Ралли Бурлы

Осень медленно, но верно приближалась к своему логическому финалу, и так же один за другим заканчивались Чемпионаты  по автоспорту – дрифт, драг, джипы, автокросс. Вот настал и черед  классического ралли.

Предпоследний день осени, 29 ноября болельщики и спортсмены провели в 120 км от Алма-Аты, на холмах, в районе зимовки Бурлы, где до этого по гравийным дорожкам ездили только чабаны да охотники.

В этом году Совместный Чемпионат Казахстана и Узбекистана по классическому ралли складывается весьма не просто, как для участников, так и для организаторов этого интересного и красочного вида автоспорта, известного во всем мире.

Напомним, что летом этого года, в июне,  раллийный этап «Самурык», который прошел в окрестностях Астаны был организован буквально за пару недель. Организаторам пришлось экстренно прокладывать новые трассы и писать дорожную книгу.

Практически такая же ситуация получилась и с последним, пятым этапом Чемпионата. Изначально, по утвержденному календарю Чемпионата заключительный этап должен был пройти в Узбекистане. Асфальтовую трассу предполагалось проложить  почти по траектории трасс знаменитого скоростного ралли «Согдиана». Эта трасса стала известна далеко за пределами не только Узбекистана и Казахстана. И вот внезапно, по независящим от наших организаторов причинам, ралли было отменено.

Это отразилось так же и на спортсменах, многие из которых уже подготовили и настроили машины именно для асфальтовой гонки. Ралли – это не просто дорого, это очень дорого. Например, если взять боевой Цивик Дениса Аксенова – резина для асфальта стоит 120000тг комплект, стойки амортизаторов обошлись в 4000 долларов, КПП -    170000тг. Ралли отменяют и что… Опять новый комплект грунтовой резины - 800000тг. Хорошо, когда одного комплекта резины хватает на две гонку, чаще всего – лишь на одну. И это только малая часть расходов, которые несут спортсмены из своего кармана, не имеющие спонсоров. Плюс сама поездка в Алма-Ату из Астаны на 3 человек обошлась  180.000тг . Тут и перевозка и взносы на ралли 36000тг и проживание с бензином

Этап решено было перенести в Алма-Ату, где перебирались различные варианты трасс. Одни не подходили под ралли, проводить по другим просто не разрешили вышестоящие инстанции.
Этап нужно было провести в любом случае, так как его отсутствие ставило под угрозу планы не только лидеров, но и итоги всего Чемпионата, в котором спортсмены вели захватывающую и острую борьбу.

Время шло, погода менялась – то дождь, то снег, то опять жара до + 15. Наконец был найден финальный вариант трассы и назначена дата проведения.  Ралли решили провести в течении 1 дня.  В конце ноября синоптики прогнозировали снег и морозы, что бы отразилось на покрытии. Твердый замерзший грунт, покрытый изморозью или заметенный снегом – далеко не самое безопасное и предпочитаемое пилотами покрытие. Хотя, многие пилоты говорили что, тогда было бы интересней. И у некоторых гонщиков при этих условиях было бы гораздо больше преимущества, учитывая их опыт зимних астанинских ипподромных гонок.

Но трасса «Бурлы» и так получилась достаточно скользкой из-за особенностей грунта – он был очень сыпучим, камней было не много, но, тем не менее, некоторым экипажам пришлось менять колеса из-за порезов и проколов. СУ просто изобиловали трамплинами и закрытыми поворотами. Практически не было длинных прямых, что сводило к минимуму различие в мощности машин. Но грамотная стенограмма и опыт давали мощное преимущество экипажам.

Трамплины, которых некоторые экипажи насчитали более сотни, были в основном не прыжковыми, а очень «злыми» и жесткими. Читаем стенограмму – «трамплин опасно, трамплин очень опасно, трамплин не прыгать!!!»

На них легко можно было «разложить» машину, в что в финальном этапе могло весьма плачевно отразиться на результатах. Поэтому эффектных, высоких и длинных прыжков, которыми изобиловали и Капчагайское,  и Астанинское ралли, практически не было.
У многих спортсменов первоочередной задачей был – финиш в очках с минимальными штрафами. Зато на трассе было много зрелищных затяжных виражей, по типу « лево три очень длинно». Один из таких виражей, на последнем СУ очень красиво и просто сказочно прошел Дмитрий Фелонец. Наблюдая за Дмитрием, как он управлял машиной в этом повороте, создалось полное ощущение присутствия на каком-нибудь Международном этапе Чемпионата WRC – так профессионально выглядел вход и выход из виража.

Прописывали трассу спортсмены 25 ноября. Боевые экипажи накатали около 150 километров, времени было очень мало, короткий ноябрьский световой день заканчивался очень рано.
С погодой повезло, 29 ноября было сухо, хотя с утра над трассой висели низкие облака и дул холодный ветер, в обед распогодилось и даже выглянуло яркое солнышко. По лагерю многие ходили просто в футболках, и было трудно поверить, что послезавтра наступит зима.  Густого тумана, которого так боялись организаторы, не было, но зато его заменяла пыль, которая, в отсутствии ветра после обеда, долго висела над траекторией и многие участки пилоты просто ехали вслепую. Особенно не повезло экипажам, которые догоняли впереди идущий, то есть шли «хвост в хвост».

Утром спортсменам предстояло откатать 4 СУ, которые назывались Бурлы 1, Жартас, Желтобе, Жолбарсау 1. Старт первого СУ был назначен на 11-03.

В 12-19 – машины отправлялись на сервис и регруппинг, который продолжался до 13-35.   И еще четыре СУ – Бурлы -2, Сынтас, Сарыбастау, Жолбастау – 2. По трассе СУ 1 машины ездили 4 раза туда-сюда. «Боевых» машинам предстояло пройти около ста километров за все СУ. Это не так много, как на привычных 2-х дневных ралли, доезды между СУ были минимальными.

После четвертого этапа, ралли «Чарын», ситуация в Чемпионате такова, что все три лидирующие экипажи в Абсолюте теоретически могли побороться за первое место.
После четвертого этапа экипаж Дмитрия Филонца и Александра Маслакова имел 28 очков, на втором месте с 25 очками шел Евгений Сапогов и Ильин Сергей ( напомним что на Чарыне этот экипаж сошел), третьими были с 17 очками – Балюк Олег и Наталья Русанова, у которых был сход на первом этапе ралли. Для того, чтобы выиграть Чемпионат, Филонцу было необходимо финишировать ни ниже второго места. На пятки турбовым лидерам реально наступал Дмитрий Плясов на ВАЗ 2108, который при хорошем раскладе мог стать третьим в Абсолютном зачете.

По итогам насыщенного спортивного дня в лидеры выбился экипаж Балюка Олега со временем 1:01:42. В 44 секундах от него, на втором месте из-за минутного штрафа оказался лидер Чемпионата Дмитрий Филонец. Минуту и тридцать секунд получил штрафного времени Евгений Сапогов и в итоге стал третьим с отставанием от лидера в минуту 22 секунды.
В более «слабом» классе РК 11 места распределились следующим образом.

Гонку выиграл экипаж Дмитрия Плясова с итоговым временем 1-10-41. Пенализация составила 20 секунд. Второе место занял астанинец Денис Аксенов со временем 1-12-44. Штрафных он получил 10 секунд. На третьем месте дебютанты этого чемпионата на красно-черной Хонде Цивик – экипаж Евгения Ревина, со временем 11-19-28.


Рецензии