, что сейчас существует.
398
Напрасны упованья!
К чему мечты полёт?
Туманные мечтанья –
Холодный синий лёд.

И в жизни без обмана
Напрасно цель искать.
И ложь навряд ли станет
Неправду украшать.

О, жизни сладкий жребий,
Что горечь серебрит,
Но по живому режет,
Не спит, не спит, не спит!
399
Ничто не приносит столько зла, сколько спрятанные деньги.
400
Больше денег – больше свободного времени; значит, большую часть своей жизни можно посвятить образованию.
401
Может, кто и рождается в рубашке – это ещё надо проверить, но все без исключения рождаются в золотых кандалах.
402
Деньги – как и смерть – бесконечная тема для шуток.
403
Любовь к деньгам – самая постоянная. Мы любим деньги и тогда, когда их у нас полон карман, и тогда, когда их у нас нет совсем.
404
В чём сила? В деньгах? Нет, во власти над деньгами. Иметь миллионы и быть независимым от них – вот в чём сила, вот в чём могущество, вот в чём проявляется сильная личность. Быть жадным, быть скрягой, дрожать над каждой копейкой, позвольте, но ведь на это способен любой бедняк, каждый нищий.
405
Самая глубокая пропасть – финансовая.
406
В СССР для того чтобы сделаться премьером, не обязательно быть умным, а для того чтобы сделаться вновь дураком, можно быть и премьером.
407
Коммунизм! Как это пошло!
408
Коммунизм так же невозможен практически, как доказан теоретически.
409
В Советском Союзе на выставках смотрят, на Западе – заключают договоры и покупают. В Советском Союзе на выставках выставляют, на Западе – заключают договоры и покупают.
410
Великая Октябрьская социалистическая революция – начало общего кризиса социалистической системы.
411
Прожиточный минимум – это максимум, что может дать человеку социалистический способ производства. На этом его творческие и материальные возможности исчерпываются.
412
Теория научного коммунизма – принятие желаемого за действительное.
413
Социализм идёт верной дорогой, но… куда?
414
Социализм утверждает теоретически, природа отвергает практически.
415
Все писатели, начиная с Радищева и кончая Л.Н. Толстым, были антикоммунистами.
416
«Законы» ленинизма закрывают перед человечеством простые человеческие законы.
417
Правда только тогда приобретает значение, когда её окружает ложь.
418
Даже правда нуждается в рекламе и пропаганде.
419
Если бы существовала идеальная правда, то революции были бы невозможны.
420
Правда – это ещё не истина. Истина – это ещё не закон.
421
Правда сильна, если её тылы прикрывает ложь.
422
Этого нельзя доказать, но это – истина.
423
Бюрократия – сила, с которой нельзя не считаться. Сила эта настолько значительна, настолько компетентна в своём деле, что противостоять ей не может ни партия, ни комсомол, ни какие другие прогрессивные или реакционные в своей сущности организации и объединения. В чём это проявляется? А вот в чём! На сегодняшний день не выполнено ни одно из постановлений партии и правительства, более того, они демонстративно игнорируются как по вертикали, так и по горизонтали.
424
Любой революции угрожает две опасности: авангардизм и консерватизм. «Проблема авангардизма теперь отошла на задний план», с ним «после известных событий в московской парторганизации мы вроде бы (выделено мной. – В.Р.) разобрались, по крайней мере, на какое-то время».
А не спрашивал ли себя автор приведенных выше довольно-таки спорных высказываний почему с авангардизмом покончено так быстро , а конца борьбы с консерватизмом ещё и не видно? А ответ очевиден.
Авангардисты – люди, как правило, честные, искренние, верящие в конечную победу идеи их жизни и идущие за неё на смерть с открытым забралом. Пусть методы их не всегда правильны, а часто и ошибочны, но цель их исключительна чиста и гуманна. Разгромить, уничтожить этих людей – проще пареной репы, уничтожить, естественно, с приобретением политического капитала. Но тут на политическую авансцену выступает муза трагедии. Уничтожив честного, но ошибающегося, человека, в нашем случае авангардиста, мы расписываемся в полном бессилии с консерваторами. Суть борьбы с двумя опасностями в том, что сначала нужно освободиться от консервативных тенденций в политике и экономике. Кто же такие консерваторы? Это полная противоположность авангардистам. Эти люди ни в какие новые идеи не верят и на смерть ради них, тем более с открытым забралом, не пойдут. Их идеям в любом обществе, в любые времена тысяча лет и идеи эти основываются на бескомпромиссном индивидуализме. В любом сражении, во время любой революции опытный стратег всегда намечает направление главного удара. Мы свою битву уже проиграли. Направление главного удара было выбрано неправильным.
425
Марксизм не признаёт частных случаев. И то, что мне сегодня нахамила продавщица в магазине имеет причину многовековой давности и будет влиять на развитие нашего общества, если оно, конечно, продержится ещё лет десять или двадцать, и в дальнейшем.
426
Людей нелегко, а чаще невозможно, обмануть, но очень легко запугать.
427
Правда – это падчерица славы.
428
Всякая истина должна быть покрыта лаком славы. От этого она больше блестит и бросается в глаза.
429
Кто говорит правду, тот ещё не революционер.
430
Во времена застоя было трудно жить, а сейчас, во времена т.н. перестройки, трудно стало работать. Всё это, конечно, относится исключительно к людям честным и добросовестным.
431
Чем больше власть, тем страшней правда.
432
Говорить народу правду, значит развращать его.
433
Говорят, что правда – всесильна. Это уж зависит от того, кто ею владеет. У дурака и правда – что камень на шее.
434
Один из недостатков правды в том, что её невозможно пропагандировать.
435
Стремление быть правдивым ещё хуже, чем быть отъявленным лжецом.
436
Нельзя быть по-настоящему справедливым к самому себе.
437
Справедливость – сурова, несправедливость – жестока.
438
Путь слепой веры и полной, безоговорочной уверенности в своей правоте – самый сомнительный.
439
Как часто справедливость оборачивается подлостью.
440
Жестокая справедливость всегда больней бьёт по сердцу, чем жестокая несправедливость. Справедливость как-то не вяжется с жестокостью, с несправедливыми же злодействами у нас есть моральное право бороться и надежда победить, а это уже облегчение.
441
Что такое справедливость и что такое правильность? Справедливость – это правильность по отношению к обществу; правильность – это справедливость по отношению к личности.
442
Справедливость – мера всего, мера всему.
443
Я ненавижу прокрустово ложе вашей справедливости.

