Эти спрос и предложение

 
Традиционные линии спроса и предложения ныне известны даже российским школьникам (в продвинутых школах – школьникам младших классов). Учащиеся США за 12-летний период обучения трижды возвращаются по кругу к базовым экономическим понятиям , углубляя и расширяя понимание на каждом новом уровне. Но все же вопросов по этим общеизвестным линиям хватает.
Сформулированы «законы спроса и предложения»  на «нормальные товары», которые обычно покупает большинство людей. « Закон спроса» – по мере снижения цен на товары объем спроса увеличивается (этот объем обратно пропорционален изменению цен). «Закон предложения»  – по мере повышения цен на товары объем предложения увеличивается (объем предложения прямо пропорционален изменению цен). Но любой человек, понятно,  заметит массу исключений из этих «законов».
Чтобы приладить «законы» к современному состоянию экономики используют понятие привлекательности соотношения «цена – качество», при этом параметры качества нередко определяются интуитивно (нравится, хочу – и все).
Приведенный график показывает одно из множества состояний, которые в реальности складывается в экономике между спросом и предложением. Отрицательный объем спроса здесь – это объем спроса каждого человека, социальной группы и общества в целом, на обеспечение которого у данных экономических субъектов не хватает средств (ресурсов, денег и т.п.). Хотим, но не можем (можем , но не хотим – иной вариант).
Отрицательный объем предложения – соответствие отрицательному объему спроса, когда у всевозможных производителей нет стимулов для начала деятельности. Это состояние « – Р»  – абсолютной отрицательной цены для проса и предложения (чрезмерных затрат сил и средств, которых у спроса и предложения просто нет в данный момент и на обозримую перспективу). Вместе с тем объем «- Q» уже указывает на наличие сравнительно осознанной массы спроса, которую начинает учитывать и предложение (но частично оно нацелено и формировать необходимый для себя спрос, обдумывает варианты такого формирования).
Реальная деятельность производителей начинается тогда, когда спрос выходит в квадрант положительных значений и преодолевает точку  «P max D» - это максимальный уровень цены, который в рыночных условиях всегда ограничивает спрос (в этой точке объем спроса и соответствующего ему предложения 0). До точки Qs0  производство пользующихся спросом товаров и услуг для предложения убыточно, хотя спрос и приобретает небольшие объемы произведенного по высоким ценам. Линии спроса и предложения пересекаются в мнимой точке равновесия – Е, на которой никогда не зацикливаются. Спрос с учетом предельной полезности выходит на точку максимального объема потребления -  Q D0.
Дальнейшие объемы спросу и даром не нужны, а за некоторое превышение этих максимальных объемов производителям придется и приплачивать (потребителям например, за потребление рекламной продукции, презентации). Все, что правее и выше линии спроса – чаще всего предложению несут одни убытки. Но производитель не может остановиться и еще некоторое время производит объемы, которые уже не пользуются спросом. Целью производителя иногда оказывается достижение цены «P max S», которая превышает  «P max D» - в надежду на повышение доходов населения и улучшение экономической ситуации.
Так как приведенный график – обобщенная фотография одного позитивного экономического цикла , при другом экономическом цикле надежды производителя (но уже по другим товарам и услугам) могут и сбываться. Однако немало ситуаций, когда происходит и крушение надежд. Например, в зависимости от стран в первый год деятельности прекращают существование до 10 – 15% малых предприятий и еще больше индивидуальных предпринимателей. Затем они могут вновь появляться, но уже чаще на других рынках с иными товарами и услугами.
