Погр. одиссея. Глава 7 Без пяти минут лейтенанты

   
Начало: http://proza.ru/2009/01/11/118


    Глава 7. Без пяти минут лейтенанты. 

    "Сознаю свою вину.
    Меру. Степень. Глубину.
    И прошу меня направить
    На текущую войну

    Нет войны - я всё приму -
    Ссылку. Каторгу. тюрьму.
    Но желательно - в июле,
    И желательно в Крыму".
                Л. Филатов
 
     Редкие лучи декабрьского солнца озарили золотые купола Москвы. Солнечный зайчик появился на стене, на большой карте Мирового океана, висевшей в кабинете начальника морского пограничного  управления  ГУПВ КГБ СМ СССР.  Капитан 1 ранга  Козорезов Н.Н., еще не успевший получить адмиральскую звезду, бросил писать, встал  и прошелся по кабинету, подошел к двери, выключил свет. Только, что он закончил разговор с Владивостоком. Настроение было хорошее. Контр-адмирал Шкодин И.А. лаконично  проинформировал о задержании японской шхуны у Южных Курил. Мысли главного морского пограничника сейчас там, на острове Шикотан в морской пограничной бригаде. Молодец Казачков В.А., поднял бригаду, есть результаты службы. Надо его в Москву, давно нужен  хороший заместитель по службе.
      —Разрешите, товарищ капитан 1 ранга,—у двери появилась группа офицеров. На 10 часов назначено служебное совещание.
      —Проходите, рассаживайтесь
      Офицеры, прибывшие на совещание,  начали занимать  свои места. Это в  основном были первые заместители,  так называемый  мозг морских частей погранвойск. Козорезов уважал думающих специалистов. Оглядев присутствующих, начальник управления не спеша обошел офицеров, поздоровался за руку с каждым, обменялся впечатлениями от игры ЦСКА в хоккейном первенстве страны и начал совещание.
      —Владимир Николаевич! Насколько мне известно, вы отвечаете за корабельный состав?
      —Так точно!
      —Доложите сколько сейчас единиц в строю. И сколько кораблей мы сможем  спустить со стапелей к концу  1976 года?
      —Товарищ капитан 1 ранга. В морских частях пограничных войск в настоящее время 311 кораблей различных проектов, причем в кампании находятся 150 кораблей, в ремонте 50 кораблей. К концу года будет введено в строй еще два новых корабля. Они уже прошли государственные испытания на судостроительных заводах. Эти корабли завершают серию 205 П проекта. Один на ВСЗ во Владивостоке, ПСКР-694, другой на Адмиралтейском заводе в Ленинграде, ПСКР-668. 
      —Не густо! Товарищи офицеры! Я не случайно задал этот вопрос. Указом Президиума Верховного Совета в СССР, с 1977 года вводится 200- мильная экономическая зона*. Ее охрана возлагается на нас. Вчера, на совещании руководящего состава Пограничных войск, эту задачу лично поставил перед пограничными войсками председатель КГБ  Ю.В. Андропов. Вы понимаете,  что 205 П проект мы в морскую 200-мильную зону послать не сможем по ряду причин. Это мореходность, обитаемость, экономность. Они предназначены для 12 миль. Владимир Николаевич! Что вы можете предложить?
      —Товарищ капитан 1 ранга. Помните, флот пытался нам спихнуть свои тральщики 600 и 900 тонники, 254 и 264 проекты. Вы еще сказали, что хлам нам не нужен. Я думаю, что надо их взять, на первое время это выход из положения.
      —Хлам действительно нам не нужен. Вы понимаете, что им уже по 30 лет. Нужны новые корабли. Кажется, другого выхода нет. Любезнейший Юрий Александрович! Что занимательного, волнующего  вы можете поведать относительно технического состояния этих кораблей.
      Прожженный морской волк Гончаров Юрий Александрович главный механик морских частей погранвойск. Он оканчивал пограничное училище вместе со знаменитым Валерием Попеченко, олимпийским чемпионом по боксу во втором  среднем весе.
      —Товарищ капитан 1 ранга. Флоту они не нужны.  Зачем они нам? Корпуса у них еще конечно, хорошие. Но мы погрязнем в ремонтах, как римляне в роскоши и разврате. Планы  судоремонта уже сверстаны,  деньги, выбитые кровью и потом, распределены.  Судоремонтные заводы могут отказаться. Товарищ капитан 1 ранга. Я еще пять лет, назад давал предложения, чтобы иметь свои судоремонтные заводы. Видимо от этого, не уйти, флот не хочет брать наши корабли в ремонт. Флот их отдает, потому что не могут их ремонтировать, мощностей не хватает. На флоте по пять лет корабли стоят в ремонте.
     —Юрий Александрович! Государство даст денег на оборону столько, сколько надо, вы прекрасно это знаете. Флоту тоже можно указать, что это их корабли, пусть и ремонтируют. Другого пути у нас пока нет. На первое время надо закрыть экономическую зону. Решайте проблему, это ваш вопрос, ещё подумайте, о новых проектах кораблей, какие новые корабли нам заказывать на заводах  Министерства судостроительной промышленности? Под охрану 200-мильной зоны мы можем сейчас черта заказать. Какие еще будут проблемы? Товарищ Распопин, у вас с кадрами не будет проблем?
      —Товарищ капитан 1 ранга. Проблема будет, новые корабли, новые кадры. Офицеры с флота могут отказаться от службы в погранвойсках. Да и флот лучшие кадры не отдаст. В этом году увольняется в частях 200 офицеров. Надо, я думаю, в этом году около 300 лейтенантов. Мы сейчас их отбираем в училищах. Завтра я и Юрий Александрович уезжаем   в Ленинград в училище имени Ленина, отбирать механиков.
