PRO DOMO MEA - 601-1000

601
Наконец-то В.В. Щербицкий получил орден Ленина на свой день рождения. Чтобы как-то оправдать столь высокое доверие он ничтоже сумняшеся ввел карточки на сахар. Такого ещё не было. Осталось получить в подарок Героя Социалистического Труда к следующему юбилею и ввести карточки на хлеб, соль и спички. Чем же всё-таки мотивируется столь непопулярная у населения мера?  А всё очень просто. Борьбой с самогоноварением. Гонят, мол. Многие. Мне выдали также карточку с приглашением, хотя я самогона не гоню. Правомерна ли такая мера, даже если, действительно, гонят? Для любого честного человека здесь нет никакой дилеммы. Вводить карточки на сахар для девяти человек, если гонит один – безнравственно. Не менее безнравственно вводить карточки и для одного человека, если гонят девять. Карточки – это роспись в нежелании думать, работать, отвечать за порученное дело. Ведь куда легче ввести карточки, чем принять действительно разумные меры для борьбы с самогоноварением. И ещё. Карточки ни в коей мере не пресекут пьянство и самогоноварение. Более того, они обострят эти проблемы и привнесут многие другие, с которыми также предстоит организовывать борьбу, но за карточки, естественно, никто не ответит, как никто не ответил и за рост алкоголиков и самогонщиков. Карточки, как это уже проверено коммунистической практикой предыдущих десятилетий, ; это рост спекуляции, воровства, обмана и других «прелестей» развитого социалистического общества.
602
Если человек говорит глупости в узком кругу или тет-а-тет, то его глупость никогда не спутать с умом и глубиной мысли, но когда та же глупость выносится на суд миллионов, то очень легко выскочить если не в гении, то в вожди уж непременно.
603
Советский народ с уверенностью смотрит в будущее, но с ужасом оглядывается в прошлое.
604
Вера в свои силы – это ничто по сравнению с уверенностью в своих возможностях
605
Уверенность порождает смелость.
606
Лучше быть уверенным в плохом, чем сомневаться в хорошем.
607
Быть уверенным в своей цели куда важней, чем в своей силе.
608
По прошлым заслугам людей уважают, но ни в коем случае не ценят.
609
Прошлые заслуги на современной почве порождают тиранию.
610
Смертельный риск, основанный на вере в собственную судьбу – вот крайняя степень смирения.
611
Риск – трусость, трусость – неуверенность.
612
Риск требует даже большей свободы выбора, чем вера.
613
Вопрос: Почему во времена культа личности людей уничтожали в открытую, а доклад Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС до сих пор закрытый?
614
В «Книжном обозрении» № 14 за 1988 год опубликован короткий рассказ Л. Разгона «Меценат» о временах приснопамятных архипелага ГУЛАГ. Большое спасибо редакции. По капле просачивается правда и недалёк уже тот день, когда, прорвав шлюзы, дамбы и другие преграды хлынет она на вольный простор нашей интеллектуальной жизни, затопляя не только острова, архипелаги, но и целые материки лжи, злобы, подлости и ненависти. Ещё раз большое спасибо, но… Боже, почему мы не можем никогда обойтись без этого «но»? А, может, так оно и лучше, справедливей, жизненней? Какая это жизнь без «но»? Скорей прозябание, а не жизнь. Так вот. Давайте проведём следующий эксперимент.  В текст рассказа вставим вместо фамилии майора Выползова фамилию штандартер-фюрера СС Отто Дикмана. И закончим рассказ так же: «…дослужился до большой полковничьей пенсии и, не потеряв нисколечко вкуса к жизни, к изящному, к искусству, вероятно, и сейчас ещё живёт в хорошем, заранее где-то на юге построенном доме, полном красивых и дорогих вещей. Бог с ним!» Чувствуете разницу? Нет? Я тоже. Разницы нет. Убийца, будь он коммунист или фашист, ; только убийца.  «Бог с ним!» тут не должно пройти. А если пройдёт, то наши дела плохи. Нюрнберг для майоров и капитанов Тарасюков и Выползовых, а также маршалов и генералиссимусов, крёстных отцов  этих подонков под эгидой преступного государства, должен быть так же неотвратим, как он стал и для фашистских палачей и извергов. Иначе история сделает свой очередной виток, но уже на более высоком качественном уровне. А что это такое – не мне объяснять. В новых исторических условиях нам концентрационные лагеря уже не понадобятся. Хватит одной братской могилы, одной на всех. Для всего человечества.
615
На красном знамени кровь не видна.
616
Природа убивает человека потому, что не знает, что человеку хочется жить; человек же убивает себе подобного потому, что знает, что нет ничего ценней жизни.
617
Из тысячи видов решений надо выбрать одно. Нет, не полезное. Безопасное.
618
Промолчать – оправдать, оправдать – повторить.
619
Если бы у людей не существовало убеждений, то истории тоже не существовало бы.
620
Лучше идеологическая борьба, чем жизнь без борьбы вообще.
621
Разве существует на свете что-либо более азартное, чем идеологическая борьба.
622
Идеологическая борьба – единственный сдерживающий барьер перед термоядерной войной, а, значит, и перед возможностью полного уничтожения человеческой цивилизации.
623
Я не могу позволить себе роскошь так часто менять свои убеждения.
624
Увлечения могут меняться, но не убеждения.
625
Изменил своим убеждениям и … остался без убеждений вообще.
626
Имел такие укоренившиеся взгляды, что не мог их даже отстаивать.
627
Развивать идеи и распространять ложь и клевету совсем не одно и то же. Это надо помнить особенно хорошо идеологам и политикам. Если политик и  может  извлечь изо лжи хотя бы временную пользу, то на идеологическом фронте даже незначительная клевета неизбежно принесёт полное поражение.
628
Борьба с идеологическим врагом приемлет все мыслимые средства, но только не обман собственного народа.
629
Идеологическая борьба при закрытых дверях, зашторенных окнах и блистающих витринах – на это способны только коммунисты.
630
Как бы гениален ни был человек – ему должно повезти.
631
Золото необходимо для достижения истины (это – единственное его правильное употребление), слава – путь к  достижению богатства, удача – средство для достижения славы.
632
Удача – это нечто таинственное (но не ум), позволяющее избежать случайностей.
633
Четыре стены успеха.
634
Любое общество не может не строить, не двигаться вперёд по пути прогресса. Это – всеобщий закон. Но бывают такие общественные системы, в которых наряду с техническим прогрессом существует регресс нравственный, отбрасывающий его население на десятки и даже сотни лет назад. В таком обществе любая научно-техническая победа, любой технологический прорыв существуют сами по себе, вне всякого контекста с нравственностью, этикой и моралью. Считать эти победы величайшими, нет никаких оснований, т.к. невозможно объяснить, что произошло бы, не будь оклеветан один, заключён в сумасшедший дом другой, расстрелян третий и четвёртый.  Невозможно объяснить, но можно суверенностью сказать, что та «величайшая победа» была бы незначительным эпизодом в общей картине того общества, где царствовал бы в действительности освобождённый труд.
635
Пощёчина бывает во сто крат
Полезней производственных затрат
На воспитание достоинства и чести,
И уж куда она полезней пошлой лести.

Хоть здравый смысл трактует,
Что она не аргумент,
Но в жизни каждого из нас
Случается момент,
Когда слова теряют всякий смысл,
И вот тогда пощёчина опережает мысль.

