Gregarius

"Пусть мертвые хоронят своих мертвецов"
Иисус Христос

PROLOGUS

   Мы с Грегариусом поднимались в гору. Солнце было беспощадным. Мы устали и давно ничего не ели. Вода почти закончилась: последний ручей мы прошли полдня назад.  Каждый шаг давался с огромным трудом. Хотелось упасть без чувств на этом самом месте. Но мы не останавливались.

   – Может, отдохнем? – предложил я.

   – Нет. Нам совсем не долго до вершины осталось. К тому же, ты сам хотел идти этой дорогой, тебя никто не заставлял. Вон, кстати, и наша цель, – он показал жестом на высокий дуб.

   Мы практически не держались на ногах, когда взошли на гору. Сбросив с плеч вещевой мешок, я упал на него сверху. Я совсем не чувствовал своего тела. Грегариус сел рядом, прислонившись спиной к высокому дереву, гордо стоящему на вершине.

   – Ты устал?

   – Конечно, к чему вообще спрашивать? Разве так не видно? Я еле живой.

   – Ладно, тогда вставай! Пойдем дальше!

   – Что? Куда?

   – Мы пройдем примерно еще столько же, потом остановимся на ночлег.

   – Но я не могу идти столько без отдыха?

   – Сам ведь сказал, что еще живой. И откуда ты знаешь, что не можешь дальше идти? Ты разве уже пробовал?

   – Нет.

   – Ну, тогда пойдем.

   Я встал, забросил на спину мешок с провизией, и мы двинулись вниз. Спускаться было еще сложнее, чем подниматься. Жутко болели ноги. Не понимаю, зачем нужна эта пытка. Но, не пройдя и полмили, Грегариус остановился и сказал:

   – Все! Стой! Привал здесь!

   – Как? Ты же сказал, что мы будем идти еще столько же? Я боялся, что не выдержу.
   – Ты бы выдержал, сюда же ты дошел.

   – Ну, ты, конечно, сравнил! Я уже приготовился к длинному спуску.

   Он лишь усмехнулся и, достав топор, начал рубить на дрова упавшее дерево. Но я, что очень удивительно, не упал без чувств, как на вершине горы. Я взял второй топор и принялся ему помогать. Когда дрова были готовы, мы спустились к ручью за водой. Вернувшись, Грегариус приступил к подготовке места для костра.

   Я смотрел то на развалины монастыря внизу, то куда-то вдаль. Вдруг я услышал голос Грегариуса:

   – Тебя что-то тревожит? Расскажи мне.

   – Смотри! – сказал я, показав рукой в Пустоту.

   – Но там же ничего нет!

   – Смотри!

   И там, где мгновение назад было пусто, появился новый мир. Там был лес, в котором обитали невиданные животные. Были города, в которых жили неизвестные существа. Там были моря, горы, цивилизации, народы. Там была жизнь.

   Грегариус с интересом смотрел на новый мир и спросил:

   – И что же тебя так тревожит?

   – Ты разве не видишь? Это новая Вселенная! Новая жизнь! Она возникла просто так! Из ничего!

   – Но и наш мир тоже возник просто так, из ничего.

   – Ведь это же всего лишь моя мысль! Но этот мир реален!

   – Ну и что? Ты ведь тоже реален. Хотя ты тоже всего лишь мысль. Мысль Единого.

   Я посмотрел на него, потом на свой новый мир. Потом развернулся и пошел к стоянке,
оставив Грегариуса одного.

   Я сидел у костра и вспоминал историю про Жизнь, которую написал Грегариус.

I. INITIUM VITA

   "Грязь… Пыль…. Как тяжело-то, но надо, надо работать…" – подумал я, поднялся, взял здоровый булыжник и куда-то понес. Споткнулся, упал.

   – Эй ты! Что развалился? Вставай! Неси дальше!

   Я встал и понес дальше. Затолкнув его в тележку, которая его куда-то дальше повезет, я пошел за следующим тяжким грузом. Навстречу мне шли сотни таких же людей, несущих огромные камни, и десяток людей с плетьми, подгоняющих ленивых. Я каждый день множество таких камней ношу. Не знаю зачем, просто так надо. После работы я пошел в свою коморку. Это была по сути дела просто пещера, где и жили такие, как я. Спал я на полу, питался всякими отходами, которые нам подкидывали стражи Баратрума.

   По пути мне пришлось стать свидетелем довольно редкого инцидента на нашей каменоломне: один из нас ударил стража и побежал в сторону леса. За ним сразу же погнались пару дюжин солдат. Вот глупец! Нельзя их злить! От греха подальше я ушел в пещеры. Всю ночь меня не покидала мысль об этой дерзкой выходке. "Зачем он так сделал? Почему мы все должны работать, а он решил вдруг убежать? Свободы, видите ли, захотел!" – меня не покидали эти мысли, и я еще не знал, что завтрашний день изменит мою жизнь, а вернее положит ей начало. Даже если бы кто и сказал мне нечто подобное, я бы не поверил. Здесь каждый день происходит одно и то же. Мы работаем с раннего утра, и до вечера. Тут крайне редко что-либо происходит.

   На следующее утро я отправился с новыми силами продолжать работу. Дотащив очередной булыжник, я развернулся, чтобы пойти за следующим.

   – Эй ты! Да, ты! Стой! Иди сюда! Со мной поедешь! – крикнул один из стражей мне вслед.

   Я сел в телегу, и мы поехали, ехали долго по узкой дороге. Вокруг был лес, возвышались вековые деревья. Я не помню, когда последний раз бывал за пределами каменоломни, я вообще ничего не помню. Такое ощущение, что я всегда здесь был, и нет у меня никакого прошлого, да и будущего тоже. И сейчас я тоже не хотел уезжать, но быть рабом – моя судьба, и стражи, а не я, решают, как мне жить. Но мы ехали. Неожиданно телега остановилась посреди дороги, оба стража, испуганно посмотрев по сторонам, вышли из нее:

   – Тихо! Прислушайся к лесу! Что это?

   – Не знаю, но тут явно что-то не так, что-то в лесу!

