Хрулев герой на белом коне

В июне 1870 года останки известного героя Крымской войны везли на погост через всю Россию. Но скорбный путь лежал не в Москву или Петербург, а на юг — в Крым. Быть похороненным в Севастополе — такой оказалась последняя воля генерал-лейтенанта, командующего Кавказским корпусом, героя Севастопольской обороны Степана Хрулева.
Два дня его гроб стоял в Николаевском адмиралтейском соборе, а 29 июня в четыре часа дня была совершена панихида. Затем, по свидетельству очевидца, «Гроб был поднят генералами и штаб-офицерами и в процессии отнесен на Графскую пристань. Здесь его поставили на катер под балдахином и ... при пушечной пальбе с военного судна, процессия поплыла на Инженерную пристань Северной стороны, где была встречена войсками и артиллерией... Шествие направилось на военное кладбище к храму Св. Николая...»

 

…Двести лет назад, в знатной дворянской семье, связанной родственными узами с Суворовым, родился будущий герой Севастопольской обороны Степан Александрович Хрулев. До Cевастополя у Хрулева было Александровское военное училище в Туле, участие в польской кампании (где он был награжден орденами Св. Анны IV степени и Св. Владимира IV степени), участие в экспедиции в Среднюю Азию (там Хрулев командовал артиллерией и руководил осадой крепости Ак-Мечеть).
С начала Крымской (Восточной) войны в чине генерал-лейтенанта Хрулев был направлен на Дунай, где участвовал в осаде крепости Силистрия. И уже в декабре 1854 года он прибыл в Крым в распоряжение главнокомандующего морскими и сухопутными силами в Крыму князя Александра Меншикова. «Славное участие Хрулева как в этой войне, так особенно в обороне Севастополя стяжало ему вечную славу и причислило его имя к именам тех русских богатырей, память о которых никогда не умирает в народе», — запишут позже летописцы на скрижалях отечественной истории.
В начале марта Хрулев стал начальником войск Корабельной стороны. Солдаты называли генерала «наш старатель», ценили за заботу, проявляемую им о «нижних чинах». По мнению одного из современников, Хрулева отличало хладнокровие и дельная быстрота. Так, 6 июня 1855 года Степан Александрович прискакал на белоснежном коне (деталь, характеризующая героя, белый конь — отличная мишень) на батарею и увидел, что войска, защищавшие ее, отступают в полном беспорядке. Xрулев воскликнул: «Ребята, стой! Дивизия идет на помощь». Войска остановились. Увидев, нет, не дивизию, а всего лишь роту Севского полка, которая возвращалась с работ с лопатами и ружьями за спиной, Xрулев подлетел к ней с криком: «Благодетели мои, в штыки за мной!» Севцы моментально бросились за любимым вождем. И эти 138 человек должны были изобразить дивизию, которую обещал Xрулев... Тем не менее  решительная атака горстки людей сразу изменила дело: французы были выбиты, и батарея взята обратно.
Однажды народному любимцу Хрулеву в осажденный город прислали образ Казанской Божьей Матери. «Примите его, доблестный защитник Севастополя, — говорилось в письме, — как свидетельство нашего к вам уважения, нашей признательности! Да хранит вас Царица Небесная от всяких бед и напастей». 27 августа 1855 года, во время второго и последнего штурма Севастополя, генерал Хрулев сам повел в атаку войска (многие ли генералы сегодня смогут даже не повести в атаку, а просто пробежать стометровку?). Итак, чтобы выбить французов с Малахова кургана, Степан Александрович сам повел солдат в атаку. Вместо оружия православный командир держал… святую икону! И Божья Матерь хранила смельчака: во время атаки под ливнем пуль ему лишь слегка задело руку. Однако, несмотря на «царапину», потери крови со временем  стали ощутимы. Но Хрулев не покинул строй, а продолжал распоряжаться боем, пока не лишился сознания...
…И вот, уже после смерти, Хрулев вернулся в любимый Севастополь. Перед тем как опустить тело храброго защитника города в землю Братского кладбища, настоятель мужского Херсонесского монастыря архимандрит Евгений произнес прощальную речь в память Хрулева и его отважных солдат, на поле брани убиенных. В этой проникновенной речи были и такие слова: «Да утешается дух ваш при виде того, что все воинство всероссийское идет и пойдет по торным вашим путям; как один человек станет грудью за Церковь и Веру, за Царя и Россию, и если затронет чья-либо гордость народную честь, то не успокоится меч в ножнах своих, доколе хотя один враг попирать будет русскую землю дерзкою стопою своею…».
Спустя три года на могиле Степана Хрулева появился памятник. По проекту его автора, польского художника и скульптора К.К. Серве-Годебского, изготовленный в Италии монумент представлял собой портретный бюст из каррарского мрамора, установленный на пятиметровой каннелюрованной колонне из серого мрамора. Скульптор изобразил генерала в распахнутой шинели и мундире с орденом Св. Георгия. На памятнике — накладная рельефная лавровая ветвь и картуш в форме щита со словами: «Хрулеву — Россия».
Над щитом с надписью — скульптурное изображение двуглавого орла с распростертыми крыльями. Вандалы не пощадили уникальный памятник: обе головы орла отбиты. И сегодня обезглавленная птица — словно горький символ нашего времени, где одна отсутствующая голова не может узреть прошлого, а вторая не в состоянии видеть будущее.


Опубликовано в газете "Крымское время"   29 Ноября 2007


Рецензии