Мораль:
 кто тут прав, кто виноват?
Так в шахматах.
Пощёчина здесь хамству ставит мат.
636
Быть оригинальным – это, значит, быть самим собой.
637
Хоть ложное мнение, но – своё.
638
Стоит только человеку поступить сообразно своим желаниям, как его тут же провозглашают сумасшедшим.
639
Хочу, чтобы меня обвиняли в оригинальности.
640
Жить среди подлецов и слыть оригинальным. Не значит ли это быть честным, добрым, справедливым и добродетельным?
641
Оригинальность? Да, но только в том случае, когда карманы пусты.
642
Богатый и счастливый человек не может быть оригинальным по определению. Банальность – вот его удел.
643
Молчи, но не раньше, ни в коем случае не раньше, чем успеешь доказать, заставить поверить в свой ум.
644
Заместитель прокурора С. Крынин (см. «Литературная газета» № 13 от 30.03.1988) обвиняет журналистов, пишущих судебные очерки, в элементарной юридической неграмотности. Они, мол, вместо «дело прекращено» пишут «закрыли дело». Да, обвинение в некомпетентности в последнее время стало модным. Особенно из уст тех, кто компетентностью отродясь не обладал. Хочу заметить, что именно «компетентные прокуроры, судьи и адвокаты» доводили невиновного человека до высшей меры, а виновного в тысяче смертных грехов возводили на пьедестал непогрешимости. И нет здесь никакого обобщения. И тот, кто пытается спрятаться, уйти от обвинений, предъявленных фактами, боится не обобщений, а конкретных своих слов и дел. Никто не заставит и тем более не убедит честного человека в том, что судьи, приговорившие честного человека к смерти, неподкупны. Одна невинная жертва, один несправедливый приговор даёт мне право заявить: наше правосудие не имеет права называться ПРАВОсудием. Такое обобщение ни в коей мере не обвиняет честных следователей, прокуроров и судей, но оно бросает на них тень, задевает их честь и честь их мундира. И их первейший долг не выискивать ошибки у журналистов, а безжалостно изгнать из своей среды тех, кто опозорил честь их корпорации. Всё это элементарно. И мне жаль, что приходится это объяснять некоторым грамотным и компетентным слугам Фемиды, превращающихся в её холуёв под напором князьков-удельщиков. Холуй же, окончи он хоть десять университетов, компетентным быть не может, и это – аксиома. Ибо компетентный человек ищет истины (в социальном плане – это обратная сторона справедливости), а холуй – только личной выгоды.
Е. Мысловский жалуется, продолжая начатую тему, что у них в правоохранительной системе люди разные. Я не могу понять, что тут плохого? Ведь это хорошо, ведь это прекрасно. Плохо не то, что люди разные, а беда в том, что люди лживые и коррумпированы до мозга костей. Люди должны быть разными, на то они и люди, а не утюги. Ложь же делает из юриста недочеловека, что гораздо хуже, чем быть зверем. В условиях гласности и демократии не требуется никакого мужества при принятии собственного решения, если оно, конечно, принимается на основании таких нестареющих моральных критериев, как честность и искренность. Только в этом случае, даже ошибочное решение не приведёт к необратимым процессам, последствия которых уже начинают обрушиваться на нашу правоохранительную систему. Мужество же лжи всегда называлось, да и сейчас называется, наглостью, подлостью и хамством. Это тоже общеизвестная истина.  Я, конечно, понимаю, что это гипербола, когда Е. Мысловский называет следователей самыми страждущими и бедными людьми на нашей планете. Но неужели следователь завидует, может завидовать явно оклеветанному человеку, сидящему напротив?
Е. Мысловский: «И почему о хороших следователях перестали рассказывать? Где же объективность?». О хороших следователях рассказывали 70 лет без перерыва на обед и сон. И не только рассказывали, но и награждали, выдвигали, повышали. Что из этого получилось – видно невооружённым глазом. А объективность, о которой так печётся Е. Мысловский, в том и состоит, чтобы говорить об отклонениях от закона, чести и морали. Доброе дело не нуждается в рекламе, а награду оно носит в себе самом. Если же человек требует себе орден, подкрепляя своё требование ссылками на объективность и справедливость в своём собственном её понимании, то в ста случаях из ста он в лучшем случае необъективен, а после того, как обозреватель «ЛГ» зачитал письмо Генерального прокурора СССР, то и лжив.
И ещё раз об эмоциях, которых так боится Р. Попов, которые, мол, берут верх над здравым смыслом. Тут надо напомнить тов. Попову, что эмоции – это чувство справедливости народа, который только через них и с помощью их может прийти в общество здравого смысла.
  645
Молчание всегда одинаково, но как разнообразна его цена.
646
Чем дороже стоит молчание, тем суровее наказывается болтливость.
647
За молчание никогда не жалко переплатить.
648
Невозможно найти верную дорогу сразу. Заблуждаться, блуждать и, наконец, найти – вот самая верная дорога.
649
Всё новое всегда начинается с крайностей.
650
Да, было время не простое,
Застолий время и застоя,
А перед этим было… Боже!!!
И вряд ли кто нам здесь поможет.

Лишь после съезда мы узнали,
Что тридцать лет у нас украли,
А перед этим крали тоже.
О, вряд ли кто нам здесь поможет.

А был ещё и культ с войною,
Всё было со страной родною.
Как много мы не понимали
И всё на веру принимали!!!
И имя Сталина, вождя-тирана,
Священней было нам Корана.

Ему на смену хвастунишка
Пришёл и правил, как мальчишка.
Довёл страну почти до ручки,
Но снят был за такие штучки.

А завершил всё это тот,
Кто звёзды вешал каждый год
Себе за мнимые заслуги
И тем, кто с ним в одном был круге.

Да, было время не простое!
Пришла пора нам из застоя
Рвануть в неведомые дали…
Сейчас свободу, вроде, дали.

Завоевал себе почёт
Открытый Марксом хозрасчёт.
Так много правды мы узнали,
Что лучше бы её у нас украли.

 Опять не всё мы понимаем,
Слова на веру принимаем.
А если, вдруг, не то опять,
А если не вперёд, а вспять?

И вновь останутся в накладе
Простые Веры, Любы, Нади!
651
Не обладай человек желаниями, были бы невозможны пристрастия и вкусы.
652
Мечты бывают только возвышенные, желания же всегда низменные.
653
Человек испытывает потребность только в том, что желает. И наоборот. Человек желает только то, в чём испытывает потребность.
654
Потребности человека зависят от возможностей их удовлетворения. Они или бесконечны, или ограничиваются до минимума.
655
Начну с банальной истины. Одна из основных задач газеты состоит в правдивом, объективном и оперативном отображении и, если необходимо, комментировании фактов и событий. Более того, задача эта является святой обязанностью прессы любого общества, считающего себя демократическим и свободным. Нарушение этого принципа наносит вред не столько репутации самой газеты, сколько обществу. Правдивое и оперативное отображение событий пресекает в корне распространение слухов, которые всегда на руку любителям половить рыбку в мутной воде. Так кто же виноват в том, что после взрыва на шахте «Ясиноватая-Глубокая» распространяются слухи о сотнях жертв? Или редакции это не касается? Пусть им говорят! Неужели гласность, тем более в таком важном вопросе, только на словах? Пора уяснить раз и навсегда, что скрытая правда – это та же ложь. Неужели не понятно, что первый вопрос, возникающий при любых катаклизмах, авариях, катастрофах и несчастных случаях, это: «А сколько пострадало?». И тот, кто в состоянии на него ответить, но не отвечает, играет на руку тем, кто удовлетворённо потирает ладони, радуясь распространению самых  нелепых и фантастических слухов и сплетен. А говоря более обще, люди скрывающее истинное положение вещей за грубой завесой лжи, компрометируют не только прессу как таковую, но и всё наше общество, тем более что жертвы за рубежом подсчитываются самым тщательным образом.
656
Кризис в экономике у нас давно закончился. Началась гражданская война.
657
Весь ужас, весь трагизм создавшегося положения в управлении экономикой состоит не в том, что на командных высотах удельных ведомств утвердились администраторы и бюрократы, которым и дела нет до порученного им участка работ, а в том, что каждый из этих столоначальников является членом той партии, которая уже традиционно является умом, честью и совестью нашей эпохи. Если продолжать логически развивать метафору, то получится, что партии, как таковой, не существует у нас уже более шестидесяти лет.
658
Желание в природе человека.
659
Потребности прямо пропорциональны средствам.
660
Люди стыдятся своих желаний. Значит ли это, что желания эти в своей основе безнравственны?
661
Кто пытается обогнать свой век, тот приходит к финишу последним или вовсе не приходит к нему.
662
Разногласия всегда должны подразумевать уважение к противнику. Конец разногласий рождает или ненависть или зависть.
663
Сознание дано человеку для того, чтобы он мог додуматься до самых фантастических средств для спасения своей жизни.
664
Саблезубые тигры вымерли потому, что они были вооружены таким страшным оружием, как клыки.
665
Если человечество до сих пор не погибло, то лишь благодаря своей интуиции, а не знаниям и случаю.
666
Терпеть унижение от своего врага ничуть не унизительно.
667
Ни одна минута унижения не изгладится в гордой душе.