444
Истина, правда и справедливость заложников не берут.
445
Это странно, может, ; глупо
Писать о чёрном в ясный день,
Кричать о горе громко в рупор,
Искать заброшенную сень,

Где можно было б избежать
Людского смеха, слёз и дел,
Где смерть не будет долго ждать
И вмиг изменит мой удел.

Но я пишу, кричу и верю,
Что не исчез тот тихий мир,
Где ждёт меня мой ветхий терем,
Где будет мой последний пир.
446
Забыты прежние укоры
Тепличной совести моей,
И не туманят больше взора
Дела фальшивые людей.
447
Надо различать ошибки и ошибки. Когда ошибается человек честный и чистый – это одна ошибка, ошибка же лжеца и догматика – совсем другая. Первая ошибка – шаг вперёд, вторая – два шага назад.
448
Только успешно закончив Перестройку, можно надеяться, что мир снова поверит в идею коммунизма, в социализм. Сейчас, когда сплошь и рядом идёт сплошное надувательство народа, было бы смешно думать, что нам поверят те, кто от нас не зависит, нам ничего не должен и от нас ничего не ждёт.
449
Горбачёв говорит, что у Перестройки нет врагов, забывая, что сказал по этому поводу Ленин: «Самый худший у нас внутренний  враг – бюрократ…». Неужели за 70 лет бюрократы превратились в друзей прогресса и революции?
450
Всё, что прошло, было неизбежно.
451
Я не могу упрекнуть себя  в прошлом, но иногда мне стыдно за него.
452
Плохо, когда начинают гордиться прошлым. Прошлое надо любить, уважать и только. Гордости достойно только настоящее.
453
Прошлое хорошо только в прошлом.
454
Чёрным мраком, серым прахом
Жизнь кончается для всех.
Болью, ненавистью, страхом
Растворился звонкий смех.

Радость первого признанья,
Нежность яростной любви –
Всё исчезнет и в изгнанье
Угодите вскоре вы.

Там, где нет друзей и веры,
Где надежды крепко спят,
Там, где рядом изуверы
Рядом с жертвами лежат,

Там, где нет дорог и моря,
Где борьбы напрасен пыл,
Там, где счастье вместе с горем
Давно выбились из сил,

Где обман уже не в моде,
Да и правда не в бегах,
Где при всём честном народе
Не господствует уж страх.

