Блага

Благо есть блага...

Это наше все – может сказать любой человек. Вся познанная и непознанная вселенная, включая и меня, вплоть до элементарных частиц.
Из этих благ бесконечно малая часть достается экономической жизни.
Пока, преимущественно, блага (ресурсы, факторы) Земли.

П. Самуэльсон привел такой пример:

«Лауреат Нобелевской премии Макс Планк, основатель квантовой физики, однажды скромно заметил, что он начинал свою деятельность как экономист, но затем оставил эту профессию, потому что она слишком трудна.
Когда об этом рассказали пионеру современной математической логики Бертрану Расселу, он ответил: «Это странно. Я бросил экономическую теорию из-за того, что она слишком проста!»
Обе точки зрения содержат зерно истины. Но в них заключена и ошибка.
Миллионы раз было подтверждено, что любой смышленый человек, достигший 16 лет, может хорошо усвоить экономические принципы. И в этом смысле Рассел прав. Однако в искусстве познания экономических сил человеческой жизни на одной лишь умственной виртуозности, как это понял Планк, далеко не уедешь. С другой стороны, опыт показывает, что, хотя простаки не достигали успеха ни здесь, ни в любой другой области, все же не нужно быть сверхчеловеком, чтобы плодотворно заниматься предметом, который люди назвали экономической теорией и который находится на полпути между искусством и наукой».
http--bibliotekar_ru-biznes-64-index_files-image001_jpg.mht
 И далее справедливо добавил:
«Критерий обоснованности теории — ее полезность для освещения наблюдаемой действительности. Ее логическое изящество и красивое построение сложных рассуждений прямого отношения к делу не имеют. Поэтому, когда исследователь заявляет: «Это верно в теории, но не на практике», — то в действительности он имеет в виду, что «не все в порядке в относящейся к делу теории», ибо в противном случае он говорит .бессмыслицу». http://www.bibliotekar.ru/biznes-64/9.htm

Глава 2 (Центральные проблемы любой экономической формации)
http://www.bibliotekar.ru/biznes-64/12.htm рассматривает
ЗАКОН РЕДКОСТИ
КРИВАЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ИЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА
ВОЗРАСТАЮЩИЕ ЗАТРАТЫ
ЗНАМЕНИТЫЙ ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ДОХОДНОСТИ
ЭКОНОМИЯ НА МАСШТАБЕ И МАССОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ: ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛА
МАЛЬТУСОВСКАЯ ТЕОРИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
СТОЛКНУТСЯ ЛИ АМЕРИКА И ЕВРОПА С ФАКТОМ УМЕНЬШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ?
ЧИСТАЯ НОРМА РОСТА НАСЕЛЕНИЯ: НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ РОСТ НАШЕГО НАСЕЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РОСТА НАСЕЛЕНИЯ

Здесь сформулированы три коренные взаимосвязанные экономические проблемы , которые фигурируют во многих тестах примерно так (есть варианты):
- На какие основные вопросы отвечает экономика как теория и практика ?.

1.         Что должно производиться, то есть какие из взаимно исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве?
2.         Как будут производиться товары, то есть кем, с помощью каких ресурсов и какой технологией они должны быть произведены?
3.         Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен располагать этими товарами и услугами и извлекать из них пользу? Или, иными словами, как должен распределяться валовой национальный продукт между различными индивидуумами и семьями?
Эти три вопроса — основные и общие для всех хозяйств. Но разные экономические системы пытаются по-разному решать их. В условиях примитивной цивилизации поведение людей может определяться обычаями…
 В пчелином рое все проблемы, подобные этим, даже проблемы необычайно сложной кооперации и разделения труда, решаются автоматически, с помощью так называемых «биологических инстинктов».
Как другую крайность можно представить себе могущественного благожелательного или злобного диктатора, который произвольно своими декретами или приказами решает вопросы: Что, Как и Для кого. Мы можем допустить существование и такой экономической организации, которая основана на декретировании, но где декреты принимаются демократическим голосованием или — что более вероятно, принимая во внимание многочисленность и сложность экономических задач, — специально отобранной законодательной или планирующей властью.
В так называемом «капиталистическом хозяйстве свободного предпринимательства», вопросы: Что, Как и Для кого — решаются главным образом с помощью системы цен (через механизм рынков, прибылей и убытков).

