Земной путь глава 9

9
   Роман налил себе вторую рюмку и, не предлагая Сергею, залпом выпил ее.
   - Однако, что это мы, в самом деле, завели разговор про водку. Как будто нам и поговорить больше не о чем. Ну ее к лешему! Расскажи-ка лучше о себе. Я тебя с самой школы не видел. Хотя нет, вру. Лет двадцать назад мы, все-таки, виделись. Ну, все равно, ты очень изменился. В школе ты был худой, хилый. А сейчас, ты, погляжу, сильно окреп. Занимался бодибилдингом?
   - Да, увлекался в молодости, - без особого интереса произнес Сергей.
   - И когда это началось, и когда кончилось?
   - Началось в армии, закончилось лет в тридцать. По-крайней мере, закончилось всерьез. Поддерживать форму я стараюсь и до сих пор.
   - Ты служил в армии? – с интересом спросил Роман. – В каких войсках?
   - Как это ни странно, в десантных. Чуть не попал в Афганистан из-за этого. Сам не знаю, каким чудом мне удалось этого избежать. Наверное, Бог сберег. А иначе не знаю, что и было бы со мной. Оттуда ведь или совсем не возвращаются, либо возвращаются, в основном, моральные или физические калеки.
   - Да уж, согласился Роман. – Я знаю некоторых, кто прошел Афган; ничего хорошего их, после этого, не ждало. Действительно, многие из них психически неполноценные люди, многие подсели на наркотики.
   Роман сочувственно покачал головой.
   - Эх, страшная эта штука, горячие точки. В наше время Афган, сейчас Чечня. Мне-то повезло, я вообще в армии не служил.
   Роман довольно рассмеялся собственным словам. Улыбнулся и Сергей.
   - Где ты сейчас живешь? – спросил Роман, отправляя в рот новую порцию салата.
   - Да все там же, где и жил.
   - В родительской квартире? А как мать с отцом?
   Сергей помрачнел, и потупил глаза.
   - Они умерли. Отец два года назад, мать, вот, совсем недавно.
   Роман попытался изобразить на лице скорбь, но ему это не слишком удалось, в душе у него было полное безразличие.
   - Ты женат, семья есть?
   Сергей покачал головой.
   - Нет.
   - Разведен, что ли?
   - Почему разведен? Просто не женат.
   - За столько лет, и ни разу не женился? – удивился Роман.
   - Так уж сложилось, - пожал плечами Сергей. – Не каждому же жениться.
   Роман понимающе кивнул.
   - Ну, а ты как, женат? И где ты живешь? – спросил Сергей.
   - В данный момент я разведен, а живу возле набережной.
    Роман назвал адрес.
   - Престижный район, - заметил Сергей.
   Роман согласно кивнул.
   - И квартирка престижная.
   - Чем занимаешься?
   - Я, Серега, бизнесмен, - с гордостью произнес Роман. – Имею свой магазин, и провожу торговые сделки. В общем, для счастья хватает.
   - Да, сегодняшнее понятие о счастье сводится к деньгам, - заметил Сергей.
   - А в чем же оно еще может быть? – изумился Роман. – Счастье – это когда ты все можешь себе позволить, можешь удовлетворить любой свой каприз. Вот ты, например, где работаешь? Или чем занимаешься?
   - Я – охранник.
   - С лицензией? – с интересом спросил Роман.
   - С лицензией, - улыбнулся Сергей.
   - А что охраняешь?
   - В последнее время охранял одну фирму. Она, правда, разорилась и я, пока, безработный.
   - Без работы, следовательно, без дохода, - выразил мысль Роман.
   - Естественно, - согласился Сергей.
   Роман достал из кармана пачку сигарет, и протянул ее Сергею.
   - Угощайся.
   - Я не курю, - улыбнулся в ответ Сергей.
   - Ну-у, Серега, ты прямо как не мужик, - протянул Роман. – С тобой даже как-то скучно. Ну, что это такое, не пьешь, не куришь, женщинами, наверное, тоже не интересуешься. Для чего же ты тогда живешь? Неужели тебе не скучно?
   - Да нет, не скучно.
   - Ну, как это может быть? Я бы от такой жизни с тоски бы сдох. Чем же ты вообще занимаешься?
   Сергей сделал неопределенный жест.
   - Нет, ну все-таки, для чего ты живешь? Какое удовольствие тебе от такой жизни?
   - А разве жизнь нам дана для одних удовольствий? – спросил Сергей.