668
Умей молча переносить самые тяжёлые и постыдные моменты унижения. В противном случае у тебя не будет возможности отомстить за них.
669
Кто терпит унижения, тому ничего не стоит претерпеть собственное рабство и оправдать любую тиранию.
670
Я никогда не обижаюсь, когда кто-либо пытается доказать свою несомненную гениальность.
671
Частная собственность породила государство, общественная собственность превратит, и уже превращает, его в бесформенную массу – амёбу.
672
Пока существует ревность, будет существовать и частная собственность.
673
Уничтожить частную собственность – значит, уничтожить свободу.
674
Благоухание собственности.
675
Только ханжи и лицемеры хвастаются своими заслугами.
676
Ссора друзей ужасней по своим последствиям, чем самая опустошительная война.
677
Где та универсальная тока отсчёта, от которой всё берёт своё начало, благодаря которой ничего не стоит на месте? Существует ли она?
678
Осколки королевств и царств порождают республики.
679
Государство, в котором жизнь ценится по зарплате – антинародное государство.
680
Пусть государство обеспечило людям золотой век, решило все проблемы и ликвидировало малейшие проявления неравенства и несправедливости, но если это государство вызывает недовольство или критику хотя бы одного человека, то это государство ещё далеко от совершенства.
681
Государство не должно иметь прав (у него перед народом только обязанности), кроме права требовать выполнения законов.
682
Семья никогда не допустит уничтожения государства.
683
Если государство спекулирует трудом, то оно не остановится и перед спекуляцией верой, мыслью, совестью, свободой и даже кровью.
684
Общество и личность – непримиримые враги.
685
Личное благосостояние каждого трудящегося – это та лакмусовая бумажка, по которой определяется благосостояние общества в целом.
686
Останавливаться на мелочах – необходимое условие для того, чтобы подчеркнуть главное.
687
Перестали бояться – перестали уважать.
688
Я бы всех любил и уважал, будь у меня плохо с памятью.
689
Когда люди соглашаются со мною – я вижу, что не прав.
690
Всемирное братство приведёт человечество к гибели.
691
О каком сплочении коммунистов может идти речь, если вся власть полностью, без единого исключения, находится в руках беспартийных.
692
Сплочение людей, стоящих у власти в странах демократии, а не международного коммунистического движения – вот вопрос вопросов.
693
Лучше пошлые слова, чем пошлые мысли.
694
Цинизм и пошлость будут существовать до тех пор, пока будет существовать прекрасное и наивное.
695
Пошляки – это люди, не выполняющие своих обещаний.
696
Мне остаётся одно: жениться и сделаться циником.
697
Циники – это люди, поставившие когда-то любовь, веру в людей и дружбу на слишком высокий пьедестал.
698
Незаурядность и хамство – кошмарное сочетание.
699
Прав, кто виноват.
700
Главное – найти оправдание перед собственной совестью.
701
Единственной стеной, сдерживающей безнравственные человеческие поступки, должна быть совесть.
702
К любой вершине дорога ведёт через трясину сделки с совестью.
703
Есть ещё совесть в пороховницах!
704
Жернова совести истирают только большие сердца.
705
Для многих найти компромисс с собственной совестью – это уже не останавливаться перед обманом и не задумываться перед предательством.
706
Великие открытия делаются сидя в ванне.
707
Открытия делаются случайно, ошибки же – объективны.
708
Никакая радость не сравнится с радостью прозрения.
709
«Эврика!». Не в этом ли слове заключён весь смысл недолгой человеческой жизни.
710
Человек, который не боролся, не страдал, и не искал, лишён счастья произнести, в ванне сидя, магическое слово «Эврика!».
711
Из чего, интересно, была сделана ванна Архимеда?
712
Лучше быть рабом, но независимым материально, чем свободным, но зависимым морально.
713
Полностью освободиться от материального рабства – невозможно, полностью освободиться от моральной зависимости – необходимо.
714
Люди, имеющие твёрдый взгляд на вещи, очень часто, если не всегда, поступают опрометчиво.
715
Нет такой точки зрения, с которой на всё можно было бы смотреть без искажения.
716
Среда развращается человеком, а не человек развращается средой.
717
Человечество до сих пор бы рубило деревья каменным топором, если бы не личная заинтересованность.
718
Личная заинтересованность полезна, она просто необходима, но от этого она не перестаёт быть отвратительной и гадкой.
718
Это слишком интересно, чтобы быть непонятным.
719
Моя работа – это моё хобби.
720
Интересоваться нечем, а вот подивиться есть чему.
721
Из-за чрезмерного любопытства был потерян рай.
722
Интерес – это ярко выраженные способности или ещё не проявившийся в полной мере талант.
723
Гнев – высшая степень возмущения. Гнев всегда обоснован, но не всегда полезен.
724
Единственный и самый верный способ не быть обманутым, не верить даже правде.
725
Недоверчивость родная дочь вражды.
726
Человек, если он боится друзей, прежде всего не доверяет себе.
727
Я, конечно, согласен, что врач одна из самых гуманных профессий (но не гуманней профессии землепашца), я уверен, что врач одна из самых благородных профессий (но не благородней профессии хлебороба). Врач, само собой, разумеется, спасает людей, но, к сожалению, не от смерти, а всего лишь от смерти преждевременной. Крестьянин же не даёт человеку умереть, он своим трудом гарантирует ему вечную жизнь на нашей земле,  а это – главное.
728
Человек не может не выполнить того, что ему предназначено.
729
Свобода покупается временем, а не завоёвывается кровью.
730
Свобода – это возможность борьбы за свои права, интересы, мечты, желания.

