А воз... землёй оброс, но ныне там...

        Сколько и где ни живу – всюду одно и то же.
Как бы я не хотел браться за эту тему, но… всё вокруг меня утверждает, что стоит. Нехотя попробую поднять эту тему – национализма ли, шовинизма ли – выбирайте сами. Не знаю, насколько правильно подобрано название явлению, но уверен - каждый поймёт, о ЧЁМ я веду разговор…
        Как я уже упоминал, я – метис, и во мне нет чётко выраженных «приятий» в одну сторону, точнее - к какой-либо нации родителей. С точки зрения как русских, так и лезгин, я – «грязный»; но сегодня я уже знаю, что с позиции генетиков (но не евгеники) во мне течёт более «сильная» кровь,  а также вложен более стойкий иммунитет. Склонность к анализу и родственное отношение ко многим нациям, дают мне исключительную возможность оставаться более объективным в своих рассуждениях, чем людям «голубых» кровей. И, конечно же,  ни с одним моим умозаключением не согласится ни одна сторона, даже если правота моя будет очевидна…
        В России, на родине отца, нас с сестрой всё время звали «цыганятами»; но и дагестанцы не признавали нас за своих. Благо, что в Баку нас, разномастных метисов,  на тот момент было хоть «пруд пруди»… Краткие летние поездки в Россию, да ещё и в детстве,  не давали мне понять всей глубины русофильства, хотя я и знал, что драки между русскими и мордвой постоянны. В Баку же,  почти до распада СССР, мы жили довольно мирно, без особых эксцессов на национальной почве. И только в армии я начал обращать внимание на национальное самовосхваление. Первые полгода я провёл в «учебке» в Гори, с ротой бывали и в Тбилиси. Обстановка фактически была такая же, как в Баку. А вот следующие полтора года я провёл в Армении, и не где-нибудь, а в Эчмиадзине, через стену с армянским католикосом Вазгеном Первым… Национализм армянского разлива – принеприятнейшая вещь…Заходишь в магазин, говоришь по-русски и на тебя смотрят волчьими глазами. Армяне-бакинцы и вообще - армяне из Азербайджана -   кажутся совсем другими людьми, что в большей степени так оно и есть. Тогда же, в Армении, первый в раз услышал маразматическую приговорку: «Когда русский человек слез с дерева, армянин уже одел галстук…!». Теперь уже весь мир знает,  что урарты не имеют никакого отношения к хайкам (армянам), но тогда было мерзко слушать подобные инсинуации… Кстати, приезжих армян в Армении не признавали, уж не знаю, как сейчас...
        В начале 80-х  я оказываюсь в Ялте и работаю в течении нескольких лет в органах внутренних дел. Там наблюдаю за западно-украинским национализмом. Восточные хохлы  свои «в доску» и никак не кичатся своим происхождением; у «края» - ярая ненависть «западников» к русским, москалям, не имеющая границ. Хотя те же западные хохлы не имеют никакого отношения ни к Крыму, ни к Ялте, но уже и тогда они пытались себя вести там, «як  паны». Небольшое замечание: в 70-80 -х у крымских татар в Ялте не было ни мечети, ни кладбища, а у армян была своя церковь, причём, имеющая свою паству. За всё время проживания в Ялте я не заметил каких-то намеренных криминальных сдвигов  на национальной почве, только со стороны армян… В начале 90-х они подрезали двоих местных парней. Местная молодёжь пришла их бить к общежитию, где их было больше всего. В кордоне вокруг общежития стояли сержанты и офицеры милиции : азербайджанцы, лезгины, осетины, а ведь могло попасть и им «под горячую руку»… Армяне – проныры, если не нытьём, то катаньем, но будут идти к своей цели. И всё же, это не тот объект, на который стоит обращать внимание. Разве что кто-то более великий смотрит на них сквозь пальцы, попросту говоря, «попустительствует»…
        Первые сомнения, перерастающие в убеждённость, появились у меня ещё в Ялте. А именно: откуда же такая ненависть у западных украинцев к русским, коль корни-то одни и те же? По работе в «Интуристе» я сталкивался с «панами» (поляками). Из всех славян, да и вообще, европейцев – паны – самая малоприглядная нация. И это не только моё мнение, но и югославов, чехов, словаков, венгров, немцев, финнов. В украинцах есть многое от поляков, но хохлы – народ упёртый, хозяева рачительные, правда - нудные, моментами, хуже немцев. Ума не прилажу: каким образом среди моих приятелей масса хохлов? Итогом моих раздумий было то, что вся западно-хохловская ненависть не стоит и выеденного яйца. Много позже я прочитал «Богдана Хмельницкого» и понял, что был прав. Но, господа русофилы, «нет дыма без огня».