   – Может, отвяжем коня? Надо предупредить капитана!

   – Да, так наверно будет правильно.

   – А этого убьем? – после слов этого стража меня пронзил страх, какого я никогда раньше не испытывал. Неужели на этом и закончится моя жизнь, которая еще не начиналась? Я хотел бы пожить еще, хотел бы узнать, что же за пределами каменоломни, узнать, куда меня везут. Я хотел жить. И тут внезапное облегчение:

   – Нет, пусть остается здесь и ждет нашего возвращения, здесь ему все равно некуда убегать.

   Запрыгнув на лошадь, они поскакали в обратном направлении и быстро скрылись за поворотом. Я сидел в телеге, оцепеневший от ужаса.  "Чего эти стражи так испугались? Неужели моя жизнь совсем ничего не стоит? У меня ведь и в мыслях не было бежать. И зачем тогда я вообще родился? Каков смысл моей жизни? Нет, ну это слишком далеко и непонятно для меня, подобную мудрость познать невозможно, тем более мне, простому рабу" – подумал я и уснул.

   Я и не заметил, как проспал целый день. Сны мне не снились, они мне вообще никогда не снятся. Но в этот раз я впервые в жизни увидел сон. А может, я впервые в жизни пробудился ото сна. Так или иначе, когда я проснулся, рядом со мной в повозке, нагруженной камнями, сидела девушка. Сидела и смотрела мне в глаза. Она была не похожа на других женщин, она будто излучала жизнь. Я осмотрелся, вокруг не было никого. Только мы двое сидели в телеге и смотрели друг на друга. И тогда я осмелился обратиться к ней:

   – Кто ты?

   – Меня зовут Купида, а кто ты?

   – Я… я… я не могу сказать!

   – Правильно, никогда не спеши отвечать на такие вопросы. Но все же, я хочу знать твое имя?

   – Я не знаю, что это такое. Может, у меня нет имени?

   – Ну, так не может быть. Имя есть у всех, и у тебя тоже. К тебе же должны все вокруг как-то обращаться?

   – Если так, тогда мое имя Эйты?

   – Нет! Таких имен не бывает!

   – Тогда у меня нет имени.

   – Ладно, а что ты сидишь тут один? Ты кого-то ждешь?

   – Да, я жду, когда вернутся стражи, они чего-то испугались и ускакали.

   – Ты тоже страж?

   – Нет, я раб.

   – Они испугались Смерти, я видела ее здесь неподалеку. Ее отца звали Ужас, но он погиб от руки Единого, теперь Смерть его наследница, поэтому все так и боятся ее. Вечно злая и голодная.

   – А ты тоже ее боишься?

   – Нет, я Живая, Смерть не причинит мне вреда.

   – А кто такой Единый? Ты с ним знакома?

   – Да, я его дочь. Когда тебе понадобится помощь, просто позови его, – ответила она, и, улыбаясь, спросила: – А чем ты занимаешься?

   – Я работаю на каменоломне.

   – А зачем ты работаешь на каменоломне?

   – Я не знаю.… А что? Разве можно не работать?

   – Конечно, можно! Можно все! Я же, к примеру, не работаю на каменоломни! И могу прекрасно жить без этого!

   – Но ты ведь свободна?

   – Не совсем. Я не свободна, и я никогда не познаю сладкий вкус, как и ты. Не пытайся спорить со мной, скоро сам все поймешь. Вон, кстати, и стражи возвращаются, – она показала рукой в сторону дороги. – Через полгода мы встретимся на этом же месте, а сейчас мне надо покинуть тебя.

   Я посмотрел на дорогу, и вправду, на лошадях скакали полдюжины стражей, потом повернулся к ней и… там, где она сидела, уже никого не было. Я вылез из телеги и начал оглядываться, нет ни следа!

   – Эй, ты! Залазь в телегу, дальше поедем! – услышал я голос одного из стражей, но впервые в жизни задумался: а зачем это нужно? Я смотрел сквозь деревья, в надежде увидеть там Купиду.

   – Эй, ты! Оглох? Я сказал, лезь в телегу!

   На этот раз я подчинился. И мы поехали. Судя по разговорам стражей между собой, где-то нашли кого-то со стрелой в спине. Правда, меня это мало интересовало. Я впервые задумался о побеге. Я хотел свободы, но не знал, где ее найти. Но в любом случае я понял, что здесь ее точно нет. Я должен жить, но здесь я существую, а не живу. Жить же можно только на свободе.

   Мы подъехали к какой-то крепости. Здесь во всю шла стройка, меня заставили выгружать камни из телеги. Когда я закончил работу, меня отвели в какое-то здание, где жили рабы. Нас было много, а место мало. Я сел в грязном углу, оглядываясь по сторонам. В этом месте, так же как и на каменоломне, была полная тишина: рабы никогда не разговаривали друг с другом без необходимости. Я обдумывал план побега. Еду нам так и не принесли, и я уснул голодным.

   Я встал рано, рассвет еще не наступил. Стражи были уставшие, большинство из них спали. Я вышел на улицу и направился в сторону леса. На меня никто не обращал внимания. "Сейчас, выйду на опушку, а там главное как можно быстрее скрыться в лесной чаще. Они не найдут меня, и я получу свободу. Как же все-таки легко убежать отсюда." Вокруг меня царило такое безмолвие, будто город вымер. Я шел к свободе и старался поменьше оглядываться, чтобы не навлечь на себя подозрение. Первый страж, остановивший меня, мог поставить крест на моих планах.

   Я вошел в лес и остановился. "Если я сейчас пойду дальше, то моя жизнь полностью изменится. Я не знаю, что там впереди. Свобода это, конечно, хорошо, но здесь все привычно и спокойно. Там другая жизнь". Мне стало страшно. Я развернулся и пошел назад. У входа в рабский дом меня поджидал страж. Солнце уже встало, и вокруг началась работа.

