Юрий Шевчук Я давно не пацифист

 На уходящей неделе продюсерский центр «Патифон» явил крымчанам легендарную питерскую группу «ДДТ». Симферопольцы в третий раз встречают своих кумиров (напомним, первый концерт группы в столице Крыма состоялся двадцать лет назад, а второй — в прошлом году). Но несмотря на то, что дэдэтэшники радовали крымчан совсем недавно, зал Украинского театра, где проходил концерт, был переполнен. И лидер группы Юрий Шевчук не разочаровал своих поклонников.

Юрий Шевчук, загадочная личность с вкраплением татарской крови, русской душой и украинской фамилией, кажется, перешагнул условные рамки рок-музыки. Шевчук не просто автор и исполнитель, он — Учитель, и у такого учителя хочется учиться. Шевчук не стареет, точнее, не устаревает. Помнится, к его песням прислушивался мой отец, выросший на Утесове, да и мой сын, «зависающий» на группах с тяжелопроизносимыми английскими названиями, особо чтит Шевчука.

Шевчук научил нас простым вещам. Он рассказал, что такое осень. Он доказал, что весна — это актриса и что всегда следует возвращаться на Родину, даже если о ней отзываются нелестно. Песни Шевчука — это уроки, мини-лекции. В них можно найти ответы на многие вопросы… И все же журналистам было о чем спросить Юрия Юлиановича по-сле выступления.

— Какое ощущение от концерта?

— Концерт, по-моему, хороший был. Публика слушала внимательно, я видел, как слова доходили. Народ хорошо реагировал, и реплики меткие были… Это очень приятно и важно. Причем концерт этот был диалогом, а не монологом какой-то звезды… Я не люблю слово «звезда». У меня есть поговорка на эту тему: «Звезда, это когда лучи мешают тебе в автобус заходить». Звезды — в небе … В общем, получилось.

— Вы на концерте говорили, что мы — ничто без обычаев и традиций. Какие обычаи и традиции Вам близки?

— Очень многие. Я вообще люблю фольклор, почитываю об этом… Главная моя традиция — любить историю. Вот сейчас Карамзина читаю, «Историю государства Российского». Недавно мы с Андреем Смирновым сделали десятисерийный документальный фильм об истории демо-кратии в России. Любить и знать историю — это чтить память отцов. Это очень важно для нас. Очень важно… Говорю банальности, но от души.

— Мы слышали, что вы отдали своего сына в нахимовское училище…

— Нет, мой сыночек Петька учился не в нахимовском, а в кадетском училище. Сейчас служит в городе Балтийске, в первом гвардейском батальоне, в морской пехоте. Я там был два раза. Суровая, серьезная служба, дедовщины нет никакой. Командиры хорошие, все нормально. Я очень рад, что он не «закосил» от армии… Служит хорошо, честно, его даже взяли на парад 9 мая. Сейчас пытаюсь достать билет на мавзолей, чтобы оттуда своему сыну помахать рукой.

— Не кажется ли вам, что рок и армия — противоположные вещи?

— Совершенно не кажется. У нас в Питере есть хиппан такой, Гена Зайцев, его звали Пацифист. Я его недавно встретил, у него такие же длинные волосы, мы едем с ним, обсуждаем проблемы, и он признается: мол, ты знаешь, Юра, я уже давно не пацифист…

Я даже песню задумал: «Я давно не пацифист». Пацифизм — хорошая идея, но в наше время непротивление злу насилием — это иллюзия. Борьба со злом должна быть. Но, борясь со злом, ты прежде всего, как пишут наши православные русские историки, должен победить это зло в себе. И только тогда идти на борьбу со злом — с благими намерениями и очень точным пониманием правды.

— Вы сегодня пели о новой жизни. Какие самые непреодолимые искушения этой новой жизни?

— Я, как артист, могу, наверное, создать себе очень красивую жизнь: поиграть на «корпоративниках» и купить на берегу Черного моря дачу с пальмами. Но, слава Богу, у меня этих идей нет, на «корпоративниках» и по баням не играем. Завтра, даст Бог, будем играть на крейсере «Москва» в Севастополе. Это нас греет. Я не хожу на тусовки, не люблю бомонд, суету и всеобщее интеллектуальное загниваниие. Порой сам себя лишаю многого — но так легче жить, легче дышать.

— Как Вы относитесь к молодым рок-музыкантам?

— Прекрасно отношусь! Им, наверное, тяжелее, чем нам было. Ведь сейчас рок-музыка — «не формат», особенно рок-музыка, поднимающая социальные проблемы, гражданские… По радио, по телевизору ее практически не слышно… И даже мы уже «не формат» на центральных каналах российского телевидения.

— Кого знаете из молодых исполнителей?

— В Санкт-Петербурге сейчас около тысячи рок-групп — всех не перечислишь. Люди музицируют, а не «висят» на пиве, не смотрят активно в ящик, а сочиняют песни, стихи… Мне кажется, что в России произошел взрыв поэтического творчества. В Питере около двадцати поэтических клубов, в Москве их несколько сотен, то есть молодежь пишет стихи… Есть прекрасные, яркие, сочные, свежие стихи — меня это очень радует. Может, нас ожидает новый Серебряный век?

— А украинские рок-группы знаете?

— Мои друзья в Киеве — «Братья Карамазовы», «Кому вниз?». А вот группы гламурного толка «Вопли Видоплясова», «Океан Эльзы» мне не близки.… Есть хорошие ребята в Киеве. Но они тоже «не формат», особенно те, кто поют по-русски. Их также не пускают в эфир.

— Вы сегодня выступали в белой рубашке. Что-то изменилось в Вашей жизни или в жизни страны?

— Я просто Симферополь очень уважаю…

В понедельник симферопольцы приняли целебную дозу «ДДТ»… Для тех, кто не понял иронии, поясню: ДДТ — был такой яд. Но в стране, где горчат апельсины, подобные «яды» слаще меда…

Напечатано в газете "Крымское время"  26 Апреля 2007


Рецензии