   - А для чего же еще? – удивился Роман. – Для чего вот ты живешь? Что-то ведь имеет для тебя ценность?
   - Имеет, - признался Сергей.
   - Тогда что это?
   Сергей помялся, либо не желая отвечать, либо не зная как выразить свою мысль.
   - Нет, ты ответь мне, - настаивал Роман. – Если все нормальные для людей развлечения тебе чужды, тогда что имеет смысл для тебя?
   - Я верю, - медленно начал Сергей, - что за все наши дела, рано или поздно, нам всем придется держать ответ. За каждый наш поступок, за каждое наше стремление, и за все наши помыслы.
   - А-а, - понимающе протянул Роман. – Веришь в Бога? Что ж, это сейчас модно; ходить в церковь, ставить свечки, прикрывать Богом все свои дела.
   - Нет, - возразил Сергей. – Это было модным в девяностые годы. Тогда, действительно, стало модным носить кресты золотые, свечки ставить, как ты говоришь. Но сейчас, те из людей, которые к вере в Бога относились как к моде, перестали и в храм ходить, и кресты носить. Не модно это стало, тут ты метко сказал. Мода на это прошла, и в храмы теперь, в основном, ходят те, кто, действительно, имеет хоть какую-то веру. И потом, я говорю не о хождении в храм, а об образе жизни, о жизни по заповедям. 
   - А, перестань, - поморщился Роман. – Ты хочешь сказать, что те, кто ходят в храмы, живут праведной жизнью? Или хотя бы пытаются жить? Как бы ни так! Никто из верующих не стал ни на йоту лучше.
   - Я и не говорил, что они стали лучше. Просто в их сознании что-то изменилось, и они стали искать путь к тому, кто мог бы их защитить от несправедливостей жизни.
   - О! Вот именно! Они ищут того, кто им даст то, чего они не смогли получить в этой жизни! И при чем здесь вообще Бог? Им нужен тот, кто им даст! А Бог ли это будет или дьявол, людям совершенно безразлично. Людям нужен тот, кто им даст!
   Лицо Сергея омрачилось.
   - К сожалению, в подавляющем большинстве случаев, ты прав.
   - Конечно, - торжествующе произнес Роман. – И люди совершенно не стремятся стать лучше, они хотят лишь того, чтобы тем, кому сейчас хорошо, стало плохо, и наоборот. Даже более того, никто не пожелает никому ничего хорошего, только самому себе, а о том, чтобы самим исправляться, как учил тому Иисус Христос, даже речи нет. Вот ты, например, считаешь себя верующим, ведь так?
   Сергей чуть помедлил с ответом.
   - Считаю, - осторожно произнес он.
   - А стал ли ты сам лучше от того, что стал верующим? А?
   - Нет, - честно признался Сергей. – Я не считаю, что я стал лучше.
   - Ну, вот видишь! Так что все твои слова о том, что ты веришь в то, что тебе придется за все отвечать, являются лишь лицемерием. Ты, так же, как и все остальные, ждешь от Бога лишь того, чтобы он дал тебе то, чего ты сейчас не имеешь. А то, что ты, будто веришь в воздаяние за дела, ты сказал лишь специально для меня, после того как узнал, что я, в своей жизни, преуспеваю больше, чем ты. И тобой двигала лишь старая извечная зависть к тем, кто живет лучше, зависть бедного к богатому. Когда ты произносил эти слова, то тобой двигало исключительно это самое чувство. Я ведь прав?
   Сергей опустил глаза, и явно задумался.
   - Вот я, например, не верю в Бога,  - продолжал Роман. – Я говорю тебе это честно и открыто. А почему? Да потому что у меня есть все, что мне нужно. Мне повезло в этой жизни. Следовательно, мне и не нужно думать ни о каком Боге. А те, кого ты называешь верующими, на самом деле просто завистники, либо глубоко обездоленные люди, которым не на что больше надеяться, кроме как на чудо. Вот и все! Ничего более.
   - А если, все же, есть некий Высший судья, который спросит со всех и с каждого?
   - Старо все это, Серега, старо! – сморщился Роман. – Я даже говорить не хочу на эту тему. Обо всем этом долбят фанатики уже не одну тысячу лет, и ничего от этого не меняется. Все это лишь слова.
   - А что если это не просто слова? – таинственно спросил Сергей.
