Рейдеры

               

 Ранним утром, с пятницы на субботу, отряд людей в масках начал штурм завода. Охрана, предназначение которой контролировать вывоз продукции, ловить воришек и обеспечивать порядок на предприятии, оказалась не готова к столкновению с вооруженным и организованным противником. Один из охранников был жестоко избит, остальные вынуждены покинуть завод.
 Двери на проходной и в заводоуправлении сорваны, стекла выбиты. Взломан кабинет, где хранилась заводская печать. Налетчики точно знали, куда нанести удар. Пронёсшись смерчем по предприятию, они исчезли как дым, сдав завод новым хозяевам.
 Произошло это в первых числах июля, а история начиналась с того, что некая бизнес-компания (не буду создавать ей рекламу, существует она и поныне) приобрела в конце прошлого года, блокирующий пакет акций (28%).
 Что-то не заладилось у них на ежегодном собрании акционерного общества. Дело было в марте, не получили они дивиденды, эти деньги решили использовать на развитие завода. Осерчала, бизнес-компания на упрямый директорат, да и задумала его заменить. Свои люди палки в колёса вставлять не станут.
 Начали с «законных» методов, провели в мае внеочередные собрания то, что у них не оказалось необходимого кворума их не смутило ни сколько. Выбрали свой совет директоров во главе с генеральным, написали какие-то бумажки (протоколы или ещё что, автор не силен в юриспруденции). Всё «честь по чести», вот только действующее руководство признавать это бумагомарательство отказалось. Из вредности надо полагать.
 Закрутились колёса судебной машины. Бизнес-компания один иск – решение в их пользу, завод его оспаривает. Разбирательство затягивается, а занять директорские кресла так не терпится!
 Заходит новый генеральный директор на завод, а охрана его не пускает, не признает.
 - Кто вы, такой?
 - Я же ваш новый директор!
 - Ничего не знаем, не было ни какого приказа.
 - Сейчас будет.
 Появляется он минут через 15, с приказом в руках им лично подписанным, где он сам себя директором назначает. Не пускает его охрана!
 Может неграмотные они, читать не умеют? Не понятно.
 Да что тут долго возиться, нанять людей, не забыть подмазать, кому надо, чтобы раньше времени не всполошились, и вперёд – на абордаж!!
 А потом, спрашивают, как это вы так не законно предприятие захватили? Рядом находится районная администрация, прокуратура и отделение милиции. А ничего мы не захватывали. Ехали мимо, в 6 утра в субботу, смотрим, завод бесхозный стоит, ну мы его и заняли! Не пропадать же добру!
 В 5.45 утра председатель совета директоров узнал о захвате предприятия. Но, приехав на завод, не смог пройти на территорию, новая охрана не пустила его. Обращения сразу после захвата предприятия в правоохранительные органы и приемную губернатора о принятии мер, окончились ничем. Мол, акционеры сами должны решать свои проблемы.
 Только через 12 часов, после нападения следователь прибыл на завод. К этому времени бизнес-компания успела навести порядок, вставить двери и стекла.
 В понедельник рабочих на проходной встретила новая охрана, внимательно вглядываясь в пропуска. Сотрудников заводоуправления в этот день на работу не пропустили. В знак протеста они устроили митинг, который был показан в новостях, одного из местных каналов.
 Так, началась неделя тревожных ожиданий.
 «Новое» руководство проводило среди сотрудников управления, «чистку кадров». Со многими были проведены беседы, больше похожие на допросы.
 А рабочим обещали «золотые горы, бочки варенья и корзины печенья».
 Даже, повесили объявление на проходной: «всем кто пострадал от бывшего директора», нужно записать где-то свою фамилию и получить 300 рублей. Кто-то шутил, что записываться надо раз 10, иначе нет смысла. По-моему, так это плевок, в лицо рабочим.
 Идешь домой после смены, на территории  завода новые хозяева проводят митинг на тему: «Как все хорошо!», а за проходной смещенный председатель совета директоров разговаривает с народом. Народ слушает и молчит, лишь отдельные «моськи» пытаются тявкать на поверженного «льва».
 Во время работы по цехам ходят слухи о вывозе с предприятия продукции и материалов, законно или нет неизвестно. Некоторые жалели старое руководство, а я думал, что это только «первый раунд».
 Трудовой коллектив ждал зарплату, выдать её должны были в начале недели, но банк арестовал заводские счета, до полного выяснения обстоятельств. Платить бизнес-компании пришлось бы из своего кармана, а это «больно». Проще кормить рабочих обещаниями и тянуть время.