Выводы даже из этих построений неоднозначны. В частности.
Хозяйства людей отчасти продолжают традиции «хозяйств» живых сообществ на Земле (например, пчел).
Умный диктатор может умело отвечать на базовые вопросы экономики.
Сами базовые вопросы неизбежно включают подвопросы:
Что (какие предметы потребления - товары - и в каком количестве).
Как (на самом деле – кем, из каких ресурсов и какой технологией).
Для кого ( кто должен использовать и как всю продукцию распределять).

Спорь или не спорь, но все же для оптимизации необходимо знать весь массив благ, которые задействованы и могут быть задействованы в экономике.

Если что не пропечаталось, смотреть источник.
Благо (экономика)
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
У этого термина существуют и другие значения, см.: Благо.
В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самых классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественной жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологией, или обществоведением.
Содержание
[убрать]
• 1 Классификация благ
o 1.1 По природе
o 1.2 По участию в потребительской корзине
; 1.2.1 По зависимости потребления от дохода
; 1.2.2 По зависимости потребления от цены
; 1.2.3 По взаимозависимости двух товаров
o 1.3 По возможности контроля ценности потребителем

[править] Классификация благ
[править] По природе
• По потребности в распределении благ:
o Даровые блага — блага, которые существуют в таких количествах, что их распределение не требуется.
o Редкие блага, которые, в свою очередь, делятся…
; По конкурентности:
; Конкурентные — пользование благом мешает пользоваться этим благом остальным.
; Неконкурентные — любой может пользоваться благом, не мешая другим.
; По исключаемости:
; Исключаемые блага — блага, к которым имеет доступ только заплативший.
; Неисключаемые блага — блага, от которых трудно отсечь «зайцев».
Все редкие блага можно разделить на четыре категории:
Неконкурентные Конкурентные
Неисключаемые Общественные блага
государственная оборона, дорога (неперегруженная),
лестничное освещение, эфирное телевидение
Общие ресурсы
пресная вода, лес,
дорога (перегруженная)

Исключаемые Клубные блага
телефонная связь, патент,
платное телевидение
Частные блага
товары, услуги, недвижимость
[править] По участию в потребительской корзине
Основная статья: Теория потребления
В зависимости от своего дохода S и цен на блага  потребитель выбирает свой вектор потребления  в соответствии с какими-то критериями таким образом, чтобы  .
Стоит заметить, что категория товара может меняться с изменением дохода потребителя и цен на товары. Например, с ростом дохода общественный транспорт становится малоценным товаром, уступая место недорогому личному автомобилю. При ещё большем — возрастает потребление роскошных автомобилей, отбрасывая недорогие марки в разряд малоценных.
[править] По зависимости потребления от дохода
• Малоценные блага (неполноценные) —  .
• Ценные блага —  .
o Первоклассные блага — эластичность спроса по доходу больше единицы, то есть  .
[править] По зависимости потребления от цены
У большинства товаров  (такие товары называются нормальными). В особую категорию отнесены товары Веблена и товары Гиффена, у которых  .
(нормальные)
 

