Место Украины в Европе

Старый друг, живущий за океаном, решил сделать мне подарок. Написал: мол, что ты все, брат Алексей, крымским портвейном тешишься. Пора, дескать, припасть к историческим истокам, а именно  пригубить сей виноградный напиток на его родине — в Португалии! В подтверждение своего предложения приложил квитанцию забронированного на мое имя номера на одной из вилл Лиссабона. Приезжай, писал друг, купи только билеты, а все прочие расходы — не твоя печаль.

 
Европа у моих ног

Решено! После телефонной записи в консульстве помчал меня поезд в Киев за визой. Ведь чтобы попасть в Европу, как оказалось, недостаточно купить билет (так поступали наши дремучие прадеды), а нужна особая разрешительная нашлепка в загранпаспорт.
— К чему это? — размышлял я в дороге. — Ведь мы и так живем в Европе! Я про это даже передачу смотрел. Два вусатых пана-депутата доказывали, что Украине не по пути с Россией, мол, россияне большей частью своей находятся в Азии, а мы двумя ногами увязли в Европе, и географический центр Европы находится «в Украине», и наше будущее — по определению в Евросоюзе.
— А Португалия, — додумывал я на верхней полке, — к тому же  похожа на Украину — такая же героическая, хотя и малозаметная страна. И тоже находится на окраине («на украине», как говаривали раньше) Европы.
— А если так, — мечтал я,— проблем с визой быть не должно. Наоборот, встретят как желанного гостя, и пока суетливый консул будет приклеивать визу в паспорт, красавицы португалки поднесут мне бокал шампанского.

 
Бумаги пришли в движение

...Не ошибся я только насчет красавиц, работающих в консульстве. С ним все в порядке, и охранника (и консультанта по различным вопросам) в отсутствии деликатности не упрекнешь.
Да только визу мне не выдали. А забрали загранпаспорт и ворох требуемых документов, в которых я доказывал, что цель моей поездки — туризм и оставаться жить в Стране заходящего солнца я не намерен. А почему они боятся, что кто-то останется? Неужели такую процветающую европейскую страну, как Украина, можно покинуть навсегда? Однако посоветовали мне не умничать и дождаться вердикта: консул будет решать: пущать меня или нет.
— К чему все это? — не успокаивался я. — Если бы моя персона находилась в розыске, может быть, тогда меня бы и не следовало пускать. А какие еще могут быть причины для невыезда?
Но дискутировать со мной не собирались, велели приехать за решением через три недели.
И снова душный переполненный поезд в Симферополь. Объяснения на работе, очереди в кассе, покупка очередного билета в Киев, и снова утомительная дорога в Мать городов русских. На этот раз — за победой.

 
Велено не пущать

 В победе я не сомневался. Отказать готовому воспеть гостеприимную Европу журналисту, к тому же члену ФИЖЕТ (Международной федерации журналистов, пишущих о туризме), было бы глупо...
...Милая девушка из консульства вздохнула сочувственно: «Вам отказано...» Причины отказа украинцам никогда не объясняют. А зачем? Кто мы такие, чтобы перед нами расшаркиваться? Ну не понравилась консулу моя борода, к чему разговоры… Я почувствовал холодок в спине, и мне показалось, что охранник Юра тихо подходит сзади и защелкивает на моих запястьях наручники…
Девушка из консульства пожалела меня, побледневшего:
— Но Вы можете написать личное письмо в произвольной форме на имя консула, убедить его... Вы же писать можете? Вы же журналист?....
И тогда я написал. Я написал такое письмо г-ну консулу, что если он вздумает прочесть его на главной площади Лиссабона, то из глаз установленного на ней памятника маркизу де Помбалу брызнут слезы...
Я оставил письмо и пошел гулять по Киеву. На душе было тревожно.

 
Рифма для Европы

В Киеве приятно гулять по Крещатику, есть одноименное мороженое и смотреть на кичевые позолоченные скульптуры на майдане Незалежности. А стоит свернуть в сторону… Я проходил мимо других посольств и видел ужасающие картины: толпы людей, изнывающих от жары в очередях, спящих на газонах, сгорбившихся в тени деревьев… Даже в польском посольстве, этой страны-осколка Российской Империи, была толпа!
В эти дни во Францию на фестиваль пытался выехать детский ансамбль «Дети Украины». Бюрократы из посольства также начали мурыжить детей с визами (так бы они были строги с арабами, наводнившими страну). И тут руководитель танцевального ансамбля додумался вот до чего… Он убедил ребятню переодеться в национальные костюмы и плясать народные танцы перед посольством! Около трех часов на раскаленном солнце продолжался безумный спектакль. Я думаю, детки уверовали в демократию и в европейскость Украины до конца жизни! Работники посольства попросили прекратить пляски, потому что посол … раздражается. Виза детям (виват, Франция!) была выдана.
Я сам уже подумал отплясать лезгинку на манер Кисы Воробьянинова перед португальскими окнами, да не оказалось времени: пора на вокзал, в душный вагон — и на юга. А через неделю снова сюда, за ответом.