Где же это Эль Дорадо?
Где покой приют свой свил?
Нет, печалиться не надо,
Сей покой на дне могил!
455
По всем законам экономики социализм не должен бы продержаться и года, но он этих законов не знает и поэтому существует вот уже семьдесят с лишним лет.
456
Почему писатели почти всегда идут впереди историков? А потому, что историки исполняют должность, а писатели – следуют долгу.
457
Социализм настолько силён, настолько могуч и непобедим, что никакие репрессии, никакие массовые акции устрашения и тотального истребления населения не поколеблют его здоровой основы и социальной справедливости.
458
Профессиональный дилетантизм.
459
Какое ни есть настоящее, каким бы ни было будущее – прошлое всегда мило и желанно.
460
Глупо преклоняться будущему, пошло льстить настоящему. Прошедшее – вот что достойно преклонения, прошлое – вот что достойно восторга.

462
Мы забываем всё на свете,
Мы спрячем чистые глаза
И засмущаемся, как дети,
И перепутаем слова,

Когда любви златая птица
Нас обожжёт своим крылом
И тёмно-синие ресницы
Нас околдуют волшебством.
463
Седая мудрость усмехнётся,
Глаза до долу опустив,
А юность радостно смеётся,
Про благодарность позабыв.

Старик брезгливо отвернётся,
Увидев глупости предел,
А юность тихо подкрадётся
И старость тут же не у дел.
464
Всё останется, как было,
А что было, то прошло…
И сказать: «Замри, что мило!» -
Глупо, пошло и смешно.

Всё промчится мигом быстрым,
Ослепив наивный взор,
И на сцене жизни чистой
Только тряпки, грязь и сор.

И не вернуть уж прежней боли ;
Простой и ясной и больной.
И не сыграть уж прежней роли
На сцене старой, небольшой.

И в миг откроется виденье:
Шутов ужасный хоровод,
И их любовь, и их стремленья,
И Идол их – Мудрейший Крот.
465
Любая крайность смешна, кроме бесконечного преклонения перед прошлым.
466
Социализм, наш самый справедливый строй и наша самая передовая идеология выдержали и коллективизацию, и 1937 год, и гонения по национальному признаку, и голод, и репрессии, и наглую ложь, выдаваемую за Божественную истину в последней инстанции, и непрерывную чреду кровопролитных войн и Пирровы победы наших Аник-военачальников, и  мирную жизнь скрытого стыда и открытых унижений, вынесет в тысячу раз и более тяжкие испытания, но и тогда останется верен социализму.
467
Кровавые виденья
Встают в ночной тиши –
Ужасные сомненья,
Страданья за гроши.

Неверие в рассветы,
Презрение к богам,
Вопросы без ответов,
Позора вечный срам.

И радостей утехи
Не видно в темноте.
Безжалостные вехи
Ведут отсчёт судьбе…
468
Отнимите-ка у всех высших партийных функционеров, партаппаратчиков и начётчиков их привилегии – и они, не задумываясь, проклянут и своих идолов Ленина и Сталина, и социализм, а если представится возможность, то продадут (или уничтожат) свою родину и свой народ.
469
Кто из живых ответит перед теми, которые уже умерли?
470
Осуществить Перестройку с людьми, прошедшими через 60-70-е годы, ни теоретически, ни практически невозможно. Все они, как один, куплены демоном застоя в пользу воцарившего ещё минимум на несколько десятилетий взаимного ожесточения и лютой ненависти ко всему, что когда-то носило гордое имя Человек.
471
Прошлое – пример для настоящего. Так не управляйте по-старому.
472
Чем больше человек преклоняется перед прошлым, тем более возвышенна его душа.
473
К чему, друзья, обманом
Мы тешим наши души,
Зачем густым туманом
Мы пламя сердца тушим?
 
Глаза откройте шире,
Пронзив туман густой,
От Темзы до Сибири
Лежит он пеленой.

И вмиг исчезнет призрак,
Белеющий во мгле,
И сразу станет близок
Далёкий друг тебе.
474
Надежды робкий луч
Тотчас исчез во тьме,
Явившись из-за туч,
Принёс он горе мне.

Он светом озарил
Туман моей мечты,
Он правдою убил
Нежнейшие цветы.