      —Товарищи офицеры! Охрана экономической зоны теперь для нас главная проблема. Через три дня прошу собрать все офицеров морского управления на повторное совещание. Надо готовить предложения для доклада начальнику  пограничных войск генералу армии Матросову В.А.  Проработать все малейшие детали, при себе иметь справочный материал.  Вы Распопин, к вечеру мне доложите, сколько вам нужно  механиков в училище имени   Ленина. Все! По рабочим местам!
      В декабре 1976 года в училище действительно произошел специальный отбор механиков на пограничный флот. Из нашего пограничного класса не взяли четверых, среди них и моего друга Алексея Блохина. Но еще никто об этом не знал, объявили, когда получили погоны. Причина банальна, её я узнал случайно спустя несколько лет, отцы у тех, кого не взяли,  сидели в тюрьме в разные периоды. Дополнительно в пограничники было отобрано около 40 человек, из других классов, даже тех, кто дразнил нас на первом курсе собаководами.
      Машина завращалась, выбранный контингент необходимо ознакомить с  пограничными кораблями. В феврале 1976 года, после последнего семестра, последнего курсантского отпуска начиналась стажировка. Пятикурсники уезжали на флота, будущие пограничники убывали на стажировку на пограничные корабли.
      В те годы многое было впервые, в том числе и поездка на Юг, в Крым. Прямо из питерских морозов, оставляя  за окнами  города и веси, скорый поезд примчался в Севастополь, самое посещаемое место Крыма. Примерно треть пятикурсников оккупировали  главную базу Черноморского флота, они  высыпала на перрон, окутав его  клубами сигаретного дыма. Другие убыли на Северный и Балтийский флот. Перекур был недолгим. Старшие групп начали построения, переклички. Перрон постепенно, на глазах  прекрасных  представительниц  Крыма в возрасте 17-25 лет начал пустеть. В толпе встречающих офицеров увидел капитана 3 ранга  в погонах с зеленым кантом. Он одиноко стоял на перроне, явно растерявшись в толпе курсантов. Как найти тех, кто должен прибыть в Балаклаву? Поэтому на вопрос как попасть в пограничную бригаду, его лицо озарилось улыбкой.
     —Вы один?
     —Нет, нас  семеро.
     —Собирайтесь  и проходите,  в автобус  на стоянке номер 21-06. Я как раз и встречаю вас,  сейчас  поедем.
      Вскоре  перрон совсем опустел. Курсанты же разъехались по берегам многочисленных бухт, где расположены воинские  части и корабли. Пограничники убыли в Балаклаву, где в ту пору была наша пограничная  бригада. Через час уже были в бригаде. Начальник электромеханической службы бригады капитан 2 ранга Семененко А.И. распределил по кораблям. Короткая пробежка по службам, постановка на довольствие и на стоянку.
      Корабль ошвартован у плавпирса. У борта, гудя факелом,  выпаривает масло  масловозка, на юте толпа матросов. Вахтенный у трапа вызвал дежурного по кораблю. Он проводил к командиру БЧ-5.
Вышло так, что на  корабль прибыл первым, спустя неделю, когда я уже освоился, прибыло еще 4 курсанта. Командир корабля капитан 2 ранга Шипилов Н.С., чем-то  напомнил  нашего деревенского пчеловода Гурецкого—строгий, но  доброжелательный, назвал меня аборигеном, так как я прибыл первым,  и назначил старшим группы. Еще прибыли: «противолодочник» из Лен.ВВМИУ им Фрунзе**, штурман из Бакинского ВВМУ им Кирова***, штурман и артиллерист из Калининградского ВВМИУ. Все, конечно, быстро  подружились. Было о чем поговорить: об училищах, о службе, о водке, и о девушках. Ничто так не сближает, как общие интересы. Самое поразительное то, что ровно через десять лет, трое из группы случайно встретились уже в званиях капитанов 3 ранга в санатории в г. Одесса, это было в 1987 году.
      Командир корабля  собрал курсантов кают-компании для вводного инструктажа.
      —Вы понимаете куда приехали?
      —Так точно, в пограничную бригаду, на пограничный корабль.
      —Вы  приехали в город над Черным морем, дважды увенчанный славой двух своих оборон, и эта слава, подобно двойной звезде, вечно сверкает на  небе истории нашей страны.
      Есть на Земле города старше, даже древнее, но нет равного ему по героическим подвигам*.
      —А Ленинград? Его атаковали не какие там французы и англичане, целая группа армий центр вермахта и он выстоял?—пытаюсь возразить
      —Это разные города, сравнивать их по подвигам трудно. Ленинград защищала вся страна, а Севастополь один гарнизон, в основном моряки.
       Черноморские моряки очень любят свой город, ревностно следят за порядком, упаси вас бог попадаться патрулю на глаза. Город разбросан, он занимает такую же площадь, как и Париж. Есть еще Одесса, но о ней разговор особый. Севастополь это  многочисленные бухты. Их   более 30. Самые крупные из них - Севастопольская, Южная, Стрелецкая, Круглая, Камышовая, Казачья, Балаклавская.
       Севастопольская и Южная бухты делят город на Северную, Корабельную и Южную стороны. Севастопольская же бухта занимает третье место в мире по удобству после Гонконгской и Сиднейской, она врезается в Крымский полуостров на 8 км.
      Севастополь еще называют городом трех  «Б».
      —Товарищ капитан 2 ранга, как это понимать?
      —Город ****ей, булыжников и бескозырок.
Одна из острейших проблем города—обеспечение водой, поэтому воду и на корабле прошу экономить.
      —Скажите, пожалуйста, а акулы есть?
      —А вы энциклопедию вообще открывали или только бутылки?—парировал командир, но все же ответил.
     —Есть, конечно, только вам их нечего бояться. Черноморская акула катран не нападает на человека. Есть еще и дельфины: афалина и белобочка,  в бухтах и за их пределами обитают десятки видов рыб: кефаль, султанка, ставрида, морской ерш (скорпена), морской окунь, зеленушка, пять видов бычков, камбала и др. Рыбаки среди вас есть?
       —?!