   Я почувствовал, что за мной кто идет. Развернувшись, я впервые увидел ее. Смерть шла за мной из леса, но она пришла не за мной. Пройдя мимо меня, она вошла в внутрь, через несколько секунд вышла с рабом, взлетела и скрылась в облаках. Страж, стоявший у входа, ничего этого не видел, он лишь усмехнулся и крикнул:

   – Эй, ты! Хватит тут шляться без дела! Видишь эту стройку? Через год тут должна быть такая крепость, какой еще нет нигде в Баратруме! Так что иди работать!

   Мне было все равно, что они тут строят. Я хотел одного – свободы! Но мне было страшно менять свою жизнь. Я боялся резких перемен.

* * *

   Долгие полгода я работал на стройке. И все эти полгода я хотел убежать. Я не мог без ужаса в глазах смотреть в будущее. Стена с каждым днем становилась все выше, а работа все тяжелее. Я стал чувствовать время, чего раньше не было со мной никогда. Я хотел жить, но ощущал себя мертвым, потерянным человеком. Никогда не задумывался я о том, что есть какая-то другая жизнь. Теперь я точно знаю это, но я боюсь жить по-другому. Я был полностью уверен, что ничего изменить нельзя. Это моя судьба, мы не можем ничего сделать против воли судьбы.

   Холодное зимнее утро. Мы строили заградительные укрепления с внешней стороны стены, я копал какую-то яму. Аментий размахивал хлыстом и лениво наблюдал за стройкой. Он командовал все стройкой. Сам Князь Баратрума доверил ему это задание. О жестокости этого стража ходили легенды. Никто не осмеливался отлынивать от работы в его присутствии.

   Я посмотрел в сторону леса. Я находился в нескольких шагах от того места, где полгода назад не нашел в себе сил покинуть замок. Теперь тут по приказу Аментия строится какая-то оборонительная башня.

   В следующие несколько секунд произошло то, чего не ожидали ни я сам, ни Аментий, ни кто-либо другой. "Сейчас или никогда!" Я ударил лопатой стража, который неудачно подвернулся под руку, и побежал. Стражи и рабы запаниковали и стали носиться из стороны в сторону. На стройке воцарился полный хаос. Аментий просто в недоумении смотрел мне вслед. За время своей службы он многое повидал, но чтоб такое…. Нет, это невозможно!

   Я бежал по снегу, не оглядываясь. Бежал, не зная куда. Бежал долго. Наконец я остановился, пытаясь осознать, что же произошло. Я больше не раб, но я и свободным себя не чувствую. Тут я вспомнил Купиду. Она говорила, что Единый может помочь мне. Но где его найти? Я даже не знал, как он выглядит. А вдруг он не захочет помогать? И если это свобода, то я бы лучше предпочел всю жизнь быть рабом? "Я не свободна, и я никогда не познаю сладкий вкус, как и ты",– вспоминались слова Купиды. Теперь я должен бороться за выживание. Я долго сидел и размышлял, пока не услышал вдали крик Аментия:

   – Ищите его! Он не мог далеко убежать! Вперед! Надо поймать этого раба!

   Все! Вот и свобода моя, как, похоже, и жизнь, закончилась! Теперь они схватят меня и, скорее всего, убьют. Я встал и побежал дальше. Кто-то увидел меня, и они все погнались за мной. Я услышал свист стрелы, к счастью, пролетевшей мимо меня, и дикие крики Аментия:

   – Не стрелять! Я хочу взять его живым!

   Я был обречен, но продолжал бежать. Я знал, что мне не выжить, но готов был бороться до конца. Я понимал, что мне никто не может помочь, но крикнул:

   – На помощь!

   Я услышал смех Аментия:

   – Кого ты зовешь, глупец? Кроме нас здесь никого нет! Ты хочешь стать свободным? А нет свободы! Ее не существует!

   Как? Не существует свободы? Я не верил! Я продолжал кричать:

   – Помогите!

   Я упал, и стражи догнали меня. Вся моя жизнь пронеслась у меня перед глазами. Я понял, кто я! На последнем дыхании, я произнес:

   – Единый…

   И я увидел свет. Я почувствовал Жизнь. Свет был в тысячу раз ярче, чем можно представить. Раздался вопль Аментия. Я закрыл глаза и услышал голос:

   – Грегариус? Это ты?

   – Кто ты?

   – Я Единый. Ты ведь звал меня? Так?

   – Да, я тебя звал. А кто такой Грегариус?

   – Грегариус – это ты! Я дал тебе это имя при рождении, но ты забыл его.

   Вокруг меня была свет Жизни, но я не видел ее источник. Я знал, свет исходил от Единого, но я не видел его. И тут заговорил Аментий:

   – Ты слышишь его голос, но никого не видишь. Так откуда ты можешь знать, с кем сейчас говоришь? Может это все тебе просто сниться?

   – Нет! Это не сон! Мне не снятся сны!

   – Ты не просто раб! Ты воин! Иди к нам, ты станешь великим стражем! Ты не умрешь, ты сам будешь, как Единый, сражайся на нашей стороне, и сам Князь Баратрума наградит тебя и даст все, что ты захочешь!

   – Я не буду помогать вам! Никогда!

   – Тогда ты будешь нашим врагом! Смотри! Ты не свободен! Погибла твоя мечта! Если ты не с нами, ты против нас! Ты ведь кричал о помощи? Дай, я тебе помогу, – он протянул мне руку.

   Предо мной встал выбор. Это был главный выбор в моей жизни. От моего решения зависит вся моя дальнейшая судьба. Почему Аментий, который минуту назад хотел убить меня, теперь предлагает помощь? И я обратился к Единому:

   – А почему ты не предлагаешь мне помощь?

   – Открой глаза и сам посмотри. Я уже помогаю тебе!

   И я открыл глаза. Вокруг меня лежали тела мертвых стражей. Раненный, озлобленный от бессилия Аментий стоял передо мной, пряча от света глаза. Я огляделся, Единого нигде вокруг не было. Но откуда исходит этот Жизнь? Я подошел к Аментию, но он побежал от меня, словно от огня. Я понял: Жизнь исходила от меня, Источник внутри меня. Я развернулся и пошел прочь.

   Вскоре я вышел из леса на дорогу. Вот здесь и начинается мой путь, который я должен пройти, прежде чем предстать перед Единым.

