Бабушкины сказки

  Родился я в деревне. Семья у нас была большая и дружная, жили мы в большом доме. Мать с отцом и два брата  работали в колхозе, а я оставался дома с бабушкой. Она была женщина набожная, верила в нечистую силу, домовых , леших. Вставала бабушка рано, молилась богу, а потом принималась за хозяйство. Прибирается  она по дому,  и сама с собой разговаривает, кого-то благодарит, у кого-то помощи просит. Раз я не вытерпел и спрашиваю: « Бабуль, а с кем ты разговариваешь?» Она посмотрела на меня удивленными глазами:
- С домовым, Митенька, прошу, чтоб подсобил в хозяйстве, мне-то одной тяжело.
Родители с братьями целый день на работе, а дом на мне. Вот батюшка домовой помогает.
- А разве есть на свете домовые?
-А как же? Они хозяева в доме, мы слушать их должны, благодарить за помощь. Они обидчивы.
- Бабушка, расскажи мне про домовых.
-Ну, что ж не рассказать, -  бабушка села на лавку, а я примостился рядом с ней и в ожидании заглянул в ее старческие , но удивительно лучезарные глаза.
- По народному календарю, 7 февраля, когда церковь отмечает память святого Ефрема Сирина, люди справляли день рождение « хозяина», то есть домового.
Без него дом ни дом. Раньше как построят дом , так и зовут хозяйки: «Хозяин! Хозяин! От нас не отбивайся, пойдем с нами в новое жилище!» С пепелищ или старого жилища брали уголья, клали их в горшки, несли в новые дома, там горшки разбивали, уголья в печь клали, а черепки в землю закапывали. Вот с тех пор и повелось бить посуду – «на счастье».
- Бабушка, а, если хозяйство большой, кто помогает домовому?
У «хозяина» много помощников: банники, дворовые, овинники, сарайники, гуменники   все при местах у него.
- Бабулечка, а у нас есть домовой?
-А как же без него – то , Митенька? Вон там он живет,- бабушка указала за печку, где стояло маленькое блюдце с молоком для кошки. Я слез с лавки и тихой походкой, боясь испугать домового, направился к печке. Я надеялся на чудо, но кроме маленького блюдечка никого и ничего там не увидел. А бабушка уже ходила по дому и тихо с кем-то разговаривала. 


Рецензии
Интересно... Только опять частица "ни" вместе "не". Дом - не дом, отрицание, явное! Ни - частица усилительная, а не - утвердительная. Я тоже с этим долго маялась, теперь вроде запомнила. Но, простите, если Вам не понравилось. С уважением.

Наталья Анишина   25.11.2012 05:47     Заявить о нарушении