       —Понятно, в вашем возрасте и мне было не до рыбалки!
В Севастополь ездить не разрешаю, у меня нет машины, забирать вас с комендатуры. Замполит свозит на экскурсию. Посмотреть, конечно, есть что. В увольнение ходить в Балаклаву. И здесь я хочу предостеречь уважаемые гардемарины, что городок хоть и маленький, но криминальный, советую не связываться с местными уголовниками. Им нечего терять, а вам через пять минут получать погоны.
       —Расскажите, пожалуйста, о Балаклаве. Правда, что во время последней войны в бухте спрятался, уходя от погони наш эсминец?
       —Да, это правда. Вообще бухта не видна с моря, эсминец буквально растворился среди скал. Вход в нее очень опасен, надо знать район. Ну а командир эсминца его знал, так как служил до войны в этих краях на тральщике штурманом. Вообще бухта уникальная.  Балаклава до 1957 года была самостоятельным городом и даже районным центром, ныне это часть Балаклавского района Севастополя. Она значительно древнее не только самого города-героя, но и его предшественника Херсонеса.   Действительно, греки, поселившиеся здесь в 422—421 годах до н. э., уже застали в нынешней Балаклаве опасных для себя обитателей — тавров, для которых морское и прибрежное пиратство было издавна привычным занятием.
      —Именно поэтому не надо связываться с местным населением?
      —Да традиции великая вещь, пираты это же бандиты, но не думаю, что это все сохранилось с тех времен? Древнегреческое название Балаклавской бухты — Сюмболон-лимне, что означает бухта символов и предзнаменований. Возможно, оно  возникло из обыкновения тавров зажигать ночью костры на берегу, с целью привлечь проплывающее мимо судно, чтобы затем напасть на него и ограбить. При этом захваченных в плен мореходов приносили в жертву главной богине тавров—Деве.  Археологически доказано, что тавры жили  на Южном берегу Крыма с начала первого тысячелетия до нашей  эры. Следовательно, можно предположить, что Балаклаве около трех тысяч лет.
       —Получается, что этот маленький городок — один из древнейших в нашей стране.
       —Так точно!
       —Товарищ командир. Скажите, что там за развалины,  слева  на горе?
       —Это остатки Генуэзской крепости** . История  Балаклавы очень интересна. Здесь в 1773 под Балаклавой произошел так называемый Балаклавский морской бой: 2 русских корабля с 32 орудиями одержали победу над 4-мя турецкими со 164 орудиями. Балаклава—первое место стоянки русских кораблей еще до присоединения Крыма к России.
        А теперь вернемся к службе. Завтра помощник примет зачеты по корабельным правилам. Прошу соблюдать их неукоснительно. Корабль готовится в море. Вам не быть простыми наблюдателями, всячески участвовать в подготовке к границе. Это вам пригодится. И главное прошу быть примером для личного состава во всем, помните, что вы почти офицеры. Питаться будете здесь в кают-компании. Спасибо за внимание. Все свободны.
       Командир поразил нас знанием истории, своей эрудицией, общей культурой. Мы были в восторге от его инструктажа. Более того, он дал нам прочитать книгу «История Крыма»
        Поселились мы в старшинских каютах. То, что корабль готовиться  в море, было воспринято без особого энтузиазма, хотя моря  я уже не боялся. После практики второго курса в Высоцке  был объезжен, к качке привык через неделю и переносил без тошноты, правда, было все же неприятно. После четвертого в Таллине закрепил свои морские качества и  понял, что для меня страшна только мертвая зыбь. Конечно, я не мог предположить, какие штормовые условия выпадут мне в дальнейшем, на Дальнем Востоке. По сравнению с Татарским проливом это были цветочки. Но  было это так далеко, что мы не думали об этом, на практику на Дальний Восток не посылали.
       Корабль стоял в ППР***.  В то время корабельные механики еще не имели большого опыта эксплуатации кораблей проекта 205 П, а с ним и главных двигателей М-504 и, соответственно, из-за отсутствия профилактики, поломки были частыми.  Я сразу влился в ремонтные работы, и впервые за обедом в кают компании от командира корабля услышал вопросы о ходе работ по технике, что в последствии станет обыденным. Все главные вопросы за обедом. Командир БЧ-5, его называли  еще механиком, был старший лейтенант Косаревский А. В. Веселый, острый на язык, старший лейтенант, был еще и хорошим специалистом. Выпускник ЛВВМИУ им Ленина 1973 года,  он учился в одном классе с Володей Самарцевым.  В порядке вещей он залез в комбинезон и лично возглавил ремонтные работы. Как я не старался, больше его за делом не видел. Правда, в море, когда почти постоянно вместе, можно было  слышать  от него: «Пойду займусь делом». Я пытался пойти за ним, чтобы все-таки узнать, как быть командиром БЧ-5, но он куда-то исчезал. Его не было ни в каюте,  ни в машинном  отделении. Что приводило меня в смятение. Но позже все-таки  я вычислил. Он исчезал в гальюне.
       Он совсем не хотел и слушать, о том, чтобы кое-чему меня научить. Говорил, еще  успеешь. Знакомая ситуация. Вообще интересно проследить, как относились командиры БЧ-5 к  практикантам. На крейсере, понятно, командира БЧ-5 мы не видели. На практике после второго курса, а это уже был пограничный корабль 205 П проекта, ПСКР-612 в Высоцке*, командиром  БЧ-5  был капитан –лейтенант Бурмистров. Это был уже почти пенсионер и собирался увольняться, потому что ему было около сорока лет. Для каплея  это пенсионный возраст. Он имел огромный опыт, служил сначала на 201 проекте, затем на 205, все жизнь на кораблях. В то время многие начинали и заканчивали службу на кораблях, были фанатиками  своего дела. Они не уходили в штаб,  предпочитали, чтобы всю службу волна била в лицо. На таких офицерах держался и держится флот и пограничные войска. Из таких офицеров был Бурмистров. Он хорошо организовал мою практику, многому научил,  не только крутить гайки. Это конечно пригодилось в дальнейшем, я ему благодарен. Везет мне на случайные встречи. На пятом курсе случайно встретил в Ленинграде. Он не стал увольняться, ушел на берег начальником ШТО , получил капитана 3 ранга. Больше о нем ничего не знаю. Скорее всего, ушел на пенсию и предпочел, разводит пчел, о чем мечтал еще на корабле.