 
Русские не сдаются

Неделя прошла в кошмарных снах. И снова вокзал. Перрон. Вагон. Я начинаю привыкать. И даже обживаться в вагонных апартаментах. Даже начал подмечать различные детали. Так, в пассажирском поезде №40 Севастополь — Киев, в плацкарте, за чай без лимона проводники у меня всякий раз требовали по две гривны, зато в спальном комплекте не было гигиенических салфеток. Возвращался я  о б ы ч н о поездом №27, салфетки в спальном комплекте были, и чай стоил только гривасик.
Поездные чудеса на этом не заканчивались: я проснулся ночью от того, что по окну хлестал дождь. К счастью, я спал чутко (а можно ли в поезде спать по-другому?) и быстро сообразил, что дождь идет не снаружи вагона, а ...внутри! Какой-то алкаш улегся ночью без матраца на верхнюю полку и... «протек». Пострадала только простыня, которой я укрывался, однако спать на подмоченной перине я уже не решился. Для разнообразия собрался отметелить «поливальщика», но, так как тот был пьян мертвецки, оставил его в покое и перебрался в другое место.
Да все это мелочи, завтра мне должны были выдать визу!

 
Верный способ похудеть

Выдача виз затягивалась. Меня трясло не на шутку. Чтобы отвлечься, открыл газету. Депутат бундестага от Христианско-демократического союза (ХДС) Георг Ширмбек подверг в прессе резкой критике порядок выдачи немецких виз гражданам Украины. Он считает его слишком жестким. По его словам, со студентами, топ-менеджерами и специалистами обращаются как с проститутками или преступниками даже в тех случаях, когда у них на руках приглашения от солидных немецких фирм.
Признание депутата вызвало горькую улыбку. А когда подошел мой черед у окошка в консульстве, очаровашка ответила, что паспорта еще не пришли, приезжайте, мол, через месяц. Я пытался объяснить, что время моего отдыха в Лиссабоне фиксировано, что номер забронирован заранее на определенный срок и срок этот начинается через пару дней. Я уже не хотел визы. Я уже хотел, чтобы вернули мой паспорт. Но паспорт был в пути.
— Ладно, — смягчилась блондинка, — приходите послезавтра.
Приходите! Как будто я живу где-то рядом, на Шулявке! Все мои киевские друзья разъехались, остановиться было негде, и я отправился в Симферополь, чтобы сразу по прибытии купить билет в Киев и через день сесть в поезд до столицы незалежной. В четвертый раз. Замечу, что за время поездок я похудел на несколько кило. Рекомендую!

 
Запоздалый триумф

...Прошло еще некоторое количество часов. Поезд. Метро. Консульство. Мое послание к консулу все же возымело действие. Есть виза! Сегодня вечером меня ждут в Лиссабоне! Европа раскрывает объятия.
В авиакассу я зашел с видом Ганнибала, покорившего Альпы на слоне. И не спешно так, четко, картинно, слегка небрежно, заявил кассирше: билетик туда и обратно... Я не сказал куда? В Лиссабон, ясное дело!!! Девушка кивнула и назвала сумму.
Вот тут я немного замялся. Дело в том, что если покупать билет заранее — за месяц хотя бы, можно купить «недорогой» за
390 евро в оба конца. Но в последние часы перед вылетом остались только самые дорогие рейсы и билеты на них. Ниже 860 евро  не было…
Заранее же бронировать билеты смысла не было. В случае отказа в визе вернули бы гроши. Взять билет в один конец также было нельзя: на границе завернули бы.

...Я покидал авиакассу под злорадные взгляды собравшихся. С таким видом уходил герой Ильфа и Петрова из зала аукциона. Португальские стулья уплывали. Теперь уже навсегда.
В поезде я напился. Напился вдрызг. Начал с бутылки крымского портвейна, который вез в Лиссабон для сравнения. А что сравнивать, наш портвейн самый лучший в мире!!! Далее незнакомые пассажиры утешали меня коньяком и пивом. Утром рассказывали, что в состоянии аффекта я тыкался мокрым от слез лицом в пышную форменную грудь проводницы и требовал ответа:
— Скажи, сестра, — икал я, — если мы — Европа, то почему же нас самих в себя не пускают?!
Жаль, что никто не запомнил, что ответила мне эта терпеливая женщина...
 

Опубликовано в газете "Крымское время"  18 Июля 2007


Рецензии
Аполитично рассуждаете, товарищ Васильев. В то время, когда весь украинский народ должен перед лицом общей опасности тесно сплотиться вокруг своего вождя (или сколько их там, ****ей?), Вы своими легкомысленными рассказиками даёте повод нашим лютым врагам, россиянам, хохотать над нами?!!! В молчанку будем играть?!!!!!

Лазарь   18.01.2009 13:10     Заявить о нарушении
Сейчас, Виктор, место Украины по прежнему там же, но глубже))

Алексей Алексеевич Васильев   04.07.2009 12:20   Заявить о нарушении