***

   Я стоял на вершине и смотрел вдаль. Еще утром Купида стояла здесь, рядом со мной. Она мне много нового рассказала. Когда-то на этих скалах возвышались монастыри. Когда-то мир был великим и прекрасным. Когда-то не было Смерти, люди не ведали страха, дети не мечтали стать убийцами. А теперь остались лишь руины былого величия. Сейчас везде только одни руины. Стражи опустошили этот мир по приказу Князя. Мы боролись против него, ибо мы помнили Жизнь. И мы уже не были горсткой людей, мы были чем-то Единым, были Одним Человеком. Среди нас не было никого, кто застал бы время, когда не было ни Князя, ни стражей, ни войны, ни разрушений, но мы помнили. Помнили и сражались.

   Я вытащил меч из ножен, подаренный Купидой. Провел по лезвию пальцем – клинок был острым. Прекрасная работа истинного мастера.

   Было тихо. Где-то вдали шумел водопад. Я встал и пошел вниз. В лагере догорал костер. Все спали.

   – Стой! Кто идет?

   – Спокойно, Рупес. Это я.

   – Господи, что ты меня так пугаешь? – ответил Рупес и опустил топор. – Иди, отдыхай. Завтра важный день. Как сказала Купида, стражи разбили лагерь в долине. Завтра туда спускаемся, там-то точно найдется работа для твоего меча. Хотя я бы на твоем месте не рвался так в битву, успеешь еще…

   Утром мы быстро свернули палатки, позавтракали и двинулись в путь. Мы решили пройти через селение, что у подножия горы. Мы устроили привал недалеко от деревни.

   Десятилетние дети с интересом поглядывали на нас, но не решались подойти. Именно в этом возрасте я попал на каменоломню. После моего побега, отряд практически заменил мне дом. О лучшем я и мечтать не мог. Мы уже где-то месяц скитаемся по горам, спасаясь от стражей, но сегодня мы, наконец, спустимся и примем Бой.

   Вернувшись из деревни, Рупес доложил:

   – Перед нами здесь побывали стражи, они забрали из деревни всю провизию и вернулись в долину. Встаем! Мы еще можем догнать их, если поспешим.

   Мы двинулись дальше. Рупес шел впереди всех. Я шел сразу за ним и вспоминал, как вчера мы сидели у костра, и он мне рассказал свою историю.

***

   Моя история начинается много лет назад, я рос в столице Баратрума, городе Фраусе, и с детства смотрел с восхищением на воинов. У меня была цель: я хотел стать стражем. И я им стал, я прошел через огонь и воду, достиг своей цели. По искусству владения оружием, никого нельзя было даже близко ставить со мной. Сам Князь отметил меня и приказал зачислить в элиту своего войска.

   Но я не был счастлив. Я активно участвовал в подавлении любых восстаний. Я убивал всех: стариков, женщин, детей. Вскоре я стал генералом. По-моему приказу уничтожались целые города со всеми их жителями. Я был таким деспотом, каких свет не видывал.

   Но однажды я впервые в своей жизни проиграл сражение. Я попал в плен. И тогда я в первый раз испугался, до этого я не ведал страха. Я боялся лишь одного – Смерти. Когда я лежал, связанный по рукам и ногам, им ничего не стоило просто убить меня. Именно так повстанцы должны были поступить, чтобы отомстить за все беды, которые я причинил им. Я никогда не ощущал себя настолько слабым. Я был великим стражем, но без оружия в руках я был никем.

   Я был заперт в какой-то комнате, вероятно, они хотели допросить меня, прежде чем убить. Я твердо решил ничего им не говорить. Но вместо палача ко мне вошла какая-то девушка, принесла еду и села рядом. Я был голоден и быстро все съел. Я молча смотрел на нее и, все-таки, решился спросить:

   – Кто ты?

   – Меня зовут Купида, а кто ты?

   – Я Рупес.

   – А что ты сидишь тут один? Ты кого-то ждешь?

   – Меня здесь заперли, сейчас должен был придти палач, но пришла ты.

   – А зачем тебе нужен палач?

   – Как? Меня же должны казнить!

   – Почему? Ты ищешь Смерть?

   – Нет, я хочу жить, но я ведь страж! Я ваш враг!

   – А почему ты наш враг? Что плохого мы тебе сделали?

   – Ничего. Скорее наоборот, это я убил многих из вас.

   – А зачем?

   – Мне Князь приказал вас убивать.

   – А почему ты служишь Князю?

   – А кому еще служить? Он ведь величайший из земных царей! Я умру, если не буду исполнять его приказы.

   – А если будешь – не умрешь?

   – Тоже умру, только позже.

   – Ну а смысл тогда от службы ему?

   Странные люди, я их всех убивал. А теперь я был в плену у них, но они не спешат расправляться со мной. Вместо палача ко мне пришла какая-то девушка, которая просто мило беседовала со мной. Что-то здесь все как-то странно. Я решился спросить:

   – А вы не убьете меня?

   – Нет! Тебя не будет никто убивать, а сейчас мне пора уходить. Если хочешь, можешь вернуться к стражам. Выходи и иди, куда захочешь, никто не будет препятствовать тебе, – Купида показала рукой на дверь. – А если хочешь остаться с нами, оставайся. Но ты не свободен! Потом поймешь, почему.

   Выглянув в окно, я не увидел той суеты, какая царила в лагере стражей. Я не понял сразу почему, но тут царила совсем другая атмосфера. Я хотел что-то спросить у Купиды, но там где она стояла, уже никого не было.

   Она предоставила мне выбор: остаться здесь или вернуться к своим. Я должен был вернуться назад. Служба Князю – это моя судьба, мое призвание. Но я остался. На следующий день Купида подарила мне новый меч, который уже сразил множество стражей. Весть об этом быстро разнеслась по всему Баратруму, Князь обещал множество золота за мою голову. А я теперь Живой!

***

   Мы спустились в долину и увидели войско. Стражей там было не так много, мы ждали большую армию. Смерть кружила над долиной, ожидая начала битвы. Увидев нас, стражи сразу побежали из лагеря в сторону горы. Мы побежали за ними.