      После третьего курса была производственная практика, там были свои законы, но было интересно. Лиепайский судоремонтный завод кораблей погранвойск, в свое время последнее слово техники. Пришлось поработать и на нем, все, конечно, пригодилось в дальнейшей службе на кораблях.
       В таллинской пограничной бригаде на ПСКР-623 был  командиром БЧ-5 капитан-лейтенант Егоров А.М. Невысокого роста, щуплый, но активный, свои обязанности исполнял с рвением, достойным подражания. Командир корабля капитан 3 ранга Бабенко В.С., почему-то постоянно говорил в кают-компании:
      —Механик, поел?
      —Так точно, товарищ командир.
      —Тогда, давай,  в машину**.
       Он тотчас пулей исчезал из кают компании. Почему такая немилость, была у командира корабля к командиру БЧ-5, мне не было известно. Это так, и осталось тайной. Внешне все выглядело благополучно, корабль был постоянно на ходу, личный состав в порядке. Для себя я сделал тогда вывод, что командира надо слушаться всегда. Командир всегда командир, его, как и родителей,  не выбирают.
       Егоров особого  внимания к моей практике не проявил, но впрочем, и не запрещал влезать туда, куда захочу. В конце практики устроил экзамен на знание  устройства главного двигателя, показал, что я в нем полный ноль, и мы расстались.
       Встретились уже на Сахалине. В 1982 году Егоров перевелся на Шикотан, помощником начальника электромеханической службы бригады и, так как корабли бригады ремонтировались в Корсакове, наши пути пересеклись. Позже он перевелся в Невельскую бригаду, там заболел непонятной болезнью и уволился. Это был не плохой механик, и, как все механики, мог позволить себе употребить спирту. Это в конечном итоге, привело к пьянству и алкоголизму. В одно время он устроился начальником электрохозяйства Невельской бригады, но из-за запоев на работу периодически не выходил и, в конечном итоге, был уволен. Где он сейчас и что делает не известно.
        Саша Косаревский дал мне ключи от сейфа с документацией, чтобы сидел, изучал руководящие документы. Сидя в его каюте, листая правила, наставления, руководства думал о будущей службе. Настроение было отличное, ожидание большого, стремительного   счастья, я был уверен, что оно неизбежно. Чем это объяснить? Наверно молодостью или Крымом, а может теплой погодой, которая  свела зиму на нет. Сделала ее похожей на весну, где-то в начале апреля.  Она, смешиваясь  с морем, с криками чаек, вливается через  полуоткрытый иллюминатор незнакомым доселе запахом, и кружит голову. То и дело взор от книг через тот же иллюминатор останавливается  на  живых скалах бухты. Дышится и думается легко.
        Косаревский на сборах командиров БЧ-5 в штабе. Полная свобода, можно пройти на другой корабль, туда, где на практике друзья одноклассники. Друг Леша Блохин на ПСКР-645, который стоит борт к борту с моим кораблем. Ходим, друг к другу в гости.  Еще из нашего класса Юра Литвинов, но он на «крылатом», проект 125 П.
        Отношения к курсантам очень хорошие, внимательные и без предубеждения, не так как на флоте. Именно это отличало всегда и отличает морчасти погранвойск  от флота. Командиры кораблей были все опытные, по возрасту за сорок. Ранее служившие на Севере и на Востоке, и перед пенсией приехавшие за квартирой в Крым. Командиры БЧ-5 в основном тоже. Так было в Крыму всегда.
         Пятикурсники могли  выходить в город в любой день. Командир, конечно, вправе не спускать с борта, только зачем. Пусть облагораживают местное население. Что мы и делали. 
         В первую очередь съездили с замполитом в Севастополь на экскурсию, посетили океанариум, просмотрели морских животных – дельфинов и сивучей. Просто побродили по городу.
         Имею право напомнить читателю, что до развала Союза было еще 14 с лишним лет. Севастополь, город-герой, город морской славы был еще русским  городом, главной базой Черноморского флота. Это красивый белокаменный город, из инкерманского*** камня производил грандиозное впечатление. Одна Графская пристань чего стоит. Кто жил или бывал в этом городе, всегда его боготворит. Впрочем,  все приморские города очень колоритны и западают в душу. Но часто в  Севастополь не ездили. Не только из-за инструктажа командира, просто другой гарнизон, да и зачем лишние проблемы с патрулем. Те сокурсники, которые остались в Севастополе подтвердили, это очень строгий с точки зрения уставов, отдания чести и формы одежды город.
         Мы были довольны жизнью. Довольны стажировкой, командирами, кораблями, наконец, теплой погодой и городом. Город Балаклава, закрытый район  Севастополя, расположен по берегам живописной бухты. В одну из суббот, после обеда вышли втроем в город на первое знакомство с окружающим ландшафтом. 
       —Ну, что? Куда пойдем?
       —Пойдем вниз, по берегу бухты, может, найдем пиво.
       —Мужики, смотрите подводные лодки. Атомные, откуда?
       —Помните капраз,  рассказывал, что служил в Балаклаве на атомоходе. Тот с кафедры ТУК. Он говорил еще, что атомоходы прячутся в скалы.
       —Тогда почему они  здесь? Смотрите три субмарины,  как рыбоящеры.               
      —Видите гору на той стороне бухты, командир корабля говорил, что внутри уникальные подземные фортификационные сооружения,  целый город в скалах.
      —Наверно они в ремонте, здесь еще судоремонтный завод «Металлист», тот,  что рядом с бригадой.