Малоценные Нормальные малоценные блага Блага Гиффена

Ценные Нормальные ценные блага Блага Веблена

[править] По взаимозависимости двух товаров
Два товара i и j в потребительской корзине могут быть:
• Комплементарные блага —  . Потребление этих товаров находится между собой в прямой корреляции: автомобили и бензин, бумага и тонер для принтера…
• Взаимозаменяющие блага —  . При повышении цены на один из товаров потребитель переходит на другой: лазерные и струйные принтеры, картофель и макароны…
[править] По возможности контроля ценности потребителем
• Блага явного качества — ещё до выбора можно проверить качество.
• Блага скрытой полезности — качество определяется уже после покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых. Например, товары бытовой химии.
• Блага на доверии (англ. credence goods) — пользователь оказывается в неведении по поводу качества даже после покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая собщила бы о качестве блага. К этой категории относятся:
o блага с незаметным долгосрочным эффектом (витамины, медицинское обслуживание).
o сложные услуги, для которых трудно сказать о качестве их исполнения (некоторые медицинские услуги, автосервис).
o товары, у которых один из важнейших признаков качества — отсутствие катастрофических отказов (сантехника, автомобиль, веб-хостинг).
• Одобряемые блага и неодобряемые блага — блага, ценность которых определяется обществом.
Блага
Goods
Блага - средства удовлетворения человеческих потребностей. Блага разделяются:
- по натуральным характеристикам - на продукты и услуги;
- по степени удаленности от конечного потребления - на потребительские блага и ресурсы;
- по длительности использования - на кратковременные и долговременные;
- по характеру потребления - на частные и общественные.
Антиблаго
Bad
Антиблаго - товар или продукт, обладающий отрицательной полезностью для потребителя.
Бесплатный завтрак
Приманка
Free lunch
Бесплатный завтрак - экономический жаргон для обозначения несуществующей выгоды: где бы ни появилась бесплатная выгода, за нее всегда кто-то платит.
Блага Гиффена
Парадокс Гиффена
Giffen goods; Giffen paradox
Блага Гиффена - блага, спрос на которые может возрастать по мере роста их цены, в силу того, что эти блага занимают слишком большую долю в ограниченном потребительском бюджете. В результате эффект дохода перевешивает эффект замещения.
Повышение цены на некоторый продукт, составляющий основную долю в бюджете семьи, приведет к тому, что ничего другого семья не сможет себе более позволить и полностью перейдет на этот продукт.
Даровые блага
Free goods
Даровые блага - солнечный свет, воздух и другие блага, необходимость производства и распределения которых не существует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю.
Закон замещения
Law of substitution
Закон замещения - закон, устанавливающий зависимость между двумя благами, потребление одного из которых сокращается при увеличении потребления другого. При этом предельная норма замещения сокращающегося блага возрастает.
Индивидуальные блага
Private goods
Индивидуальные блага - блага, предоставление которых возможно каждому отдельному лицу в связи с тем, что такие блага обладают свойствами исключительности или конкурентности.
Люксовые блага
Люксовые блага - по Энгелю - предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения.
>> Мотив
Motive
фр.Motif
От лат.Moveo - фактор
Мотив - побудительная причина поведения и действий человека:
- возникающая под воздействием его потребностей и интересов;
- представляющая собой образ желаемого человеком блага.
Низшие блага
Inferior goods
Низшие блага - блага, которые потребители покупают в меньших или больших количествах при любых ценах, когда их доходы соответственно увеличиваются или уменьшаются.
Нормальные блага
Normal goods
Нормальные блага - блага, потребление которых возрастает с ростом доходов потребителей, что приводит к увеличению спроса на них.
 >> Общественные блага
Public goods
Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п. В противоположность частным благам общественные блага:
- неконкурентны - потребление такого блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное другим; и
- носят неисключающий характер, что не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами.
Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства. Различают общенациональные и местные (локальные) общественные блага.
>> Объекты гражданских прав
Объекты гражданских прав - в праве - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являются:
- вещи;
- имущественные права;
- работы и услуги;
- информация;
- результаты интеллектуальной деятельности;
- нематериальные блага;
+ иное имущество.
Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Ограниченные блага
Экономические блага
Economic goods
Ограниченные блага - блага, которые в связи с их редкостью или ограниченностью необходимо производить и распределять. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. К ограниченным благам относятся практически все блага, за исключением воздуха, солнечного света и некоторых других, предложение которых существенно превышает спрос на них.
>> Полезность
Utility; Benefit
Полезность - в экономической теории - абстрактная категория, характеризующая меру удовольствия, пользы или удовлетворенности, которые получают люди от потребления благ.
Продукт
Product
Продукт - все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей.
>> Продукт труда
Product of labour
Продукт труда - материальный результат трудовой деятельности.
 >> Сырье
Сырые материалы
Raw; Raw materials
Сырье - предметы труда, подвергшиеся ранее воздействию труда и предназначенные для дальнейшей переработки. Различают:
- первичное сырье: добытая руда, хлопок-сырец и т.д.; и
- вторичное сырье - пришедшие в негодность готовые изделия: металлолом, макулатура и др.
 >> Услуги
Services
Услуги - действия, направленные непосредственно на потребителя.
Услуги - виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта.
Услуги - блага, предоставляемые в форме деятельности.
Услуги - в экономической теории - товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно. Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.
Частное благо
Private good
Частное благо - благо, потребление которого является конкурентным как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.
 >> Вещь
Thing
Вещь - целостная и относительно устойчивая часть объективной действительности, обладающая определенностью, выраженной в структурных, функциональных, качественных и количественных характеристиках.
Вещь является основным объектом в имущественном правоотношении. В гражданском праве деньги и ценные бумаги также признаются вещью.
Нематериальные блага
Nonmaterial wealth; Nonmaterial values
Нематериальные блага - жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нерыночный продукт
Nontraded product
Нерыночный продукт - товар, торговля которым невозможна ни при каких обстоятельствах, в связи с отсутствием рынка для его сбыта.
 >> Общественные блага
Public goods
Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п. В противоположность частным благам общественные блага:
- неконкурентны - потребление такого блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное другим; и
- носят неисключающий характер, что не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами.
Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства. Различают общенациональные и местные (локальные) общественные блага.
Продукт
Product
Продукт - все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей.