Зачем я жил на свете?
Зачем я так страдал?
Вершины не заметив,
Я низко так упал.

Неужто жизнь так просо
Врывается в наш сон
И рубит сталью острой
Нераспустившийся бутон?
475
Нельзя смеяться над прошлым, ибо сейчас, в двадцатом веке, каждый из нас потомок маркизы де Помпадур и разбойника Стеньки Разина.
476
Уничтожьте в народе уважение к прошлому и можете со спокойной душой не думать о его настоящем и будущем.
477
Настоящее – хлеб, прошлое – воздух. Будущее – тайна. Оставим же нашим детям не только сухой хлеб бесконечного настоящего, но свежий воздух прошлого.
478
«Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет»,
; эти строки А.А. Ахматовой, если понимать их правильно, утверждают незыблемость и прочность взаимосвязи вечной новизны  и всего старого, навсегда ушедшего из нашей жизни, но не из нашей памяти. Прошедшее это тлеет в наших сердцах. Но бывают мгновения, когда оно вспыхивает вдруг таким ярким пламенем, что и грядущее бледнеет перед его блеском.
479
Право гордиться прошлым есть только у того, кому принадлежит будущее.
480
Дорога, которая ведёт назад, никогда не кончается.
481
Надо жить так, чтобы не было стыдно читать прошлогодние газеты.
482
Прошлое не может быть лучшим, но оно лучшим могло быть.
483
Люди без прошлого.
484
Мы живём для того, чтобы оправдывать своё прошлое.
485
Начинай строить настоящее вчера.
486
Будущее страшит, но ещё ужасней разрыв с настоящим.
487
Нужно мечтать о будущем и жить сегодняшним днём, каким мы его представляли вчера.
488
Сегодня можно понять только завтра.
489
Наше общество не созрело до утверждения; всё, что ему сейчас, на данной ступени нравственного развития, необходимо – это положительное отрицание.
490
Революция не спасла от диктатуры и тирании Сталина, победы не спасли от идиотизма Хрущёва и слабоумия Брежнева. Что же спасёт Россию от реакции и поражения?
491
Трудно разбираться в людях, но ещё трудней разобраться в их прошлом.
492
В бездне чёрной и безмолвной,
Без начал и без конца,
Льёт на Землю свет холодный
Чья-то жаркая Звезда.

Это – Солнце, это – счастье,
Чьей-то жизни яркий свет,
Чьё-то пламя нежной страсти,
Талисман от страшных бед.

Это – радость созиданья,
Это – горя тихий стон.
Таково уж мирозданье,
И таков его закон.

Правнук прадеда забудет,
Улетят столетья прочь,
Но светить нам вечно будет
Свет, идущий через ночь.
493
Я рад, что я не понят,
Ведь нет к тому причин,
Я рад, что сердце стонет,
Я рад, что не любим.
494
Настоящим у нас правит прошлое.

495
Прошлое – это только наше; будущее – может быть нашим; и только настоящее нам не принадлежит.
496
Очевидность факта. В нашем современном обществе такой категории не существует. Любой, самый вопиющий, самый всеобъемлющий, самый явный и позорный факт объявляется несущественным, частным, не влияющим никоим образом на основную концепцию, идею.
497
«Пролетариату нечего терять кроме своих цепей». Утверждение правильное только в том случае, если цепи не вросли в живую плоть их носителей и не стали естественным продолжением их членов.
498
Чем дальше от нас сталинские времена, тем «нелицеприятней» их критика.
499
Каждая минута довольства настоящим неизбежно принесёт минимум десять дней сладостных воспоминаний в будущем.
500
Я вижу призраков блужданье,
Я слышу ночи тишину,
Меня слепит могил сиянье
И клонит к сказочному сну.

Я не боюсь ножа и яда,
Но кто там замер в темноте?
Быть может, то посланник ада,
А может смерть с косой в руке?

Я верю в сказки и сказанья,
Я верю в гномов, колдунов,
И даже в глупость предсказанья
Моих больных безумных снов.