      —Нет не в ремонте, они ремонтируются внутри в горе,  на единственный в мире подземном  завод по ремонту подводных лодок.  Металлист это цветочки, для малых надводных кораблей типа наших 205 П. Просто лодки пришли с автономки, и экипажи отдыхают, не отдыхать же в подземелье. Они и так света не видят. А может, не помещаются все в убежище, а может так для отвода шпионских глаз, мол, три  есть, а больше нет.
      — Да, на АПЛ* действительно, настоящая служба – ностальгически произнес Алексей. Он хотел стать подводником, но не хватило баллов, и попал в пограничники. Никак не мог успокоиться,  бредил лодками.
      —Леха, не переживай. Ты знаешь, как  происходит встреча подводника после автономки с женой.
      —?!
      —Она  раздвигает ноги, а он  руки.
      —Юра, ты –ты все опо-по-пошлил,— прозаикался Леша. Он всегда заикается, когда волнуется.
     —Леша, надо смотреть правде в глаза. Все кто служит на атомоходах в  основном импотенты, они там облучаются. Растут быстро, да капраза десять лет. Я видел одного, молодой капраз, только и любить женщин, а у него уже не стоит.
     —Ты откуда знаешь,  у тебя хоть стоит?
     —Даже сейчас, предлагаю заклеить тех девчонок.
     —Нет, сначала пиво, мы же договаривались.
     —Тогда уж лучше вина, надо отметить приезд. В Крыму еще мы не пили. Смотрите вот и магазин.
       Гардемарины зашли в гастроном. В одно мгновенье, позабыв о  воинских уставах сбросившись  по пятерке,  подошли   к вино-водочному отделу. У отдела образовалась небольшая очередь за 33 портвейном, преимущественно из мужиков, рабочих с СРЗ. Продавщица, дородная симпатичная девушка  живо обслуживала посетителей. Юра подошел к ней, стал впереди  безропотной понимающей очереди и  протянул деньги:
       —Три портвейна, три плавленых сырка и стакан!
        Продавщица улыбнулась, достала из ящиков со стружкой бутылки, протерла тряпкой, выставила на прилавок, положила рядом сырки и сдачу.
      —Стакан просите в другом месте. Мы не даем стаканы, впрочем, ничего другого тоже.
      —Премного благодарен  мадам, не будете ли столь любезны,  чтобы разделить с нами скромный холостяцкий ужин, для чего позвольте уточнить, когда вы кончаете работу.
       —Заканчиваете,— бесцеремонно поправила  толстушка, дав понять, что готова к диалогу,— расписание работы на двери при ходе.
        —Юра, пойдем, народ ждет! Да и она кажется   в положении,— шепнул Юре на ухо.
       —Сам ты в положении, нормальная деваха,— громко ответил Юра.
        Выйдя из магазина зашли  в ближайшую кафе-стекляшку, обыкновенную забегаловку образца семидесятых, с неизбежными атрибутами: стойкой буфета с пивом на розлив,  несколько столов для трапезы стоя, объявления на стене: «Приносить и распивать спиртные напитки запрещено» и полупьяной, вечно ворчащей старухой, то и дело  снующей по залу с пустыми кружками в руках. За одной из стоек образовалась веселая группа из шести человек местных мужиков, открыто  распивающих  водку с пивом. Один из них то и дело играл на гитаре.
       —Не нравится мне те мужики в углу, один нехорошо на нас посмотрел. Может, поищем другое место, чтобы никто не мешал?
       —Моряки иногда дрейфуют, но никогда не дрейфят. Мы не будем подстраиваться под всякую шваль,—отрезал Леша.
        Столик выбрали  у окна, как пост наблюдения, с видами на прекрасную бухту и прилегающую  территорию с дорогой. Алексей подошел к буфетчице,  черноволосой женщине в несвежем белом халате, из полов которого вырывались наружу большие, как у Екатерины II, груди, и о чем-то начал с ней разговаривать, показывая рукой за ширму. Та согласно кивает головой, тоже показывая за ширму, и в одну секунду исчезают вдвоем в подсобном помещении за ширмой.
        —Смотрите, смотрите, уже договорился. А притворяется тихоней?
        —В тихом омуте черти водятся. Кажется не получилось, возвращается.
        —Леша, мы думали, что ты за пивом пошел? Что ты там делал?
        —Во-во пе-пе-первых! Пиво сам будешь брать деньги у тебя, сдачу замылил? Во-вто-то-рых! Я проверял, есть ли черный ход? Знаете, как пьют пиво подводники в пивбаре «Висла» на Дзержинского. Этот бар постоянно забит  курсантами, но они там чувствуют себя как рыба в воде, потому что швейцар, бывший капитан 1 ранга своевременно предупреждает их об  опасности. При появлении наряда патруля  все они уходят через черный ход.
        —Молодец! Ловко ты придумал? А мы подумали, что ты грешным делом увлекся буфетчицей. Правильно, любое мероприятие надо организовывать и все продумывать.
        —Поэтому, Юра. Иди бери пиво. Надо пить, чтобы крепость спиртных напитков по мере их смены возрастала градусами, а не наоборот. Тогда не будет болеть голова. Хотя чего ей болеть, это же кость.
        —Не случайно говорят: «Вино на пиво, это диво—пиво на вино это дерьмо»
        Юра тотчас уходит к грудастой буфетчице.  Берет по две кружки на брата пива, приносит к столику. Оно мгновенно исчезает в глотках, как в современной рекламе.
       —Все то  вы про водку и пиво  знаете,—говорит, утирая усы Юра
       —Лучше бы цитировали наставление по боевому  использованию технических средств.
      —Пожалуйста. После работы главных двигателей на малых оборотах в течении 3,5 часов надо выйти на режим выше 1500 оборотов и в течении 15-20 минут прожечь двигатели для уменьшения нагарообразования на седлах клапанов и в проточных частях турбокомпрессора.