А.Г. Войтов использует диалектический метод  (хотя бы последовательную двоичность) для изложения всей экономической теории, в том числе и градации благ.
БЛАГА . Существуют два подхода при обозначении средств удовлетворения потребностей. Последние называют или «полезностями», или «благами». Эти слова можно считать синонимами, но при более строгом объяснении они оказываются именами (названиями) разных понятий. Можно привести различные аргументы в пользу каждого из существующих употреблений этих терминов. Следует согласиться с Платоном о существовании таких благ, которые не полезны. «Благо вообще есть нечто, приносящее пользу, в частности же сама польза или то, что с нею едино» [38,с.275]. Платоновская школа давала следующее определение: «Благо  - то, что существует ради него самого» [71,Т.4,с.618].      
Наука уделяет много внимания благам. Этика сформировалась в определенной мере как наука о благах, что можно видеть у Платона, в систематике наук Ф. Бэкона и даже в современных ее изложениях. Исторически первые рассуждения, дошедшие до наших дней по этому вопросу, находим в диалогах Платона. Древних греков интересовали вопросы этики при пользовании ресурсами жизни, а поэтому они рассуждали о них.  Платон писал о благах как исходном мотиве деятельности людей. По его мнению, на идею блага «должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни» [105, Т.3, с.298]. У него благами являются счастье, рассудительность, удовольствие, наслаждение, радости и др.      
Платон в диалогах «Протагор» и других вел речь о благах, называя даже то, что не полезно людям и что совсем бесполезно:       « - О том ли ты говоришь, Протагор, что никому из людей не полезно, или о том, что вообще бесполезно? И подобные вещи ты называешь благом?       -  Ничуть, - сказал Протагор, - но я знаю много таких вещей и кушаний, и напитков, и снадобий, и еще тысячу предметов, - из которых одни бесполезны людям, другие полезны. А кое-что из того, что людям ни полезно, ни вредно, полезно лошадям, другое полезно только быкам, третье  - собакам, четвертое  - ни тем, ни другим, зато полезно деревьям. Да и там одна и та же вещь для корней хороша, а для ветвей плоха, как, например, навоз: для всех растений, если обложить им корни, он хорош, а попробуй накидать его на побеги и молодые отростки  - и он все погубит; оливковое масло для всех растений вещь самая вредная, да и волосам животных оно величайший враг, а для волос человека, да и для всего тела оно целебно. Благо до такой степени разнообразно и многовидно, что и тут одна и та же вещь при наружном употреблении есть благо для человека, а при внутреннем  - величайшее зло ...» [105,Т.1,с.445-446].      
Платон считал благом и то, что не полезно: « - А не то ли есть благо, что полезно людям? - Клянусь Зевсом, - сказал Протагор, - я лично называю благо благом, даже если оно и не полезно людям» [Там же]. «... Поскольку представляется необходимым, чтобы имущество как таковое было полезным, и то, что мы называем имуществом, является неким родом полезных вещей, остается посмотреть, ради какой пользы полезно пользоваться этим полезным имуществом» [105,Т.4,с.567]. «... Одна и та же вещь бывает для одного и того же дела в одних случаях полезной, а в других  - нет» [там же, с.568].      
Аристотель содержательнее рассматривал значение ресурсов в жизни людей. Благами он считал средства к жизни. Он писал о том, что нужда определяет образ жизни людей [см.: 8,Т.4,с.389]. Последующая история познания богата свидетельствами внимания общества к данному аспекту жизни людей. Многие версии экономических теорий начинаются, так или иначе, с объяснения ресурсов (или экономических благ, или факторов производства). Можно утверждать, пока проблема ресурсов не заняла достойного места в экономической науке. Особенно это видно при обсуждении актуальных проблем современной экономики, например, маркетинга, когда специалисты вынуждены определять свое понимание этих фундаментальных вопросов экономики. В то же время в экономической науке уже имеется все необходимое для теоретического объяснения всех этих аспектов жизни.      
Аристотель ставил вопрос: «В каком же тогда смысле говорят «блага»? [там же, с.61]. Благо он определял «как то, к чему все стремятся» [там же, с.54].      
«Филеб утверждает, что благо для всех живых существ  - радость, удовольствие, наслаждение и все прочее, принадлежащее к этому роду; мы же оспариваем его, считая, что благо   - не это, но разумение, мышление, память и то, что сродни с ними: правильное мнение и истинные суждения» [105,Т.3,с.7]. В «Государстве» Платон благом называл и красоту, и богатство, и телесную силу, и влиятельное родство.      
Для Платона благо   - это не только удовольствия. «Те, кто определяет благо как удовольствие, меньше ли исполнены заблуждений? Разве им не приходится признать, что бывают дурные удовольствия?» [там же, с.287].      
 
