Для искусства нет земных понятий
Или тайнопись гения
Кто такой Михаил Казиник, знают все образованные люди: гениальный проповедник классического искусства ,крупный общественный деятель, профессор Драматического театра Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии. И ещё…он чудесный человек :глубокому уму соответствует покоряющая доброта , блестящему образованию - искренность в отношениях.
В начале июня маэстро навестил наш город, чтобы продолжить съёмки фильма «Эффект Витебска» - так хочется нашему земляку, чтобы о Витебске знали и в Швеции, где живёт теперь Казиник, и в Австралии, где он ведёт на радио свои передачи, и в Германии, где он выступает со своими концертами.
Михаил Казиник в детстве- вундеркинд, в юности- поэт-музыкант, революционер-диссидент, в зрелости -виртуозный скрипач, талантливый актёр, автор многочисленных статей по искусству.,
Книга М.С. Казиника»Тайны гениев» раскупается мгновенно.
Приезд Михаила Казиника в Витебск наш город воспринимает как возможность подумать о влиянии музыки и слова на мозг человека, как страстное желание погрузиться в глубины классической музыки.
Недавно Михаил Казиник получил специальную премию от Капицы за оригинальные формы духовного общения ,необыкновенную остроту восприятия художественных произведений и свежесть мысли.
Михаил Семёнович помнит наизусть десятки тысяч произведений живописи, музыки и литературы, - он обладает глубоким умом учёного и волшебными фантазиями поэта, а также неуёмной, безудержной энергией в претворении своих замыслов в явь, в облечении их в плоть.
Казиник - ведущий радиопрограммы «Орфей»,и руководитель шведского «Театра, который мыслит», а также автор 24- серийного потрясающего фильма о жизни и творчестве выдающихся композиторов :Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шуберта…
В Швеции этот фильм идёт в самое «смотрибельное» время :в 20 часов –по субботам, повторы- в 22-по понедельникам, в 19- по пятницам! А в субботу уже начинается новый фильм!
Скоро фильмы «В свободном полёте» или «Adlibitum»т.е.- сочиняю, как хочу,- появятся на российском телевидении»Центр». Михаил Казиник - так вдохновенно , так страстно и оригинально расшифровывает через музыку тайны Вселенной и произносит свои глубочайшие философские мысли таким боговдохновенным голосом, в котором проявляются и высокий артистизм, и покоряющая любовь к искусству, и магия доброты, что, кажется, тридцать раз глядел бы этот фильм с таким же наслаждением, как в первый раз. Михаил Казиник - очень независимый , внутренне раскованный и свободный в мышлении человек, и сейчас он работает над книгой»Есть высшая смелость».
В заг лавие взята строка Пушкина ,который всем своим творчеством и образом жизни вселил в Михаила мысль: «Полнота жизни , полнота личности есть полнота творческой свободы как служения Божеству, как свободный ответ на Божественный зов»- , и Михаил Семёнович считает, что эта природная, стихийная, космическая свобода как элемент гениальной души рождает такую смелость, которая ради художественной правды произведения не побоится ни тюрьмы, ни виселицы, ни остракизма, ни осмеяния.
А.С.Пушкин утверждал, что только три гения литературы - Шекспир, Гёте и Мольер- смело овладели сложной диалектикой свободы: три гения поняли, что конфликт власти и свободы есть постоянная тема личной жизни и жизни народов.
Три гения хорошо знали, в чём состоит этот трагизм и в чём состоит его разрешение.
Трагизм власти состоит в том, что он может быть связан с преступлением, разрешение трагизма состоит в оправдании власти, в том, что она может дать народам «вольность и покой».
В чём же, по мнению Казиника, высочайшая смелость Гёте в «Фаусте»? Да в том, что немецкий поэт нам говорит, что Бог и Мефистофель - настоящие друзья:
Из всех чертей
Ты ближе всех,
Шутник и весельчак
Дьявол так же, как и Бог, хочет, чтобы человек был сильным, умел бороться и достигать победы!
-Гони его, пока он жив!
-Я к трупам страсти не питаю!
-Котам нужна живая мышь!
Нет ошибок без тайного умысла, иначе нам придётся признать, что Бог не всесилен и несовершенен.
Богу скучно без дьявола , без его забавных экспромтов, неожиданных сильных поступков, искромётного, живого юмора, остроумных розыгрышей.
Именно дьявол является автором настоящего вдохновения .Да, экспромт- это Божественная диктовка. Но вернёмся к «Фаусту»:
«Всякий человек, который изучил фаустовство и мефистофельство ,- считает М.Казиник, -это европейский мыслитель. В народной книге Фауст- разрушитель, чёрный и страшный. Но, начиная с Гёте, всё меняется: Фауст становится глубже, чёрт –добрее, и Гёте в своей высшей смелости утверждает:»Бог и Мефистофель ценят, уважают и любят друг друга»,Гений знает, что за свободу и высший дар приходится дорого платить. Дьявол говорит Фаусту: «Ты не будешь иметь права любить. Все, к кому ты прикоснёшься, погибнут».
Творец-гений, если бы и хотел, не может сойти с предначертанной орбиты. Творчество для художника важнее всего: здоровья, счастья и семьи.
С любовью созданное творение отдаёт гений людям, а в ответ нередко получает насмешку . Вспомните, как говорили о Гогене : «Если хотите насмешить детей, сводите их на выставку этого художника: «Зелёные коровы, синяя трава, красное небо!»