       —Правильно, наливай! Будем выходить на режим!
       —А высокого ТВГ** не боишься?
       —А что? Тебя будут нюхать? Давай, Леша, наливай, нельзя, чтобы бутылки стояли. Юра старше на два года нас с Лешей, перед службой служил в Улан-Удэ, поэтому показывает свой жизненный опыт.
       Алексей открывает бутылки и наполняет портвейном на одну треть  бокалы, освободившиеся от  пива.
       —Друзья!—берет кружку Юра,—я предлагаю поднять эти кружки за нашу дружбу, за наш пограничный класс, за то чтобы независимо от того, как у  каждого из нас сложится жизнь и  судьба,  мы всегда помнили друг друга и выручали из беды, как родных братьев. Чтобы капитан 1 ранга Блохин не отказал капитан - лейтенанту Литвинову в кружке пива, когда я буду нуждаться, и наоборот. Всегда собираться вместе, когда будет возможность, и вспоминать наш класс, этот город, эти корабли, эту прекрасную бухту, эту пивную.
      Портвейн  молча выпивается. В ход пошли плавленые сырки. Мир начинает преображаться. Старуха больше не ворчит, мужики  в углу уже не мешают, а  буфетчица у стойки сменила халат.
      —Давай разливай до конца!
      Алексей разлил  оставшийся портвейн. Самый высокий и широкоплечий мужик, гитарист из компании в углу, подходит к нашему столику и молча берет одну кружку и начинает пить маленькими глотками портвейн, вращая яблоками глаз по сторонам. Но он не успевает допить. Юра боксерским ударом ударяет мужчину по печени, в это же мгновенье Алексей бьет кружкой по кружке наглеца. Послышался стук зубов о стекло кружки. Следую примеру Леши, ударяю верзилу кружкой по голове. Несчастный явно растерялся, весь забрызганный вином и кровью, он не ожидал такого отпора. Но его товарищи уже встали стеной на помощь. Кругом подходят к нашему столику.
      —Юра! Надо сваливать, их больше - пытаюсь исправить ситуацию. Но бесполезно. Юра из тех, которые ничего не бояться, количество противника его не интересует, всегда смело идет в бой. Прижимаемся к стене стекляшки, снимаем бушлаты и ремни, начинаем отбиваться от наседающей толпы. Алексей поднимает стол и, используя его в качестве тарана двигается на толпу. Юра ударом слева валит верзилу на пол, его друзья пытаются спастись бегством. Но бесполезно.
      —Володя! К двери, чтобы ни одна блять не ушла!
Подбегаю к двери, закрываю щеколду, но чувствую удар чем-то тяжелым по голове. Со всей силы даю отмашку ремнем, оборачиваюсь, вижу рассеченную бровь обидчика.  В голове стало мутно, но сознание не теряю. Вижу как Юра с Алексеем методично укладывают противника в нокаут боксерскими ударами. Вскоре все кончено, противник повержен и не оказывает сопротивления.
       —А теперь, все слушайте сюда! Мы не будем вас сдавать в милицию, хотя можем. Сейчас молча составляете столы, убираете разбитое стекло и платите за разбитую посуду.  А вас молодой человек,—показывает Юра на верзилу,—прошу заплатить за вино. И прошу объяснить, чем обусловлено ваше наглое поведение.
       —Двадцать рублей хватит, больше нет.
       —Нам-то хватит. Хозяйка, посчитайте стоимость разбитой посуды. Все деньги на бочку—начал разборки Юра.
       —А вы с какой системы? Нахимова?
       —Нет мы с Ленинграда. И запомните, пока мы здесь на практике, пиво будем пить здесь. Нас здесь много, около сотни и хозяевами будем мы. А теперь деньги на бочку.
        Юра собирает деньги и уходим из кафе через черный ход, так как старуха во время драки вызвала патруль и он мог появиться с минуты на минуту.
         Выйдя с пивной, зашли в гастроном, как раз под его закрытие, взяли еще с собой вина, закуски и продавщицу с вино-водочного отдела выдвинулись к развалинам Генуэзской крепости. Продавщица, ее звали Таня,  оказалась  веселой и общительной девушкой  без комплексов. Пир продолжился у стен бывшей крепости.
        —Танечка, а у вас есть подруги?
        —Конечно, мальчики. У кого их нет.
        —Тогда, надо организовать прием. Нам не к лицу уже проводить время в пивных, и драться с местными шалопаями. Как никак без пяти минут офицеры.
        —Хорошо. Завтра вас устроит.
        —Конечно, только когда.
        —В семь вечера приходите. Крестовского 147, квартира 5.
         С развалин крепости вся Балаклава как на ладони. Главная улица, идущая вдоль  бухты, недалеко от бригады  расходится на две. По этим трем лучам и между ними раскинулся город. Самобытные аккуратные частные дома чередуются с современными городскими постройками. Город начинаясь с моря зажат  с двух сторон бухтой, а с третьей  стороны свободно уходит в  виноградники. Видно, как  город разросся  вдоль дорог на Ялту и Севастополь.   
         Незаметно солнце садится за гору, где прячутся  субмарины. День, полный впечатлений и приключений подходит к концу, под безмятежными тысячелетними  развалинами крепости, где на  стене высечено: «Здесь насмерть героически сражался пограничный полк войск НКВД против фашистских захватчиков…».
        —Юра, смотри это для тебя, к твоему реферату: «Пограничники в годы Великой Отечественной войны». Но Юры с Таней не видно, зато в сумерках появились две тени, приближающееся, к развалинам. Вскоре видно, что это особы женского пола. 
        —Девушки, куда вы на ночь глядя? Здесь обитают злые духи тавров, они  вас похитят и принесут вас в жертву богам.
        —Духи? По-моему мусора, более реальная угроза, и, кажется, вас ищут. Кто-то подрался в кафе, внизу облава, хватают всех курсантов.
        —Расскажите подробнее, какая драка, где?