Зоны отрицательных значений на данных графиках не стоит путать с понятиями отрицательные спрос и предложение.
Понятие отрицательный спрос (негативный спрос; Negative demand) в экономике закрепилось. Это спрос, при котором большинство покупателей на данном рынке отвергает товар вне зависимости от его характеристи. (Энциклопедия / С.М. Синельников и др.-СПб., 1994) . При таком спросе значительная часть потребителей отвергает продукт и может даже заплатить определенную цену за отказ от его использования. Например, негативный спрос на прививки, на наем на работу бывших заключенных.  (Голубков Е.П.Маркетинг Словарь.-М., 1994) . Задача экономики, особенно маркетинга  - проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к данному товару и возможно ли с помощью маркетинговой и всей экономической деятельности изменить негативное отношение к товару (переделка товара, снижение цен, активное стимулирование). ( Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент. Маркетинг. Информатика / Под общ. ред. М.И. Молдованова.-Киев, 1993) . Отрицательный спрос уменьшает параметры общей линии спроса , но чаще всего находит альтернативные замещения в других группах товаров и услуг.
По аналогу, отрицательное предложение – это нежелание и невозможность большинства производителей выпускать какие-то товары и услуги по любой цене. В частности, с этим сталкивается внедрение многих инноваций и высоких технологий. Отрицательное предложение уменьшает параметры общей линии предложения  (особенно в дотационных регионах) , но чаще всего тоже находит альтернативные замещения в других группах товаров и услуг.
Оптимизация всей экономики неизбежно связана с оптимизацией спроса и предложения на всех уровнях хозяйствования. Разумное предложение может быть нацелено и на работу впрок. Проблема припасов и запасов, заготовок впрок решалась людьми с многотысячелетних глубин натурального хозяйства. Всякие сушения, вяления, копчения, затем  квашения, соления, варения и т.п. сопровождают человечество до сих пор. Модернизация инфраструктур – тоже достойное для предложения в нынешних условиях дело.
Линии спроса и предложения во многих случаях меняются местами. Предложение ,по сути,  падает (даже при повышении цен), а спрос растет (при том же повышении цен). Например, предложение обустроенных территорий земли в благоприятных природно-климатических зонах, платных рабочих мест на планете в целом и особенно в дотационных регионах, всевозможных товаров с привлекательным соотношением цена-качество, Отрицательный наклон обычно имеют линии предложения факторов производства. http://bibl.tikva.ru/base/B1202/B1202Chapter1-8-3.php
Подавляющее большинство людей (трудовые ресурсы) не может работать  без сна, питания и отдых многие сутки. Хозяйствование человечества ограничено пространством земли и результатами вложенного труда (капиталом). Энергетически и информационно ограничена предпринимательская активность. Информация в целом бесконечна, но есть неизбежные ограничения на выявление и использование полезной в экономике информации.
К тому же заметный рост налого-трансфертной системы, эффект "налогового клина" и чрезмерная "зарегулированность" (коррупционность)  экономики в современной России отрицательно сказываются на стимулах к труду, осуществлению инвестиций, внедрению новшеств, а также на готовности людей брать на себя именно предпринимательский риск. Формализация противоречащей друг другу законодательной вермишели (главной отчетности представительных органов) достигла антихозяйственного пика.
Известны взаимоотношения спроса и предложения в квадранте положительных значений цены и объема. Но вероятны  реалии их взаимоотношений только в границах остальных трех квадрантов: положительной цены и отрицательного объема, отрицательной цены и отрицательного объема, отрицательной цены и положительного объема спроса и предложения.

