Призрак

                Памяти моего отца посвящается.
                К 130-летию со дня рождения.
Автор - ВЛАСОВ  Владимир Иванович
 (1879 — 1946)

  П Р И З Р А К 

Драматический этюд в одном действии. 
                Посв. Мэри А.  Написан в мае 1923 года
            
   
Действующие лица:
ВОЛКОВ Николай -  худой, нервный брюнет в «блузе художника».
МАРГАРИТА -  лет 18-20-ти, бледное лицо, большие тёмные глаза. Вся в белом.

 В комнате Волкова : на стенах картины, фотографии, на письменном столе книги, бумаги,
папиросы. В центре стола  фото -портрет Маргариты. Рядом  лежит её письмо.

ВОЛКОВ :
Нет, так дальше жить нельзя! Устал!...
Я хочу забыть всё прошлое, но не могу! Эти призраки мне не дают покоя: они мучают, терзают меня!  Я стал галлюцинировать. Везде и всюду вижу её лицо, слышу её шаги, её голос, чувствую её прикосновение, её ласку...
Бедная, бедная девочка!  За что ты погибла?
Ты доверилась мне, искала найти во мне опору в своей жизни, любила меня особенной,
самоотверженной любовью! Ты вся ушла в своё чувство, слепо, безотчётно полюбив своё
«солнце», как ты меня называла... Я же _ выпил до дна весь аромат твоей души, истерзал, измял её и...бежал, в самый роковой, самый тяжёлый для тебя миг! Бежал, как вор, похитивший дорогой алмаз!...
    
      (Пауза. Берёт со стола её письмо).
Вот её письмо (просматривает его). Да,  сколько раз она говорила мне, что я должен её оставить, что ей жаль моих малюток- детей, что ради них и для них я должен жить и, во имя нашей любви, порвать нашу любовь!  /Читает/:
« Оставь меня, уйди, коля! Я слабее тебя и не в силах, не могу порвать и уйти первая, но мы должны расстаться. Ты любишь детей и твою жену, я это вижу и чувствую... Тебя мучает твоя, как ты её называешь - «двуликая « любовь, но ты должен быть сильнее и должен суметь расстаться со мною и не разрушать своего семейного очага. Я не буду винить тебя и, одинокая, уйду петь скучающим людям песни о несбыточном счастьи, об осиротевшей душе, о разбитых грёзах.  Уйди, не мучь себя и меня!!
            Всегда твоя и ничья  М. »
-Боже мой, какие муки! Ужас, кошмар — эта двуликая любовь!... Когда бываешь с нею,
всё остальное как-будто стушёвывается, расплывается в каком-то тумане... И так тепло и хорошо!...
Стоит на мгновение подумать — по ту сторону — и острый клинок вонзается в душу!... Как выйти из этих тисков, вырваться из этого ужаса раздвоения чувства, сделать невозможное — возможным?..

Да, я три года, как гнусный палач, мучил, терзал её своею любовью, терзал свою семью, метался  туда и сюда, не находя выхода!..
 
У неё был жених. Она говорила, что не увлечена им, что он только друг её детства. Но отец её хотел бы соединить их навсегда. И вот, этот молодой человек, видимо, подлинно любивший её, придя в отчаяние, застрелился.
          Старик-отец  её умер от заботы и горя...
         Она осталась круглой сиротой и продолжала беззаветно любить меня...
Несколько попыток разойтись друзьями — кончились неудачей:  я первый не мог вынести разлуку, писал ей, вызывал по телефону — и она...снова приходила в мою холостующую студию на свидание... И снова начинались муки и безумие чувства, и сильней разрастался кошмар двуликой любви!..

          Первая её попытка самоубийства...Приняла яд... Спасли...Снова просит разойтись...
Ухожу — и, очертя голову, кидаюсь в искромётный поток жизни столичных литературно-художественных кружков, пропадаю целые дни на разных выставках, в студиях знакомых художников, а вечера — в домашнем салоне поэта Золотарёва.
Почти ежедневно -  новые лица, новые знакомства : внимаю дивной музыке композитора Золотарёва, слушаю поэзы и беседую о творчестве с поэтом  Иберяниным, спорю с футуристами. Тут же — и артисты студии Художественного Театра, и художники, и критики, и меценаты, и разные психопатки, и знаменитые жокеи, и дамы полусвета, игроки, шулера : одним словом — хаос литературы, искусства, шарлатанства и порока!...
На фоне хаоса шестнадцатых — восемнадцатых годов...