Много по данному вопросу написал Дж. Локк. Блага  - жизнь, свобода, телесное здоровье, отсутствие физических страданий, владение внешними вещами (земля, деньги, утварь) [см.: 71,Т.3,с.94]. Дж. Локк отмечал многообразие мнений по данному вопросу и длительность этой дискуссии: до новой эры Варрон приводил более двухсот мнений философов о сущности высших благ [см.: 71,Т.3, с.34]. Одновременно отмечал он и закономерные последствия использования благ: «Изобилие благ ведёт за собой волнение, пресыщение, пьянство...» [там же, с. 57]. «Государство  - это общество людей, установленное единственно для сохранения и приумножения гражданских благ. Гражданскими благами я называю: жизнь, свободу, телесное здоровье и отсутствие физических страданий, владение внешними вещами, такими как земли, деньги, утварь и т.п.» [там же с. 94].
“ … Одна и та же вещь в одно и то же время может быть и хорошей и дурной, равно как и безразличной. Музыка, например, хороша для меланхолика, дурна для носящего траур, а для глухого она ни хороша, ни дурна” [127, Т.1, с. 523].
Шопенгауэр называл высшими земными благами здоровье, глубокий мир сердца и совершенное спокойствие духа. 
Благом (по Марксу - потребительными стоимостями [см.: 79, Т.23, с.47 и 188]) называют категорию в аристотелевском смысле слова - все, что может потенциально служить удовлетворению любых потребностей организма. В простейших случаях блага оказываются невещественными  - свет, лучи солнца, услуга, общение людей. Благами называют и вещественные полезности, начиная с воздуха и воды. Те блага, которых в мире больше, чем потребность людей в них, называют свободными, а те блага, которых меньше, чем потребности в них, называют экономическими или ограниченными. Экономические блага - это факторы производства, ресурсы. Ресурсы могут быть дарами природы, но, чаще всего, они  - продукт труда. В простом виде ресурсы выступают в виде полезных ископаемых, флоры, фауны, воды и других. К ресурсам относят и самих людей, когда рассматривают факторы экономического развития. Таковыми считают и финансовые средства. Экономическая деятельность обычно предполагает создание определенных запасов для обеспечения нормального хода производства. Особой формой запасов являются резервы (прил. 3).    
 
Редкость природных веществ характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкие предметы могут быть изобильными ввиду того, что они не нужны людям [см. 48, с.24]. Широко распространенные ресурсы могут быть ограниченными по сравнению с потребностями общества в них. В настоящее время обществу приходится задумываться даже о достаточности кислорода в воздухе для обеспечения нормальной жизни. Тем более это касается других ресурсов. Недостаточность благ стала причиной возникновения экономической науки. Ограниченность ресурсов существовала всегда. В условиях рынка она принимает форму дефицита   - недостатка товаров по сравнению со спросом на них. «... Дефицит  - общая проблема, с которой сталкиваются как богатые, так и бедные страны» [150,с.3]. Острота дефицита, конечно, может быть различной: кому-то не хватает хлеба, а другим  - черной икры на хлеб. Дефицитом могут быть сами ресурсы, но, чаще всего, дефицитом оказывается средство для их приобретения. В общественном сознании идет борьба о том, какой дефицит гуманнее: товаров или денег? Популистские мнения, чаще всего, склонны оправдывать дефицит товаров, но рациональнее дефицит денег. Конкретный экономический анализ позволяет выяснить в каждом конкретном случае должную пропорцию между этими двумя формами дефицита. Дефицитность благ ведет к дискриминации определенных потребителей  - созданию условий, при которых они не потребляют эти блага.      
 