        А вот в этом я убедился, когда в 93-м жил в Ульяновске, Я думаю, что самовозвышение какой-то нации должно зиждиться, в первую очередь, на гордости за успехи нации. Говоря о русских, можно без всяких сомнений сказать, что им есть ЧЕМ гордиться (даже перечисление – немалый труд), но часто гордость перерастает в гордыню, либо принимает ещё более извращённые формы. Если попробовать приравнять национализм к фашизму, то ярче и жёстче всего он проявляется не в Италии (на родине), не в Германии (поднявшей идеи фашизма до предельного уровня), но в России!
        Моё личное мнение - что направленности со стороны государства нет никакой, а вот попустительство – повсеместное. А вот если бы направить все эти националистические мотивации и деяния несколько под другим углом и в нужное русло, то польза бы была «огромадная». Ведь ни для кого не секрет, что таджики, киргизы и узбеки (приехавшие конкретно в Москву) развращаются и, забыв обычаи предков, пускаются во все тяжкие; а сегодняшняя кризисная ситуация добавит ещё и криминала…
        Конечно же, это не касается всех скопом, но даже одна паршивая овца бросает тень на всё стадо. Чем не поприще для нацистских организаций? Службы миграции призваны для другого, а чем больше штрафы за нелегальное положение в РФ (но с хозяев, и только!), тем больше шансов у федералов и милиции «погреть» на этом руки…
        Примеров можно приводить на сотню томов, а если копать с ХV века, с Ивана IV Грозного, то можно и до тысяч дойти… Примеров того, как русские пренебрежительно относились и относятся к национальным меньшинствам. В ход шло всё – оружие, подкуп, тотальный обман, тривиальное спаивание; не суть важно, какой политической мишурой всё это прикрывалось…
        Хочется  сказать о том, что мне близко и затрагивает конкретно кавказцев. В «Комсомольской правде» читаю анекдот: «Сенсация! Учёные Азербайджана открыли на Черкизовском рынке новый торговый ларёк…» Я был просто ошарашен! Значит, учёные остались только в России и США?! А кто же виноват, что русские не научились торговать? Никто, кроме них самих! Я сам в Ульяновске встал за прилавок и в течение недели в 2,5 раза увеличил товарооборот! В Москве, сколько ни бываю на рынках, ничего, кроме нудных «да» и «нет» почти не слышу. Задача продавца – сбыть товар под любым «соусом» и надо сделать это так, чтобы покупатель ещё не раз к тебе пришёл и не был в претензии за товар с дефектом…
        Другой случай. Земфира (певица) надавала пощёчин продавцу-таджику. Тут же поднимается гвалт. Монитор зафиксировал, свидетели – то, свидетели – сё…и мимоходом протискивают факт – продавец кулаком «зарядил» ей в глаз. Да, уже за одно это я уже бы его «порвал»! И попробуйте представить, если бы вместо Земфиры была бы Орбакайте… В чью сторону склонились бы «весы» в глазах «папарацци»? То-то же! А тут бедный таджик ударил женщину, и не просто женщину, а чеченку! Я думаю, что это просто глумление и сарказм!
