Научите нас!
Отчего? Откуда у меня появилось такое глубокое, доходящее до священного трепета отношение к профессии педагога? До сих пор понять не могу.
Загадка.
Вообще образование – загадочное явление. В течение десяти (а сейчас и двенадца-ти...) лет своей жизни дети узнают о массе вещей, которые им никогда не пригодятся, и усваивают некую сумму стереотипов, которые в будущем помешают им жить и нестан-дартно мыслить. Всё это дело оправдывается загадочным термином «общее развитие». А если в человеке действительно просыпается желание что-то узнать, то он может само-стоятельно набраться знаний по любому интересующему его вопросу, но, как правило, осознанно это происходит значительно позже школьного возраста.
Научите нас искать и находить!
Многознание уму не научает, как сказал известный философ. Одно дело – давать чис-тые факты. Волга впадает в Каспийское море. Квадрат гипотенузы равен сумме квадра-тов катетов. Самое большое живое существо в мире – кит. Всё это хорошо и даже заме-чательно. Но даже такое устоявшееся знание на поверку может оказаться неверным. Друзья, знаете ли вы, что самое большое живое существо в мире – не кит и не слон; оно размером под 900 гектаров, и ему более восьми тысяч лет от роду. Это гриб, растущий в американском штате Орегон.
И дело даже не в существовании этого чудесного гриба.
Многие знания, полученные в школе, становятся для нас догмой.
Научите нас сомневаться!
В первом классе учитель был Учителем. Всезнающим Богом. Второй мамой. Безого-ворочным авторитетом. В одиннадцатом или даже ранее – выяснилось, что это – обыч-ный человек, возможно, в чём-то не умнее нас, и что у него такие же чисто человеческие проблемы. Что он засыпает и просыпается. Что он ругает собственных детей и водит их в садик по утрам. Что он готовит еду. Что он – такой же, как мы.
Или – не совсем такой же?
На педагогов взвалено чрезвычайно много не зависящего от них. У некоторых роди-телей точка зрения на деятельность учителя такова: что бы ни совершило ненаглядное чадо – виноваты педагоги. Не научили, не разъяснили, не подсказали, не наставили на путь истинный. Вспомните Высоцкого: «Чему нас учат семья и школа?» Школа – на втором месте. На первом всё-таки – семья.
Преподаватели, многострадальные, и так сеют разумное, доброе, вечное, а прораста-ет... непонятно что. Но они не виноваты, что сеять им приходится в невспаханную зем-лю. А то и в песок.
На Востоке говорят: «Если ты относишься к учителю, как к жулику, получишь от не-го, как от жулика; относишься, как к человеку – получишь, как от человека».
Научите нас уважать других людей!
Культурные времена настали! Посмотришь новости – или просто на улицу выйдешь и поглазеешь по сторонам – тут тебе и брифинг, и лизинг, и аутсорсинг, и мерчандай-зинг... Аж гордость распирает – вот это культура!
А что внутри? Что скрывается за премудрыми иностранными словами? Слушаешь иногда выступления политиков – и диву даёшься: как всё красиво и умно сказано – и ничего невозможно понять... Вспоминается Зощенко. Пленарное заседание и собрав-шийся кворум.
Научите нас не говорить, а поступать – красиво!
Я имею странную привычку по уши влюбляться в людей, которыми я восхищаюсь. Первым таким человеком оказалась моя учительница русского языка и литературы Светлана Ивановна Субботина. Я пошла в пятый класс, а она – первый год преподавать. Я посвящала ей стихи. Относила почитать свои неуклюжие «пробы пера»... Возможно, если бы она открыла мне глаза и сказала, что всё, что я пишу, – бессвязная лабудень, я бы перестала упражняться в искусстве словосложения и никогда бы не научилась делать это достаточно неплохо (что я, надеюсь, умею в данный момент).
Научите нас верить в себя!
Моя мама с восемнадцати лет работает учителем. Преподаёт историю, обществозна-ние, правоведение и МХК в школе № 9. У неё – множество знакомых учеников и выпу-скников. Когда я иду с ней по улице, раза два или три кто-нибудь да поздоровается. Да-же если это не улицы Тагила...
Когда-то я ревновала маму к её ученикам. Но потом поняла, что это глупо.
У учителя не может быть один ребёнок. Или два, или три. Как минимум – сотни, а то и тысячи. Каждый учитель богат своими учениками, в душу которых он сумел заронить зерно добра, света, истины, поиска, красоты и справедливости.
Научите нас верить в добро!
Научите нас самому главному. Никогда не уставать восхищаться окружающим ми-ром. Восхищаться неповторимой красотой каждого прожитого мгновения. Ценить чело-веческие отношения. Всё остальное – придёт, если будет это.
Я безмерно благодарна своим школьным учителям. Безмерно благодарна своим ны-нешним педагогам. Безумству храбрых пою я песню! Спасибо вам за воистину нелёгкий труд. Спасибо вам!
Свидетельство о публикации №209011700300