Меня страшат врагов улыбки
И рока острая коса.
О, как вы призрачны и зыбки,
Любовь! и нежность! и краса!
501
В поэзии надлежит видеть только поэзию и ничего постороннего. А посторонним в стихотворении является всё то, что не входит в область наших чувств и переживаний. Только в этом случае поэзия приобретает то возвышенное «нечто», от чего она вечно искрится даже после захода солнца во тьме наступившей ночи. Эта поэзия бессмертна, ибо бессмертны те чувства, которым она дала вторую жизнь. Любое событие, если не забывается, то, в лучшем случае, меняется точка зрения большинства на причины его вызвавшие. А что касается оценок, то тут уже – сколько людей, столько и мнений. Всё это, конечно, не только не идёт на пользу поэзии, но и убивает её. Чувства же человека не умирают, они вечно молоды, шествуя по дороге времени. И даже сейчас, спустя сто с лишним лет, когда мы читаем Пушкина, Фета, Кольцова, Тютчева,  нас охватывает такое ощущение, будто эти строки являются именно тем, о чём мы всё время думали и мечтали, но не могли выразить словами, настолько они прекрасны и просты, нежны и возвышенны.
Это прекрасное чувство – восторгаться душой человека, тело которого давно уже растворилось в земле. Но есть ещё чувство более чудесное, ни с чем не сравнимое, даже с самым чистосердечным восторгом нашего сердца. Это когда сама душа человека, давно уже умершего, переселяется в наше сердце, заставляя его трепетать его восторгами, биться его страстью, замирать его грустью. Что может сравниться с этим чувством? Нет, на земле не существует ничего такого, что даже приблизительно могло бы сравниться со снизошедшим на нас ощущением. И всё это – поэзия! Поэзия самого прекрасного, поэзия духа, поэзия души и веры. Я преклоняюсь перед вами, я люблю вас, строки любви и куплеты грусти. Вы научили меня понимать своё сердце, открыв передо мною бесконечный путь преклонения перед всем, что имеет в своей основе безмерную человеческую душу и бездонное человеческое сердце, пред которым вечность и бесконечность Вселенной – всего лишь не стоящая нашего внимания мелочь.
502
Ненависть – это месть слабых сильному. Месть же, по свидетельству древних, самая сильная человеческая страсть. Богу мести подчинялся даже Зевс. Сама по себе ненависть, как и всё в природе, также не однородна. Ненависть к классовому врагу, например, не сравнится с ненавистью к продавцу, оскорбившему вас или вас обвесившего на 5 граммов.  Вторая – сильней. Но нет ненависти страшней, чем ненависть плохого писателя, художника, музыканта к хорошему, талантливому, гениальному. Тут даже можно вывести некую всеобщую закономерность, пожалуй, даже, Закон, который звучит, примерно, так: «Любая бесталанная личность, будь то серенький писателишка, тусклый и бесцветный мазилушка и иже с ними обязательно ненавидят Пушкина, Рафаэля и Чайковского, а своих мало-мальски талантливых современников ненавидят до сердечных спазм и общих судорог всего организма ни с чем не объяснимым желанием отомстить».
503
Будущее нас пугает, настоящее – не удовлетворяет, прошедшее – заставляет нас плакать.
504
Наша основная задача перед будущими поколениями – не строить его для них.
505
Мы, люди нынешнего поколения, строим будущее, опираясь на наши чувства, мысли, понятия, теории и совершенно не задумываемся  о том, будут ли эти самые мысли и понятия у людей будущего, и придётся ли это будущее по душе последующим поколениям с их новыми понятиями и оценками.
506
Всё, что будет в действительности, уже было у кого-то в проекте.
507
Кто верит в будущее, тот всегда может надеяться.
508
Будущее – это то, о чём мы мечтаем, а мечты, как правило, неблагонадёжны. Поэтому глупо любить будущее. Будущее может быть таким, что не только любви, но даже нашей ненависти оно будет недостойно.
509
Будущее в прошлом – единственное, что поддаётся человеческой мысли.
510
Наши мечты о будущее тем прекрасны, что мы не предоставляем в нём места дуракам. Вообще, будущее хоть с одним представителем этой не уменьшающейся армии безмозглых идиотов никак не вписывается в наши иллюзии.
511
Так было, но будет ещё хуже.
512
«Народы, идущие к завтрашнему дню», ; да так нельзя сказать даже метафорически. Не люди идут навстречу будущему, а неизвестное будущее неуклонно и беспощадно надвигается на нас.
513
Будущее – это мы, настоящее – это я.
514
Единственное утешение дураков в том, что их много, единственное утешение слабых духом в том, что их мало.
515
