Кутузка

       Тучный пожилой человек, с солдатской выправкой и перетянутым глазом зашел в свой кабинет. Усевшись за дубовый стол, он обмакнул перо в чернильницу и принялся водить им по бумаге…


Не знаю, что меня подвигло взяться за перо, но в любом случае в этом нет ничего удивительного. В моём роду бывали писатели, и литературное ремесло мне не чуждо. Жаль, что, занимаясь делами государственной важности, на прозу время не оставалось вовсе. И долгие годы я ничего подобного не писал. Однако, всему своё время, и эти мемуары я посвящаю вам, дорогие потомки. Прошли те времена, когда я служил простым прапорщиком под командованием самого Суворова, минуло время славных битв с Турцией, канули в Лету путешествия по Европе, крымские сражения и мой озорной характер, окончилось властвование Екатерины и Павла. Да, славное было время… пусть смерть шла за мной по пятам, время от времени скалясь. Пусть я был ранен в голову под Очаковом и потерял глаз в битве при Шумне, я все равно считаю это время славным. Ведь мы взяли Измаил, выиграли сражение под Рущуком и заставили Турцию принять наши условия. Помимо побед, были конечно же и поражения, например, позорный Тильзитский мирный договор с Францией, который и предопределил неизбежное. Наступало время генеральной войны в истории Старого света, да и всего человечества. 

Прежде чем начать повествование о генеральной битве, я хотел бы немного рассказать о главном виновнике сего «торжества». Того, кто заставил Европу дрожать под его знаменем, имя которого – Наполеон.

Сын адвоката, уроженец гордого и свободолюбивого острова Корсика, поначалу ненавидевший французов, а после клявшийся им в любви. Он боролся за независимость родного города Аяччо, а после брал его штурмом с Французскими войсками. Дерзкий и самолюбивый, резкий, энергичный, капризный, готовый на все – так описывали юного Наполеона современники. Также как и я, он был не чужд литературному делу и даже когда-то получил премию за один из своих опусов. Его можно назвать лицом пословицы «Из грязи в князи». Интересен факт, что, утопая в нищете, он собирался поступить на службу в русскую армию, однако по известным обстоятельствам этого не произошло…  а так кто знает, чем бы это для него закончилось и писал бы ли я сейчас эти мемуары. Изначально утопая в нищете, в последствии он купался в такой роскоши, которой не мог, позволить себе даже избалованный богатством Людовик. Так же он не гнушался и другой известной поговорки: «Цель оправдывает средства». Возможно, благодаря этому принципу он и добился таких высот. При множестве недостатков, нельзя не отметить его техническую эрудированность и бесконечную храбрость. Именно это качество сделало его таким великим. Его мужество воодушевляло солдат и приносило ему победы и славу, достаточно вспомнить хотя бы случай на Аркольском мосту. Эх, в чём-то мы с ним похожи. В 24 года он уже стал генералом, а чуть после консулом и императором. Должен признаться, Франция при нем расцвела, пусть с огнем и мечом, и не без корысти, но он нёс цивилизацию на своём клинке. При всем при этом он был тираном. Да, я не оговорился - цивилизованным тираном. Несмотря на разработанный гражданский кодекс Наполеона, который расширял права людей и уравнивал их, Франция была полицейским государством со строгой цензурой и культом личности. Почти вся материковая Европа встала на колени перед ним, и осталось сделать решающий шаг, и 12 июня 1812 он наступил в попытке его сделать.

Как я уже сказал, 12 июня 1812 года Бонапарт вторгся в просторы Российской империи, взял город Ковно и за считанные дни дошел до Вильно, оккупировал Ригу, Полоцк, Витебск, Минск и Смоленск, уверенно выигрывая сражение за сражением и, прорываясь к сердцу нашей Родины. В то время, когда он брал Вязьму, я взял на себя армию. Двуначалие Барклая и Багратиона решили упразднить и, 29 августа царский совет назначил меня главнокомандующим. Время шло, напряжение нарастало, всё и вся требовало генерального сражения, которого я так не хотел, но которое было необходимо и уже 7 сентября мы сошлись в решающей битве при Бородине. Наполеон уже не был столь великим и ужасным, его армия сокращалась с каждой пройденной верстой: спасибо партизанам и земле матушке. Наши войска были примерно равны по численности. Однако была большая беда с оружием. Ружей катастрофически не хватало, ополченцев вооружали холодным оружием и, по сути, делали пушечным мясом, чего я позволить не мог! Несмотря, на все трудности, 7 сентября 1812 года генеральное сражение было дано.

Ранним утром, вместе с росой выступили на поля вражеские войска. Под грохот пушек, прорываясь сквозь туман, шли в наступление французские войска. Наш доблестный егерский полк сражался как мог, из последних сил сдерживая натиск превосходящего численности врага. Более часа длилась бойня, после чего егеря отступили за реку, сдав позицию. За р. Колоча наших войск ждала подмога. Вражеский полк был изничтожен. Но Бонапарт не унывал и пристально наблюдал за тем, как его армия врезается в войска Багратиона. Сражение выдалось кровавым и упорным, Багратионовы флеши держались достойно. Становилось всё жарче, я видел как тяжело приходиться нашим войскам и направил на помощь Литовский и Измайловский полки. Наши редуты, стойко державшие натиск врага все же дали брешь и французы пошли в штыковую атаку, ужасное зрелище предстало перед взором. И, несмотря на всё это наши войска все же отбросили французов назад. Но те не собирались расслабляться и наступали вновь, шла уже 8-я попытка войск Бонапарта прорвать Багратионовкие флеши. Багратион пошел в контрнаступление, завязалась кровавая рукопашная схватка, я был уверен, что наши войска выйдут в этой схватке победителями. Увы, смертельное ранение Багратиона не позволило этому свершиться… Ценой огромных потерь, французы отбросили нас назад на том фланге. Но битва продолжалась и еще много крови предстояло пролить как одной, так и другой стороне.


- Иван Андреевич! – неожиданно прервал писателя женский голос.

- Да-да, Машенька. – Обратился он к девушке.

- Вас ждут в шестой палате, там у нас новенький. Мнит себя Наполеоном.

- Наполеоном? – ухмыльнулся мужчина и поправил повязку на глазу. – Хм, Наполеоном, значит себя возомнил.

- Да, утверждает, что совсем недавно взял Полоцк. – Она засмеялась.

- Ха-ха, да Машенька, тяжелый случай, ничего – вылечим! И не таких лечили. Позвони моей жене и скажи, что я немного задержусь.

- Хорошо Иван Андреевич. – Сказала она и захлопнула дверь.

Закинув лист бумаги в стол и, надев врачебный халат, Иван Андреевич вышел из кабинета, бормоча: «Наполеон значит… вот больной, я ж его еще в 12 году разбил…».


Рецензии