   – Стой! Это ловушка! – крикнул Рупес и упал замертво. Так завершился путь одного из величайших воинов в истории.

   Со всех сторон на нас посыпались тучи стрел. Я поднял щит, но, к счастью, ни одна стрела меня не задела. Со склона на нас набегали стражи, больше половины нашего отряда были убиты. Начался Бой.

   "Я бы мог сразить его стрелой прямо сейчас, но я хочу лично сразиться с ним", – думал Аментий, наблюдая за мной со скалы.

   Я бился, не щадя себя. Ни один страж не решался подойти ко мне. И тут я увидел, как Аментий спускается на поле битвы. Позабыв обо всем, я, словно безумный, бросился ему навстречу. Я больше не чувствовал себя частью Единой Жизни. Я остался один. Но именно сейчас наступил час моей славы!

   – Я Грегариус! Я Живой! А кто такой ты? Сейчас ты умрешь!

   Он лишь усмехнулся, услышав мой крик. Меня в это время переполняла ненависть, которой я еще никогда не испытывал до этого. Аментий вынул меч из ножен и приготовился в Бою. Я с диким криком бросился на него. Мы сошлись в битве…

II. MEUS POELIUM

   "Холодно... Все болит…. Почему у меня связаны руки?" – подумал я и открыл глаза.
   Я в телеге. Рядом Аментий. Заметив, что я очнулся, он указал мне рукой на обломки моего меча. Я проиграл. Но как это случилось? Почему меч подвел меня? Я не понимал, что же произошло там. И, главное, они меня не убили! Я все равно Живой!

   – Ты слишком глуп и неопытен, чтобы сражаться с нами. Теперь ты заплатишь за все, – сказал Аментий.

   – Почему вы не убили меня? – это был единственный вопрос, который пришел мне в голову.

   – Убить тебя? Нет! Я убью тебя в другой раз! Там, на горе, Смерть отказалась забирать тебя.

   – Почему?

   – А я откуда знаю? Смерть никогда и ни перед кем не обязана отчитываться за свои действия. И, кстати, весть о твоих приключениях достигла самого Великого Князя Братрума, теперь он наверняка захочет своими глазами посмотреть на Живого.

   – А куда вы меня везете?

   – В ад!

   Мы ехали в ту самую крепость, откуда я когда-то сбежал. Это было самое страшное, что я только мог себе представить. Ни в одном языке нет слов, способных описать то, что я чувствовал, когда узнал об этом.

   Меня отвели в подземелье и заперли в камере, которая представляла собой пустую, прогнившую прямоугольную коробку, в которой не было абсолютно ничего. Я не знал, что мне делать. Я остался совсем один в четырех стенах. Лучше уж Смерть, чем плен! Неужели для меня свет погас? А Единый? Он тоже забыл про меня? Как это все случилось? Наверное, на этом и закончилась моя Жизнь…

   Я сбежал отсюда, я стал счастливейшим человеком на земле. Но я снова здесь. Я был в отчаянии, словно моя душа распалась на тысячу осколков. Но если я здесь, то ведь это для чего-то нужно. Но для чего? Возможно, это нам и не суждено познать.

   И я услышал Голос:

   – Я знаю, что тебе тяжело, но ты должен выдержать это испытание. Ты очень вынослив, и ты можешь победить. Никогда ты не встретишь на пути испытание, которого не сможешь пройти. Смерть тебя не забрала, потому что твоя Жизнь еще не окончена, твой Бой будет продолжен здесь.

   Я не успел осознать, что означают эти слова, ибо в следующую минуту в камеру вошли стражи. Один из них бросил мне на пол какие-то объедки, а потом все, кроме Аментия, вышли. Он положил на обломки моего меча и сказал:

   – Забирай свой меч! Он будет напоминать тебе о твоей глупости! Через три дня мою крепость посетит сам Князь, так что тебе выпадает честь увидеть его перед встречей со Смертью.

   После этих слов Аментий ушел. Он оставил мне клинок, чтобы тот сломил мой дух. Но, вопреки его ожиданиям, взявшись за рукоять меча, я почувствовал великий прилив сил. Бой у меня еще впереди.

***

   Я проснулся. Было темно. Я не знал, день сейчас или ночь. В моей камере было темно всегда. Я, как мог, старался не терять счет времени. К тому же я постоянно слышал какой-то жуткий скрежет в стене, будто некто с той стороны царапает стену чем-то железным. Очень похоже на это, ибо я знал, что меня и соседнюю камеру разделяла кирпичная стена. Я все-таки сам когда-то строил все это. Я быстро определил, какой камень хочет вынуть пленник, находящийся по ту сторону стены. Я взял меч и сломанным концом клинка начал выковыривать этот же кирпич из стены.

   Трудно сказать, сколько же времени ушло у меня на эту работу, но скоро камень поддался. Я толкнул его, и мой сосед вытащил его из стены.

   – Здравствуй, – произнес пленник.

   – Мое почтение, а ты собственно кем будешь?

   – Меня зовут Мортус… я такой же пленник, как и ты…

   – Мое имя Грегариус. И долго ты здесь?

   – Я не знаю, здесь нет понятия "долго" или "быстро"… здесь нет времени… ну а ты пришел оттуда, где оно есть… скажи мне, сейчас лето или зима?

   – Сейчас конец августа.

   – Ну, тогда я здесь уже несколько месяцев. А ты воин?


   – Да.

   – Я тоже когда-то мечтал стать воином, но я здесь.

   – А я уже воин, и я тоже здесь.

   И я рассказал Мортусу во всех подробностях свою историю. Поведал о том, что был в рабстве на каменоломне, что своими руками помогал строить эту крепость, что убежал, что стал Живым, что проиграл битву и оказался здесь. Он внимательно слушал меня, после чего я спросил:

   – Через три дня сюда приедет Князь. Я уже убегал из этого замка, но тогда все было проще. Сейчас я не знаю, как нам сбежать.

   – Сбежать? Отсюда невозможно сбежать! Да и смысл?

