19 января - Крещение Господне

      «Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила ее в печь, в пепел, ибо грех выливать ее на места попираемые. Отец спросил меня: "Знаешь, как прозывается по-древнему богоявленская вода? Святая агиасма!".
      Я повторил это, как бы огнем вспыхнувшее слово, и мне почему-то представился недавний ночной пожар за рекой и зарево над снежным городом. Почему слово "агиасма" слилось с этим пожаром, объяснить себе не мог. Не оттого ли, что страшное оно?..
      ...Слушал и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу к реке и послушать, как запоет полнощная вода...
      Мать "творит" тесто для пирога, влив в него ложечку святой воды, а отец читает Библию. За окном ветер гудит в березах и ходит крещенский мороз, похрустывая валенками. Завтра на отрывном "численнике" покажется красная цифра 6, и под ней будет написано звучащее крещенской морозной водою слово: "Богоявление". Завтра пойдем на Иордань!».

/Так, переживаниями своего маленького героя описывает приход праздника Крещения в деревенскую избу Василий Никифоров-Волгин в своем одноименном рассказе для детей/.

***

События этого праздника возвращают нас в то время, когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет  и наступило время Его проповеди. В это же время Иоанну, сыну священника Захарии, который проводил свою жизнь в пустыне, был возвещен глас Божий, повелевавший идти на берега Иордана «крестить водой». Одновременно Иоанну было открыто, что «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»... И когда Иоанн крестил Иисуса Христа, то увидел «Духа в виде голубя, сходящего с неба и пребывающего на Нем». В это же самое время он услышал голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Этот праздник называется еще Богоявлением, так как во время крещения Иисуса Христа в Иордане явилась (открылась) полнота Святой Троицы: голос Отца Небесного, свидетельствовавший о Сыне, и Дух, снисходящий в  виде голубя. 

Великое Водосвятие - освящение воды - совершается и накануне праздника, и после Божественной литургии в сам день праздника. Водосвятие проходит не только в храмах, но и на реках и озерах.

Это специальный молитвенный чин, во время которого вода, получив «благословение Иорданово», имеет силу избавлять от грехов, исцелять души и тела, отгоняя «всякие наветы видимых и невидимых врагов». Вода сия приводит в жизнь вечную, и мы  через «вкушение сей воды и явление Духа Святаго»  становимся достойны  освящения. Велика молитва - велика и святыня.

Крещенская вода, или, как ее еще называют - агиасма (с греческого - «святыня»),  обладает особой благодатью. Крещение Господне освятило всё водное естество, поэтому любая вода, взятая в этот день из любого источника, содержит залог благодати. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время.
(http://www.proza.ru/2010/01/13/640)


Празднику Богоявления всегда предшествует Крещенский сочельник -
18 января - день строгого поста.
В этот день принято соблюдать строгий пост:
не разрешается есть мясо, молочные продукты, яйца и рыбу.
В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, постятся до первой звезды.


/публикация 2009 г./





ЧАЮЩИМ ЧУДА И СВЯТОЙ ВОДЫ

     «Видеша Тя воды, Боже, и убояшася» - есть такая строка в песнопениях праздника Крещения.
     Вода может быть животворящей, дающей жизнь всему живому, как в начале Книги Бытия, где мы читаем о том, как из воды возникали все живые существа.
     И вода может быть страшной, какой мы помним ее по временам Всемирного потопа - когда погибли все, кто не мог устоять перед судом Божиим.
     Так почему же воды Иордана испугались? Почему, увидев идущего креститься Иисуса Христа, река пустилась вспять?
     Вспомним предысторию событий крещения Иисуса Христа. Люди, ожидавшие Мессию, услышали, что рядом с ними живет  святой человек по имени Иоанн Предтеча, который знает, как правильно жить. Все устремились к нему, так как он учит видеть свои грехи и каяться в них. Очищенные покаянием души, люди совершают водное омовение в водах Иордана. Это водное крещение зримо подтверждало, что человек очищен, омыт, стал новым. Вода крещения уносила с собой всю грязь человеческих душ. Таким образом воды Иордана несли в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.
     «Как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! – говорил в своей крещенской проповеди митрополит Антоний Сурожский. – Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными...».
     И вот родившийся для нашего спасения Человек Иисус Христос приходит на Иорданские воды, которые вобрали в себя до самых недр своих человеческий грех и предательство, и берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения. Он окунается в эти воды смерти, умерщвляя зло, и освящает Собой всю водную стихию.
     Вот почему крещенская вода (в переводе с греческого «агиасма») является величайшей святыней христианского мира.
     Великая агиасма по церковным канонам рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимья, запрещающая приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная оговорка: «Точию агиасму да пиет» (Только святую воду да пьет).
     Великое Водосвятие - освящение воды - совершается и накануне праздника - в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), и после Божественной литургии в сам день праздника. Это специальный молитвенный чин, во время которого вода, получив «благословение Иорданово», имеет силу избавлять от грехов, исцелять души и тела, отгоняя «всякие наветы видимых и невидимых врагов». Вода сия приводит в жизнь вечную, и мы  через «вкушение сей воды и явление Духа Святаго»  становимся достойны  освящения.
     Святую воду принято употреблять утром натощак вместе с просфорой, с чтением специальной молитвы.
     Иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама всё освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке святой воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.
     Бытует мнение, что Богоявленская (крещенская) вода, освященная накануне, отличается от воды, освященной в сам праздник.  Это  утверждение неверное. И та, и другая вода освящаются одинаковыми молитвами, одинаковыми действиями священников. Просто так сложилась церковная практика: освящать воду два раза - в Навечерие Богоявления и в сам праздник Крещения.
     Богоявлением этот праздник называется потому, что во время крещения Иисуса Христа в Иордане явилась (открылась) полнота Святой Троицы: голос Отца Небесного, свидетельствовавший о Сыне, и Дух, снисходящий в  виде голубя.


/публикация в "З" 2012 г./

.


Рецензии
Сразу после Крещения получил весточку, как далеко на Восток простёрла своё творчество Ольга, моя добрая давняя знакомица. Поздравляю, Ольга!
Редкая птица из прозарушных долетит до тех мест, а вот Вам удалось!
И это правильно. Хорошие строки далеко должны лететь!
Мой Вам уважение и радость за Вас!
Георгий.

Пашнёв   20.02.2011 17:01     Заявить о нарушении
ой...как неожиданно ..это Вы о журнале "Литературный Меридиан"??
но здесь моей заслуги ни-ка-ко-й! СПАСИБО Владимиру! нашел меня на сайте... мне самой это стало прекрасным Рождественским подарком
/в электронном виде получила..обещано было и земной почтой несколько экземпляров..жду../

СПАСИБО ВАМ, Георгий! вот умеете Вы и радость умножить, и слова нужные подобрать... Рада Вам безгранично...))
Храни и помогай Вам Господь.
С теплом души и сердца,
Оля

Ольга Ролич   21.02.2011 10:03   Заявить о нарушении
Хоть и ч/б, но Ваш портрет всё так же хорош - это я о Лит.Меридиане, Вы правы, Ольга. И стихи. Так было радостно за Вас!
Молодцом!

Пашнёв   21.02.2011 20:52   Заявить о нарушении