731
Там, где свобода личности, политики не существует, там, где общественная свобода, но нет полной свободы личности, возникает политика, а для политики, как известно, интересы государства всегда выше интересов отдельного человека.
732
Я признаю только одно слово. И это слово «свобода».
733
Народу нужно дать свободу, чтобы он сам мог выбрать себе рабство по вкусу.
734
Полная свобода и независимость невозможны для человека.
735
Материальное рабство – необходимое условие свободы духовной.
736
Идеал свободы: иметь в голове свои мысли, а в кармане – свои деньги.
737
Там, где существуют законы, направляющие литературу и искусство, там не может быть свободы.
738
Один замок обходится свободе дороже, чем тысячи концентрационных лагерей обходятся тирании.
739
Я не вижу свободы, значит, её нет.
740
Пожалуй, только Адам мог похвастаться самостоятельностью, и то лишь в начальный период своей жизни.
741
Путь к свободе проходит через липкую долину лицемерия. Любой человек, идя по ней, будет немедленно поглощён грязью и тиной. И только гению в силах достичь берега, проложив едва заметную тропинку, по которой впоследствии пойдут миллионы людей.
742
Исходя из собственного опыта, я пришёл к выводу, что многие международные политические обозреватели гораздо тяжелей на подъём в любом прогрессивном деле, чем даже некоторые политические деятели, по заказу которых они пишут свои статьи и высказывают «своё» мнение. Вот и сейчас, читая заметку политического обозревателя газеты «Правда» Виталия Коринова «Кому это надо?» я нахожу прямое подтверждение своему убеждению. Например, В. Коринову кажется странным, что президент США Р. Рейган ставит расширение взаимного обмена информацией между СССР и странами Запада в прямую зависимость от отношений к книгам Александра Солженицына. И ему совсем не странно собственное заявление, что «советские люди сами лучше разберутся в том, что им читать». Не буду говорить о всех советских людях, хотя у меня есть больше к тому оснований, чем у тов. Коринова, а о себе скажу. Лично я не в состоянии разобраться читать ли мне Солженицына или нет по той простой причине, что книг этого автора нет на прилавках (и под прилавками) советских книжных магазинов. Более того, я считаю, что раз мне не предоставляют этой возможности, то читать-то как раз и стоит. Тысячи примеров нашей недавней истории подтверждают тот факт, что там, где народу что-то запрещается, в том числе и читать то или иное произведение,  то именно оно и является тем самым   произведением, которое ему (советскому читателю) больше всего и необходимо. А те произведения, которые печатаются миллионными тиражами, рекламируются всеми средствами массовой информации и за которые присуждаются Ленинские премии, как правило, совершенно того не заслуживают. Пример тому «Воспоминания» Л.И. Брежнева, написанные, кстати, А.А. Аграновским. По какому праву В. Коринов решает за меня, что мне читать, а что не читать? Тем более, что сам он, уверен, книги Солженицына прочёл (хотя ему, как раз, можно было и не читать). Так по какому такому праву некоторым можно читать то, что другим нельзя? Что я меньше патриот, менее благонадёжен или более неблагонадёжен? Если самозванные «запретители» так считают, то спешу их в этом разочаровать. Считаю себя человеком честным по той простой причине, что в книгах Брежнева не нашёл ничего выдающегося и считаю их посредственным чтивом, которое нисколько не соответствует содержанию затронутой темы. Считай так В. Коринов, то ему никогда не быть тем, кем он сейчас есть. Я допускаю, что в книгах Солженицына есть антисоветские, антипартийные, антикоммунистические и антисоциалистические высказывания, что запрещено нашей Конституцией. Но ведь вся наша официальная политика, и это хорошо известно, на протяжении десятилетий проводила в жизнь самые бесчеловечные методы правления, которые тоже, мягко выражаясь, не совсем
 соответствовали нашему Основному закону. Но, несмотря на это, мы сейчас свободно говорим и пишем об этих нарушениях так называемой «социалистической законности», нисколько не считая их авторов лжецами и антикоммунистами. Поливать грязью произведение автора, которого никто не читал, безнравственно, даже если этот автор наш идеологический противник. Подобные инсинуации плохо пахнут и наводят, против нашей воли, на следующую мысль: раз мне запрещают читать что-то, значит кто-то чего-то боится. Лжецы и преступники всегда боятся  правды, больше они ничего не боятся. Сказок боятся только дети, которые для них пока ещё являются правдой. Логический вывод: боящиеся правды – лжецы и преступники.
Лживая книга сама себя разоблачает. Правду невозможно сделать ложью. Её можно оболгать, запретить, умолчать, но она так и останется правдой. На вечные времена! Ложь и всевозможные инсинуации легко вывести на чистую воду, надо только обладать честной и правдивой информацией, которая всегда найдёт путь к солнцу на суд беспристрастного читателя. Очень жаль, что мы пока ещё не обладаем ею в полной мере, потому что борзописцы типа В. Коринова приложили к этому не только свои руки, но и подлые, грязные, мелкие и трусливые душонки. Охаивая книги А.И. Солженицына и не давая нам возможности самим разобраться в их содержании и самим сделать окончательный вывод в их полезности или вреде, В. Коринов выступает не против Александра Солженицына, а за него. Таковы вот парадоксы политики, замешанной на лжи и вранье. Но если всё-таки в книгах  Солженицына и есть явная ложь, направленная на свержение существующего строя в СССР, то всё равно её следует напечатать, воспользовавшись при этом советом папы римского Григория IX, который заявил: «Разобрать недавно запрещённые книги по естественной философии и, тщательно устранивши и исключивши из них всяческие заблуждения, остальные части их допустить к изучению немедля и без опасений».
743
Вся их компетентность – всего лишь обладание закрытой информацией, которой, как истые дилетанты, они не в состоянии распорядиться и сделать из неё полезные для страны практические выводы. Все их прожекты на практике невозможны, а во многих случаях просто ошибочны,  вредны и преступны.
744
Прилагательное «демократичный», как ему и положено, имеет три степени сравнения. Что касается демократии, то она или есть, или ее нет. Золотой середины тут не существует.
745
Чем больше выбор, тем больше вероятность ошибки.
746
Синонимом словосочетания «необходимо выбрать» является в Советском Союзе словосочетание « я назначаю».
747
Когда речь идет о выборах, то глагол «выбирать» приобретает магический смысл, т.е. он теряет свое основное значение ; выбор лучшего. Во всей истории человечества никогда выборы не являлись окончательным и неоспоримым нравственным решением народа (я не говорю о честности выборов ; это совершенно отдельная тема), а всего лишь политическим самообманом, как избирателей, так и избираемых, с той только разницей, что избиратели всегда надеются на перемены, а избранные, добившись вожделенной цели, никогда не выполняют  своих предвыборных обещаний.
748
Дайте мне возможность в полную силу не только развивать, но и реализовать свои возможности.
749
Не отказывайтесь от возможного, даже если это в данный момент выполнить невозможно.
750
Людей можно заставить слушать, но никто не может заставить их верить.
751
Изобилие не обязательно планировать.
752
Лучше бесплановое изобилие, чем плановая нищета.
753
Невозможно, и даже преступно, планировать потребности человека.
754
Марксизм-ленинизм – философия для пролетариата.
755
Плюшкинская империя мёртвых душ.
756
На Украине не существует, и никогда не существовало, такого слова как  «оригинальность», его заменили слова: «измена» и «предательство».
757
Коммунистические Пугачёвы.
758
Раньше строили на века, сейчас строят для людей.
759
Нет, нам не нужен мирный, плавный, сладенький переход к коммунизму. Мы сметём ваш социализм силой, если не силой, то при помощи ума и хитрости.
760
Пока результаты труда или будь какой-то деятельности не станут явными и не приобретут единой системы оценок и измерений ( что, в принципе, невозможно), до тех пор не может быть и речи об удовлетворении всех потребностей человека по его способностям.
761
Коммунистическая правда.
762
Не боги коммунизм строят. Даже боги никогда не решатся на подобную авантюру. Лучше и легче создать новую землю и не за семь дней, а за десять минут, чем приняться за выполнение Программы КПСС.
763
У нас могут делать всё, но ничего для своего народа.
764
Чтобы построить коммунизм, надо превратить его из идеи в увлечение.
765
Для строительства самого справедливого, самого обеспеченного общества почему-то всегда не хватает рабочих рук, поэтому приходится пользоваться трудом рабов, заключённых, преступников и проституток.
766
Если бы меня спросили, кто заложил первый кирпич в здание социализма в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии, то я, не колеблясь, сказал бы: Гитлер.
767
Сила социализма в нежелании считаться с действительностью.
768
Коммунистический мутант.
769
Пятьдесят лет говорим о гуманизме, столько же о человеколюбии, а людей в десятиградусный мороз выставляем на улицу торговать мылом или садим у медицинских весов. И никому нет дела, что за восемь часов никто не купит ни одного бруска мыла и не взвесится.
770
В СССР мужчина и женщина абсолютно равны: и тем и другим платят за одинаковый труд одинаково мало.
771
В СССР мужчина и женщина равны в бесправии.
772
Прежде чем запускать космические корабли, надо научиться ровно клеить этикетки на банки.
773
Законы не просят исполнять. Их или нарушают или за их нарушение наказывают. Политическая дискуссия предполагает нарушение основного закона, но это нарушение не должно быть поводом к открытым или тайным репрессиям или же полного запрещения фракционной деятельности правящей партией и диктаторским правительством. Наказания требуют только те нарушения, которые прямо влияют на общественный порядок, нарушая единый ритм общежития, как то: хулиганство, пьянство, бандитизм, воровство. Если бы весь аппарат, содержащийся для борьбы с первым, был использован для последнего, это принесло бы человечеству куда больше пользы, чем мировая коммунистическая революция. Наказывать надо не за мысли, а за дела, не предупреждать надо, а учить на собственном опыте. Запрещайте  думать, запрещайте действовать, если это не угодно некоторым влиятельным кругам. Помните, запрет дышать принесёт меньше дурных последствий, нежели запрет думать самостоятельно.
774
- У нас никто не сможет стать Львом Толстым.
- Нет, не то что не сможет, а не разрешат.
775
С помощью врагов, при поддержке противников, с одобрения недоброжелателей, с разрешения реакционеров – к победе. Вот тактика, вот стратегия марксизма-ленинизма в действии. Эта доктрина непобедима, она не имеет себе равных, ибо она гениальна. Нужно быть слишком уверенным в своих силах, чтобы надеяться потушить пожар, поливая его бензином и засыпая его новые очаги сухим порохом.