   – Смысл? А какой смысл жить здесь? Неужели ты не хочешь снова выйти на волю? Почувствовать землю под ногами? Встретить дорогих тебе людей? Идти и ощущать, как ветер приятно обдувает твое лицо? Увидеть свет? Жизнь?

   – Жизнь? Где ты видишь Жизнь? Ты воин… только ты можешь видеть такое…
   – Я достоин Жизни не более тебя, и ты сможешь стать им! Когда мы выберемся отсюда, я познакомлю тебя с Купидой. Она всему тебя научит.

   – Думаешь, я не видел Купиду? Я говорил с ней и понял, что она мне не нужна…. Мне нужна свобода, больше не нужно ничего. Я буду счастлив только тогда, когда буду свободен. Но я не буду свободным – пришли стражи и забрали меня в рабство. Я ненавидел их. Я ненавидел всех… и сейчас всех ненавижу. Я сбежал из рабства. Я сам сбежал. Мне никто не помогал. Меня никто никогда не поддерживал. Я мечтал о свободе. Купида мне предлагала вступить в их отряд. Но я не безумец, чтобы идти против власти Князя. А этого вашего Единого я никогда не видел. Почему я должен верить, что это не обман? Я лучше буду один… так спокойнее. Но стражи вскоре поймали меня и заточили сюда. Сначала мне было трудно. Но со временем можно ко всему привыкнуть… я потерянный человек… моя душа погибла. Я никогда не получу желанной свободы. Ты мне ничем не поможешь. Мне теперь может помочь одна лишь Смерть…

   – Ты говоришь, что тебе нельзя помочь, но это не так. Ты знаешь, что тобой движет? Страх! Ты боишься Жизни! Ты боишься перемен! Я, как и ты, никогда не был свободен. Свобода – это миф.

   Мортус отвернулся и о чем-то задумался. Мы долго сидели и молчали. Я никогда не встречал подобных людей. Он был особенным человеком, не таким, как другие. Мортус говорил как-то робко, не уверенно, но в тоже время твердо. Он куда-то смотрел, но так как находился при этом в полной темноте, естественно, ничего видеть не мог. Он взял в руки камень, потом положил назад и спросил:

   – Грегариус… а почему все так происходит? Я не понимаю смысл этого мира. Я не могу понять, зачем живу.

   – А я тоже не понимаю. Этого никто не понимает. Нам, простым смертным, такую мудрость познать не суждено. Для меня Жизнь – единственное в мире, что имеет какой-либо смысл.

   – А у моей жизни, скорее всего, нет никакого смысла. Мне остается только ждать, когда ко мне придет Смерть. Зачем я вообще родился? Было бы лучше, если б меня не было вовсе. А ты еще про какого-то там Единого говоришь. Не надо мне ничего сейчас рассказывать. Моя душа мертва, если она у меня вообще есть. А ты, по-моему, просто сумасшедший, если идешь против Князя!

   – Я сам раньше думал, что это безумие. Но не я безумен, а все остальные. Какой смысл жить в таком мире? Я понимаю, мы не сможем изменить его к лучшему. Но лучше уж я буду выживать, нежели существовать, ибо у существования нет никакого смысла.

   – А ты знаешь, какая моя самая главная мечта? Выбраться отсюда! Когда-нибудь выйти за пределы этих стен! Пойти, куда глаза глядят! Но, увы, эта мечта никогда не сбудется. Ты посмотри на это место! Здесь сам воздух пропитан гнилью! Ты тоже придешь в отчаяние от этого места. Тебя ли не знать, что чувствует человек, который покидает свою темницу, в которой был много лет?

   – Я знаю, каково это. Но я также знаю, что после этой эйфории ты все равно осознаешь, что до сих пор не свободен. Все равно приходится бороться за выживание. 

   – Мудрые слова. Что же получается? Я должен убить себя?

   – Нет! Наоборот, ты должен бороться за жизнь, бороться до последнего. Ты должен вступить в Бой, ибо только когда победишь – будешь счастлив! А желают встречи со Смертью только трусы. Они боятся Жизни, ибо она сильнее Смерти. Но от Жизни можно уйти, от Смерти же нет. Беги со мной отсюда! Мы будем вместе бороться против стражей! Бороться за счастье!

   – Счастья нет! Я никогда не буду счастлив! Это моя судьба! Я должен умереть здесь! Не может у меня быть никакой жизни, я пленник!

   – А ты знаешь, какова моя судьба? Ты знаешь, как я должен умереть? Ты должен знать, ибо видел, как это происходит! Измученные голодом и тяжкой работой, они падают на землю. Никто не подойдет и не поможет им! Наоборот, подходят стражи и начинают издеваться! И они умирают в грязи и пыли! И никто даже не убирает их тела! Они лежат и гниют! Или их съедают стервятники! Вот так должен умереть я! Я должен быть рабом! Это моя судьба! Но я не раб! Я воин! Я Живой! Даже не смотря на то, что я не достоин права носить этот меч! Даже не смотря на то, что я проиграл и оказался здесь! Судьба выбирает, кем мы должны быть, мы выбираем, кто мы есть!

   Я еще многое хотел сказать Мортусу, но он закрыл дыру в стене кирпичом. Я сидел перед стеной, за которой был мой собеседник. "А может быть Мортус прав? Может, я никогда не выберусь из плена? Может пленникам этой цитадели не суждено быть счастливыми? Нет! Я убегу отсюда! По-другому и быть не может! Я должен победить! Но через три дня сюда приедет Князь. И что тогда? И тогда я вызову его на поединок! И он должен принять мой вызов!"

***

   Сейчас день? Или все же ночь?  Сколько я здесь нахожусь? Понятно, что меньше трех дней. Но я уже потерял счет времени, которого здесь нет. А что здесь есть? Ничего, кроме грязи и гнили, которой пропитаны стены и сам воздух…

   Я проснулся от ощущения чьего-то присутствия в камере.

   – Ты меня боишься? – спросила она, окинув меня мрачным взглядом.

   – А зачем тебя бояться? – ответил я вопросом на вопрос, гордо посмотрев на Смерть в ответ.

