Зулиха

          1
Шептались  птицы  в зарослях  арчи:
«Не потревожим  счастья до рассвета,
И пусть  проспит сегодня азанчи,
Не запоёт  призывно с минарета.
Пока над мирозданьем  сны кружат,
И небосвод  созвездиями выткан,
Пускай хранит молчанье старый сад,
И на ветру не заскрипит калитка.
Ничто нарушить мира не должно.
Там под чинарой спят обнявшись двое,
Два сердца бьются вместе, как одно
Неведомое существо живое.
Двоим  влюблённым снится сон один,
Соединило их одно желанье.
Оно, как будто всемогущий джин,
Царит над ними предрассветной ранью".
          2
Красавица  востока – Зулиха
И русский парень (имени не помню)...
Отдались чувствам,  не боясь греха,
В саду тенистом под луною полной.
И всё бы ничего, простит Аллах,
Да в темноте, у серого дувала,
Чудовище убогое  в кустах
За их любовью гнусно наблюдало.
          3
В кустах таился пьяница  Ахмед,
Чурался он  мечети и намаза.
Дожив беспутно до преклонных лет,
Женатым не был старый плут ни разу.
С рожденья горб носил он на спине,
Хромал и был слегка косноязычен.
Но воровать Ахмед умел вполне,
И получал немало зуботычин.
Он в сад полез, испытывая страсть,
И крался зверем в зарослях зелёных,
С одним желаньем: «что-нибудь украсть».
Но вдруг застал в тиши двоих влюблённых...
          4
Ахмед застыл… Забилась кровь в виске,
Заныла в сердце старая заноза.
Из двух теней, мелькавших  вдалеке,
Узнал он дочь директора совхоза.
Горбун несчастный истекал слюной,
Шипел и  по-узбекски  матерился…
Как вдруг, в тиши, под полною луной
В душе негодной хитрый план родился:
«…А этот русский, он простой солдат!
Военный китель, сапоги, пилотка…
Такого ей родные не простят!
Ах, Зулиха – тихоня, значит вот как!
Пока отец уехал по делам,
Девчонка кувыркается с неверным.
Какой позор! Какой большой хорам!
Такая дочь, и вдруг такая стерва!
Ах, Зулиха, как это может быть!
Я чувствую, грядёт большая ссора.
Узнают люди, могут и убить,
Но я спасу девчонку от позора»!
           5
А между тем,  приблизился рассвет.
Проснулись горы в переливах первых.
И муэдзин полез на минарет
Созвать к молитве добрых правоверных.
В саду простилась с парнем Зулиха,
С тем самым русским, из соседней части.
Простилась тихо, словно  на века,
Как будто душу порвала на части.
И только память теплилась свечой,
И согревала в долгом ожиданье.
Любовь кричала ей: «Ещё! Ещё!»
И властвовали чувства над сознаньем.
            6
Она знакома с ним не так давно.
Любимый Зулихи -  её спаситель!
Однажды, как-то майскою весной,
Связала их судьба незримой нитью:
Она пошла на реку  за водой,
Случайно оступилась и упала,
И оказавшись в бездне  ледяной
Беспомощно сознанье потеряла.
Очнулась Зулиха на берегу,
Глотая воздух тяжело и жадно.
Вдруг кто-то, рядом  лёжа на боку,
Сказал ей тихо: - Ну, жива…  И ладно!-
Светловолосый парень молодой
Промокший, без сапог, в военной форме,
Ей показался яркою звездой
С улыбкой белоснежной и задорной.
Он ей помог подняться и ушёл,
Оставив на прощанье смутный образ.
И долго  мягкий, как китайский  шёлк
Ей слышался его прекрасный голос.
С тех пор, навеки потеряв покой,
Ходила  Зулиха на это место,
Наполнив душу нежною тоской,
Мечтая  о свидании чудесном.
           7
«Как трудно жить полвека горбуном!
За что ты покарал меня, Всевышний?
Всю жизнь мечтал я только об одном,
Не быть...не быть на этом свете лишним!
Как страшно мне, ведь я совсем один,
И счастья нет в моём пустом домишке,
И алкоголь - мой враг и господин,
А всех страшней аульские мальчишки.
Они всегда бегут за мной гурьбой,
Смеются, издеваются без меры.
За что я проклят, чёрною судьбой,
И нет во мне ни радости, ни веры?
Ах, если б  дал ты мне продолжить род,
Помог бы мне на Зулихе  жениться,