776
Раньше была дуэль, теперь – сумасшедший дом.
777
Значение социализма в том, что он объединил легион предпринимателей в одного собственника всех материальных ценностей – государство.
778
Гнилую стену предрассудков следует начать ломать с гранитной Кремлёвской стены.
779
Ещё один шаг на пути к коммунизму приведёт народы социалистического лагеря к полному уничтожению свободы.
780
Ветер странствий! Куда он нас только не заносил, даже в коммунистическом обществе приходилось бывать.
781
Для чего вы разбираете Пантеон? А мы хотим построить из его камней коммунистическое здание.
782
Люблю точность: призраки – это же тени умерших, а не ещё не родившихся. Поэтому точнее было бы так: зародыш бродит по Европе…
782
Взрыв продолжительностью пятьдесят лет.
783
В Советском Союзе нет законов, ибо законы эти никем не исполняются.
784
Новый капитан – новая команда, новый маршрут, новый устав.
785
Капитализм боится будущего, социализм боится всего – прошлого, настоящего, будущего, но больше всего он боится, конечно, прошлого.
786
Зачем ещё что-то обещать, когда можно просто запланировать.
787
Всё, что делается в Советском Союзе, делается с единственной целью – разъяснить трудящимся значение очередного свершившегося «исторического события».
786
Социалистическая система шита белыми нитками, да и нитки-то гнилые.
787
Империализм в идеализме заинтересован больше, чем коммунизм – в материализме.
788
Обычные советские приказные формулировки: «трибунал и штрафной батальон», «судить и в ссылку». Зачем, спрашивается, вся эта волокита с трибуналами и судами?
789
Сила Советской Армии в том, что её командирам и военачальникам никогда не надоест видеть, как умирают солдаты и плачут матери этих солдат.
790
Кто борется против ревизии своих идей, тот явно обанкротился.
791
Не представляю, как можно бороться с противником, которого: во-первых – связали, во-вторых – ослепили, в-третьих –  которому заткнули рот. Поистине, на это способны только советские писатели. Именно в таком неудобном положении на советском литературном ринге находятся наши идеологические противники.
792
Боже, живите так, как вы живёте, но не говорите так, как вы говорите!
793
Невеста, наверное, так не готовится к собственной свадьбе, как у нас готовятся к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
794
Рекламировать то, что невозможно купить! Такое возможно только в Советском Союзе.
795
На 52-м году существования советской власти вдруг исчезли с прилавков магазинов спички и соль. Да и к чему они? Мяса ведь давно уже нигде не достанешь.
796
В коммунизм, как на барщину.
797
Догоним Америку в области космических исследований по валу!
798
Три корабля в космосе это не техническая мощь, а, скорее всего, финансовая и уж, бесспорно, политическое невежество и преступная растрата материальных средств народа, который и так живёт на самой низкой ступени нищеты.
799
Социализм – самый безумный убийца, который когда-либо существовал.
800
Советская власть – власть народа! Где тот микроскоп, в который её можно было бы увидеть? Коммунизм – светлое будущее всего человечества! Где тот телескоп, через который его можно рассмотреть?
801
Изменим в России, пока не поздно, общественный строй, чтобы не изменять сущность русского народа, хотя, если призадуматься, уже поздно. Необратимые процессы уже произошли. Русский народ – народ Богоносец уже уничтожен кучкой политических авантюристов, сыгравших на его доверчивости, и никогда больше не возродится в прежней своей силе, мудрости и красоте.
802
Ну и напугали коммунисты весь мир! Теперь при одном упоминании о мировой революции всё человечество так и бросает в дрожь. «Только и слышно, как зубы стучат».
803
Ещё не поздно сказать правду. Но знайте – ещё немного и у вас не будет времени даже оправдаться.
804
В армии не может быть оппозиции. В России нет оппозиции. Следовательно, Россия – это армия.
805
«Знаменитейшие судебные процессы» - книга, имеющаяся в каждой стране мира. Нет её только у нас.
806
У нас не любят рассуждать о власти, у нас любят ею только злоупотреблять.
807
Герои-рупоры, обращающиеся к аудитории, которая их не слушает, более того, смеётся над ними.
808
Чтобы читать эти книги, достаточно не быть слепым, а чтобы понять, что в них нет ни слова правды, достаточно знать алфавит.
809
Ни системы, ни сострадания.
810
Если человек ищет справедливости там, где её быть не может, если он требует соблюдения конституции и выполнения долга от людей заведомо преступных, то этим он ставит себя вне закона со всеми вытекающими отсюда последствиями: вплоть до его немедленного уничтожения.
811
До тех пор, пока мы не признаем наши прошлые ошибки и заблуждения и не сознаемся в содеянных преступлениях, до тех пор каждый честный человек, оглядываясь назад, будет превращаться в соляной столб.
812
Достаточно одного слова, чтобы разоблачить ложь, достаточно одного взмаха меча, чтобы наказать истинного и единственного виновника, но продолжают скрипеть перья, исписывая миллионы страниц мудрейшими истинами, и не на мгновение не утихают кровопролитнейшие битвы, лишая жизни миллионы ни в чём не повинных, кроме легковерия и доверчивости, людей.
813
Украсть у человека потребности, лишить его аппетита, предлагая ему взамен товары и продукты, унижающие его человеческое достоинство – вот суть коммунистического способа производства.
814
Эти люди не произошли от обезьяны. Более того, они никогда от неё и не произойдут.
815
«Я люблю, когда несчастны другие», ; любит повторять всем и каждому Сальвадор Дали. Это, конечно, чудовищно. Но есть нечто и пострашней. «Я люблю, когда счастливы другие», ; говорит тиран, наслаждаясь страданиями своих невинных и беззащитных жертв.
816
«…нормальное, здоровое общество никогда не позволит себе избавляться от слабых», - пишет в «ЛГ» Леонид Жуховицкий, намекая прозрачно, конечно, на коммунистическое общество. И он в корне прав. Любая тирания, в том числе и коммунистическая, не настолько сильна и могущественна, чтобы сбрасывать со скалы слабых и глупых. Они ей самой нужны. Не нужны тирании только сильные и умные. Вот их можно и со скалы.
817
Не всё ли равно у кого быть на содержании: общества, организации, купца или проститутки. Суть одна – сутенерство (более подробно см. статью в любой энциклопедии «профессиональные революционеры»).
818
Как и двадцать лет назад, на те же самые вопросы даются те же самые ответы. Но если раньше этими словами оправдывалось зло и насилие, то сейчас ими доказывается справедливость и истина.
819
Эти люди пользуются всеми преимуществами, которые им даёт богатство, кроме одного: они не помогают другим.
820
Бесчеловечная образованность, бездумная воспитанность, звериная жестокость, ложь, корыстолюбие, расчётливая нечистоплотность подкреплённые фанатичной показной верой в высохшую мумию своих примитивных идей и идеек, а также самообожание собственной личности до высших пределов восторга – вот примерный портрет и моральный облик этих людей, стоящих у власти коммунистического монстра.
821
Эта страна не настолько богата людьми, чтобы расстреливать своих палачей и изуверов.
822
Где граждане? Нет их. Остались одни подданные.
823
Узурпируют победы и умалчивают ошибки.
824
Есть общество, которое не признаёт бесстрашия.
825
У нас модно решать задачи, но никому не интересно знать, что куда важнее их правильно ставить.
826
В политическое небытие уходят только коммунистические лидеры.
827
Коммунистические лозунги, переведенные на национальные языки – вот социалистический реализм в действии.
828
Советские писатели никогда не потеряют веры в коммунизм, даже если их главный герой – народ – вынужден будет потратить полдня в очереди за колбасой. 
829
Когда мы, глядя на советское предприятие, говорим, что в Америке оно уже давно бы потерпело банкротство, то этим самым выносим смертельный приговор социалистической системе хозяйствования без права его обжалования в самых высоких инстанциях.
830
На черта нужны Советы, если надо усиливать их влияние?
831
Бессистемность, возведённая в систему, плановость на основе анархии и равенство, не выходящее за грань партийных собраний – вот сущность нового экономического строя, вот квинтэссенция коммунизма.
832
Экономическая сущность коммунизма проявляется в быстрых темпах роста в период рассвета, но эти «семимильные шаги» не что иное, как гонка к собственному концу. Коммунизм не в состоянии планово развивать собственную экономику, ибо на это у него нет времени, а история не любит ждать.
833
Пегас, впряжённый в плуг социалистического реализма.
834
Такие отвлечённые понятия, как «свобода», «равенство» и т.д. при коммунизме приобрели ещё дополнительные качества. Эти понятия стали насквозь лживыми.
835
Редакция «Советской России» наконец-то напечатала строки из писем на статью-письмо Н. Андреевой, помещённые под оптимистической рубрикой «Полемика». Газета эта от 15 апреля, письмо же напечатано 13 марта. Неужели редакции понадобилось столько времени для того, чтобы понять сущность опуса Андреевой? Мне кажется, что дело гораздо проще. Никакой полемики, конечно, не было бы, если бы не редакционная статья в «Правде» от 6 апреля 1988 года. Не получилось её и 15 апреля, но об этом ниже. А сейчас хочу остановиться на редакционной статье «Советской России», напечатанной как ответ на статью в «Правде» «Принципы перестройки: революционность мышления и действий». И что же мы видим? Абсолютное непонимание того, ради чего написана и опубликована статья в нашей центральной партийной газете. Редколлегия «Советской России», в состав которой, без сомнения, входят и коммунисты, заявляет, « что при подготовке к печати письма «Не могу поступиться принципами» не было проявлено достаточной ответственности, взвешенного подхода, хотя оно уводит всех нас в сторону от революционного обновления общества на основе демократии и гласности». Дальше пошла сплошная самореклама, самовосхваления, планы, задачи и прочая, и прочая, и прочая. В общем, поток слов, не имеющих никакого отношения к сути проблемы. Неужели члены редакционной коллегии не понимают, что опубликование письма Н. Андреевой положительный факт демократии и гласности только в том случае, если бы газетой была предоставлена возможность для честной и откровенной полемики. Такой возможности предоставлено не было. Странно, что и другие газеты не откликнулись на столь явный выпад против дела Перестройки и столь прекрасный повод доказать свою приверженность её идеалам на деле, в борьбе. Задержка читательских откликов даже на один день, не говоря уже на месяц,  т.е. явное неприятие полемики, превращало полемическую, в общем-то, статью в политический манифест, в истину в последней инстанции, а попросту говоря – в ложь.
