Драма. Прибалтийская школа выживания
(Городничий, "Ревизор", Н.В.Гоголь).
Зафиксированный мольбертом неизвестного художника кровавый портрет латышского демократа "Драма. Прибалтийская школа выживания" (Рига, 13.01.2009 г., первая четверть XXI-го века) близок по манере исполнения сюжетов мрачного средневековья в эпоху разгула инквизиции. И уже воспринимается не как гротеск, а как обычная развязка очередного политического митинга оппозиции в эпоху социальной деградации и глубокого социально-экономического кризиса.
В динамической композиции противостояния народных масс своему собственно избранному правительству и Саэйму, автор подчеркивает грозную атмосферу неофеодальной эпохи разгула реакции и террора. Несмотря на пролитую кровь, в портрете национального демократа угадываются легкие иронические штрихи, выражающие отношение художника к происходящему.
Субъект насилия и разгула феодальной демократии как бы воздает должное сам себе, но не по заслугам. Он как бы в безысходном отчаянии спрашивает себя: "За что боролись, на то и напоролись?" Окровавленная жертва полицейского террора, абориген национального самосознания, как бы по-новому начинает воспринимать свое никудышное социальное бытие в условиях несложившихся внутринациональных отношений.
Художник - отпетый реалист. И поэтому обобщает на полотне только то, что видит, знает, и то, что можно лично пощупать руками. Поэтому мастерскими мазками кровавых подтёков на лице аборигена, мастер саркастически превращает банальную физиономию лица в аккуратно изуродованную морду.
Автор гротеска как бы ехидно ёрничает: "Вы будете смеяться, но дело дошло до того, что в драке за выживание в Риге аборигены мочат аборигенов, а курящие соломку полицейские дают прикурить некурящим ментам". О, времена! О, нравы!
И в то же время, мрачной палитрой доминирующих темных тонов автор пессимистически как бы подчеркивает, что это не он своим творчеством, а коррупция и некомпетентность правительства довела страну до голода и разрухи, а полицейских до мордобоя.
Фараоны добросовестно сделали своё кровавое дело. Но даже у пассивного созерцателя драматических событий на полотне невольно возникают вопросы: "кто виноват?" и "почему не я это сделал?" Ведь даже хищники не поедают своих. А тут нацисты калечат себе подобных. Художник глубоким, полным трагизма мазком кровавого оттенка ставит ребром философский вопрос о формах борьбы за выживание обреченно вымирающих популяций.
Автор живописного холста невольно заставляет нас задуматься о том, что если так и дальше пойдет, то вовсе не исключено, что проголодавшиеся не от щедрот местных властей аборигены могут пойти приступом на местный парламент с российским триколором или со стягом датского королевства. Например, с лозунгом: "Даешь войну, чтобы сдаться в плен врагу на полное социальное обеспечение!".
Рассматривая невооруженным глазом шедевр, отображающий тонкости прибалтийского социального бытия, невольно понимаешь, откуда пришла варварская привычка стрелять резиновыми пулями в голову, размахивать перед органом обоняния трудящихся свинцовыми кулаками, лупить резиновой дубинкой по башке, а также грабить продуктово-винные лавки и швыряться последним дырявым ботинком в президента.
Как говорят эстеты и критики в близких к искусству выживания кругах, "когда по лицу течет кровь, воробьям и пушкам лучше помaлкивать..."
Сквозь пенсне глядя взглядом созерцателя на происходящее, в глаза бросаются драматические последствия - кровная месть на балтийский манер. То есть, сопливое молчание в тряпочку.
Но художник бодрящими, оптимистически радужными мазками крови на лице как бы призывает не впадать в отчаяние. Напротив, в своих творческих предположениях с помощью мольберта и кисточки он намеренно оптимистично выставляет напоказ лишь одно позорно окровавленное лицо. Тем самым автор демонстративно оппонирует упадническому духу известного полотна Верещагина с горой скальпированных черепов.
Этим автор оставляет нам тайную надежду на то, что в будущем душевно раненых дубиной по башке аборигенов будет намного меньше, чем наповал убитых горем мигрантов и оккупантов.
По человеконенавистнической драматичности сюжета картина легко конкурирует с такими шедеврами кровожадной живописи как "Утро стрелецкой казни" и "Иван Грозный убивает своего сына". И поэтому ей самое место в заказниках Саэйма , Думы, Лувра, Эрмитажа, Прадо. Но лучше - в сырых подвалах Лубянки.
Свидетельство о публикации №209011400179