Чтобы не случилось суицида, гению лучше оставаться с холодной головой и твёрдой верой в свой талант.
Аверроэс-ибн-Ружд писал о двойственности идеи: «Вера в идею рождает красоту этики ,знание убивает веру. Логика разрушает этику Бытия!
Аристотель прав, как учёный, Иисус- как основатель великой гуманной Этики.
Если позволить себе ту же смелость, что Мольер или Гёте, я могу проверить Божий постулат о том, что без Господнего соизволения волос с головы не упадёт. А как же тогда запрет подходить к древу познания ,если, съев яблоко , Ева стала грешной, значит, Бог не всесилен .Выходит, Господь запрограммировал яблоко , отлично зная, как запретный плод сладок!
А Христос приходит на Землю, чтобы искупить первородный грех.
Тогда получается, что и предательство Иуды тоже запрограммировано?
В любом случае, жертва должна быть принесена.
Если Иуда не появляется- Иисус проповедует, и жертва не нужна .А если отменяется жертвенность Иисуса из-за человеческого грехопадения, тогда получается, что Бог не всесилен? И тогда мы можем думать, что все наши неудачи, равно, как и везения, запрограммированы заранее .Великая небесная матрица духовности даёт всем жителям Земли ношу по силам!
А почему именно» Тартюф» Мольера наиболее гениален в плане смелости идеи?
Банальное прочтение фабулы пьесы таково: Тартюф хочет спать с женой Арагона, жениться на его дочери, отнять у Арагона имущество, а самого Арагона посадить в тюрьму. Тартюф восклицает: «А разве в Библии не написано:»Оставьте дома Ваши и следуйте за мной!»
Мольер впервые в истории литературы даёт своим читателям урок, как, руководствуясь идеей , можно обмануть людей ,обобрать их и даже толкнуть на стезю греха.
Каждый политик, ищущий выгоды для себя, приносит простым людям много зла.
В любой идее плюс можно поменять на минус.
Зачем Тартюфу нужно состояние Арагона?
-Вы - на ветер, а я- на церковь -Божий дом, - самоуверенно заявляет он.
Лицемер весьма поэтично пытается соблазнить дочь Арагона: «Тот , кто постигает красоту небесную, только тот по достоинству может оценить красоту земную!»
Да, он говорит как истинный поэт или как великий актёр .
О его роли, о его маске никто даже и не догадывается, в чём и состоит великое искусство лицемера»
Все эти идеи Вы сможете найти в моей новой книге, над которой я сейчас работаю:» «Есть высшая смелость».
А каковы литературные пристрастия маэстро?
Михаил Семёнович обожает роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» и считает страницы «Лекции Кречмера « Бетховен и фуга» гениальными.
Сам искусствовед овладел техникой скоростного чтения и накануне нашей беседы за один вечер прочитал несколько книг :Эфраима Севеллы «Легенды Инвалидной улицы» и «Тойота Королла», Мони Цацкеса «Тайны романов о Христе»и Ренаты Вельш «Жена Моцарта».
М.С.Казиник утверждает: «Чтобы открыть каналы высшим силам, необходимо общаться как можно больше с гениями».
Великий пропагандист искусства одержим идеей о влиянии музыки и слова на человека, поэтому и стал исследователем в области музыкотерапии.
Михаил Семёнович считает, что, растворяясь в ауре Бетховена или Моцарта, Шуберта или Брамса, настроившись на нужную волну, больной очистится от душевной грязи и вылечится .Другой проект музыковед готовит для медсестёр и врачей.(Кстати, в Швеции все медсёстры имеют только высшее образование).
Врач, выслушавший много жалоб, может и должен через музыку очистить свой дух.
Третий проект музыкотерапии Михаил Казиник задумал для пациентов, проводящих в больнице выходные дни: врачи в пятницу уходят, и на всю огромную больницу остаётся один дежурный доктор, и больные испытывают страх за свою жизнь.
Чем только не занимается наш знаменитый земляк из Швеции: вместе с режиссёром Юрием Ледерманом поставил и сыграл множество спектаклей(«Моцарт против Сальери», «Вместо Чайки», «Кармен»и другие).также открыл экстра-класс в Бергслагене , выпустив в течение десяти лет четырнадцать скрипачей, многие из которых получили мировое признание .В 2005 году Казиник был приглашен экспертом Нобелевского концерта- главного культурного события скандинавских стран.
Михаил Казиник родился 13 ноября 1951 года в Ленинграде, но детство и начало юности прошли в нашем Витебске.
Витебск и Санкт-Петербург- два очень дорогих сердцу Казиника города, но Одессу он любит ещё больше, в Одессе Казиник-член «Всемирного клуба одесситов», в Одессе живут люди, которые сохранили живость мышления, силу восприятия, юмор, остроумие, чувство сарказма, в Одессе Михаил Семёнович получает стопроцентное восприятие.
Но витеблянам Казиник дорог тем, что доктор культурологи всё делает для того, при этом самым невероятным образом сочетая в своих выступлениях черты режиссёра и актёра, скрипача и пианиста, поэта и публициста, чтобы вернуть Витебску дух Шагала и Лажечникова, Добужинского и Малевича, Бахтина и Соллертинского.
«Какое счастье, -говорит Михаил Семёнович,- что для Искусства нет земных понятий. Если в жизни человек притворяется порой, лжёт и лицемерит, то в Искусстве гений такой, каким и должен быть настоящий человек: искренний , умный, добрый и светлый».
Свидетельство о публикации №209011200257