Нередко по инерции производители прекращают увеличивать предложение при цене P max S, которая выше цены P max D (максимальной для спроса, при которой потребитель отказывается от покупок товаров и услуг). Этот случай экономическая теория в графиках спроса и предложения нередко игнорирует. Более того, при цене P max S потребитель сам готов продать какие-то объемы товаров и услуг, но он – теоретически и практически (так как не производит) – этих объемов не имеет. И он продает уже приобретенное – к примеру, подержанные машины.
Производители обычно начинают предложение с уровня «отрицательной цены», когда продажи не покрывают издержек, идут ниже себестоимости. Лишь при каком-то уровне объема (но до уровня равновесной цены) продажи начинают превышать издержки. Но за уровнем равновесной цены потребители тяготеют к тенденциям предельной полезности, стремясь к потреблению по минимальным ценам. Потребление неизбежно проходит точку объема спроса «нулевой цены». Далее для повышения объемов спроса производителям даже приходится потребителям различным образом приплачивать, вновь реализуя товары и услуги ниже себестоимости. Понятно, что этот процесс не будет вечным. И предложение за «отрицательную цену» завершается  значительно раньше, чем завершается спрос за «отрицательную цену».

Если спрос и предложение взаимодействуют в зоне (квадранте -  график 2) положительных значений цены и объема товаров и услуг, действуют нормальные рыночные отношения.
Если в зоне положительного объема, но отрицательной цены (ниже себестоимости для производителя) – выгоды за счет благотворительности и т.п. получает потребитель (но не как покупатель). Это ситуация очень кратковременная, не рыночной экономики.
Если в зоне положительной цены, но отрицательного объема – выгоды имеет производитель, он по ресурсам может производить эти объемы, но квоты это делать  не дают  (к примеру, за счет дотаций при квотировании фермер за непроизведенную продукцию). Ситуацию можно отнести к отрицательному предложению, но на 1 графике это в частных случаях будет приводить к снижению параметров линии предложения.
Если в зоне отрицательных объема и цены – выгоды проявляются лишь в наименьших убытках , благе недопотребления для природы и т.п. Это ситуация крайне неблагоприятная обычно для натурального хозяйства, где неразвиты товаро-денежные отношения.
Понятно, что графики спроса и предложения могут разнообразно взаимодействовать. Линии переходить из одной зоны в другую, отражать большое разнообразие реальных экономических ситуаций.

С учетом всех вариантов иногда точка равновесия спроса и предложения приближается к 0  цены и объема. Это говорит, что в реальной развивающейся экономике точка равновесия реально не достижима (особенно с учетом конкретных рынков различных стран и регионов), а постулизируется всегда лишь теоретически (как и идеальный рынок с множеством независимых продавцов и покупателей).

Выходы спроса и предложения в зоны отрицательных значений и пересечений с осями экономическая теория обычно не рассматривает. А это важные экономические реалии. Например, прохождение кривой S1 через пересечение линий Р и Q означает, что на ноль цены на нормальном рынке будет и 0 предложения объема (для спроса 0Р нередко означает максимальный потребительский спрос при отсутствии денежного).
Уход кривой S1 в квадрат отрицательных значений Р и Q означает, что производители в силу разных причин отказываются от некоторого объема производства и готовы нести убытки. Если отрицательная кривая S1 проходит на графике вдоль оси Q примерно зеркально положительной кривой S1 , то имеет место нерыночное (демпинговое, благотворительное и т.п.) производство.
Если кривая S1 проходит на графике вдоль оси Р примерно зеркально положительной кривой S1 , то имеет место отказ производителей от производства за определенную плату (например, в фермерских хозяйствах (демпинговое, благотворительное и т.п.) производство. И вновь эту меру нельзя отнести к рыночной.
Движение кривой S3 означает, что 0-объем предложения может возникать при определенном уровне цен, ниже которого производители не выносят объемы на рынок (уничтожают произведенное, гноят и т.п.). И не помогает возобновлять предложение даже небольшое возрастание цен по сравнению с критичным уровнем.
Движение кривой S2 означает, что ради сохранения места на рынке производители могут не только демпинговать, но иногда и отдавать товары и услуги задаром – благотворительно, в убыток себе. И увеличивать выпуск даже при отрицательных ценах – ниже себестоимости. Но и такие производители вынуждены будут отказываться от дальнейшей деятельности, если убытки будут сокрушительными.

Вариаций реальных кривых предложения огромное множество. И любой экономист способен отразить деятельность своей или иной организации такими кривыми, которые достаточно наглядны.

Вместе с тем упражнения с кривыми спроса и предложения не должны отвлекать от более важных экономических реалий. Трудно представить, что акулы мирового бизнеса достигли своих успехов за счет умелого построения подобных графиков.
Их успехи во многом – успехи опытных инвесторов, успехи больших команд с мощными административными ресурсами, умелыми юристами и группами силового прикрытия.


Рецензии
Отрицательный спрос - это дефицит спроса?

Ответный Реактор   27.10.2022 10:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.