 Наконец, наступила пятница.
 В девять часов утра в первом цехе собрался стихийный митинг. Всех волновали два вопроса: «Что будет дальше?» и «Когда выдадут зарплату?». Раздавались требования, вызвать сюда нового генерального директора.
 Вскоре, он появился, высокий, полный, круглолицый в строгом костюме и модных узконосых туфлях. Он пытался держаться уверенно, метрах в десяти маячило трое охранников. Однако чувствовалось, директор не в своей тарелке.
 Опять начались уверения, что завод они получили вполне законно.
 - Пусть придет бывший директор и при нас скажет о передаче власти! – раздалось из толпы.
 - Да, мы так и сделали, только не хочет никто приезжать – послышалось в ответ. Реплика прозвучала жалко, все знали – это ложь.
 - Когда будет зарплата? – зашумел народ.
 - В понедельник, на следующей неделе.
 - Ты обещал ещё во вторник, а уже пятница!
 - Давайте, возьмем его в заложники!
 Брать в плен директора, конечно, не собирались, но после этого возгласа, он поспешно ретировался.
 Взбудораженные рабочие стали расходиться. Послышались разговоры, что в понедельник отключат свет и воду за неуплату, а завод закроют.
 Через полчаса, председатель совета директоров и бывший генеральный директор, подъехали к проходной.
 Эта весть молнией разнеслась по цехам. Часть трудящихся отправилась за проходную, но многие ещё недоверчиво отмахивались. Однако никто уже не работал.
 Я был в числе тех, кто пошел на встречу со старым руководством. Охрана услужливо открыла нам ворота и выпустила за территорию. Набралось, примерно, сто пятьдесят человек. После того, как начался митинг, ворота завода закрылись.
 «Отставные» директора поднимались на импровизированную трибуну и горячо говорили: о том, что никого из старых управленцев не пропускают на территорию предприятия, о не законном захвате завода и его скором закрытии. Все это напоминало мне фильмы о революции.
 Речи закончились, над нашими головами повисла зловещая тишина. Казалось, само время остановилось. Наверное, в такие моменты делается история. Нужно, совсем немножко усилий, дуновение ветерка, которое пошатнёт камешек на вершине, и вниз сойдет лавина – сокрушающая все на своём пути.
 А может быть, ничего и не будет, все молча разойдутся по цехам – и всё.
 - Идём с нами! – возглас, разрезал тишину.
 - Пошли, Николаевич! Мы тебя проведём!
 Народ зашумел. Председатель совета директоров дернулся в сомнении, но принял решение и смело пошел к проходной. Все повалили следом, кто-то через «вертушку», но большинство ткнулось в закрытые ворота. Вышел бледный охранник и пролепетал, что открывать ворота не разрешается. Но тут, из толпы вышел слесарь, очень колоритный тип, с окладистой бородой. Само олицетворение народного бунта.
 - Мужик, лучше открой, по-хорошему!
 Ворота распахнулись, и мы вошли на территорию. Впереди, на гребне людского потока – руководители предприятия, я оказался, метрах в десяти позади них. Когда я оглянулся, то увидел, что весь завод вышел из цехов. Более тысячи человек, целая людская река текла к белому корпусу заводоуправления.
 Теперь, я понимаю, как делаются революции и что чувствовали большевики, идя на штурм Зимнего дворца. Какая-то эйфория охватывает тебя. Уже всё нипочем, за тобой столько народа, кажется можно свернуть горы. Никто даже не подумал, что может быть оказано вооруженное сопротивление.
 «Новый» директор, со своей свитой, вышел из здания, и тут же сложил свои полномочия.
 Рабочие расступились, выпуская его.
 - Мы ещё вернёмся, но уже на законных основаниях! – выкрикнул напоследок не состоявшийся руководитель.
 Значит, основания у них были все-таки не законные.
 Охрана, сначала говорила, что у них контракт, и просто так они уйти не могут. Но, увидев колоритного слесаря, и услышав обещание не трогать их, если уйдут «по-хорошему», собрав свои личные вещи, охранники поспешили покинуть «опасный» завод.
 Так, произошла «реставрация» на нашем предприятии. В общем, к обеду управились!
 Уволенные сотрудники и старая охрана, возвращались на свои места. Кто-то их них, увидев рабочих возле заводоуправления, проскандировал:
 - Пока мы едины, мы непобедимы!
 В тот же день, в конце смены, привезли деньги и выдали зарплату.
 А потом, ещё месяц, охрана по ночам усиливалась рабочими пикетами.
 В 2003-2005 годах, волна бандитских захватов предприятий, прокатилась по России. Позднее, журналисты назвали это явление – «рейдерством». Но, наверное, на очень немногих заводах, «рейдеры» получили достойный отпор.


Рецензии