Считаю, более того, даже убеждён, что согласие редакционной коллегии «СР» с «критическими оценками, положениями и выводами», содержащимися в «Правде», - мера вынужденная.  И в качестве немедленной реакции на «критические оценки, положения и выводы» было опубликовано десять откликов на письмо Н. Андреевой. Так как до 15 апреля не было вообще ни одного ответа на письмо, то это, следуя элементарной логике, можно было расценивать только как единодушное одобрение идей и мыслей, высказанных в письме. После 15 апреля оказалось, что никто со статьёй не согласен. Из десяти писем все – отрицательные. Как же так? Вначале все «за», и вдруг - все «против». А значит, снова ложь. Пора понять,  что не могут все быть «за», как не могут все быть «против». Более того, единогласное принятие сложных и спорных политических вопросов говорит только о том, что 100% одобрение – это 100% ложь. Вот так и получилось, что третья страница «Советской России» от 15 апреля такая же ложь, как и третья страница этой же газеты, но уже от 13 марта. В период Перестройки правды не стоит бояться. А если кто-то её боится, то это говорит только о двух вещах: 1) или автор сам в чём-то замешан и страшится разоблачения или 2) не верит в созидательную силу правды. Позволю себе ещё раз спросить редакцию «Советской России»: неужели так и не поступило ни одного письма в поддержку Н. Андреевой?  А если поступило, то почему не напечатали? Честных и нравственных людей не запятнает никакая ложь. Неужели так страшно слышать противоположное мнение? Я понимаю, конечно, что я затронул основы, но и основы не являются неприкосновенными, если в них сомневаются.
836
Теневая экономика – неизбежное следствие теневой политики. До тех пор, пока рядовой член нашего общества будет больше знать о жизни государственного секретаря США Дж. Шульца, чем о Первом секретаре обкома партии, до тех пор будет и горе теневой экономики.
Человеческие качества определяют качества политические и государственные. Безнравственный человек не может быть хорошим государственным и политическим деятелем. И тот, кто скрывает свою общественную жизнь от общества, тому, значит, есть что скрывать.
837
Бесталанный, бездарный писатель, поэт, философ, историк тот, кто, рассказывая один и тот же анекдот в разных компаниях, получает от этого одинаковое удовольствие. Для таланта повторение самого себя – смерть.
838
Вопрос: Как вы относитесь к проблеме производства сельскохозяйственных  продуктов? В двух-трёх словах, пожалуйста.
Ответ: Хлеб пока есть.
839
Уважаемый т. Редактор!
Как Вы знаете, по решению ЦК КПСС Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1964 году началось издание многотомной «Истории КПСС», которое должно было быть завершено к 50-летию советской власти, т.е. к 1967 году. Сейчас весь наш народ «стремится достойно встретить» 70-летие (!!!) этой великой даты, а «История КПСС» дальше 1959 года не продвинулась. Более того, между 5т. (кн.1) и 5-м же томом (кн.2) пролегло расстояние в 10 лет! Чем можно это объяснить и кто может это объяснить? И кто конкретно виноват в этой чудовищной лжи, длящейся уже 20 лет? Именно 20 лет назад должен был выйти последний, шестой, том «Истории». И последний, вполне конкретный, вопрос. Когда же стоит ожидать выхода последнего тома? Напоминаю, что с момента выхода пятого тома (кн.2) уже прошло семь лет.
840
Сильному необходим слабый. Слабому не обойтись без сильного.
841
Нужно уметь отличать героизм от безумия и просто от глупости.
842
Решительность не идёт на компромиссы.
843
Героическое не было бы героическим, если бы со временем не превращалось в обыденное.
844
Безрассудство, но пока ещё в пределах разумного.
845
Поощряют инициативу только там, где её и быть не может.
846
Трус не знает что такое «презрение».
847
Трусость это боязнь совершить что-либо для общества, робость –боязнь сделать что-нибудь для себя.
848
«А вдруг?» - синоним трусости.
849
Самолюбивые люди более даже робки, чем провинциалы.
850
Трусость всем довольна.
851
То, что для антилопы осторожность, трусость для льва.
852
Страх порождает вполне реальное и известное будущее, неизвестность страха не приносит.
853
И страх может придать человеку мужество.
854
Неуверенность – душа страха.
855
Страх – самое осмысленное из всех чувств человека, хотя и имеет в своей основе безусловный рефлекс разума, стремящегося выжить, пусть даже рефлекс этот и не есть оптимальный вариант осмысленного и проанализированного до мельчайших подробностей преимуществ выигрыша ещё одного мгновения существования.
856
И все же страх ужасней лени.
857
Запад радуется, когда у нас нелады. Скрывать правду от народа, самая страшная из них. Поэтому признание в собственной ошибке перед собственным народом сведёт радость наших недоброжелателей к тому пределу, который легко будет преодолеть, вооружившись чувством до конца выполненного долга.
858
И даже коммунистическая толпа мало чем отличается от первобытного стада.
859
Образованные ровно настолько, чтобы думать над словами, а не над их содержанием; просвещённые не более, как повторять мысли, вычитанные из популярных зданий, но не способные на собственную мало-мальски оригинальную мысль.
860
Презрение – монополия высших натур.
861
Чувствительные натуры жаждут презирать половину человечества, но не могут остановиться даже на одном человеке.
862
Однажды я встретил человека, который презирал своих подчинённых.
863
Презрение только тогда что-нибудь стоит, когда о нём никто не догадывается.
864
Под миром надо понимать отсутствие войны.
865
Цель войны – нажива, орудие войны – ложь.
866
Всё разнообразие событий – только от войн.
867
Пока существует политика, до тех пор будет существовать возможность войн.
868
Как можно поддерживать войны, пусть они будут даже и справедливыми? Я не поддерживаю справедливые войны, я вынужден их поддерживать.
869
Война не стоит того, чтобы против неё боролись.
870
Справедливых и несправедливых войн не бывает. В любой войне каждый стремится достичь своих целей, в которых он заинтересован. Цели же, которые преследуют воюющие стороны, бывают и справедливыми и, к всеобщему прискорбию, несправедливыми.
871
Любой человек, даже совершенно некомпетентный в той или иной проблеме, читая любую газетную или журнальную публикацию, против своей воли, как-то подсознательно, чисто эмоционально даёт оценку прочитанному по самой простой шкале: правда или ложь. Так вот, читая все полемические заметки «Литературной газеты» у меня всегда вспыхивает где-то в подсознании красная лампочка: ложь! Читая же самую спорную статью в «Огоньке», красный свет лжи никогда не затмевает у меня спокойного зелёного света правды.
Так уж устроен человек, что он каким-то своим шестым чувством всегда догадывается, где его пытаются самым примитивным способом надуть, т.е. надуть, привлекая на помощь логику, факты, академиков и членов-корреспондентов.
Мне совершенно почему-то не импонирует обсуждать статью Ю. Полякова и Ф. Кузнецова. Серятина она и есть серятина! Что в ней обсуждать?! Ф. Кузнецова, мне кажется, напрасно переводили из класса в класс учителя, если он не понял одной простой мысли Б. Сарнова. Не выстроить писателей по ранжиру он предлагает, а поставить их всех на один пьедестал. Имеются в виду, конечно, писатели и поэты талантливые. И пусть там Ходасевич ненавидел Маяковского – это не прибавило никому из них роста. Они были, есть и будут одинаковы именно на пьедестале своих нерукотворных памятников. Эту мысль не надо читать между строк в статье Б. Сарнова. А предполагаемый ответ на вопрос (хотя и без вопросительного знака) «Какого роста был Маяковский», предполагает совсем не тот ответ, который мерещится Ф. Кузнецову. Маяковский был своего роста. А вот рост Ф. Кузнецова можно определить даже без линейки. Он не доходит Маяковскому даже до колена, хотя и одного роста с П. Проскуриным.
Ф. Кузнецов пишет, что Б. Сарнову хочется «укоротить» Маяковского. Где он нашёл подобную мысль? Нехорошо обманывать, тов. Кузнецов, фи, как гадко!
Сарнов защищает Маяковского. Он возвращается к «известным статьям» в «Московском художнике» не для того, «чтобы тиражировать их на всю страну», а для того, чтобы показать истинное лицо лжецов, ибо только так можно с ними бороться. Лжецов должна знать вся страна, тогда они уже никого не смогут обмануть.
А когда Б. Сарнов говорит, что московские художники воздают Маяковскому «по его вере», то это прежде всего то, что глупо подходить к истинному художнику с точки зрения его партийной принадлежности и тем более существующего строя. Маяковский велик не потому, что его любил или не любил Сталин, а потому, что он Маяковский. Точно так же велик и Ходасевич, не взирая на нелюбовь к нему Маяковского и ненависть «корифея всех наук» и «лучшего друга советских писателей».
872
Наше правительство – это кривое зеркало, отражающее жизнь народа.
873
Убийство не может быть справедливым. Справедливым бывает только возмездие.
874
Мы уничтожаем вас не потому, что боимся вас, а потому, что было бы в высшей степени несправедливо и безнравственно не вернуть вам сполна всего того, чем вы нас когда-то одаривали.
875
Долги политических преступлений погашаются только справедливым возмездием – опять же кровью.
876
Вначале люди дрались из-за куска мяса, потом из-за ломтя хлеба, затем из-за женщины, богатства, власти; сейчас люди убивают друг друга из-за собственной глупости.
877
Преступление продолжается, ибо ходят по земле трусы и предатели.
878
Главное не мыслить, а уметь чётко и ясно изложить свои идеи в письменной и устной форме. Мысль в мыслях – мертва.
879
Идеи защищаются и проверяются только материальными средствами.
880
Ничто не подвержено такой быстрой порче, как идеи.
881
Пропагандировать борьбу за идеи? Абсурд!
882
Никто так хорошо не чувствует силу мысли, как деспот.
883
Идеям можно сопротивляться, но идеи нельзя победить.
884
Уничтожение – лучшее из опровержений.
885
Сомнения уничтожают веру и порождают страх.
886
Сомнения порождают веру.
887
Кто не сомневается, тот ошибается.
888
Я убеждён в своём сомнении.
889
Нерешительность – это малый, очень малый, процент уверенности в успехе.
890
Когда умный человек начинает сомневаться в своих силах и способностях, то он бросается, проверяя себя, во все тяжкие самого грязного разврата.
891
Самоуверенность в том случае превращается в недостаток, когда за ней кроется презрение к обществу.
892