        —Короче, приехали мусора, сняли показания и побои с пострадавших, теперь ищут троих, которые учинили погром в кафе. Мы знаем, что это вы, не валяйте дурака. Мы видели, как вы уходили. Вам лучше здесь переждать, пока все утрясется, темнотой уйдете.
       —Спасибо! Как вас зовут!
       —Вика! Галя!
       —Володя! Алексей! Надеемся вы нас не оставите, мы можем заблудиться в незнакомом городе. А потом на развалинах старой крепости, только не подумайте, что это мы ее развалили, нам и вовсе будет одиноко без прелестных девушек.
       —Мы согласны, только вы должны нас развлекать. А где ваш третий друг
       «Там, где море вечно плещет
       На пустынные скалы
       Где луна теплее блещет
       В сладкий час вечерней мглы…»
      —Наш доблестный друг, с такой же прелестной незнакомкой зализывает раны, полученные в неравном поединке с  урками, пытающимися унизить честь и достоинство будущих офицеров флота российского.
      —Таня с ним? 
      —Так, вы и Таню знаете?
      —Знаем. Эта моя встречная  сестра,—молвила Вика.
       Веселый бессмысленный треп с девушками, стакан вина по кругу, шутки, смех, взаимная влюбленность и влечение, знакомое уже ощущение скорого счастья:— поглотили все в этом мире. Никаких проблем. Нас ищут, наплевать. Все непременно образуется. Из темноты появились Юра с Таней. Можно было покидать развалины крепости, уходить с убежища, пора провожать девушек домой, да и нам  пора уже на борт. Было тихо, в море и в бухте то и дело вспыхивали огоньки случайных судов.
      В темноте  моря появились ходовые огни какого-то  судна. Вскоре уже на подходе к бухте стало ясно, что это современная  подводная лодка. У входа ее встречает  буксир. Лодка бесшумно вошла в бухту и  грациозно на малом ходу движется  к своей цели.
      —Смотрите, что-то с ней происходит, по-моему у неё заклинило руль! Не может быть, идет прямо на берег, сейчас врежется в скалы! Что она делает, елки зеленые! Надо же бросать якорь!—засуетился Юра.
       Но на наших глазах произошло чудо. Скалы горы  расступились, обнажив черную дыру. Нос лодки начал скрываться  в дыре, затем скрылся скошенный «плавник» рубки и наконец гора проглотила всю лодку. Лишь гакабортный—кормовой— огонь тускло мигнул на прощанье, едва отразившись в темной ночной воде.
      —Такого мы больше никогда в жизни не увидим. Никто не поверит.
      —А  ничего и не было. Нам показалось. Пора по домам. Чур, я провожаю Галю!
      —А, я Вику! Вика, вы не против!
      —Не против, только  я с Галей живем в одном доме, и даже в одном подъезде. И Таня рядом живет.
     —Тогда пошли все вместе—сказал Юрий.—На корабли пойдем  по одному.
      Вскоре, как-то само собой,  распределились по парам. Алексей с Викой вырвались вперед. Юра с Таней плелись где-то сзади. Уже минули злосчастное кафе. Там  уже никого не было. Вышли на развилку улиц. Галя предложила пойти по улице Новикова.
     —А, я знаю, кто такой Новиков.
     —Володя, вы, наверно, все знаете.
     —Генерал-майор Новиков командующий Севастопольским оборонительным районом в годы войны.
     —Знаю, в школе проходили. Между прочим в Балаклаве в разное время бывали: Грибоедов, Жуковский, Бунин и другие знаменитости поэты, драматурги, художники, композиторы. В Балаклаве жили многие писатели, в том числе Куприн А.И.
     —Поразительно. Наверно надо сильно любить свой город, чтобы все запомнить.
     —Просто, я летом подрабатываю в бюро путешествий и экскурсий. Набережную  здесь построили англичане  во время Крымской войны. Они же соорудили магазины, увеселительные заведения и гостиницы, провели шоссейные дороги к французской квартире на пятом километре Балаклавского шоссе и первую в Крыму железную дорогу***.
       В 1787 Балаклаву посетила Екатерина II, которая была потрясена подготовленной Г.А. Потемкиным торжественной встречей конного отряда “амазонок” из 100 балаклавских гречанок.
       —Галя! Вы похожи на амазонку! И гречанку!
       —Можете,  называть меня на ты.
       —Только после поцелуя!
       Податливые губы Гали пахнут морем, туманом  и портвейном. Кажется я влип. Мне с Галей хорошо и просто. Это, наверно, и есть счастье.
      —Володя! Мне кажется, что тебя я знаю очень давно!
      —Ты веришь в переселение душ?
      —?!
      —Мы встретились потому что, жили здесь с тобой раньше и знали друг друга и даже любили друг друга. Ну, а потом, состарились и умерли. Нет, я погиб в сражении. А ты меня оплакивала.
      —Все это может быть. Здешние земли орошены обильной кровью; в 1357 году Гавань символов у княжества Феодоро отбили генуэзцы, построив здесь крепость Чембало, которую в 1475 г. захватили турки.
       —Мне кажется, что наше время, которое сейчас переживаем мы это одно мгновенье, один миг в истории Балаклавы. Почти 120 лет здесь были генуэзцы и их не стало. Когда-нибудь о нашем времени будут скупые цифры в истории, но не похоже, что мы уйдем из Крыма.
      —Во время Крымской войны*, в Балаклавской долине произошло сражение, в котором английская королевская кавалерия под командованием лорда Кардигана потерпела сокрушительное поражение, потеряв 1500 конников из самых аристократических фамилий. День Балаклавы 13 октября 1854 г. навсегда остался траурной датой в истории Англии. В конце XIX века по ходатайству правительства Великобритании в Балаклавской долине был установлен памятник погибшим английским аристократам. В годы Великой Отечественной войны, во время ожесточенных боев, памятник был разрушен и восстановлен в 1945 году. И сегодня его можно увидеть в Балаклавской долине, среди виноградников.