В этом хаосе я искал забвения... Но, среди мишуры и блеска, красоты и грязи, всё чаще и чаще вставал перед глазами образ прекрасной, чистой Маргариты. Душа неудержимо рвалась к ней! Так хотелось уединения с нею или наслаждения её пластикой в «Умирающем лебеде». Да, в её исполнении этот балетный танец был неподрожаем!..
Бежал от всех друзей и лицемеров... И , снова, .. с Маргаритой....

Драма жизни углубляется; всё глубже пропасть, всё сильнее муки двуликой любви...

Снова приняла яд... Неделю — между жизнью и смертью...Отравлены навсегда лёгкие. Бедная девушка снова хотела уйти из жизни — и её вырвали из когтей смерти!..

Драма — глубже!

Я решаюсь, наконец, разрубить кошмарный гордиев узел. На весах любви склоняется чаша с чувством к ней.  Но,  безумно крепок гордиев узел!...  /Долгая пауза/

И. ., о Ужас! Кошмар! - Я бежал, бежал от НЕЁ!!! Слепо, безотчётно, бежал от редчайшей любви!!  Любви двуликой гнёт рухнул, узел разрублен ! Вместе с семьёю я уехал — куда причалит судьба...В Курскую, Воронежскую, Тамбовскую губернии, где были когда-то родовые имения.../ Долгая пауза /

Прошёл год... Получаю известие : умерла от чахотки. И с тех пор — нет, нет покоя моей душе!..
 
Как-то, на сельском кладбище я видел её призрак : вся в белом, насквозь светящаяся, лучезарная — она улыбалась и манила к себе... Я бежал, как умалишённый, от страшного места!...   /Пауза /   Иногда слышу  - звенит её голос... Иногда — вся, вся, как живая — встаёт она предо мною...

Помню, однажды, во аремя спиритического сеанса — я вызвал её. Говорил с нею через медиума... Просил материализоваться, подойти ко мне и сказать, что она простила того, кто до сих пор любит её более всех на свете... И...в двух шагах передо мною...явилась она... И протянула ко мне свои руки...
       Не помню, что было после -  меня привели в чувство после обморока..../Пауза/


Боже мой! Этот призрак, этот кошмарный призрак — не даёт мне покоя! ..Я хочу её видеть, видеть всегда, всегда пред собою — и ... боюсь.... / пауза /
Маргарита, ты слышишь ли меня? Видишь ли мои муки? Простила ли твоего убийцу?..
       / За сценой голос Маргариты: - «Простила...Люблю...» /
ВОЛКОВ /вскакивает/ : - Опять, опять она! Вы слышите её голос?!  Маргарита! Не мучь, уйди! - Нет, нет, не уходи!  Я хочу видеть тебя! Где ты, Маргарита?!

        /Подходит к двери и открывает её. Видит призрак Маргариты за дверью. В ужасе отшатывается и падает на пол. Призрак медленно выходит на середину сцены, стоит неподвижно/

МАРГАРИТА /слабым голосом/ : - Ты звал меня, милый?...
ВОЛКОВ / наполовину поднимается с пола и тянется к ней/ :- Маргарита! Маргарита! Прости , прости твоего убийцу! Я, я иду к тебе, навсегда!...Я твой! Дай мне руку!
Маргарита, любимая, простила...Я...твой! / протягивает к ней руки/

МАРГАРИТА : - Люблю... Иди же ко мне, мой милый! /протягивает руки к нему/
ВОЛКОВ / падает навзничь и умирает/

/Маргарита склоняется к нему и кладёт ему руки на голову, прощая и благословляя./
    

                ЗАНАВЕС


Рецензии
Честно прочитал два раза. Не могу читать драматаргию: сценарии и пьесы. Не воспринимаю их по содержанию. Не могу прочувствовать их. Извините. По-этому,не могу вообще сказать что-либо вразумительное. Говорю честно. По-этому, и не берусь за написание пьесы по своему рассказу.
С уважением к Вам и Вашему творчеству,

Владимир Гонтарь   27.03.2011 22:47     Заявить о нарушении
Владиир, извините, я очень долго не заходила в прозу. А этот драматический этюд был написан очень давно, примерно в начале двадцатых, моим отцом, которого я почти не помню, но сохранились его стихи, статьи, и этот этюд. Отец был старше моей мамы на тридцать лет, поэтому в прошлом году я отмечала его юбилей и сделала подборки на стихире и кое-что опубликовала на прозе. Спасибо за прочтение. А в оценке всё равно нет необходимости. Не извиняйтесь!
Творческих удач Вам!
Аврора

Аврора Невмержицкая   08.04.2011 01:11   Заявить о нарушении