Чем меньше дураков, тем меньше гениев.
516
Умного и дурака разделяет всего лишь случай.
517
Своими глубокомысленными утверждениями и замечаниями ты дашь сто очков форы самому последнему дураку; если же ты сделаешь попытку застраховать свою глупость, то станешь самым богатым человеком в мире, настолько глупцы вроде тебя редки.
518
Глупцы всегда типичны.
519
Лучше уж «умная ненужность», чем нужная глупость.
520
Был настолько глуп, что хотелось совершенно искренне превратить его в гения для того, чтобы он сам мог понять насколько он глуп.
521
Сила может смириться с глупостью, но слабость – никогда.
522
Нигде так хорошо не запрячешь глупость, как в храме науки.
523
Что может быть остроумней глупости!?
524
Встретились два философа. «Я ищу лекарство от смерти», ; сказал первый. «Да ты уже почти у цели. Моя задача трудней. Я ищу средство от глупости», ; сказал второй.
525
Глупость – это заколдованный круг, в который не проникнуть ни гению, ни хитрецу, ни революционеру.
526
Не дураков много, а умных не хватает.
527
Дураков всегда столько, сколько необходимо. Остальные – умные.
528
Основной вопрос, касающийся прав человека – свободный выезд и въезд на территорию любого государства. Я считаю, что это право даже важней, чем право на жизнь. Ибо свободный выезд из страны, преследующей за убеждения и угрожающей (прямо или косвенно – не имеет значения) репрессиями, подразумевает, как следствие, и право на жизнь. Право же на жизнь без права на выезд или эмиграцию даёт неограниченные возможности формального отношения к этому дарованному Богом праву.  Контроль над выполнением этого права осуществить практически невозможно, если дело касается человека простого и ничем не примечательного.  Только люди широко известные во всём мире могут рассчитывать, что их право на жизнь будет гарантировано. Отрицание этого права нашими государственными институтами ставит непреодолимые препоны на пути мирного урегулирования многих международных конфликтов и, в конечном результате, отодвигает принятие договора по всеобщему и полному разоружению. По тому, насколько советское руководство бескомпромиссно в этом вопросе, можно подумать, что для партийной и государственной верхушки СССР выезд советских граждан за границу является более важным, чем даже возможность возникновения новой войны. Доверие заслуживается делами. И до тех пор, пока коммунистическая бюрократия на деле не докажет соответствие своих слов с делами, до тех пор смешно требовать от других правительств веры в искренность любых внешнеполитических актов советского государства.
529
Не «белые пятна», а «чёрные дыры» истории.
530
Пример – это когда следуют ему, а не говорят о нём.
531
Что привело нашу страну к предкризисному, а, скорее всего к кризисному, состоянию? Ошибки и преступления или же достижения и успехи? Неужели до сих пор необходимо объяснять общечеловеческие истины, что смерть одного невинного человека уничтожает добрые дела миллионов людей, не поднявших свой голос в защиту этого человека. Более того, молчание этих миллионов в тот момент, когда совершается несправедливость и преступление, автоматически выводит их из рядов людей честных, в независимости от того, чем они руководствовались при этом: трусостью, чувством самосохранения или желанием спокойно прожить оставшуюся жизнь.
532
Дурак до грубости; грубиян до глупости.
533
Слава Богу, что у дурака не хватает сообразительности выдавать свою глупость за философию.
534
Дурак хорош тем, что он никому не завидует.
535
Интересная и мало ещё кем замеченная закономерность существует в действиях, словах и поступках человека честного и человека лживого. Человек честный, пусть он даже не обладает всей полнотой информации, никогда не напишет ни одного слова, которое можно было бы истолковать как обман. Честный человек пишет, исходя не из конъюнктурных замыслов и личных интересов, а исходя из своих чувств, своего опыта, своего чувства справедливости, которые никогда не подводят в принципе. Лжец же, обладай он даже информацией всех телеграфных агентств мира, никогда не напишет ни одной честной и не запятнанной ложью мысли. Даже такая информация, напечатанная в газетах 9 мая 1945 года, как «Мы победили!», в устах лживого человека звучит в высшей степени лживо. Во-первых, он-то как раз и не победил, а во-вторых, - он-то в душе как раз и считает себя потерпевшим поражение. Цели, идеалы лжеца всегда и во всём  противоположны идеалам и целям честного