   – Я могу забрать тебя отсюда прямо сейчас. Прямо сейчас все твои страдания могут прекратиться.

   – А почему ты не забрала меня в долине?

   – Мне стало интересно.

   – Что?

   – Я хотела посмотреть, как ты себя поведешь, оказавшись здесь, умрешь ты или останешься Живым.

   – Зачем тебе это?

   – Ты все равно меня не поймешь, так же как и я, никогда не пойму, зачем вам вообще Жизнь. Вы похожи на шакалов. Вы постоянно за что-то боретесь, вместо того, чтобы просто жить в свое удовольствие. Вы не свободны. Ты говорил, что свободы нет. А хочешь, я покажу ее тебе? Я – это свобода. Я – это судьба.

   – Не надо мне ничего показывать. Я еще не выполнил то, для чего оказался здесь. Я планирую вызвать на поединок Князя!

   – Самого Князя? Ты храбрый. А еще глупый. Бой с Князем будет твоей последней битвой.

   – Пусть так! Пусть я погибну! Но я не могу уйти от битвы! Иначе, какой смысл в моем пребывании здесь?

   – Смысл? А смысла нет. Само ваше существование лишено смысла. Для меня вы – всего лишь прах!

   – За этой стеной находится еще один пленник, он говорил нечто похожее. И он искал встречи с тобой.

   – Мортус? Он еще более интересная персона, чем ты. Я хотела, чтобы вы встретились. Он упрямый. А еще он думает, что нельзя ничего изменить. А на самом деле, он не видит дальше своего носа. Он потом поймет, что встреча с тобой уже многое для него изменила, а главное – его самого. Я не буду его забирать, не пришло еще время.

   – Почему ты мучаешь его?

   – Я? Нет, это он сам пытает себя. Он боится меня.

   – А почему люди боятся тебя?

   – Вот этого не могу понять ни я, ни они сами. Я – величайшая сила во Вселенной, но я не зло.

   – Ты сильна лишь для тех, кто боится тебя! Ты не можешь причинить мне вреда. Тебя ждет вечное забвение.

   И Смерть ушла.

***

   – Вставай! Выходи! Пойдем со мной! – сказал Аментий, открыв предо мной дверь. – Князь уже ждет тебя!

   Я встал и вышел из камеры, Аментий поднял с пола мой меч, протянул его мне и пошел вперед. Я двинулся за ним. Бросив взгляд на дверь в камеру Мортуса, я заметил, что она не была заперта. Осмотревшись, я понял, что только на моей двери висел замок. Почему-то не было ни одного стража. Меня должны повести под конвоем, но по темному длинному коридору шли только я и Аментий. Я могу прямо сейчас вонзить осколок кинжала ему в спину. Но он, видимо, хорошо понимал, что я не сделаю этого.

   Мы шли дальше, переходя из одного коридора в другой. Поднявшись вверх по лестнице, мы вышли из подземелья во двор. Я был очень удивлен тем, что в тюрьме я вообще не увидел ни одного стража. Мортус мог просто уйти отсюда, вообще не встретив на своем пути ни одного препятствия. После чего мы поднялись на свежий воздух. Наконец, не выдержав, я спросил:

   – Почему двери в камеры не заперты? И стражей совсем нет. Вы не боитесь, что они все убегут?

   – Они не убегут. Пленники верят в то, что отсюда нельзя уйти. Они считают бессмысленными попытки бегства. Узники никогда не узнают, что все это время двери их темниц были открыты, и стражей вокруг не было. Они просто не подойдут к двери, чтобы проверить, заперта ли она.

   Мы поднимались в башню, на самый верх. Стражи расступились перед Аментием, и мы вошли в просторную комнату. В кресле около окна гордо восседал Князь Баратрума. Посмотрев на меня, он встал, взглядом приказал Аментию закрыть дверь и подошел ко мне:

   – Значит, ты и есть тот самый Грегариус? Тот, что сбежал из рабства, убил столько стражей, а теперь оказался здесь? Вы никогда не победите меня! Вы всего лишь жалкие тараканы под моими ногами! Вы только прячетесь в горах, а я вас уничтожаю! Я победил! У меня великая власть над этим миром!

   – Какая власть? Где? Над кем? Ты создал лишь видимость власти. Для кого ты являешься авторитетом? Да, ты на троне. Но насколько долго ты на нем продержишься? Таких отрядов, как наш, тысячи. У них нет единой цели, единой власти, но они Едины. Они низвергнут тебя, твоему царствованию скоро придет конец.

   Разговаривая с Князем, я понимал его намерения. Я знал, что ответить ему. В моем сердце не было того страха, который я испытывал раньше. Было такое ощущение, как будто некто другой говорит эти слова за меня. Но в глазах Князя также не было ни тени той растерянности, которую я хотел увидеть. Он спокойно выслушал меня, а потом сказал:

   – Ты говоришь, что мое царство погибнет, но от чьей руки? Нет силы, более великой, нежели я!

   – Ты жестокий тиран! Любая власть, которая стоит на страхе, падет!

   – Покажи мне власть, которая стоит не на силе и страхе! За что ты борешься? За свободу? Нет! Бороться за свободу – участь слабых, участь рабов. Мы же Великие! Мы восстали против своей судьбы. Мы сами выбрали себе жизнь. Мы воины! Только мы по разные стороны баррикад, а вообще мы с тобой одной крови. Мы оба знаем, что свободы нет. Если будешь биться за свободу, никогда не станешь счастливым. А теперь посмотри на Баратрум! На мое царство! На его жителей! Это же Рай! Ты скажешь, что мой народ – рабы! Но они счастливы! Счастье – это отсутствие желаний! Понимаешь? Они ничего не хотят! Им ничего не нужно в жизни! А все, что им нужно, у них есть! Они работают! Они приносят пользу! Ты же деструктор! И ты тоже был счастлив, когда жил на каменоломне! А теперь ты, как и я, не можешь стать счастливым, потому что ты вкусил запретный плод. Я слежу, чтобы мой народ был счастливым. Те же, кто отказывается, доживают свой век в темнице или умирают. Ну что же ты ничего не отвечаешь мне? Почему молчишь? Неужели ты уже нечего не хочешь сказать мне?

