Долг платежом красен
Мы, поморы, народ сметливый. Нам только покажи, что да как, сразу суть схватим.
В тот год весна наступила поздно. Поэтому кое-кто из наших к концу мая еще не успел вернуться с зимовки на Грюнланде. А в этот период, как раз и случилось, что викинг Харальд снова показался со своей бандой в наших водах. Да еще и злее, чем прежде! Видать, и у них то-гда не все хорошо было. Правда, к берегу пока не подходил, стал в бухте на якорь и орет чего-то во все горло, лапой в нашу сторону указывая. Прислушался я. По ихнему из наших один только я достаточно разумею. В плену был у этого самого Харальда. А остальные так, лишь отдель-ные слова знают. Пока его пасынок меня под честное слово к своим не отпустил. Харальда-то дома не было. А они с ним на ножах. Да и я обещал к следующему их набегу выяснить, у кого и чем можно будет поживиться.
Насилу, можно сказать, разобрал! Далеко ведь, чертяки, встали, похоже, осторожничают чего-то.
А это они, мать ихнюю спрашивают, где тут живет, мол, Прокоп-кузнец. То бишь, я. «Он нам обещал долг отдать. И еще кое-чего. Вот мы и приплыли!»
Кому же такое понравится! Нет, думаю, изверги, отдавать-то - не себе брать! С долгом-то вы поторопились. Не собрал я покамест вами требуемого. А вот, где, что, почем узнал-таки! Ви-дать, делать нечего, не подводить же своих. Дашь слабинку, так эти хреновы рогачи викинги поотбирают и лишнее! Пришлось назваться, сесть со всем добром в лодку да и плыть к кораблю на переговоры. Залез на корабль, кинул все к ногам Харальда да и встал перед ним по стойке смирно! Как у них, басурманов, принято!
- Докладывай! – говорит по ихнему Харальд и смотрит мне в самые глаза, а взглядом так и сверлит!
Как тут сбрехнешь-то, сразу учует!
- Вот, - говорю, - сколько смог!
- Молодец, хоть что-то собрал, - рычит Харальд. – А об обещанном разузнал?
- Почти.
- То есть, как это?! – обижается Харальд.
- Так они почти все еще на зимовке!
- Не беда, - успокаивает Харальд. – Дорогу, небось, и сам знаешь!?
- Знать-то я знаю. Но не сдавать же неприятелю своих! Так у нас, поморов, не принято!
- А чего спешить? – говорю Харальду и преданно так гляжу в его свиные глазки. – Мо-жет, лучше вначале все, как следует, обмозгуем? За одно и обмоем!
- Можно и обмозговать, - соглашается викинг.
Спустились мы с ним в трюм, да и давай решать, к кому в каком порядке нагрянем. Два дня не могли договориться. Все его пиво выпили. Как кончилось пиво, пригорюнился я. Теперь уж точно все, не отвертишься. Вышли мы с ним на палубу. Он, чтобы дать команду готовиться к высадке, я в море с горя утопиться! А тут, как раз и наши корабли показались. Не один, а аж целых шесть! И, как увидели, что Харальд уже тут, давай грести из всех сил! Харальд, как уг-лядел, побелел весь.
- Навел-таки, подлюга, рявкнул он и хотел было двинуть мне кулачищем в ухо, точно бы вырубил, поганец, и опять прощай родные пенаты! И, может, уже навсегда. Да я вовремя успел прыгнуть за борт и давай изо всех сил к берегу. О лодке даже и не вспомнил! По пути нырнул несколько раз, чтобы не подстрелили. Но им не до этого было, так хотели ноги поскорей унести!
Выбрался я на берег, не скоро, правда, как-никак версты две не меньше. Глянул на море, а от Харальдова корабля лишь точка и осталась. Шибко сиганул с перепугу-то! А следом еще несколько точек, малость покрупнее!
То, наверное, наши погнались за ним. И оказалось, не ошибся. В аккурат через три дня воины приводят этого самого Харальда, пасынка его Свена да еще несколько придурков к на-шему старосте. Я в это время случайно поблизости оказался. Да и говорят, прими, мол, отче, от нас подарок. Мы их с пойманного драккара, как залог, взяли. Басурмане на мечах поклялись больше нас не беспокоить!
- И вы поверили? – вспыхнул я. – Нету им веры, да и быть не может! Уж я-то знаю. Сам в плену у них был. Увидите, скоро они снова возьмутся за старое!
- Не каркай, - сказал староста, - чего надо-то?!
- Отдайте, - говорю старосте, - дядя Пахом, мне Харольда да пасынка его Свена. Пущай на меня, как я на них когда-то поработают!
- Хорошо, будь по-твоему, - говорит дядя.
И теперь после работы почти что регулярно собираемся мы втроем. Варим пиво да гор-ланим во все горло песни. И так хорошо у нас это получается. Соседи, и те, диву даются. Чуже-странцы, говорят, а поют – ну точь-в-точь, как наши с похмелья!
23 июня 2004 г.
-
Свидетельство о публикации №209011200785