Синоним

               

               
      Придя со школы домой, сын спросил у отца.
      - Что такое синоним?
      - Ну, это когда одно и то же понятие можно выразить несколькими словами. Дорога-путь, невысокий - низкий, неглубокий - мелкий. Как видишь, можно сказать так, а можно этак. Одно слово безболезненно заменить другим равноценным словом.
      - Зачем? – спросил сын.
      - Что зачем?
      - Ну, зачем менять одно слово на другое?
      - Использование синонимов позволяет человеку сделать свою речь образнее, красочнее, богаче.
      - Как интересно, - сказал сын. – Давай сыграем в игру.
      - Какую игру?
      - До-си-но.
      - Не слышал такой игры.
      - И не мог. Я её только что придумал. Она похожа на домино, но вместо костяшек надо подставлять синонимы.
      - И как же в неё играть?
      - Очень просто. Допустим, я говорю «учитель». Ты подставляешь «педагог», я говорю «задание», ты говоришь – «урок».
      - Ну, давай попробуем, - согласился отец.
      - Мама, - сказал сын.
      - Жена, - подхватил отец.
      - По-моему, это не синоним, - засомневался сын.
      - Ну, как же, как же, - снисходительно пояснил отец. – Твоя мама – это моя жена.
      - А если твоя мама?
      - Тогда бабушка, - ответил отец.
      - Получается, мама, жена и бабушка – одно и то же, - растерянно заметил сын.
      - В принципе да. Любая бабушка, в конечном итоге чья-то жена.
      - Почему же чья-то, - обиделся сын. – Дедушкина.
      - Конечно, бабушка, - это дедушкина жена, - согласился отец,- моя жена – это твоя мама, а твоя мама – это дочь жены дедушки.
      - Что-то ты, папа, запутался с этими жёнами. Какой-то гарем у тебя получается.
      - На что ты намекаешь? – насторожился отец.
      - На Ирину Петровну, - бесхитростно ответил сын.
      - Ирина Петровна, - строго сказал отец, - это мой сослуживец, младший коллега по работе. Где ты увидел тут синоним с женой?
      - Это не я увидел. Это наша соседка Лидия Николаевна. Пришла и говорит маме: «Я вчера твоего Александра в парке с синонимом видела».
      - Когда это она меня видела? – передёрнулся отец.
      - А когда ты сказал, что на совещании был.
      - Позавчера, что ли?
      - Ага. После программы «Время».
      - Та-ак, - папа забегал из угла в угол. – И о чём же ещё они говорили с мамой?
      - Я особенно не прислушивался, до меня только слово «синоним» часто долетало.
      - И в каком же подтексте?
      - Чего, чего?
      - Я спрашиваю: в каком смысле употреблялись эти синонимы?
      - В разных. Лидия Николаевна про тебя синоним сказала, а моя мама про её мужа синоним. Они сплошными синонимами разговаривали.
      - Ладно, - сказал отец, - давай на другую тему синоним придумаем.
      - Давай, - согласился сын. – Только, чур, я первый.
      - Хорошо.
      - Бездельник, - выпалил сын.
      - Лодырь, - подхватил отец.
      - Конъюнктурщик, - сказал сын.
      - Что-то ты опять не из той оперы песню завёл, - скис отец. – Конъюнктурщик. Где ты только слов таких нахватался? Опять от Лидии Николаевны?
      - Не-ет. От Генки Тарасова. Ты с его отцом в одном отделе работаешь.
      - Работаю, ну и что?
      - А вот и то, что Генка слышал, как его отец о тебе разговаривал с кем-то и сказал, что ты конъюнктурщик.
      - А ты, как попугай, повторяешь. Хоть бы знал, что это такое.
      - Не знаю, - честно признался сын. – Вот и прошу: придумай синоним, чтоб стало ясно.
      - Синоним, говоришь? – переспросил отец. – Передай Генке, что отец его сам хорош гусь. Лижет начальнику эту – как его? – синоним не подберу, – и хочет на чужом горбу в рай въехать.
      - На горбу? – понравилось сыну. – У вас что же на работе верблюды водятся?
      - Одногорбые. Дромадеры. И ослы у нас водятся, и козлы, и лисы. Полный зоопарк.
      - Я тебе так завидую, - пискнул в восторге сын.
      - Во-во, - подхватил отец. – Это ты правильно подметил. Генкин отец мне просто завидует. Ишь ты, слово отыскал «конъюнктурщик». Язык сломаешь.
      - Я тогда сейчас слово полегче придумаю, - с готовностью предложил сын.
      - Рыба! – вдруг закричал отец.
      - Какая рыба? – не понял сын.
      - Ну, это синоним такой, - пояснил отец. – Когда игра окончена, говорят «рыба».
      - А что, ты уже хочешь кончать игру, - захныкал сын. – У меня ещё столько слов есть.
      - Не надо, - испугался отец. – Хватит.
      - Жаль, - расстроился сын. – Такая увлекательная игра. Я сегодня узнал так много нового. Так расширил свой кругозор.
      - Нет, Серёжа, - поучительно сказал отец. – Больше в такие игры мы с тобой играть не будем.
      - Почему-у?
      - Ну, видишь ли, игра в синонимы требует большого напряжения сил, тебе в неё  играть ещё рано, а мне уже поздно.
      - Поздно? Почему?
      - Потому что я уже старый.
      - А почему тогда мне рано?
      - Ты ещё маленький.
      - Вот всегда так, - горестно вздохнул сын. – Чуть что – маленький, маленький. Эх, скорей бы вырасти и начать играть во взрослые игры.



 
   



 

   
 
 


Рецензии