   - А если и в самом деле каждому придется отвечать за свои поступки, то спасения все равно не будет никому. Так что и нечего об этом думать. Все равно от нас ничего не зависит.
   - В том-то и дело, что зависит, - возразил Сергей.
   Роман раздраженно махнул рукой.
   - Ой, ну прекрати! Ты сейчас начнешь разводить здесь религиозные дискуссии, а им нет конца и края. Я не силен в этой философии, которая, вот именно, является просто философией, и ничем больше. Если даже Бог и существует, то никто не знает его промысла и замыслов. Не дано это знать человеку, чтобы там не заявляли все эти пророки. Они же сами говорят, что пути господни неисповедимы. А если никто не знает, то зачем забивать себе голову вопросами, на которые нет ответа? Зачем портить самому себе жизнь? Нужно просто жить, и радоваться, получать от жизни удовольствия, которые она сулит. А иначе можно просто-напросто сойти с ума, от всех этих неразрешимых вопросов. Ни к чему это, Серега, совершенно ни к чему. Выбрось ты все это из головы, и не превращай собственную жизнь в ад. И вообще, не хочу я вести эти извечные споры о бытие Божьем. Не хочу! Давай прекратим об этом.
   Сергей пожал плечами.
   - Хорошо, но ведь ты же сам просил меня поведать тебе о том, что имеет смысл для меня.
   - Верно, - согласился Роман. – Но давай больше не будем об этом, хорошо?
   - Хорошо.
   - Ты, как я понял, придерживаешься логики о том, что деньги – это зло. Это обычное самооправдание для тех, кто не имеет денег. Но это логика насквозь лицемерна, потому что это логика завистника. Для человека, по-настоящему, равнодушного к деньгам, такого вопроса вообще стоять не может. Он не будет считать себя униженным оттого, что живет беднее других, поскольку он ценит совершенно иные качества в людях. А значит, на богатства других людей он даже и смотреть не будет, и вести разговоры на эту тему не будет. Вот скажи, неужели же тебе самому никогда не хотелось быть богатым? Вот, скажи честно.
   - Но я вовсе не против богатства, - возразил Сергей. – В Библии говорится: «Не прикладывайте к деньгам сердца». Это означает, не делать из денег символа счастья. Не живите ради того, чтобы зарабатывать деньги, а зарабатывайте деньги для того, чтобы облегчать себе жизнь.
   - Но я именно так и поступаю! – воскликнул Роман. – Я использую свои деньги так, чтобы мне легче жилось, и все. Использую их так, чтобы жизнь не была мне в тягость. Но ты мне так и не ответил. Хотелось ли тебе когда-нибудь быть богатым или нет?
   - Хотелось, - признался Сергей. – Хотелось, когда я был молод, но всему свой возраст. Я вышел из того возраста, когда хочется быть богатым.
   - Как это так? – изумился Роман.
   - А очень просто. Для чего нужно человеку богатство? Для того чтобы вести легкую жизнь, иметь хорошую машину, желательно иномарку, красиво, модно одеваться, обедать в ресторанах, соблазнять молоденьких девчонок. Ведь так, верно?
   - Ну, в общем, верно, - согласился Роман.
   - Но всего этого хочется в молодости, в том возрасте, когда тебе от пятнадцати до тридцати лет. После тридцати человек, обычно, остепеняется, заводит себе семью. Ему уже не хочется делать все напоказ, вызывая у окружающих зависть. Одним словом, запросы у человека понижаются. А что происходит с человеком, вернее с его душой, когда ему переваливает за сорок? Особенно в том случае, если у него нет семьи; нет жены, нет детей? Нужно ли ему будет богатство? Я думаю, нет. Что в моем возрасте делать с богатством? Тратить деньги на прогулки с девочками? Это неразумно. Ходить по ресторанам и развлекаться? Нет, в моем возрасте уже не хочется развлечений, по крайней мере, таких, каких хотелось в молодости. Красиво одеваться, быть модным? Но, в моем возрасте это тоже становится безразличным и совершенно не обязательным. Что еще? Ездить на иномарке? То же самое. Красоваться и рисоваться в моем возрасте становится просто глупо. Я, например, хочу иметь просто нормальный автомобиль, который бы не ломался, и надежно служил мне. Отечественный автомобиль. Иномарка мне совершенно не нужна, так как будет вызывать зависть у соседей и желание угнать ее у угонщиков. Вот и все. Следовательно, в нашем возрасте совершенно не нужно богатство.


Рецензии