     —А может я был английским аристократом. Давай туда сходим.
     —Прямо сейчас?
     —Нет, завтра.
     —Никуда мы не пойдем, там сейчас грязь. Приезжай летом, здесь красиво летом. А вот и мой дом. Крестовского 47.
     —А кто такой Крестовский?
     —Володя! Хватит истории. В этом мире мы главнее всех и никому нет до нас дела —Галя обняла меня и поцеловала таким нежным поцелуем, что я забыл все на свете.

     Только раз бывают в жизни встречи,
     Только раз судьбою рвется нить,
     Только раз в холодный серый вечер
     Мне так хочется любить. 

      —Давай, иди на свой корабль, завтра приходи в гости. У меня 35 квартира.
      Я не шел, а летел на крыльях. Вот оно и свершилось, свершилось то что предчувствовал.
      На корабле было спокойно. Дежурный по кораблю, командир отделения связи Глущенко был моим приятелем. Сошлись мы на почве шахмат, иногда в тайне играли в радиорубке.
     —Как дежурство?
     —Нормально. Только твоих коллег  в городе забрали, начальник штаба  уехал разбираться.
     —Курсантов, что ли?
     —А кого же? Конечно курсантов, в основном  бакинцев, взяли с запахом спиртного в городе. Ну бакинцы дают. Всех забрали, со всех кораблей. Их 15 человек у нас в бригаде. Какие то разборки. Милиция была в части. К борту подходили. Спрашивали курсачей. Я сказал, что все на месте.
      —Молодец. Так наши на борту?
      —Да. Они на борту пили. Уже спят. А ты, что сияешь?

       Тот поцелуй, дарованный одной,
       Преследует мое воображенье:
       И в шуме дня, и в тишине ночной
       Я чувствую его напечатленье!

      —Понятно! У меня в отпуске было, аналогично. Ну, иди спать. Наш мех дежурит по живучести. Скоро пойдет  по кораблям..
      Звонок вахтенного с юта прервал беседу.
      —А вот, наверно и он!—сказал Глущенко, убегая  на ют.
      -Студент? А я думал тебя тоже взяли? Ну вы даете? Мы тоже пили, но не так нагло. Начальник штаба, только что привез из ментовки полный ГАЗ-66 пятикурсников. В стекляшке устроили драку. Это тоже наглость, избить   Барда,  местного авторитета. Хотя, по большому счету молодцы! Совсем он обнаглел в последнее время.
      —Барда? Поет, что ли?
      —Да, местный «Высоцкий» с тремя ходками. Студент, в стекляшку лучше не ходи. Это его вотчина, там он промышляет по мелочам вместе с местными урками. Здесь все его знают и не  связываются. Поет, конечно, хорошо, но  пьяный дурной.
       Косаревский ушел по коридору. Вскоре дежурный вышел на очередной звонок. Мне ничего не оставалось как спуститься в каюту. Раздевшись, сложив по привычке на стол форму аккуратной коробочкой, сверху прикрыв все гюйсом и свернутым ремнем, лег на койку. Спать не хотелось. В голове вертелись картины прошедшего дня: бухта, стекляшка, развалины башни, уходящая в гору лодка и, конечно же, Галя. Ее пахнущие морем, приятно покусывающие  губы. Ах, эти девчонки. Откуда они взялись? Наверно, Таня вызвала. Не все ли равно, кто бы их ни вызвал, откуда бы они ни появились они оказались вовремя, и к месту. Значит поступили правильно. Впрочем какая разница, завтра во всем разберемся.    Постепенно, предаваясь сладким воспоминаниям и предвкушением грядущего- пришло забытье. Во сне проскакал конный отряд голых амазонок. Среди них была и Галя, с греческим профилем лица. Парад принимала буфетчица с кафе, почему-то тоже голой.
*В 1976 г. США и в 1977 г. СССР приняли законы о 200-мильных экономических зонах у своих побережий
**Сейчас имени Петра Первого
***Сокращено с развалом СССР
*Защита Севастополя  в 1854-1855 и в 1941-1944 гг. В честь славного города учреждены медали "За защиту Севастополя с 13 сентября 1854 г. по 27 августа 1855 г.", "За оборону Севастополя" в 1941-1942 гг.
Городом-героем Севастополь назвал народ бывшего Советского Союза уже в первые годы Великой Отечественной войны.
**На месте Балаклавы  с XIV была — генуэзская колония чембало.
***Поселок недалеко от Выборга, место дислокации пограничной бригады.
* Планово-предупредительный ремонт
**Машинное отделение-машинное отделение, где расположены главные двигатели и дизель генераторы и другие основные механизмы БЧ-5
***Инкерман- город Севастопольской зоны
*Атомная подводная лодка
**Температура выхлопных газов (специальное)
***Построили ее в феврале 1855 года. После войны железную дорогу разобрали и продали туркам.
*13  октября 1854 года

Продолжение: http://proza.ru/2009/01/11/116


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
Ух, как насыщена событиями эта глава!
Февраль 1976 год. Стажировка гардемаринов - да ещё где? В Крыму!
В Балаклаве! Прославленный древний город!
Очень удачно и очень интересно вы рассказываете историю Балаклавы!
Спасибо!
А потом - увольнительная эпопея)))
Ох, не могут моряки без выпивки - обидно, честно говоря!
Ну, и без девушек, конечно, тоже не могут!
Повезло Владимиру: Галя оказалась не только симпатичной, но и умной!
С улыбкой,

Эпиграф из знаменитой сказки о Стрельце - мы с учениками ставили её на сцене с грандиозным успехом! Володя, в эпиграфе есть маленькая опечатка: тюрЬма потеряла Ь

Элла Лякишева   03.10.2020 08:35     Заявить о нарушении
Спасибо Элла.Да еще курсантское легкомыслие, хотя без 5 минут лейтенанты.

Владимир Сысун   03.10.2020 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.