Люди сохраняют ресурсы. Высшей формой запасов можно считать резервы, создаваемые фирмами и странами на непредвиденные случаи  - стихийные бедствия, социальные потрясения.
Будущие блага могут быть различными. Если считать интеллект благом, то обучение представляет развитие будущей способности самостоятельного мышления, скажем, умножения чисел. Остальные блага имеют значение в данный момент времени, являются настоящими. Из них выделяют косвенные или производственные блага, то есть те, которые используют для производства других благ. Остальные блага  - потребительские. Из них выделяют долговременные, например, жилье, мебель, которые служат обычно многим поколениям людей. Иные блага  - недолговременные, в том числе разового пользования, включая продукты питания.      
 
Различают блага и с точки зрения их соотнесения друг с другом: на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К первым относят такие блага, которые в той или иной мере заменяют друг друга, например, масло и маргарин, сахар и конфеты. Взаимодополняемые блага предполагают наличие друг друга, например, автомобиль и бензин. Многие блага в какой-то мере взаимодополняют друг друга и конкурируют друг с другом. Систематизацию благ еще предстоит произвести науке.
В западной экономической мысли синонимом благ обычно считают продукты и товары. На самом деле их различие существенно.
Между потребностями и благами существует противоречие. Обычно потребности считают безграничными, а блага - ограниченными. Данное противоречие  - наиболее фундаментальное в общественной жизни. Оно действует различно в зависимости от типа природопользования, способа удовлетворения потребностей. Особенно остро оно в условиях рынка:     ПОТРЕБНОСТИ « БЛАГА (БЕЗГРАНИЧНЫЕ) (ОГРАНИЧЕНЫЕ). 
Такая противоречивая трактовка потребностей и благ фантомная, т.е. является предельной идеализацией. Прежде всего, свободные блага, по определению, не ограничены. Одновременно, потребности людей ограничены, что известно с Платона и Аристотеля. Абсолютизация беспредельности потребностей всех людей обоснована апологетикой интересов тех людей, у которых возникла жажда к наживе, обогащению. Этот факт указал уже Аристотель. С искусством наживать состояния «связано представление, будто богатство и нажива не имеют предела» [8,Т.4,с.393]. «... Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности» [там же]. Нажива денег беспредельна, но она   - удел мизерной доли населения. Большинство населения обеспечивает удовлетворение своих потребностей, которые не «беспредельны» [см. там же]. «Потребление предметов первой необходимости ограничено, потребление же предметов роскоши не имеет границ» [180, с. 28].
Безграничны потребности к деньгам у тех, кем овладела жажда денег, начиная со «скупых рыцарей». Общество, в котором такая жажда овладеет всеми, погибнет сразу же. Ближе к истине следующее положение С.Ю. Витте: «Потребности людей представляют двоякий характер: они ограничены в объеме и не ограничены в числе» [18, с.46].      
Ограниченность основных благ является причиной необходимости их распределения, изучения поведения людей при выборе ими тех или иных благ, что и становится объектом экономической науки (причиной ее возникновения):
 
Уровень обеспечения благами определяет уровень счастья человека. Бедность, нищета свидетельствуют о недостатке благ. Их достаток - благосостояние порождает богатство, а в условиях рынка богатство приобретает форму капитала:
благосостояние ® богатство ® капитал.
По мере общественного прогресса общество раскрывает многообразные способы употребления благ [см. 79,т.23.с.43-44].
 