         А теперь ещё более эксцентричное. Откройте сайты в Интернете о сдаче комнат, квартир и общежитий. Даже по части общежитий часто упоминается: только гражданам РФ, а уж комнаты и квартиры исключительно для славян! Звоню сам по указанным телефонам и убеждаюсь, что обстановка ещё «хужее». А по одному телефону девушка-агент долго меня мучила: «Житель Баку…а вы русский?...А кто папа-мама?.. Ну  вы же знаете, что армян, азербайджанцев, грузин и среднеазиатов мы не берём!» - она ещё раздумывала, но когда я ответил, что мама – дагестанка, похоже, что  она на несколько секунд впала в ступор, а затем последовал перл: «Уж лучше даже среднеазиаты, чем дагестанцы!». Я не успел проорать: «Русская чушка-нацистка!» Я по-русски лучше тябя говорю, а как пишу – судите сами – тебе так никогда не  писать!». В ухо мне пищали короткие гудки…
         И после этого мне кто-то будет говорить, что в России нет национализма??? А вот из-за акцента моего двоюродного брата дважды «скидывали» на экзаменах в ленинградский филиал ВГИКа! А причём акцент на режиссёрском факе?! Если мужчина или женщина – спортсмен, артист или учёный, и таким образом защищает честь страны, то он – россиянин или россиянка, а ежели тракторист, портной, продавец – тут же происходит градация: башкир, татарин, мордвин, азербайджанец или армянин. Предложите французу, испанцу, греку, итальянцу называться просто европейцем – вас засмеют, красиво выражаясь,  подвергнут обструкции! А как красиво звучит: россиянин. На днях, в ответ на моё замечание, что я коренной бакинец, коллега мне заявил: «Что вы заладили – коренной москвич, коренной бакинец?! А я – коренной россиянин!» В сталинские времена за космополитизм наказывали, а тут почти то же самое… Я же – не хочу просто называться – гражданин Азербайджана, но «бакинец» - звучит гордо. Нас и так мало осталось и всё чаще звучит мрачная шутка, что нас занесли в Красную книгу. Ох уж эта «глыбализация» - только монументальное, мелочи не нужны… На бегу, в суете, в рутине обыденной жизни мы упускаем золотое правило: нет мелочей, ибо из них строится наша жизнь!
         Где бы и когда бы я не встретил своих – БАКИНЦЕВ – хотя бы на миг меня освещает радость и какая-то теплота нашего былого старого Баку… Я не прячу и не стыжусь своих мужских слёз… Да, его уже нет, нашего горячо любимого Баку, но пока живы мы, из нас не вырвать ни памяти, ни нашего высокого звания – БАКИНЦЫ! Мы не «сбиваемся в стаю» по национальности – нет, нас роднит и возвышает, даже над нами самими суетящимися, - Гыз Галасы, Ичяри Шяхяр, бульвар, площадь фонтанов, шумный Арменикенд, вышки промыслов, гора Степана Разина и, конечно же, наш седой Каспий в нефтяных радужных пятнах…
         Ну да, ладно, Бакинскую лирику мало кто понимает… Вернёмся к национальному вопросу. Момент глобализации – это одно, а вот стирание плохих-хороших национальных черт – совсем другое. Вообще, «всё смешалось в доме у Облонских». Говорить о культуре стало немодным, да и почти невозможным. Но… острая необходимость в трезвых, но не возвышенных, умозаключениях ощущается всё больше. Я давно писал, что культура неотделима от религии, а история каждого народа (нации) и есть совокупность всех периодов взаимодействия культуры и религий. Оглядываясь назад, можно с уверенностью говорить, что чистоту своей нации вряд ли кто-то сохранил! Потому среди евразийцев противопоставлять одну нацию другой – совершеннейшая глупость! Всё это «на руку» только политикам, играющим на бирже политических событий!...
        03.01.2009


Рецензии