Кража

Услышав стук входной двери, Ефим медленно отложил в сторону книгу.


- Ну, что нового в школе, - встретил он традиционным вопросом буквально влетевшего в комнату внука.


Максим же, не останавливаясь, на ходу бросил возле вешалки ранец, одним движением вскинул на крючок легкую куртку и, не снимая кроссовок, с тяжелым вздохом плюхнулся на ближайший стул.


- Все, деда, по контрольной сегодня оценки сказали! У меня – «5»!


- Так это же замечательно. А по какому предмету контрольная-то была?


- По математике.


- Вообще молодец. Просто Лобачевский.


- Да нет, - потупил взор Максим. – Я эту тему как-то не очень понял. Поэтому половину работы у Сереги с соседней парты списал. У него тот же вариант был.


В комнате на несколько мгновений повисла вязкая тишина. Максим прекрасно знал, что дедушке такой поворот дела не понравится, но и врать ему он не умел.


- Значит, ты у меня вор? Обидно, не ожидал я от тебя такого «подарка».


- Да ты что, деда, такое говоришь! – возмущенно встрепенулся мальчишка. – Какой же я вор? Вот если бы я у Сереги тетрадку из портфеля взял. Или ручку…


- А-а, так ты думаешь, что воры – это только те люди, которые кошельки или сумки у прохожих воруют? Или картины из музея? А если один человек украл у другого стихотворение и потом опубликовал его уже под своим именем?


- Ну, это же называется… Про… Праги…


- Ты хотел сказать «плагиат»?


Вместо ответа внук энергично кивнул вихрастой головой.


- Гм-м… Это вот, как раз, такие как ты деятели – только взрослые – столь красивое и «умное» слово придумали. Чтобы их вдруг ворами не назвали. А на самом же деле… Вдумайся! Ты сам только что сказал, что одну из тем, которая была на контрольной, не понял. И, вместо того, чтобы разобраться самому или попросить кого-нибудь помочь, ты взял и списал у своего одноклассника. Фактически, украл его знания. Или, как сейчас говорят, интеллектуальную собственность. Может, ты мне еще скажешь, что выдавать чужие стихотворения или рассказы за свои – это вполне нормальное дело?


- Нет! – буркнул под нос Максим.


- И чем же это отличается от того, что ты сделал на контрольной? По своей внутренней сути, а не по размерам или общественной значимости содеянного. Молчишь? Это уже хорошо. Значит, начинаешь думать. Запомни, внук, кража – это не только то, что прописано в уголовном кодексе. Рассказ, картина, мелодия, поделка из дерева, которые ты взял без спроса и выдал за свои…


- Так Серега же мне не запрещал! – схватился за последнюю соломинку «утопающий». – Он же видел, что я у него списываю. Даже тетрадь немного развернул, чтобы мне было удобнее.


- Вот как! Даже тетрадь повернул? - с неприкрытым ехидством переспросил дед. – А что, он должен был во время контрольной с тобой ругню затевать? Или закрывать тетрадку рукой? Это ведь ты взял его знания и выдал за свои. Мало того, не только украл, но еще и смошенничал – обманул учительницу.


- И что мне теперь?.. – внук готов был расплакаться.


- Вынести правильный урок. Это – во-первых. Во-вторых, крепко-накрепко запомнить, что чужое брать нельзя. Даже, если не знаешь, кому оно принадлежит. Даже, если это чужое нельзя потрогать. Как в случае с твоей контрольной или чужим стихотворением. И, наконец, в-третьих, - дед Ефим неожиданно для внука широко улыбнулся. – С темой, которую ты не понял, надо разобраться. Или сам попробуй, или одноклассников попроси. А нет, так ко мне принеси учебник в следующий раз. Вместе подумаем. Может, я еще и не все забыл. Договорились?


- Конечно! – сразу повеселевшим тоном согласился Максим. – Я лучше сразу к тебе приду. Завтра или послезавтра. Зачем же сор из избы выносить.


Рецензии