ПОЛЕЗНОСТИ . Слово «полезности» - омоним. Существуют две основные трактовки смысла данного слова: объективная и субъективная.      
Объективная концепция отождествляет блага и полезности: не может быть блага вне полезности. Эта концепция высказана «первым экономистом общества» - Ксенофонтом. У каждого блага имеется много полезностей. Открытие специфических полезностей благ есть результат исторического развития общества. Благо есть полезность, и остается неизменным в процессе потребления. Например, уголь представляет топливо определенного качества, которое сохраняется неизменным во всех своих частях. Его качество измеряют теплоспособностью, калорийностью. Предполагается, что уголь может быть использован для различных целей: не только как топливо, но и как сырье для химической промышленности. Его можно использовать и во вред каким-то потребностям, если его бросить, скажем, в пищу.      
Субъективная концепция смысла слова рассматривает благо как объективное потенциальное явление, а полезность - субъективное, с точки зрения его потребления, как удовольствие. В таком случае благо само по себе неполезно. Полезность блага проявляется в потреблении  - в удовлетворении, удовольствии , вызванном потреблением блага. Полезность одного и того же блага в процессе потребления уменьшается по мере насыщения человека. Полезность блага зависит от степени удовлетворения потребности человека: сытому человеку бесполезен любой деликатес. Полезность одного и того же количества блага уменьшается в процессе потребления. Она падает и может принять даже отрицательное значение: лишнее лекарство часто оказывается не средством лечения, а ядом, который может убить человека. «... Полезность не может быть ни обнаружена, ни измерена ...» [150,Т.2,с.59]. Лауреат Нобелевской премии Р. Коуз считал ее вымышленной сущностью, играющей ту же роль, что когда-то эфир в физике [см. 6, с.34].
Удовлетворения ® Удовольствия ® Наслаждения ® Страсти
Полезность  - удовлетворение, удовольствие и  т.п., получаемое субъектом от потребления благ. Такая трактовка полезности ограничивает ее только продуктами питания.
Ранжированная полезность показывает субъективное мнение об относительной полезности одного блага по сравнению с другим. Количественная полезность благ измеряется тем или иным образом непосредственно, например, теплотворная способность разных источников топлива. Различают общую (совокупную) полезность определенного количества блага, которая растет, и единичную полезность долей блага, которая падает в процессе потребления.   
 
Названные концепции в какой-то мере дополняют друг друга, отображая те или иные аспекты потребления. Полезность действительно проявляется в потреблении и характеризует благо. В то же время удовольствие и благо   - не одно и то же, что следует признать вслед за Сократом: «Удовольствие и благо  - одно и то же? - Нет, не одно и то же ... Надо ли стремиться к удовольствию ради блага или к благу ради удовольствия? - К удовольствию ради блага. - Удовольствие  - это то, что, появляясь, дает нам радость, а благо  - то, что своим присутствием делает нас хорошими? - Совершенно верно» [105,Т.1,с.551].      Ксенофонт говорил об удовольствии от труда [см.: 61, с.212], а Аристотель - и от мышления [см.: 8,Т.1, с.310].
ПОТРЕБЛЕНИЕ . Устанавливая смысл слов «блага», «полезности», следует иметь в виду тот факт, что для ФТЭ эти явления важны в самом общем виде как условие для потребления. Потребление - процесс использования благ для удовлетворения потребностей.   Соответственно природе потребностей и полезностей потребление может быть в различных формах. Потребление зависит от возникающих между людьми отношений, являющихся спецификой общественной жизни людей. «Животное не « относится » ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение» [79,Т.3,с.29]. Особое значение в жизни общества имеют отношения между людьми по поводу используемых ресурсов - материальные отношения. Последние - главный объект познания ФТЭ.
 
Основные типы материальных отношений могут быть названы различно, как и представлены по-разному (иную версию трактовки основных форм природопользования смотри прил. 4).   
В ХХ веке потребление представляет единство основных секторов: естественного, натурального, рыночного, пострыночного (общественные блага). Они различаются способами решения главных экономических вопросов: КТО, ЧТО и КАК производит, КОМУ и НА КАКИХ УСЛОВИЯХ передает продукт труда. Главной формой потребления является рыночный сектор экономики. Ему следует уделить основное внимание. Важно осмысливать основные типы потребления в условиях рынка [см.:169,Т.3, Ч.1. с.58-61].
 
Простые люди живут на основе витального, а элита - на основе престижного потребления («потребление ради потребления»), верхушка общества - статусного (имиджевая культура уже породила индустрию имиджирования). Современная экономическая наука уделяет много внимания этим формам потребления, обособляя товар Гиффина и Веблена.

Вот примерно то, что стоит вспоминать в экономике при слове

БЛАГА…
 
 
Карцев П.В. http://rea-centre.narod.ru/public/terms-property.htm
Вариант градации благ


Рецензии