человека. Поэтому, там, где для честного человека победа, для лжеца – обязательно поражение. Но лжец потому и живуч в политике, экономике, общественной жизни, литературе, искусстве и других областях человеческой деятельности, что он первый пользуется плодами победы , а человека честного, а значит и скромного, оттесняет н а третьи роли. Более того, чтобы обезопасить себя, он делает всё от него зависящее, чтобы уничтожить (лучше физически) тех, кто старается разоблачить его ложь, пользуясь при этом всем набором изощрённейших средств и методов, изобретённых иезуитами всех времён и народов. Прежде всего, обвинения честному человеку выдвигаются в том, в чём он виноват сам. Это выглядит естественней, да и не требует богатой фантазии, которой у него, как правило, нет. Да, лжецы – страшные люди. Нет для них ничего святого. Ради личной выгоды, цена которой - копейка, они пожертвуют честью, свободой и даже жизнью тысяч, миллионов людей, а родину продадут и дешевле. И продадут они её не потому, что это их родина, а потому, что это – наша родина. Своей родины у них быть не может. Ибо, зачем им родина,  если им нужно всего лишь Корыто.
536
Мёртвые добрые уже давно умерли, а мёртвые злые – никогда и не умирали.
537
Никто и не заметил, что у него собственная глупость была заменена чужим умом.
538
Не всё то глупо, что удачно начинается, но то глупо несомненно, что удачно заканчивается.
539
Никогда не ищите оправданий глупости.
540
У глупости гордость всегда, рано или поздно, превращается в кичливость, спесь и чванство.
541
На земле не существует и двух человек, которые мыслили бы идентично, но зато наша планета переполнена людьми, которые, совершенно одинаково, не способны ни на какую мысль.
542
Он был настолько глуп,  что даже не помнил нанесённых ему оскорблений.
543
Если бы глупость приносила доход, то в мире никогда не существовало бы нищеты.
544
Дурак из будущего никогда не станет умным человеком самого далёкого прошлого.
545
Дураки разнообразят мир, можно даже сказать, что они в некоторой мере украшают его, принося определённые материальные блага обществу, но они, к сожалению, не становятся от этого умнее.
546
Вечная мерзлота глупости.
547
Бескомпромиссный дурак.
548
На «вы» с разумом.
549
Не надо делать умное выражение лица. Оно вам не идёт.
550
Человек – циркач, обречённый на неизбежные свистки с партера.
551
 Человек не может выиграть, он может лишь на время отыграться.
552
Человек никогда не выберется из дебрей своих мыслей, он и умрёт в потёмках своего ума.
553
Человек не может быть достоин плодов своего труда.
554
Люди! Во имя всего существующего – будьте людьми. Не служите «измам», служите собственным интересам, которые намного человечнее самого гуманного учения.
555
Человек – альфа и омега  всех несчастий и несправедливостей, существующих и существовавших на земле. Да здравствует человек!
556
Идеал человека – человек мыслящий критически, не взирая на лица и мнения и отдающий отчёт только своей совести.
557
Для того чтобы знать, каким будет человек через тысячу лет, достаточно знать, каким он был тысячу лет назад.
558
Говорить об административном руководстве в противовес партийно-политическому, значит теоретически признавать двухпартийную систему нашего общества, которой на практике, конечно, не существует. Более того, это алогично и лживо. Любой администратор, занимающий более или менее высокий пост – член партии.
559
Социалистическое общество – общество неограниченной анархии. Всё, на что способен Госплан – это манипулирование с простыми арифметическими действиями, где умножение и деление уже становятся элементами высшей математики.  О каком планировании, тем более научном, может идти речь, если министерства не могут запланировать, а тем более проконтролировать свои директивы даже на день вперёд? Любое долгосрочное планирование – чистейшей воды фикция.
560
Логика поступков требует одинакового отношения к палачам, предателям и убийцам. Вот почему я считаю безнравственным подходить с двумя мерками  к фашистским преступникам, запятнавшими себя убийствами ни в чём не повинных людей во время второй мировой войны и к коммунистическим преступникам, виновных в массовых репрессиях против собственного народа.
561
«Советская власть урожай любит» ( А.П. Платонов, «Чевенгур» ), но не любит пахать, не умеет этот урожай вырастить и не разрешает это делать тем, кто землю любит и умеет её обрабатывать.
563