Ведь я не хуже, чем неверный сброд,
И может сын мой  праведно родиться».
С такой молитвой шёл домой  Ахмед,
Давясь слезами  в предрассветной сини.
В глазах его стоял полночный бред.
И мучил душу  горькою полынью.
            8
Отец, уставший от дневных трудов,
В гараж поставил свой уазик пыльный.
К приезду сварен превосходный плов,
Заварен чай зелёный молодильный.
Фисташки, самаркандская халва,
И винограда грозди, прямо с ветки,
Печёная с изюмом пахлава,
На достархане в маленькой беседке.
Семья большая слушает отца,
И принимает щедрые подарки.
Отец стирает серый пот с лица,
И жалуется, что сегодня жарко.
В калитку стук:- «кого там принесло»?..
В засаленной, потёртой тюбетейке
Стоит Ахмед, глаза прищурив зло:
- Салам алейкум,  праздничной семейке!
            9
В Карабулаке есть Шайтан- скала,
Гранитный камень над рекою бурной.
Лежит туман и сумрачная  мгла,
На высоте крутой и недоступной.
Съедает безысходная  тоска
Стоящего над  призрачным  потоком.
Немало душ за прошлые века,
Погибло в этих  бурунах жестоких.
Нашёл конец  здесь  праведный ходжа,
Бек - курбаши, проливший много крови,
И юная красавица  Айша,
Замученная  злобною свекровью.
Гласит поверье: « кто-то упадёт,
С  Шайтан - скалы  в  безумствующий омут,
Когда над волнами  туман  взойдёт,
И воды в гневе бешенном застонут».
Сегодня над рекой клубится пар,
И тучи  волчьей стаей небо кроют.
Скала как будто дьявольский мазар,
Окутана какой-то странной тьмою.
Куражится  зловещая  река,
Распахивая  чёрные  объятья.
Погибель чья-то страшная близка.
А на скале белеет чьё-то платье…
         10
«Прощай любимый, помни Зулиху,
Я лишь тебя, единственный, любила!
Познала я блаженство и тоску,
Прощай навеки, мой далёкий  милый!
Не стану я женою горбуна!
Наперекор  отцовскому веленью
Я прыгну в бездну, утону в волнах,
Останусь  в этом мире только тенью.
Пускай река убьёт мою тоску,
Девичье тело размозжит о камень.
Прощай навеки, помни Зулиху,
Мой  добрый ангел - синеглазый парень».
Вот так прощаясь с жизнью, Зулиха
В слезах ступала к пропасти без силы…
И вдруг виденье - призрак «жениха»,
Горбатый дьявол на краю могилы!
          11
Походкой хитрой к ней хромал Ахмед:
- Ах, Зулиха! Не стоит торопиться!
Закатим свадьбу, я ведь добрый дед!
Поверь, мне нужно на тебе жениться!
Ах, как же долго я тебя искал!
О, как ты своенравна и спесива!
Цветок чудесный среди этих скал,
Как я хочу, чтоб ты была счастливой! -
Но девушка, забыв зачем пришла,
Взмолилась, убегая по  тропинке:
- Оставь меня! Уйди, исчадье зла! -
А он смотрел ей безнадёжно в спину…    
         12
Промчались воды сумрачной реки
Надежды чьи-то как мосты порушив.
Но сны былые словно угольки,
Хранят доселе призрачные души.
И наполняясь звонкой добротой,
Они слагают солнечные гимны
О красоте и о любви святой
Даря себя единственным, любимым.
Саманный домик на краю села
Стоит и ждёт горбатого Ахмеда...
А Зулиха недавно родила
Порадовала наконец-то деда.
Ребёнок - белокурый мальчуган,
И надо же... глаза синее неба.
Его отец - теперь уже сержант!
Через неделю он уйдёт на дембель.
Но обещал у тестя погостить,
Недельки три, пока окрепнет чадо,
Ребёнка в церкви русской не крестить,
И не стесняться, если денег надо.
-----------------------------------
Шептались птицы в зарослях арчи:
"Не потревожим счастье до рассвета"...
И мы давай немного помолчим,
И вникнем в суть нехитрого сюжета.
 20.12.2008


Рецензии
Вы просто молодец! Такая длинная поэма со смыслом, сюжетом и написана хорошим слогом! Достойно удивления и похвалы! Успехов Вам!

Геннадий Кульчитский   13.02.2010 18:34     Заявить о нарушении
Большое спасибо.

Игорь Дань   13.02.2010 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.