Прежде всего, хочу заявить главному редактору «ЛГ» то, что отказ вести полемику с «Огоньком», прикрываясь другими задачами и проблемами, говорит о выжидании. Я, мол, заранее предупреждаю, что больше ни в какую полемику не вступлю, что бы вы там ни писали о возглавляемой мною газете. Может тактически А. Чаковский и прав. Хотя тактический успех часто является фундаментом стратегического поражения. Так случится и с «ЛГ», если её главный редактор продержится на своём посту ещё хотя бы с год. Это бесспорно. И не потому, что я хочу играть неблагодарную роль пророка или провидца, которых и без меня хватает в нашем бедном отечестве. Дело гораздо проще. Так сложилось (можно уже сказать) исторически, что со времени прихода главного редактора «Огонька» В. Коротича, «Литгазета» неизменно садится в лужу, которую сама же готовит другому. Ну, вот хоть убей меня, но я не помню ни одной публикации, в которой «ЛГ» нанесла бы поражение тайно нелюбимому ею журналу, даже тогда, когда пользовалась запрещёнными среди честных людей приёмами. А может (даже скорей всего) именно поэтому.
Ф. Кузнецов сожалеет, что мы (?) снова замалчиваем многих прекрасных писателей. Вот, казалось бы, удобный случай назвать хоть одного из принижаемых и замалчиваемых, но товарищ Кузнецов так и не воспользовался им. А жаль, очень жаль. Не назвал он и писателей, которых мы незаслуженно догматически канонизируем.  Тоже жаль. Тем более, что сразу за своими сожалениями по поводу самоограбления и самообделения он во весь голос заявляет, что пришло, наконец, «время полной правды о прошлом».
Дорогой товарищ Ф. Кузнецов, жаль, что вы, будучи членом-корреспондентом, не знаете простой истины, что правда о прошлом начинается в настоящем. Кто боится произнести её сейчас, тот собственной рукой возводит стену крепости тирании, трусости и рабства. Какие бы высокие слова он при этом ни произносил.
Уважаемый член-корреспондент, поймите же, наконец, что писатели никогда не ходили стенка на стенку, даже если они и ненавидели друг друга.
Это такие как вы всегда горели желанием, и это желание, как мне кажется, у них вечное, натравить не только писателей, но и всех людей искусства, культуры и науки друг на друга. Тех же, кто отвечает вам правдивым словом, вы облыжно обвиняете во всех существующих и несуществующих грехах и преступлениях. Но у вас ничего не выйдет.
Вы пишете, чтобы был «проявлен объективный подход» в оценке «писателей долгие годы отлучавшихся от советской литературы», а также «всех других». Кто эти «все другие»? Неужели те, чьи книги годами пылятся на полках, прежде чем попасть на пункты заготовки вторсырья? Так здесь приёмный пункт вторичного сырья и является самым, что ни на есть объективным подходам в оценке их творчества. И нечего здесь огород городить из диалектики, противоречий, взаимопроникающих процессов.
Да, я согласен с Б. Сарновым, что Маяковский, Максим Горький – это один ранжир, а П. Проскурин, Г. Коновалов – это ранжир уже другой. Низший. Хотя есть и более низкие ранжиры, но не о них сейчас речь. А если Ф. Кузнецов хочет подравнять их, то это уже укорачивание Маяковского, что как раз и будет противоречить объективной истине, о которой так печётся уважаемый автор. Далее Ф. Кузнецов возмущён метафизической, догматической позицией «…или…или» взамен диалектической «…и…и». Вот где корень всей статьи! Или Маяковский или Проскурин – метафизика и чистейшей воды догматизм. Нет, я не могу принять вашу точку зрения, товарищ Кузнецов. Ведь если ей неукоснительно следовать, то она может нас далеко завести. Неужели противопоставление честного человека подлецу – догматизм? А палача жертве – идеализм и метафизика? Такой диалектики я принять, к сожалению, не могу. Я не приемлю вашу диалектику тов. Кузнецов, которая объединяет палача и жертву, честного человека и лжеца, Маяковского и Проскурина. Никогда я не поставлю между ними знак равенства при оценке их таланта и нравственных качеств. Может позиция «…и…и» и диалектична (оставим этот вопрос философам), но с нравственной точки зрения она – аморальна.
Теперь о ярлыках. Позволю себе спросить Ф. Кузнецова. Если я назову лжеца лжецом, будет ли это наклеиванием ярлыков? Мне кажется, что это вопрос чисто риторический. Навешивание ярлыков – это когда ошибавшегося (кто из нас не ошибался?) или по-своему думающего человека назовут политическим подонком, моральным отщепенцем, врагом народа, партии, общества. Хотя лжец, следуя диалектике, так любимой Ф. Кузнецовым, тоже может быть разным: хладнокровно обманувший ребёнка – подлец, обманувший женщину – аморальный тип, обманувший народ – предатель, сознательно обманувший партию – ренегат, политический отщепенец и подонок. В данном случае дело зависит от личности, вешающей ярлык, хотя сущность остаётся единой – лжец остаётся лжецом, под каким соусом его ни подавай. Лично я считаю, что ярлыки ничего не объясняют, как не объясняют ничего водопады ничего не значащих слов из уст любого беспринципного демагога.
Где Ф. Кузнецов прочёл у Б. Сарнова призыв к запрещению трезвого анализа творчества В.В. Набокова, Н.А. Клюева, М.М. Зощенко, О.Э. Мандельштама, Н.С. Гумилёва?  «Ранжир же – «левый» ли, «правый» (диалектическая позиция «…и…и» по Ф. Кузнецову. - В.Б.) – не есть та метода, которая поможет нам продвинуться к храму истины». Здесь Ф. Кузнецов прав, хотя на 180 градусов поворачивает от своего прежнего утверждения. Да, диалектический по Ф. Кузнецову ранжир «и левый, и правый» действительно нас далеко не продвинет на пути к истине. И не потому, что ранжир по Далю – это «строй людей или лошадей по росту, величине», а потому, что плюс и минус всегда отталкиваются и никогда палач и его жертва не станут сиамскими близнецами. А вот ранжир, построенный по принципу «…или…или» всегда и неизбежно приведёт нас к свободе, демократии и врождённой честности на генетическом уровне. Ибо честных всегда должно быть больше, чем лжецов, а жертв больше, чем их палачей.
Теперь к вопросу о вкладе в «общечеловеческую сокровищницу культуры и гуманизма». Тут можно заметить одну закономерность. Бухарин, 50 лет числящийся во врагах народа, всё же внёс гораздо больше в сокровищницу гуманизма, чем тот же М. Суслов, труды которого печатались миллионными тиражами. Вот и ответ. И ответ дала именно ранжировка по принципу «…или…или». Применив же тут горячо любимый Ф. Кузнецовым принцип «…и…и», мы бы получили равенство ничего, кроме оскорбления человеческого достоинства, за собой не несущего.
Ф. Кузнецов беспокоится, что кое-кто (честные критики. – В.Б.) «из сегодняшнего дня вносит коррективы, модернизирующие сложный литературный процесс минувших лет…». Прежде всего, хочу напомнить, что «прошлый процесс» нельзя модернизировать или внести в него коррективы, но понять его можно и нужно. Наше отношение к роману М. Горького «Мать» ; один из многих примеров такого понимания этого процесса. И он только начинается.
893
Я всегда чувствую себя неловко перед слишком уверенным в чём-то человеком.
894
Слабости человека – это его родные дети.
895
Лучше понимать неправильно, чем совсем ничего не понимать.
896
Нужно любить, чтобы понимать.
897
Лучше над всем смеяться, чем всё понимать.
898
Лишнего человека нет, есть лишние люди.
899
Когда лишних людей много, то они уже не лишние.
900
Столько истин и ни одной – полезной.
901
Что невозможно, то и не нужно.
902
Нельзя только то, что невозможно, всё остальное можно.
903
Надо стремиться к невозможному. Именно в этом состоит секрет человеческого счастья.
904
Не хочу, потому что не могу.
905
Иллюзии украшают наше настоящее, но заставляют страдать в будущем.
906
Это потому так красиво звучит, что это невозможно.
907
А. ; Хоть дрянь, но своё.
Б. ; Хоть  втридорога, но чужое.
908
Из всего комплекса человеческих добродетелей только бескорыстие не может быть ничем запятнано.
909
Умение сравнивать – это великолепно.
910
Если нас лишают возможности сравнивать, то значит, нас отстраняют от контроля и лишают права критиковать и иметь собственное мнение.
911
Нежность обычно не вызывает к себе уважения, хотя это самое прекрасное из чувств человека.
912
Вот оно противоречие между мечтою нежных созданий и реальностью: страдания новые, сны старые.
913
Всё имеет свои границы, но только не нежность.
914
Нежным юношам женщина необходима для того, чтобы ещё сильней почувствовать свою слабость.
915
Для нежных юношей приятней подчиняться слабейшему, чем покровительствовать сильному.
916
Аристократы? Какие вы к чёрту аристократы. Вы всего-навсего глупцы и честолюбцы, стоящие у власти.
917
Оптимист – это человек, которому весело разочаровываться в добродетелях; пессимист же – это человек, который грустит, находя вокруг себя подтверждение подлости.
918
Лучше старый враг, чем новый друг.
919
Человечество вступило в такой период своего развития, при котором ему  большую пользу принесёт повторение старого, чем изучение нового.
920
Низко мстить политическому противнику.
921
Когда я думаю о нашем правительстве, я забываю все приличные слова.
922
Коммунистические сутенёры на содержании у народа.
923
Политика Брежнева и ему подобных – это позорный столб, к которому он приковал себя своим ханжеством, глупостью и славолюбием.
924
Советское правительство всегда защищало не интересы народа, а свои собственные прерогативы.
925
Коммунизм – это реформированный, притом реформированный в худшую сторону, феодализм.
926
СССР – страна клакеров.
927
Советские философы, историки, политики и идеологи не меняют убеждений, они меняют господ.
928
СССР – сумасшедший дом Земли.
929
Любой советский товар не так смешон и безнадёжно безобразен сам по себе, сколько смешны потуги коммунистических бюрократов, считающих себя незаменимыми кормчими, сделать его качественным и привлекательным.
930
Коммунистическая идеология – это понижающий трансформатор.
931
Для того чтобы коммунизм мог существовать на практике, необходимо две вещи: до смерти напугать народ и не платить ему за труд.
932
Практика коммунистического строительства – это ужаснейшая фабрика превращения вечных и общечеловеческих добродетелей в такие же вечные и общечеловеческие пороки и недостатки.
933
Ваша национальная гордость ограничивается тем, что честь ещё не полностью сгноена вами в тюрьмах, что есть ещё справедливость за стенами сумасшедших домов и не все чистые душой и телом ваши подданные развращены вашим примером до мозга костей.
934
Не давайте нашим молодым и начинающим писателям читать классиков, иначе они начнут писать, как надо, а вам надо, как не надо.
935
Коммунистические говорильни – это презабавнейшие водевили.
936
Коммунизм для советских лидеров тот же капитализм, но без риска банкротства и без необходимости платить налоги.
937
Коммунизм – это костюм, который давно устарел, не будучи ни разу одетым.
938
Все коммунистические институты являются филиалами рабовладельческих и феодальных.
940
Коммунизм – это не призрак, бродящий по Европе, и не только, к сожалению, по Европе, а Франкенштейн, свивший себе гнездо в одной шестой части суши.
941
CCCР – наш общий дом. Может это и звучит красиво-благородно, но что касается меня, то я не хочу жить в общем доме. Я хочу жить в собственном доме и ходить в гости к своему соседу-другу, проживающем в точно таком же.