Почему раньше большинство коммунистов были застрельщиками всего нового, передового, а сейчас коммунисты в своём большинстве являются тормозом перестройки.
564
Для кого перестройка, а для кого – новая дорога к старым кормушкам.
565
Смена караула у корыта.
566
С современными коммунистами, занимающими высокие посты в государстве, происходит не перестройка, а постепенное перерождение из авангарда в обскурантов и ретроградов.
567
Что такое перестройка? Ещё одна группа власть предержащих партаппаратчиков, весь смыл жизни которых, который они, кстати, и не скрывают, вдоволь нажраться до отрыжки, до утяжеления век и ожирения мозга.
568
Эмоциональные люди, как правило, люди честные, хотя иногда и ошибаются. Компетентные же – приспособленцы.
569
Блюдолизы могут быть талантливы, но не могут быть гениальны.
570
«Заслуга» фашистов заключалась в том, что они укрепляли в народе веру в идеалы коммунизма, а коммунистические мародёры эту веру подрывали.
571
В истории правда о строительстве Магнитки и Днепрогэса и правда о расстрелах миллионов ни в чём не повинных людей пишется одними чернилами. В истории просто не может быть разноцветных чернил.
572
Я принимаю на себя все ваши ярлыки, кроме ярлыков, затрагивающих мою честь и достоинство.
573
Принимать планы на 20 лет – значит, загонять теорию и практику построения социализма в очередной тупик.
574
Человек – загадка, его дела – отгадка.
575
Человек даже о высоких материях мыслит посредством примитивных чувств.
576
Единственное во что я не верю, так это в людей.
577
Жалость к преступнику, убийце безрассудна, потому что не вызывает сочувствия даже у преступника, осуждённого на смерть и помилованного.
578
Жалость унижает не только любовь, но и человека.
579
Закономерность в том, что её не существует.
580
Грязная лужа реализма.
581
Я не знаю, что трудней: мыслить логически или отвлечённо. Но то, что между этими двумя формами мышления нет ни одной точки соприкосновения – в этом я уверен.
582
Одно богатство не имеет критической массы. Чем его больше, тем меньше возможность взрыва.
583
Чем больше богатых, тем больше бедных.
584
Скажите мне, сколько в этой стране миллионеров, и я скажу, сколько в ней нищих.
585
Совместимо ли богатство и молодость?
586
Спешите стать богатыми, не то не успеете все, не спеша потратить.
587
Чтобы не замечать роскоши, надо минимум десять лет прожить в нищете.
588
Нищета всегда самоуверенна.
589
Нищета, если ей не знакомо чувство самолюбия, никогда не наряжается, но нет такой нищеты, которую не пытались бы нарядить коммунистические Потёмкины.
590
Дети примут из рук отцов омытое их кровью знамя и…понесут его своим путём.
592
Наследники ценностей кончают нищетой, наследники дел кончают безумием и только наследники идей и целей ничем не кончают.
593
Вера – надёжный приют для слабых духом и неприступная стена для духом сильных.
594
В борьбе веры с сомнением победительницей всегда выходила выгода.
595
Уверенность страшит, вера успокаивает. Мы уверены только в неизбежности смерти, поэтому мысли о загробной жизни в какой-то мере сглаживают острые углы страха перед пустотой и неизвестностью.
596
Когда стараются убедить, то должно сомневаться.
597
Верь в свою звезду. Даже если  ошибаешься – ты в выигрыше.
598
Велик тот человек, которого не разочаровывают тысячи неудач, который уверенно встречает все превратности судьбы, твёрдо веря, что будущее за ним, что его слово – последнее.
599
Недостаточно быть уверенным, надо ещё и знать.
600
Уверенность – это вера не только в свои  силы, но и вера в сою судьбу.


Рецензии
"Ложь, в которую веришь, становится правдой." - Воистину!

Потому что разница между правдой и ложью в нашем многомерном мире всегда вависит от месторасположения оценивающего. Теория относительности в полный рост - нет независимого наблюдателя или оценщика.

Александр Альбов   12.10.2011 23:24     Заявить о нарушении
Александр, спасибо за комментарий. Да, «независимого наблюдателя или оценщика» пока нет, но ведь не может того быть, чтобы его не было в принципе! Должен же он когда-то появиться и все расставить по своим местам, переименовав теорию относительности в аксиому справедливости.
С уважением

Владимир Руссь   13.10.2011 09:22   Заявить о нарушении
ИМХО не может его быть. Может быть "локальная правда" справедливая для "здесь и сейчас" и смешная и непонятная для "когда-то и не здесь" и это не хорошо и не плохо. Мир меняется.

Александр Альбов   13.10.2011 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.