   Я молчал. Молчал, потому что мне просто нечего было ему ответить. Князь пересказывал мне мои же собственные мысли, только смотрел на них с другой стороны. Он продолжал:

   – А знаешь, я ведь хотел просто казнить тебя. Но теперь я предоставляю тебе выбор. Я хочу показать тебе мою власть. Ты будешь сидеть в темнице, гнить там до скончания дней без солнца, без свежего воздуха, питаться ты будешь крысами и отходами. А что самое страшное, ты каждый день будешь лицезреть мою власть, которую строил своими руками. У тебя не будет надежды, не будет веры в какое-либо будущее. Ты будешь пребывать в этом месте до тех пор, пока Смерть не соизволит забрать тебя. Или же ты будешь помогать мне. Помогать строить Рай. И ты не будешь больше рабом. Ты будешь Великим Стражем.

   – И ты не хочешь лично сразиться со мной? Я бросаю тебе вызов! Возьми меч и бейся со мной!

   – В таком случае, ты сам сделал свой выбор! Ты не смог победить моего слугу! Тебе ли тягаться с Князем Баратрума? И ты собрался драться со мной сломанным мечом? Аментий, дай ему другой меч!

   Я отбросил в сторону оружие, брошенное мне Аментием, и достал из-под плаща свой меч, полностью целый и еще более крепкий и острый, чем был изначально. Я впервые увидел тень страха в глазах Князя и удивление на лице его верного слуги. Мы вышли из зала и  спустились вниз.

   Мгновенно весь шум и суета в крепости прекратились, время, словно, остановилось. Во дворе замка быстро освободили площадку для Боя. В центре остались только я и Князь. Стражи большим кольцом встали вокруг нас. Смерть беспокойно кружила над замком, не решаясь спуститься вниз. Аментий стоял в стороне и с интересом наблюдал за тем, что сейчас здесь будет происходить. Мы приближались друг к другу. Сейчас наступит момент истины.

   Я пошел вперед первым. Удар! Князь легко парировал мой выпад. Еще удар! Не прошел! Враг бросился на меня, нанося удар за ударом.

   Я отступал назад, изо всех сил пытаясь обороняться. Превосходство моего соперника было на лицо. Я не мог ничего ему противопоставить. Он почти дожал меня, но тут… да! Сейчас! Я бросился в контратаку! Князь успел среагировать на мой выпад и ударил меня ногой. Я потерял равновесие и упал.

   Смерть, увидев это, бросилась вниз. Князю оставалось нанести последний решающий удар, но… он не смог. Смерть, пролетев мимо меня, ушла в землю. Ярчайший свет озарил замок. Жизнь проходила сквозь стены крепости, доходя до подземелий, где сидели узники, и до самых высоких башен цитадели. Стражи в ужасе отвернулись от Жизни, но им негде было спрятаться. Князь отступил, закрыв лицо руками.

   Я поднялся. Князь снова бросился на меня, но на этот раз я довольно легко отражал его атаки. Появилось странное ощущение, будто сам Единый бьется вместо меня. Враг делает выпад, я парирую атаку, и он, упав на песок, выпускает меч из руки. Вот она – великая победа!

   Мне оставалось только добить своего противника, но стражи окружили меня, направив  на меня свои копья. Лучники на стене приготовились стрелять.

   – Брось меч, если хочешь жить! – услышал я крик Аментия, который с интересом наблюдал за всем происходящим. Весь Баратрум замер, ожидая моих дальнейших действий. Я не бросил меч.

   – Убирайся! Убирайся из замка и не возвращайся никогда! – вопил Князь, поднимаясь. – Вон! Уходи, куда хочешь! Ты свободен!

   Жестом приказал он открыть ворота. Стражи расступились предо мной, и я направился в сторону выхода. Пройдя через арку, я обернулся. Князь смотрел мне вслед. Врата крепости закрылись за моей спиной. Впереди был лес, за ним горы. Туда и лежал мой путь.

   Я думал о времени, проведенном в крепости, о пленниках, о Жизни, о Смерти, для которой сегодня так и не нашлось работы в крепости. Я вспоминал время рабства, когда я своими руками строил себе тюрьму, Рупеса, с честью павшего на поле сражения, и, конечно, Мортуса, который так и остался в темнице, даже не догадываясь о том, что дверь его была все это время открыта. Единственное, о чем я почему-то не думал вообще, это о будущем. Оно было скрыто от меня. И это уже было не важно. Главное, я Живой! И я победил!

   Князь и Аментий наблюдали за мной с вершины башни. Я подходил к мосту через глубокий ров вокруг замка, который я сам когда-то строил. Князь отвернулся и начал спускаться вниз, перед этим указав Аментию на лук. Аментий натянул тетиву, прицелился и выстрелил. Я пошатнулся и упал с моста.

   Смерть снова бросилась вниз, вслед за стрелой, подхватила меня и понесла вверх. Я спросил:

   – Все?

   Она ответила:

   – Да, все!

   Мы летели ввысь. Вскоре стали не различимы деревья, дома. Скрылись за облаками мост и замок. И вот исчезла из виду Земля. А мы поднимались все выше и выше, пролетая мимо пустынных планет и звезд. Тут я заметил, что исчезла и Смерть, я летел сам. Летел вверх, только вверх.

EPILOGUS

   Так заканчивается история Грегариуса, раба, беглеца, пленника, безумца, бросившего вызов судьбе.

   Рупес навсегда остался в сердцах потомков истинным героем, погибшим во имя Жизни. Купида продолжала вечный Бой против Князя, который, в конце концов, погиб от стрелы, пущенной ему в спину его самым верным слугой. Сам же Аментий тоже вскоре погиб в сражении с мятежниками. Смерть занималась своим делом до тех пор, пока время не кончилось. Потом она стала не нужна и канула в забвение. А Мортус.… Про него ни мне, ни Грегариусу не известно ничего, пусть он напишет свою историю сам, как, впрочем, и каждый из нас.


Рецензии