Конечно, основа счастья – не отгородиться от всех железным занавесом, но и не терпеть постоянно у себя под крышей постороннего, пусть он даже будет хорошим знакомым и верным другом, хотя настоящий друг всегда уважает право человека побыть одному и даже отгородиться.
942
Большинство национальное имеет больше прав, чем большинство интернациональное – вот истинная суть национальной политики государственных федераций.
943
Обуздать ведомства в настоящее время невозможно. Они стоят выше партии, Верховного Совета СССР и союзного правительства. Так что Верховный Совет не виноват, что он не смог обуздать ведомственных амбиций.
944
Разница между могучей федерацией и рыхлой конфедерацией я вижу только в произвольно расставленных эпитетах. Поменяйте их местами и смысл изменится на противоположный.
945
Историк Юрий Поляков начинает прямо профессионально: у него, мол, тоже есть своё мнение, если ему его позволят высказать. Позволили. Суждения и соображения сразу посыпались как из рога изобилия, притом все такие серьёзные и принципиальные, что не идут в сравнение даже с выеденным яйцом. Поэтому мы о них и говорить не будем. Но это преамбула. Дальше всё пошло по давно знакомому всем хорошо укатанному пути. Б. Сарнову не нравится «построенный в боях социализм». Он хочет взорвать его динамитом. Это уже дело уголовное, антиконституционное. Борьба против существующего строя. И я бы срочно дал Б. Сарнову телеграмму с советом сушить сухари, если бы не знал, что Ю. Поляков – штатный историк, а значит и лжец. Вот ведь как зарекомендовали себя наши советские историки.
Затем снова мелочи о том, какие улицы в Париже есть, а каких нет, какие памятники есть, а каких, опять же, нет. Лёгкий упрёк, почти дружеский, предъявлен Б. Сарнову в том, что он не сказал точно, какой Людовик его лично интересует. И снова ложь. Ю. Поляков говорит, что Б. Сарнов поддерживает художников в том, что Маяковского следует «укоротить». За какую-то там веру. Неужели историк Поляков считает всех читателей «ЛГ», мягко выражаясь, обывателями города Глупова? Неужели он думает, что никто не читал «Огонёк» №19 за 1988 год? Так зачем врать-то? И снова высокопарные рассуждения о том, во что верил Маяковский (знаем и без Ю. Полякова. – В.Б.), и о силе ленинских идей, и о вере в революцию, и о рабочих Курска, и о большевиках, которых сжигали в паровозных топках и которым вырезали звёзды на спинах, но из горячих глоток которых вырывались лишь слова: «Да здравствует коммунизм!». Зачем бы, вы думаете, говорит обо всём этом в своей критической статье историк Ю. Поляков? А всё за тем же. Б. Сарнов не верит в Отечество, которое есть и которое будет, в рабочих, мечтающих о городах-садах. Вот и глумится Б. Сарнов над Маяковским и его верой. Опомнитесь, тов. Поляков. Кто хихикает, кто глумится? Это вы, уважаемый, глумитесь над здравым смыслом.
Дальше попущение. «Не ставлю своей целью оспаривать все положения Сарнова. Возможно, в чём-то он прав». Слова, достойные историка.  «Возможно(?) в чём-то(?) он и прав». И снова в психическую атаку, рассчитанную на людей со слабыми нервами (1988г.) или смертельно запуганными (1937г.).
946
Партия, которая объелась белены.
947
Коммунистическая теогония.
948
Страна взаимозаменяемых идеалов.
949
Некоторых наших национальных учёных-историков ужасает сама возможность признания или непризнания национальными меньшинствами общесоюзных законов и постановлений. А ведь именно в этом и заключается истина, на которой должна основываться любая национальная политика во все времена. Каждая из 15 союзных республик, каждая автономная республика имеет право признать или отвергнуть общесоюзный закон. Да и вообще, что такое общесоюзный закон? Общесоюзный закон – это арифметическая сумма национальных законов, основанных на традициях, местных особенностях и исторических реалиях каждой нации в отдельности.
950
Нормированные мысли.
951
Движение в литературе? Искусстве? Политике? Науке? Полноте! Любое движение невозможно там, где все молятся на расплывчатый образ завтрашнего божества.
952
Спасаясь от опасности, прятать голову в песок – в крайней степени непредусмотрительно. Но ничего не может быть более безумного, чем прятать голову в песок, которого ещё нет.
953
Нужно острое править, а не тупое точить.
954
Коммунизм – это такая социальная система, когда все притворяются деятельными при полном и абсолютном отсутствии какого-либо значительного, полезного и стоящего дела.
955
Как такое может быть, что в социалистическом обществе, являющемся более высокой ступенью в развитии общественных отношений, в обществе прогрессивном и благоуханном,  всё внутри прогнило и заплесневело, а в обществе капиталистическом, являющемся вчерашним днём социальных отношений, всё внутри благоухает свежестью и цветёт?
956
Люди с кричаще красной кровью.
957
Тайные подземелья политики, заполненные скелетами.
958
Любой коммунистический лидер – это генетический Талейран.
959
Коммунизм и фашизм – это сиамские близнецы. Разъедините их – и они оба погибнут.
960
Современный коммунизм противоречит всем законам человеческого общежития, но люди, живущие под его игом, об этом не знают и продолжают жить, как жили.
961
Французская революция 1789 года с её террором, доносами, фанатизмом, трусостью политиканов и бесстрашием простого народа, соглядатайством и клеветой все на каждого и каждого на всех, была всё же революцией патриотов, не видящих собственных ошибок и кровавых преступлений. Она не боялась бросать обвинения никому, и не при каких обстоятельствах. Нож  гильотины опускался на живых – врагов, часто друзей, но на живых. Революция 1917 года в России повторила все ошибки французской революции, но без её благородства и патриотизма. Здесь не только казнили живых, здесь выкапывали из могил мёртвых.
962
Коммунизм – это левый фашизм, фашизм – это правый коммунизм.
963
Строительство коммунизма заменяет честность разума и совесть сердца.
964
Коммунизм – это трусливый и не уверенный в себе фашизм.
965
Коммунистическая Россия – страна, в которой невозможно стать посмешищем.
966
Коммунистический Мидас, превращающий золото в навоз.
967
Только при коммунизме мёртвые знают больше, чем живые.
968
Рассуждения о коммунизме настолько компетентны, политически грамотны, экономически конкретны и нравственно безупречны, что невозможно не признать существования коммунистического общества в Советском Союзе на практике.
969
Коммунизм – это кокон, который не может разродиться ничем, кроме фашизма.
970
Сталин доказал на практике, что народ – ничто, а один человек, если он обладает властью, ; всё.
971
Идеологи буржуазной революции были намного проще и неподкупней, чем идеологи и вожди революции социалистической.
972
Ленин вербовал массы обещаниями, Робеспьер – личным примером.
973
Времена меняются, но только с тем, чтобы облить грязью предшественников и написать новую конституцию.
974
Зачем идти против народа и погибнуть, гораздо выгодней к нему примазаться и обокрасть его, а потом и – погубить.
975
Никогда не примут открытого боя те, которые замешаны в скрытой подлости.
976
Святое оружие коммунистов – анонимка.
977
Массовые тиражи советских партийных документов – это тот костёр, в котором горит коммунизм.
978
Человек не создан для коммунизма. Он создан для счастья и свободы.
979
Жизнь при коммунизме – удел обманутых.
980
Не только любая союзная республика, но и любой сельский Совет, более того, каждый гражданин может ставить под сомнение любой общесоюзный закон. Это именно одно из тех прав, которое даровано ему Богом.
981
Беспомощность, некомпетентность высшего эшелона власти не только доказывает её противоправное положение в государстве, но и даёт полное право народу сместить её, если добровольно она не желает покинуть своё место у кормушек. А что касается сомнений, которые возникают у некоторых наших академиков, что беспомощность центра не всегда идёт на пользу местам, то могу заверить, что эти сомнения совершенно лишены смысла и каких либо на то оснований. Слабость, глупость и неизбежно вытекающая из них жестокость, бесчеловечность и несправедливость всегда и везде являлись толчком к пробуждению социального сознания, имеющего в крайнем результате революции и гражданские войны.
982
Коммунизм подаёт настолько большие надежды, что если его вовремя не остановить, то это может для человечества очень плохо кончиться.
983
Коммунизм – это не утопия, это антиидея. Соприкасаясь с человечеством, его культурой и историей, коммунистическая идея уничтожает их, разлагая медленным взрывом лжи и страха.
984
Коммунизм признаёт только тех лидеров, которые во имя собственного честолюбия могут, не моргнув глазом, уничтожить без суда и следствия не мене десяти миллионов ни в чём не повинных, кроме веры в своё человеческое достоинство, человек.
985
Ложь и страх – стратегическое оружие коммунизма.
986
Единственное, что меня гнетёт и бесит, так это то, что жизнь наша не предоставляет никому возможности мстить подонкам и расплачиваться с мерзавцами, отошедшими давным-давно в мир иной.
987
Ничто не оставляет такого горького осадка на душе, как  чувство не совершившейся мести.
988
Коммунизм – это корабль с небольшой осадкой. Мало-мальски высокая волна грозит его опрокинуть.
989
Коммунизм – это иждивенчество.
990
Словам коммунизм противопоставляет убийства, убийствам – слова.
991
Поставьте любого коммунистического лидера в условия капитализма – и он всё человечество пустит по миру.
991
Коммунизм – это такой общественный строй, при котором обязательно употребление эпитета «великий» перед фамилией любого из его вождей.
992
Анархия и духовное рабство – вот экономическая квинтэссенция коммунизма.
993
Мифы коммунизма – это отвратительная смесь реального лицемерия и подлинного ханжества.
994
Семена лицемерия и ханжества воплощаются в чудовищном древе коммунизма, плодоносящего ядовитыми плодами убийств, страха и смерти.
995
Чем больше коммунистические лидеры погрязают в воровстве, тем громче они вопят о строительстве коммунизма.
996
При капитализме и даже при феодализме было гораздо больше «замечательных» лидеров, чем мы имеем при социализме.
997
Сила коммунизма – в обилии лжи.
998
Неужели из этого худосочного, обкорнанного корня, каким является современный социализм, может вырасти плодоносящее дерево коммунизма, о котором так много и так сладко говорится.
999
Приговорённые к коммунизму, пусть сами его и строят.
1000
Коммунизм – первородный грех человечества.


Рецензии
Впитал следующий кусок ваших мыслей. После продолжу.

Александр Альбов   31.10.2011 01:34     Заявить о нарушении
Предлагаю прочитать у меня вот это
http://www.proza.ru/2011/10/31/129

Александр Альбов   31.10.2011 01:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.