Триптих. Голодный бунт. Драка на выживание

"Нельзя отказывать в свободе тому, кто обладает сознанием, развитым в степени достаточной, чтобы воспринимать понятие свободы и желать ее".

(Айзек Азимов, "Двухсотлетний человек")


       В ярком гуманистическом полотне "Триптих. Голодный бунт. Драка на выживание" (Рига, первая половина ХХI века,13.01.2009) современник с оттенком лирической грусти как бы рассуждает о вечных человеческих ценностях, одной из которых является жизнь.

       Но уже с первого взгляда дикого восточноевропейского эстета в жизнеутверждающее начало идеи художника как-то не очень верится, так как изображение ассоциируются с уголовной ответственностью по ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью).

       Лирически приподнятая трактовка результата потасовки полуголодной толпы с защитниками интересов государства не укладывается в традиционные представления о темпераменте, культуре, чести и достоинстве западно-европейского бюргерства.

       Наоборот, глядя на этот шедевр, невольно возникают ассоциации о порочных последствиях деградации прозападной цивилизации и зрительно ощущается неизбежность ее заката.

       В аллегорической манере автор как бы показывает нам настоящее лицо инквицизии, то есть, задницу, намекая на место нахождения страны, обреченной на влачение жалкого существование на провинциальной окраине Европы.

       Художник уже не верит в цивилизованные отношения непримиримых классов, в законопослушность дикого нравом прибалтийского бюргера, уже не верит в то, что и в дальнейшем не будут нарушаться нормы умеренности и благопристойности.

        Показывая власти голый зад, как символ народного протеста, автор убедительно показывает нам заднюю, так сказать, оборотную сторону морали цивилизованного европейского общества, чем, в сущности, является социально-политическая невоздержанность народа, зависть, служебные ссоры и бытовые драки в бескомпромиссной борьбе обездоленного народа за своё никому ненужное существование.

        Таким образом, изображенная сцена не только символизирует гнев, один из семи смертных грехов, но и показывает мировой цивилизации гносеологические корни социальных пороков человечества.

      


Рецензии