Биологические основы человеческой морали

В религии это называется «гордыней»: уверенность в своем могуществе, в том, что все наши достижения являются уникальными и «беспрецедентными». Мы полагаем, что это мы изобрели систему общественных отношений, мораль, скрепляющую наши общественные институты.
Но так ли это?
В природе можно наблюдать достаточно четкие модели всех общественных образований. «Тоталитаризм» у муравьев, пчел и некоторых других насекомых, «демократия» у стай птиц, когда они ведут «индивидуальную» жизнь, объединяясь  только для выполнения конкретных общих задач, как, например, оборона от хищников или сезонные перелеты.
Наивно полагать, будто такое понятие как «собственность» изобретено людьми. Множество животных создают свою «собственность», свои «земельные участки», свою «недвижимость»- гнезда и норы, защищаемые ими, но и одновременно уважается и «чужая собственность».
Можно найти аналогии к различным видам собственности- личной, семейной и общественной. Важно, что можно наблюдать возникновение, развитие и гибель различных «общественных» явлений и открывать общие закономерности. Пока такие возможности практически не используются. Мне известен только успешный опыт моделирования на стаях крыс в психологических опытах.
В общем, создается впечатление, что наша мораль в ее основе остается на уровне «животной» или, если угодно, подсознательной. Начиная с детского сада, мы уже знаем что хорошо и что плохо. Мир взрослых просто предоставляет «техническое обеспечение» для наших моральных основ, которые достаточно бесполезны без подсознательной поддержки.
Можно прочитать тысячи книг о любви, но все это будет представляться странной игрой взрослых, пока сам не влюбишься.
Короче говоря, наша мораль, наши представления и проблемы совести, справедливости и тому подобное пришли к нам из природы и если мы хотим понять их, познать самих себя, то нам следует иметь это ввиду и осознавать корни наших чувств.


Рецензии